Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Троице-Сергиева Лавра. Общий вид
Троице-Сергиева Лавра. Общий вид
Сергиева Лавра во имя Живоначальной Троицы, ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви в черте Сергиево-Посадской епархии

Монастырь был основан в 1337 году, когда в лесной непроходимой чаще Варфоломей, в будущем преподобный Сергий, и его родной брат, инок Стефан, поставили келью-сруб и рядом небольшую деревянную церковь Святой Троицы.

Через некоторое время Стефан ушел в Москву. Варфоломей же, оставшись на избранном месте, призвал к себе игумена Митрофана и постригся в иноки под именем Сергия. Святая и праведная жизнь Сергия привлекла к нему братию, которая избрала его в свои начальники в 1344 году.

С ростом числа пришедших в обитель насельников преподобный Сергий распорядился о значительной перестройке обители, ранее возводившейся без какого либо плана. Кельи располагались четверообразно, посреди них - церковь и трапезная; все эти сооружения были обнесены высокой дубовой стеной, такая планировка монастыря была принята при всех его дальнейших перестройках, сохранившись до наших дней.

В 1408 году обитель была сожжена татарами и вновь отстроена игуменом преподобным Никоном.

В 1422 году преподобный Сергий Радонежский был канонизирован, состоялось чудесное обретение его мощей. С этого времени обитель приобрела значение центра религиозного движения всего православного русского народа. В конце XIV — начале XV вв. вокруг Лавры появились поселения (Кокуево, Панино, Клементьево и др.), в конце XVIII в. образовавшие Сергиев Посад.

Главную святыню обители составляет собор Св. Троицы, построенный в 1422 г. над гробом прп. Сергия Радонежского. Собор представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм из белого камня, стоящий на подклете. В XV - XVI вв. в соборе крестили наследников московского престола, целованием креста у гроба прп. Сергия скрепляли важнейшие договоры. В 1548 г. над гробом прп. Никона к собору пристроили придел. Ок. 1425 - 1427 г. над росписью собора трудился прп. Андрей Рублев, бывший также учеником прп. Сергия; в дальнейшем роспись неоднократно обновлялась, а не сохранившааяся нижняя часть была заново расписана в 1949 - 1954 гг. Для этого собора Андрей Рублев написал икону "Троица". В местный ряд входит и другая местночтимая икона "Сергий с житием", принадлежащая школе Дионисия и написанная в конце XVI в. В соборе стоит серебрянная рака над гробом Сергия Радонежского, исполненная по велению Ивана Грозного мастерами Оружейной палаты.

Если прежние настоятели обители были игуменами, 6 января 1561 игумен Елевферий был возведен в достоинство архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей Русской Церкви для него и его наследников.

В связи с созданием общей системы укреплений для защиты Русского государства монастырь превращается в первоклассную крепость. Начиная с 1540 г., в течении десяти лет были возведены мощные стены и башни, устроены запруды в окружающих башнях. Практически неприступная по тем временам крепость выдержала шестнадцатимесячную осаду польских войск с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г.

Вместе с началом строительства стен по велению Ивана IV Грозного было начато возведение собора Успения Пресвятой Богородицы. По архитектурному решению храм напоминает Успенский собор московского Кремля, несколько превосходя его по размерам. В 1606 г. под западной папертью собора было погребено тело Бориса Годунова, изъятое по велению Лжедмитрия II из царской усыпальницы в Кремле и первоначально захороненное в Варсонофьевском монастыре. Здесь же похоронены его жена и дочь. Позднее паперть была разобрана, а над могилами Годуновых построена палатка-усыпальница. Роспись храма была завершена в 1684 г. и в большей части сохранилась до наших дней.

В середине XVII в. в связи с усовершенствованием оборонительных сооружений были дополнительно построены четыре мощные восьмигранные башни, надстроены и укреплены стены.

