Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАСИЛИЙ (ЗЕЛЕНЦОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилукский. Фотография. 1925-1926 гг.
Сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилукский. Фотография. 1925-1926 гг.
Василий (Зеленцов) (1870 - 1930), епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии, священномученик

Память 25 января, 22 марта (Укр. [1]), в Соборах новомучеников и исповедников Российских, новомучеников и исповедников Соловецких, а также Воронежских, Рязанских, Санкт-Петербургских и Полтавских (Укр.) святых

В миру Зеленцов Василий Иванович, родился 4 апреля 1870 года в селе Зимарово Раненбургского уезда Рязанской губернии, сын протоиерея Боголюбской церкви в Зимарове.

В 1896 году окончил Рязанскую духовную семинарию по I разряду [2], в 1900 году - Московскую духовную академию действительным студентом, с правом на получение степени кандидата богословия. 19 сентября того же года был утверждён в этой научной степени [3]

По другим данным, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия [4].

В 1900 году назначен помощником инспектора в Красноярскую духовную семинарию, где с 1901 года на четвертом и пятом курсах преподавал практическое руководство для пастырей и литургику.

Затем до 1917 года, преподавал в разных духовных училищах, русский язык - в Мариупольском духовном училище, в Екатеринославской духовной семинарии - латинский язык и историю, исполнял должность епархиального миссионера [5].

Был избран членом Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. от мирян Рязанской епархии, активно участвовал в работе Собора. В полемике, развернувшейся вокруг вопроса о взаимоотношениях Церкви и государства, отстаивал необходимость независимости Церкви; критиковал позицию некоторых членов Собора, желавших добиться от государства содержания взамен на церковную свободу.

В 1918 году по окончании работы Собора был послан миссионером в Полтавскую епархию.

В 1919 году рукоположен во священника Полтавским архиепископом Феофаном (Быстровым), определен к Троицкой церкви Полтавы.

В Полтаве активно занимался миссионерской деятельностью, обходил окраины города для просвещения сектантов, баптистов, католиков, евреев. Помогал неимущим, содержал на своем иждивении четырёх детей-сирот, у которых умер отец-священник. Стремился привлечь к участию в богослужении всех молящихся, для деятельного противодействия насаждавшемуся государством безбожию организовал при Троицком храме молодежное Покровское христианское общество.

Священник часто проповедовал в разных храмах Полтавы. После того как в июле 1919 года город заняли войска генерала А. И. Деникина, свящ. Василий в Троицком храме и, по благословению архиепископа, в городском соборе, на площадях города после совершения молебнов часто произносил проповеди в поддержку белого движения. Когда деникинская армия и с ней часть духовенства уходили из Полтавы, священник решил остаться, по его просьбе губернатор предоставил для эвакуирующегося духовенства отдельный вагон. Ушедший с белыми настоятель храма Кадетского корпуса протоиерей Сергий Четвериков поручил часть церковного имущества священнику Василию, с тем чтобы последний передал его по назначению. Свящ. Василий исполнил это поручение, при передаче ценностей ему была дана соответствующая расписка, которая была изъята у него при обыске во время кампании по изъятию церковных ценностей и явилась "доказательством" его вины.

Во время изъятия церковных ценностей в 1922 году священник Василий обратился к верующим с призывом жертвовать голодающим хлеб, но не передавать властям богослужебные предметы, т.к. был уверен, что они не будут использованы для помощи голодающим. Священник обратился к властям с просьбой сообщить, сколько нужно хлеба для передачи голодающим, но не получил ответа, в городе началось массовое изъятие церковного имущества. В это время свящ. Василию стало известно содержание телеграммы начальника Полтавского ОГПУ вышестоящему начальству в Харьков, в которой тот отчитывался о ходе кампании по изъятию ценностей и сообщал о намерении приступить к арестам духовенства. Священник немедленно сообщил о телеграмме духовенству.

30 мая 1922 года был арестован, заключен в тюрьму в Полтаве. Сначала находился в общей камере, все продукты, которые ему передавали, распределял среди заключенных, затем был переведен в одиночную камеру.

Показательный судебный процесс по делу священника Василия проходил в здании Полтавского музыкального училища 9-12 августа 1922 года. 12 августа был зачитан приговор, священника обвинили в том, что он "призывал население к активной борьбе с варварами-большевиками, как гонителей, по его, Зеленцова, выражению, Евангелия и православной Церкви, предлагая населению поддерживать, кто чем может Добровольческую армию", в разглашении телеграммы ОГПУ, имевшей, по мнению суда, "характер государственной тайны", в сокрытии церковных ценностей храма Кадетского корпуса.

Суд пришел к выводу, что "вся деятельность Зеленцова, на протяжении 4 лет направленная к борьбе с советской властью, а равно и заявление гражданина Зеленцова, что своих убеждений он не меняет, заставляет революционный трибунал рассматривать гражданина Зеленцова как определенного нераскаявшегося контрреволюционера и врага трудящихся масс", и приговорил священника к расстрелу. Сразу же после вынесения приговора делегаты от полтавских заводов поехали в Москву ходатайствовать перед властями об изменении приговора, адвокат подал кассационную жалобу в Верховный трибунал. 20 августа 1922 года Верховный трибунал принял решение о замене смертной казни 5 годами тюремного заключения.

