Троице-Сергиева Лавра. Общий вид |
- Адрес: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Лавра
- Тел.: (8-254) 4-53-34, 4-57-21 (заказ экскурсий); факс: 4-59-42 (канцелярия)
- Официальный сайт: http://www.stsl.ru/
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Монастырь был основан в 1337 году, когда в лесной непроходимой чаще Варфоломей, в будущем преподобный Сергий, и его родной брат, инок Стефан, поставили келью-сруб и рядом небольшую деревянную церковь Святой Троицы.
Через некоторое время Стефан ушел в Москву. Варфоломей же, оставшись на избранном месте, призвал к себе игумена Митрофана и постригся в иноки под именем Сергия. Святая и праведная жизнь Сергия привлекла к нему братию, которая избрала его в свои начальники в 1344 году.
С ростом числа пришедших в обитель насельников преподобный Сергий распорядился о значительной перестройке обители, ранее возводившейся без какого либо плана. Кельи располагались четверообразно, посреди них - церковь и трапезная; все эти сооружения были обнесены высокой дубовой стеной, такая планировка монастыря была принята при всех его дальнейших перестройках, сохранившись до наших дней.
В 1408 году обитель была сожжена татарами и вновь отстроена игуменом преподобным Никоном.
В 1422 году преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, состоялось чудесное обретение его мощей. С этого времени обитель приобрела значение центра религиозного движения всего православного русского народа. В конце XIV — начале XV вв. вокруг Лавры появились поселения (Кокуево, Панино, Клементьево и др.), в конце XVIII в. образовавшие Сергиев Посад.
Главную святыню обители составляет собор Св. Троицы, построенный в 1422 г. над гробом прп. Сергия Радонежского. Собор представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм из белого камня, стоящий на подклете. В XV - XVI вв. в соборе крестили наследников московского престола, целованием креста у гроба прп. Сергия скрепляли важнейшие договоры. В 1548 г. над гробом прп. Никона к собору пристроили придел. Ок. 1425 - 1427 г. над росписью собора трудился прп. Андрей Рублев, бывший также учеником прп. Сергия; в дальнейшем роспись неоднократно обновлялась, а не сохранившааяся нижняя часть была заново расписана в 1949 - 1954 гг. Для этого собора Андрей Рублев написал икону "Троица". В местный ряд входит и другая местночтимая икона "Сергий с житием", принадлежащая школе Дионисия и написанная в конце XVI в. В соборе стоит серебрянная рака над гробом Сергия Радонежского, исполненная по велению Ивана Грозного мастерами Оружейной палаты.
Если прежние настоятели обители были игуменами, 6 января 1561 игумен Елевферий был возведен в достоинство архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей Русской Церкви для него и его наследников.
В связи с созданием общей системы укреплений для защиты Русского государства монастырь превращается в первоклассную крепость. Начиная с 1540 г., в течении десяти лет были возведены мощные стены и башни, устроены запруды в окружающих башнях. Практически неприступная по тем временам крепость выдержала шестнадцатимесячную осаду польских войск с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г.
Вместе с началом строительства стен по велению Ивана IV Грозного было начато возведение собора Успения Пресвятой Богородицы. По архитектурному решению храм напоминает Успенский собор московского Кремля, несколько превосходя его по размерам. В 1606 г. под западной папертью собора было погребено тело Бориса Годунова, изъятое по велению Лжедмитрия II из царской усыпальницы в Кремле и первоначально захороненное в Варсонофьевском монастыре. Здесь же похоронены его жена и дочь. Позднее паперть была разобрана, а над могилами Годуновых построена палатка-усыпальница. Роспись храма была завершена в 1684 г. и в большей части сохранилась до наших дней.
В середине XVII в. в связи с усовершенствованием оборонительных сооружений были дополнительно построены четыре мощные восьмигранные башни, надстроены и укреплены стены.
Надвратная церковь во имя св. Иоанна Предтечи построена в 1693 г. Ее проходы украшает роспись со сценами из жизни прп. Сергия. Ворота под храмом являются парадным входом в монастырь.
Храм во имя иконы Смоленской Божией Матери был построен в 1746-1747 гг. на средства А.Г. Разумовского.
Венчает архитектурный ансамбль монастыря пятиярусная колокольня, построенная в 1741-1770 гг. Высота ее составляет 87 м (колокольня Новодевичьего монастыря имеет высоту 72 м, Иван Великий в Кремле - 81 м).
В 1742 году в Троице-Сергиевой обители была открыта духовная семинария, а в 1744 году монастырь был возведен в высший ранг Лавры. При секуляризационной реформе в 1764 году, по новым монастырским штатам, обители было определено особое содержание, превышавшее довольство даже первоклассных монастырей приблизительно в пять раз. При поставлении лаврского архимандрита Платона (Левшина) на Московскую кафедру 21 января 1775 года за ним его архипастырями-наследниками была закреплена должность священноархимандритов Лавры, а непосредственное ведение дел обители перешло к наместникам.