Надвратная церковь во имя св. Иоанна Предтечи построена в 1693 г. Ее проходы украшает роспись со сценами из жизни прп. Сергия. Ворота под храмом являются парадным входом в монастырь.

Храм во имя иконы Смоленской Божией Матери был построен в 1746-1747 гг. на средства А.Г. Разумовского.

Венчает архитектурный ансамбль монастыря пятиярусная колокольня, построенная в 1741-1770 гг. Высота ее составляет 87 м (колокольня Новодевичьего монастыря имеет высоту 72 м, Иван Великий в Кремле - 81 м).

В 1742 году в Троице-Сергиевой обители была открыта духовная семинария, а в 1744 году монастырь был возведен в высший ранг Лавры. При секуляризационной реформе в 1764 году, по новым монастырским штатам, обители было определено особое содержание, превышавшее довольство даже первоклассных монастырей приблизительно в пять раз. При поставлении лаврского архимандрита Платона (Левшина) на Московскую кафедру 21 января 1775 года за ним его архипастырями-наследниками была закреплена должность священноархимандритов Лавры, а непосредственное ведение дел обители перешло к наместникам.

С 1814 года в Троице-Сергиевой Лавре находилась духовная академия.

В 1867 году была построена церковь праведного Филарета Милостивого, придел к храму Сошествия Духа Святого.

Разорение Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей прп. Сергия Радонежского. 5-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.
Разорение Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей прп. Сергия Радонежского. 5-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.
Вскоре после Октябрьской революции декретом Совнаркома за подписью Ленина Лавра в 1920 году была превращена в музей. Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, являвшееся одним из главных звеньев широкой антицерковной кампании властей по вскрытию святых мощей. Годы гонения на церковь были нелегкими и для обители. В 1938-1940 годах была разрушена церковь Филарета Милостивого, а находившиеся в ней могилы святителя Иннокентия (Вениаминова), святителя Филарета (Дроздова), и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) осквернены и разграблены, честные же мощи угодников Божиих были свалены в одну яму вперемешку с мусором. В 1930-е годы была уничтожена палатка над местом захоронения преподобного Максима Грека.

21 апреля 1946 года в Троице-Сергиевой Лавре были возобновлены богослужения. В том же году обители были возвращены мощи преподобного Сергия; сюда из Московского Новодевичьего монастыря были переведены Московские духовные семинария и академия.

10 октября 1994 года в Лавре состоялось обретение святых мощей святителей Иннокентия, Филарета и преподобного архимандрита Антония. 30 июня 1996 года на земле обители также были обретены мощи преподобного Максима Грека.

В скиту, основанном при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1844 году и сильно пострадавшем в годы советской власти, есть Пещерное отделение. Пещеры были выкопаны блаженным схимонахом Филиппом, в народе называемым Филиппушкой, с послушниками. Впоследствии Пещерное отделение стало центром московского старчества, во многом благодаря старцу иеромонаху Варнаве, прожившему в пещерах 47 лет и прославившемуся прозорливостью и чудотворениями как при жизни, так и после смерти. Мощи старца Варнавы покоятся в наземном соборе в честь Черниговской Божией Матери. Монашеская жизнь скита возобновлена. В Храме ежедневно совершаются богослужения и соборование.

Подворья

Настоятели и наместники

Литература

  • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне... [1910]. (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  • Ильин М., Моисеева Т.. Москва и Подмосковье: Справочник-путеводитель.. Москва. 1979 .
  • Беляев С. В память вечную будет праведник... : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1996 . № 12. с. 57-67.
  • Беляев С. Обретение святых мощей прп. Максима Грека.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 9. с. 74-77..
  • Григорьева Т. Встреча с Лаврой. Благовест. Самара. 1997 . № 19. с. 6..
  • Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

Использованные материалы



[1]  Около этого времени также упоминается Евфимий (Подрез), хотя его имя в "Летописи" на сайте Троице-Сергиевой Лавры не значится.

Редакция текста от: 25.10.2023 18:06:55

"ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google