Отец Василий отбывал срок в общей камере городской тюрьмы. Почти каждый день верующие передавали ему продукты, среди заключенных священник пользовался уважением и любовью, его избавляли от исполнения тюремных нарядов. Обеспокоенная тем, что священник Василий пользовался среди заключенных авторитетом, тюремная администрация перевела его в харьковскую тюрьму. В это время полтавская пресса вела пропагандистскую кампанию против священника, в частности, в газете "Большевик Полтавщины" некий Капельгородский опубликовал сатирический "акафист" священнику Василию, в котором высмеивал священника и "предрекал" будущее его прославление Церковью.

В 1925 году священник Василий подал прошение о досрочном освобождении. В июне 1925 года при обозрении харьковской тюрьмы контрольной комиссией он заявил представителям комиссии:

"Убедившись, что советская власть стала народной властью и, уважая право народа самому по своему желанию выбирать и организовывать себе верховное правительство, я теперь ищу мира с сов. властью, обещаюсь по выходе из заключения отдать все свои силы исключительно на служение Церкви".

12 июня 1925 года был освобожден, вернулся в Полтаву. Будучи в заключении, священник помогал нищей с маленьким сыном, просившей подаяние у стен тюрьмы. Женщина умерла, священник стал заботиться о мальчике, впоследствии поселившемся вместе с другими воспитанниками у священника Василия.

В это время в Полтавской епархии возник раскол, который возглавил епископ Феофил (Булдовский). Свящ. Василий выступал с обличениями нового движения, приглашал в Троицкий храм, настоятелем которой являлся, сторонников епископа Феофила разъяснять свои позиции прихожанам. У тех, кто слушал проповеди священника Василия и других православных священников, а также выступления сторонников епископа Феофила, не оставалось сомнений в беззаконности нового раскола. 13 августа 1925 года священник был вызван на допрос в ОГПУ. Его обвинили в том, что он устраивает в храме религиозные диспуты и тем самым производит возмущение среди населения города. После допросов священник Василий был освобожден.

В августе 1925 года пострижен в мантию и возведен в сан архимандрита архиепископом Полтавским Григорием (Лисовским).

25 августа 1925 года хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Хиротонию в Троицком храме совершали архиепископ Григорий (Лисовский) и тайно прибывший в Полтаву Глуховский епископ Дамаскин (Цедрик).

Епископ Василий остался настоятелем Троицкого храма, по приглашению духовенства служил и в других храмах Полтавы. В храмах, где он служил, всегда было много молящихся, которые стремились услышать его проповедь, привлекавшую не красноречием, но верой, бесстрашием, искренностью. Принимал участие в решении общецерковных вопросов, предпринял усилия для умаления влияния григорианского раскола (письмо архиепископу Григорию (Яцковскому) 1 марта 1926 года), выступил против попыток Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) встать во главе церковного управления (письмо митр. Агафангелу 6 мая 1926 года).

Епископ Василий (Зеленцов). Москва, тюрьма ОГПУ. 1930 год. Фото с сайта fond.ru
Епископ Василий (Зеленцов). Москва, тюрьма ОГПУ. 1930 год. Фото с сайта fond.ru
27 августа 1926 года был вызван в Харьков и там арестован, затем препровожден в Бутырскую тюрьму в Москве. 30 августа Полтавское ОГПУ составило обвинительное заключение, таким образом характеризовав епископа:

"Желая создать себе авторитет и, кроме того, усилить тихоновщину как таковую, гражданин Зеленцов созывает нелегальный диспут с булдовцами, во время которого старается доказать, что единственная правая церковь это тихоновская. Почувствовав под собой твердую почву в лице своего авторитета среди верующих, Зеленцов переходит к будированию всей массы, подстрекая последнюю активно выступить и потребовать тихоновскому течению привилегий".

Полтавское ОГПУ рекомендовало выслать епископа Василия из Украины на три года. 24 сентября 1926 года особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило владыку к трём годам ИТЛ по обвинению в "дискредитации советской власти", епископ отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения.

Летом следующего года епископ Василий отправил два письма митрополиту Сергию (Страгородскому), в которых выразил несогласие с отдельными положениями "Декларации" 1927 года. Во втором послании, озаглавленном "Необходимые канонические поправки к Посланию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного при нем Патриаршего Священного Синода от 16 (29) июля 1927 г.", еп. Василий развивал свою главную идею о независимости церкви от государства и утверждал, что советская власть не может быть "от Бога, тогда как она уничтожает все, что есть Божьего на земле".

22 октября 1928 года в порядке разгрузки мест заключения был досрочно освобожден из лагеря и выслан на три года в Сибирь, поселился в деревне Пьяново Братского района Иркутского округа (ныне в черте села Большеокинского Братского района Иркутской области). В материалах следственного дела 1930 года содержатся сведения о том, что в ссылке епископ Василий "начал ряд богословских работ на тему: перевод литургии на русский язык с богословскими примечаниями... пояснения к кн. Апокалипсис... каноническое положение неправославных христиан и др.".