С 1814 года в Троице-Сергиевой Лавре находилась духовная академия.
В 1867 году была построена церковь праведного Филарета Милостивого, придел к храму Сошествия Духа Святого.
Разорение Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей прп. Сергия Радонежского. 5-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя. |
21 апреля 1946 года в Троице-Сергиевой Лавре были возобновлены богослужения. В том же году обители были возвращены мощи преподобного Сергия; сюда из Московского Новодевичьего монастыря были переведены Московские духовные семинария и академия.
10 октября 1994 года в Лавре состоялось обретение святых мощей святителей Иннокентия, Филарета и преподобного архимандрита Антония. 30 июня 1996 года на земле обители также были обретены мощи преподобного Максима Грека.
В скиту, основанном при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1844 году и сильно пострадавшем в годы советской власти, есть Пещерное отделение. Пещеры были выкопаны блаженным схимонахом Филиппом, в народе называемым Филиппушкой, с послушниками. Впоследствии Пещерное отделение стало центром московского старчества, во многом благодаря старцу иеромонаху Варнаве, прожившему в пещерах 47 лет и прославившемуся прозорливостью и чудотворениями как при жизни, так и после смерти. Мощи старца Варнавы покоятся в наземном соборе в честь Черниговской Божией Матери. Монашеская жизнь скита возобновлена. В Храме ежедневно совершаются богослужения и соборование.
Подворья
- Московское подворье (129090, Москва, 2-й Троицкий пер., 6а, 8/10в; тел.: 281-35-58);
- Санкт-Петербургское подворье (193167, наб. Фонтанки, 44);
- Покровский храм (Московская обл., с. Сабурово);
- бывший Троице-Варницкий монастырь (Ярославская обл., г. Ростов Великий; тел.: 8-08536-9-21-38, 9-21-93);
- храм во имя св. Марии Магдалины (Московская обл., г. Сергиев Посад, п. Смена; тел.: 4-99-38, после 20 час.);
- подворье Параклит (Московская обл., г. Сергиев Посад, п. Смена; тел.: 4-99-38, после 20 час.);
- храм свв. апп.Петра и Павла (Московская обл., г. Сергиев Посад);
- Пятницкое подворье (Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад; тел.: 4-50-13);
- Радонежское подворье (Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Радонеж; тел.: 3-26-94).
- храм Иверской иконы Божией Матери в г. Пересвете
- храм прп. Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля (Тульская обл., Куркинский район, у д. Ивановка)
- Дивноморский Сергиевский храм в г. Геленджике
Настоятели и наместники
- Митрофан ((1337) нач. 1340-х - 1344)
- прп. Сергий (1344 - 25 сентября 1392)
- прп. Никон (1392)
- прп. Савва (1392 – 1398)
- прп. Никон, 2-й раз (1398 - 17 ноября 1428)
- Савва II (1428 – 1432)
- Зиновий (1432 – 1445)
- Досифей I (1445 – 1448)
- прп. Мартиниан (1448 – 1455)
- свт. Вассиан (Рыло) (1455 – 1466)
- Спиридон (1467 – 1474)
- Авраамий (1474 – 1478)
- Паисий (Ярославов) (1479 – 1482)
- Иоаким (1482 – 1483)
- Макарий (1483 – 1488)
- Афанасий I (1488 – 1490)
- свт. Симон Чиж (1490 - 20 сентября 1495)
- свт. Серапион (1495 – 1506)
- Досифей II (Забела) (1506 – 1507)
- Памва (Мошнин) (1508 – 1515)
- Иаков (Кашин) (1515 – 1520)
- Порфирий I (1521 – 1524) [1]
- прп. Арсений Комельский Вологодский (1525 - 1529)
- Александр (1528 – 1529)
- свт. Иоасаф (Скрипицын) (1529 – 9 февраля 1539)
- Порфирий II (1539 – 1541)
- Алексий (1541 – 25 февраля 1543)
- Порфирий III (1543)
- Никандр (1543 – 1545)
- Иона (Шелепин) (1545 – 1549)
- Серапион (Курцов) (1549 – 1551)
- Артемий (Пустынник) (1551)
- Гурий (Лужецкий) (1552 - 1554)
- Иларион (Кирилловец) (1554 – 1555)
- Иоасаф (Черный) (1555 – 1560)
