Николай Сергеевич Георгиевский (1865 - 1931), протоиерей, священномученик
Память 28 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1865 году в селе Коломенское Нагатинской волости Московского уезда Московской губернии в семье священника.
По окончании в 1886 году Московской духовной семинарии он был рукоположен во священника и служил в храмах Московской епархии.
В начале XX столетия он служил в Космодамиановском храме в поселке Болшево Мытищинской волости Московского уезда. В 1900 году стараниям отца Николая и местных благотворителей был достроен южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Отец Николай был возведен в сан протоиерея и долгое время был благочинным храмов Мытищинского района.
В начале 1930 года безбожникам удалось добиться закрытия Космодамиановского храма, но верующие не согласились с этим и направили к властям ходоков с ходатайством об открытии храма. С просьбой воспрепятствовать уничтожению храма обратился к верующим и отец Николай, и 15 апреля 1930 года храм вновь был открыт и приведен в порядок после разгрома.
В отместку представители власти стали собирать сведения о священнике для его ареста. Дежурные свидетели дали следователям необходимые показания, сказав, что священник обращался с амвона к верующим женщинам, сообщал, что власти хотят закрыть храм, и просил повлиять на своих мужей, хотя бы те были и коммунисты.
Во время праздника Пасхи в 1931 году отец Николай, поздравляя верующих, сказал, что, слава Богу, дождались, наверное, больше так не придется встречать, потому что коммунисты жмут.
14 июля 1931 года протоиерей Николай был арестован и заключен в тюремную камеру при Мытищинском отделении ОГПУ. 26 июля он был допрошен. На все вопросы следователя отец Николай категорично ответил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и показания давать отказываюсь».
28 июля тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам ссылки в Казахстан.
Протоиерей Николай Георгиевский скончался 10 сентября 1931 года в пересыльной тюрьме в Алма-Ате. Узнав о его смерти, дочь стала хлопотать о выдаче ей свидетельства о смерти отца, чтобы вступить в права наследства домом. В ответ на это тройка ОГПУ в дополнение к приговору о ссылке отца Николая постановила конфисковать и оставшийся после его смерти дом.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 апреля 2005 года
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 4» Тверь, 2006 год, стр. 165-166.
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"