Вениамин (Зыков) (1870 - 1937), архидиакон, преподобномученик
Память 19 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых
В миру Зыков Василий Иосифович, родился 28 февраля 1870 года в пос. Нижнетагильский Завод Верхотурского уезда Пермской губ. (ныне г. Нижний Тагил Свердловской обл.), в семье кузнеца.
В 1894 году поступил в Верхотурский Никольский монастырь, по собственному признанию о.Вениамина - "как только встал на ноги, ушел в монастырь". 1 января 1896 года зачислен в число братии. Вскоре переведен в екатеринбургский архиерейский дом.
В 1899 года пострижен в монашество с именем Вениамин, 11 апреля того же года рукоположен во иеродиакона. 6 декабря 1903 года по собственному прошению возвращен в Верхотурский монастырь.
12 сентября 1907 года, в день памяти перенесения мощей св. прав. Симеона Верхотурского, Екатеринбургский и Ирбитский еп. Митрофан передал в дар настоятелю монастыря игум. Ксенофонту (Медведеву) и иеродиакону Вениамину священническое и диаконское облачения, сшитые имп. Александрой Феодоровной.
В послужном списке о. Вениамина за 1913 год отмечено, что он "качеств очень хороших, к послушаниям способен и усерден". Отличался ревностью в монашеской жизни, прямым характером.
Во время кощунственного вскрытия мощей прав. Симеона Верхотурского, устроенного властями 25 сентября 1920 года, в день празднования перенесения мощей святого, о. Вениамин был единственным, кто громко возгласил: "А мы верили и будем верить угоднику Божиему праведному Симеону, и прошу вас не кощунствовать!" В тот же день инок был арестован по обвинению в "открытой агитации и сопротивлении вскрытию мощей", доставлен в ГубЧК. Следователь написал заключение о том, что
2 октября 1920 года о. Вениамину было предъявлено обвинение в "контрреволюционной деятельности", неподчинении распоряжениям власти и призывах к восстанию. 24 ноября к обвинениям добавили расхищение монастырского имущества, и дело было передано в Губревтрибунал. 28 июня 1921 года коллегия Екатеринбургской ГубЧК приговорила архим. Ксенофонта и о. Вениамина к двум годам принудительных работ без содержания под стражей.
11 октября церковноприходской совет при храмах Верхотурского монастыря обратился в ЧК с ходатайством об освобождении архим. Ксенофонта и архидиак. Вениамина и разрешении им вернуться в Верхотурье. 28 ноября 1921 года ГубЧК вынесла постановление о досрочном освобождении иноков. О. Вениамин вернулся в Верхотурский Никольский монастырь.
В 1924 году он был снова арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей, заключен на шесть месяцев в тюрьму.
В августа 1925 года был вновь арестован в числе братии Верхотурского монастыря в ходе следствия по делу о распространении "контрреволюционного" письма обновленческого епископа Николая Соловья (Соловейчика), в конце 1923 года эмигрировавшего из России и публиковавшего за границей заявления антисоветского характера. Письмо, найденное в Верхотурском монастыре, было написано Соловьём в Сан-Франциско и содержало фразы о том, что ряд важнейших мероприятий и реформ обновленческого синода "создаются и вырабатываются под давлением секретного отдела ОГПУ". Верхотурские иноки были помещены в тюрьму в Нижнем Тагиле, обвинялись "в сношениях с белогвардейщиной, находящейся на содержании американских янки в Сан-Франциско, и в распространении контрреволюционного воззвания с призывом к вооруженной борьбе против советской власти". На заседании Уральского областного суда, которое проходило 20-22 октября 1925 года, часть обвиняемых была приговорена к различным срокам заключения, о. Вениамина признали невиновным в "антисоветской деятельности", но как "социально-опасный элемент" он был лишен права проживания в течение года в Кунгурском, Ирбитско-Туринском и Нижнетагильском округах Уральской обл. Он поселился в пос. Касли Уральской обл., служил в местной церкви, до 1932 года поддерживал переписку с архим. Ксенофонтом (Медведевым).
13 марта 1937 года был арестован вместе с другими клириками каслинского храма как "активный участник к/р группировки церковников", заключен в тюрьму в Челябинске. Проходил по групповому делу "Дело архимандрита Ардалиона (Пономарева), протоиерея Александра Можаева и других. Челябинская обл., г. В.Уфалей, 1937 г." . На допросах он не отрицал, что в связи с участившимися закрытием церквей и арестами священнослужителей вел "антисоветские и контрреволюционные" разговоры:
Из протокола допроса о.Вениамина от 13 марта 1937 года:
13 июня 1937 года особым совещанием при УНКВД СССР был приговорен к пяти годам ссылки в Казахстан. Отбывал срок в пос. Майское Бескаргайского района Павлодарской обл.
В ноябре 1937 года вновь был арестован, проходил по групповому делу "Дело архимандрита Григория (Ребезы) и др. г. Павлодар, 1937 г.". На допросе о. Вениамин сказал:
1 декабря 1937 года постановлением тройки при УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 2 декабря 1937 года в два часа ночи в Павлодарской обл. Место погребения неизвестно.
17 мая 1956 года был реабилитирован президиумом Павлодарского облсуда, а 4 сентября 1959 года - прокуратурой Челябинской области.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
С 2013 года память прмч. Вениамина (Зыкова) по неизвестной причине исключена из календаря Русской Православной Церкви, выпускаемого Издательством Московской Патриархии.
Литература
- Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Арх. № 19537. Т. 4; Архив ДКНБ по г. Павлодару и Павлодарской обл. Д. № 0789.
- Книга Памяти жертв полит. репрессий: Нижний Тагил, 1920-1980-е годы. Екатеринбург, 1999;
- Болтина В. Д., Шевелева Л. В. Книга скорби: Расстрельные списки. Павлодар, 1999;
- Нечаева М. Ю. За стенами древней обители: Четыре века истории Верхотурского Николаевского мон-ря. Екатеринбург, 2000. С. 65, 68-69
Использованные материалы
- Игум. Дамаскин (Орловский). "Вениамин (Зыков)" // Православная энциклопедия, т. 7, с. 624
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"