- Елевферий (1560 – 1562)
- Меркурий (Дмитровец) (1562 – 1566)
- Кирилл (ноябрь 1566 - 11 ноября 1568)
- Памва II (1568 – 1569)
- Феодосий (Вятка) (1569 – 1571)
- Варлаам I (1571 – 1577)
- Иона II (1577 – 1584)
- Митрофан (Дмитровец) (1584 – 1588)
- Киприан (Балахонец) (1588 – 1594)
- Кирилл (Завидов) (31 июля 1594 - 18 марта 1605)
- прмч. Иоасаф Боровский (18 марта 1605 - 1609)
- прп. Дионисий (Зобниновский) (1610 – 12 мая 1633)
- Нектарий (Вязлетин) (1633 – 1640)
- Адриан (1640 – 1656)
- Иоасаф (25 апреля 1656 – январь 1667)
- Феодосий II (1667 – 1674)
- Викентий (1674 – 1694)
- Иов (2 мая 1694 - 6 июня 1697)
- Евфимий (1697 – 1700)
- Иларион (Властевинский) (1701 – 1704)
- Сильвестр (Холмский-Волынец) (23 октября 1704 - 1708)
- Иоасаф (1708 – 1710)
- Георгий (Дашков) (1711 – 1718)
- Тихон (Писарев) (1718 – 1722)
- Гавриил (Бужинский) (20 марта 1722 - 30 октября 1726)
- Варлаам (Высоцкий) (1726 - 1737)
- Арсений (Воронов) (1737 – 1738)
- Амвросий (Дубневич) (1739 – 8 сентября 1742)
- Кирилл (Флоринский) (1742 – 1744)
- Феодосий (Янковский) (1742 - 1745)
- Арсений (Могилянский) (29 января 1744 - 1752)
- свт. Иоасаф (Горленко) (24 января 1745 - 1748)
- Афанасий (Волховский) (23 февраля 1753 – 1758)
- Гедеон (Криновский) (17/21 апреля 1758 - 1761)
- Лаврентий (Хоцятовский) (1761 – 1766)
- Платон (Левшин) (март 1763 - 1766)
- Платон (Левшин) (1766 - 21 января 1775)
- Московские митрополиты и патриархи (с 21 января 1775)
- Павел (Пономарев) (28 августа 1775 - 1782)
- Аполлос (Байбаков) (1782 - 1783)
- Досифей (Ильин) (1786 - 1793)
- Павел (Пономарев), иером. (упом. 1796)
- Сергий (Крылов-Платонов) (16 февраля - ноябрь 1803, упом. 16 ноября 1808)
- Самуил (Запольский-Платонов) (20 февраля 1810 - 1814)
- Никанор (Клементьевский) (1814 - 1818)
- Афанасий (Фёдоров) (? - 23 февраля 1831)
- прп. Антоний (Медведев) (10 марта 1831 - 12 мая 1877)
- Леонид (Кавелин) (3 июля 1877 – 22 октября 1891)
- Павел (Глебов) (21 декабря 1891 - 1 марта 1904)
- Товия (Цымбал) (6 марта 1904 - январь 1915)
- прмч. Кронид (Любимов) (9 января 1915 - 1920 (- 10 декабря 1937))
- Гурий (Егоров) (1945 - август 1946)
- Владимир (Кобец) (1946) и/о наместника
- Иоанн (Разумов) (10 августа 1946 - ноябрь 1953)
- Пимен (Извеков) (январь 1954 - 17 ноября 1957)
- Пимен (Хмелевский) (1957 - 22 декабря 1964)
- Платон (Лобанков) (22 декабря 1964 - 16 июля 1970)
- Августин (Судоплатов) (16 июля 1970 - 1972)
- Варнава (Кедров) (ок. 1970 - ок. 1972) и/о наместника
- Иероним (Зиновьев) (11 октября 1972 - 30 марта 1982)
- Евсевий (Саввин) (1982 - март 1984)
- Алексий (Кутепов) (27 марта 1984 - 30 ноября 1988)
- Феогност (Гузиков) (30 ноября 1988 - 31 марта 2002)
- Сергиево-Посадские викарии (с 31 марта 2002)
Литература
- Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
- Ильин М., Моисеева Т.. Москва и Подмосковье: Справочник-путеводитель.. Москва. 1979 .
- Беляев С. В память вечную будет праведник... : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1996 . № 12. с. 57-67.
- Беляев С. Обретение святых мощей прп. Максима Грека.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 9. с. 74-77..
- Григорьева Т. Встреча с Лаврой. Благовест. Самара. 1997 . № 19. с. 6..
- Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.
Использованные материалы
- "Летопись", официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры:
- http://www.stsl.ru/history/index.php - см. соотв. разделы
- Страница сайта "Русское Православие"
[1] Около этого времени также упоминается Евфимий (Подрез), хотя его имя в "Летописи" на сайте Троице-Сергиевой Лавры не значится.