Священномученик Василий (Зеленцов). Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря
Священномученик Василий (Зеленцов). Алтарная роспись Московского подворья Соловецкого монастыря
Продолжая полемику с митрополитом Сергием, епископ Василий передал своим единомышленникам объемное сочинение "В чем состоит верность Христу в церковной жизни", в котором, по свидетельству того же следственного дела, "писал о неканоничности действий митр. Сергия и его Синода". Рукопись была размножена верующими и получила широкое распространение.

1 декабря 1929 года вышло распоряжение ОГПУ об аресте епископа Василия, 9 декабря сотрудники ОГПУ добрались до деревни, где жил епископ, произвели обыск и арестовали его.

В январе 1930 года был отправлен в Москву в Бутырскую тюрьму. В начале февраля было составлено обвинительное заключение, в котором ему ставилась в вину вся его предшествующая деятельность, его требование бескомпромиссности в отношениях Церкви к враждебному ей государству.

Расстрелян 7 февраля 1930 года по постановлению Коллегии ОГПУ от 3 февраля 1930 года, погребен в безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве [6].

В 1997 году был причтен к лику местночтимых святых на заседании Синода УПЦ. Прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

Молитвословия

Тропарь, глас 1:

Свято́е житие́ твое́ украси́в венце́м муче́ния,/ возше́л еси́, ра́дуяся, к небе́сным оби́телем./ И ны́не, предстоя́ Святе́й Тро́ице,/ священному́чениче Васи́лие,/ моли́ за гра́д тво́й// и вся́ лю́ди, соверша́ющия па́мять твою.

Кондак, глас 4:

Еле́ем ми́лости Христо́вой вся́ку ду́шу уврачева́в,/ и растерза́в я́ко паучи́ну ко́зни велиа́ровы,/ копие́м Сло́ва Бо́жия диа́вола умертви́л еси́, свя́те,/ и просла́вился еси́ в Ца́рствии Небе́снем,// о́тче свяще́ннейший.

Сочинения

  • В чем состоит верность Христу в церковной жизни (1928/29)
  • Общая картина отношений рус. высшей церк. власти к имябожникам в связи с вероучением об имени Божием // БТ. 1997. Сб. 33. С. 165-205;
  • Отрывок из письма митр. Сергию. «Необходимые канонические поправки» // Акты свт. Тихона. С. 520-521.

Документы, литература

  • ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 77;
  • ГАРО. Ф. Р-6775. Колл. по истории религии. Оп. 1. Д. 75.
  • Материалы (справки, биогр. данные, переписка) о новомучениках Рязанской земли;
  • ЦГА обществ. организаций Украины. Ф. 263. Оп. 1. Д. 65744. Т. 15;
  • Архив СБ Украины. Д. № 72073-фп;
  • Архив УСБУ по Полтавской обл. Д. № 2765-С. Л. 8-9, 20;
  • Архив УФСБ РФ по Иркутской обл. Д. № 15165. Л. 6, 12-13.
  • Сегодня. Рига, 1927. 24 июля. С. 2;
  • Собор, 1918. Деяния. Т. 1. С. 70; Т. 4. С. 52-53;
  • Расстрельные списки: Ваганьково. М., 1995. Вып. 2. С. 45.
  • Польский. Ч. 2. С. 34-47;
  • Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. С. 71, 395, 399, 437-439;
  • Серафима (Булгакова), мон. Восп. об архиеп. Петре (Звереве) // Троицкое слово. Серг. П., 1990. № 6. С. 12-27;
  • Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 22, 26, 52, 126;
  • Акты свт. Тихона. С. 443, 457, 520-521, 536, 848, 965;
  • Шкаровский М. В. Истинно-православные на Украине: По мат-лам следственных дел // Правосл. жизнь. Джорд., 1998. № 10;
  • он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 113-115, 278-279.
  • Черкасец Т. Священномученик Василий (Зеленцов) // "Мгарский колокол", № 87, апрель 2010 г.

Использованные материалы



[1]  Православний церковний календар. 2015. - К., Українська Православна Церква, 2014. - С. 43, 129.

[2]  "Выпускники Рязанской духовной семинарии 1896 года", генеологический сайт Бовкало А.А., - http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/ryazansem.html

[3]  "Выпускники Московской духовной академии 1900 года", генеологический сайт Бовкало А.А., - http://www.petrgen.com/bovkalo/duhov/mda.html

[4]  Православная энциклопедия, т. 7, 40-42 - http://www.pravenc.ru/text/150539.html

[5]  "Священномученик Василий (Зеленцов): Какое бы наказание вы ни вынесли мне, я должен его перенести без страха"// Сайт МДА - http://www.mpda.ru/site_pub/2521043.html

[6]  Его должны были расстрелять в Бутырской тюрьме, но по другой версии он был сброшен в тюремную выгребную яму в Лубянке.

Редакция текста от: 23.11.2015 00:10:52

"ВАСИЛИЙ (ЗЕЛЕНЦОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google