Прот. Михаил Кобозев с семьей |
Память 10 декабря, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 25 января [2] 1874 года в селе Спас-Леоновщина Егорьевского уезда Московской губернии в семье диакона церкви Преображения Иоанна Львовича и Марии Гавриловны Кобозевы. Крещён он был 5 февраля в той же церкви, воспреемниками были брат и сестра отца - Дмитрий и Мария Кобозевы.
В 1892 году окончил Скопинское духовное училище с правом поступления в Рязанскую духовную семинарию. Однако учёбе Михаил предпочёл практическую деятельность. Два года он был практикантом при церковноприходской школе села Дымова Скопинского уезда. В 1894 году получил свидетельство о звании учителя начальной школы. Свою самостоятельную педагогическую деятельность Михаил начал в приходской школе села Мурзинка Скопинского уезда Рязанской губернии. В 1897 году он обучался на церковно-учительских певческих курсах, которые закончил очень успешно, о чём имел соответствующее свидетельство.
Женился на Софии Николаевне. Дети: Николай, Иван, Вера, Антонина, Анна, Михаил (1915 г.р.).
В 1898 году был рукоположен во диакона епископом Рязанским и Зарайским Мелетием (Якимовым) и определен к Духовской церкви села Благие Раненбургского уезда Рязанской губернии. Одновременно с пастырским служением преподавал детям Закон Божий в Бахметьевско-Благовской церковноприходской школе.
В 1910 году был перемещён диаконом в раненбургскую Вознесенскую церковь.
В то время у Михаила Ивановича и Софии Николаевны было шесть детей, уже в Раненбурге в 1915 году в семье Кобозевых родился ещё один сын – Михаил. Они поселились в небольшом доме на Площадной улице (ныне это улица Калинина). В "Ведомости о Вознесенской церкви…" в графе "Сведения о поведении священнослужителей с их семействами" об отце Михаиле сделана краткая запись: "Весьма прехорошего".
В 1911 или 1913 году был рукоположен во священника.
В 1913 году он был утверждён в должности законоучителя Пригородной Лучинской земской школы.
После революции о. Михаил пытался сплотить верующих вокруг Православной Церкви. В семейном архиве внучки отца Михаила Т. М. Чубановой сохранился проект создания культурно-религиозной общины при Вознесенском храме. Кроме религиозного просвещения жителей города и его окрестностей, одной из главных целей, по мнению отца Михаила, для создаваемой общины должна стать "благотворительность на братских христианских добровольных началах". Следующая важнейшая задача: община "вообще содействует духовно-нравственному оздоровлению окружающей жизни (борьба с хулиганством и нравственной распущенностью, охрана детства и материнства)". На обратной стороне листа – список прихожан-раненбуржцев, которые, как считал отец Михаил, имели влияние на общественное мнение и могли бы принять активное участие в работе общины. Время не пощадило этот документ, и, к великому сожалению, имена и фамилии читаются лишь отрывками…
В 1932 году Вознесенская церковь была закрыта.
Отец Михаил в 1932 году вынужден оставить семью в Раненбурге. Он получил приход в селе Дмитриевский Боровок в соседнем Ново-Деревенском районе.
В 1933 году возведен в сан протоиерея архиепископом Рязанским Иувеналием (Масловским).
В 1937 году служил в той же церкви с. Благие, в которой начинал свое священнослужение. Служил ревностно, говорил: "Хочу пострадать за Христа".
26 октября 1937 года был арестован вместе с восемью священнослужителями Ново-Деревенского района Рязанской области. Их обвинили в создании контрреволюционной организации. Поводом послужило то, что 1 июля 1937 года все они собрались в с. Зимарово на престольный праздник Боголюбской иконы Божией Матери, что было квалифицировано как "контрреволюционное собрание".
Непосредственно отца Михаила обвинили в том, что он "…проводил антисоветскую и контрреволюционную деятельность, направленную на срыв всех проводимых мероприятий и озлобление колхозников против существующего советского строя". В следственном деле со слов одного из "сочувствующих власти" прихожан записано, что отец Михаил говорил: "Большевики живут только на обмане, расстреливают своих братьев, которые вместе с ними работали, а в Писании Божием так и сказано, что настанут времена: друг друга будут продавать, и брат будет стрелять брата, говорить будет ничего нельзя, так как камень, и тот будет предавать…"
Интересен факт, на который обратил внимание внук отца Михаила, Н. Н. Кобзев, в следственном деле в "Анкете арестованного" в графе "Состав семьи" нет упоминания об одной из дочерей – Анне. По словам Николая Николаевича, Анна Михайловна в то время жила не в Раненбурге, и, зная о грозящей его семье опасности, отец Михаил таким образом пытался отвести беду хотя бы от младшей из дочерей, всеобщей любимицы Анны.
Следователь, проводивший допросы, настойчиво требовал от отца Михаила признательных показаний против себя и других священников. Отец Михаил Кобозев в своих ответах неоднократно опровергал все обвинения следствия.
6 декабря 1937 года решением тройки при УНКВД по Рязанской области протоиерей Михаил Кобозев был приговорён к расстрелу.
Расстрелян 23 декабря 1937 года в тюрьме города Ряжска. Место захоронения отца Михаила неизвестно.
Реабилитирован по указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года.
Причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года.
Награды
- серебряная медаль "В память 25-летия церковной школы" ("за примерное и усердное ведение дела обучения детей")
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Александр Богданов "Избранный" // Липецкая газета: Итоги недели
[1] В некоторых источниках фигурирует фамилия Кобзев, однако внук о.Михаила, Николай, свидетельствует, что настоящая фамилия его деда именно Кобозев, а не Кобзев: "В 1949г. я потерял паспорт, и метрику прислали здесь с ошибкой. Так и пошло по жизни" - БД ПСТГУ
[2] По БД ПСТГУ. По Богданову - 4 февраля.