Сергей Вячеславович Константинов |
Память 14 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 15 августа 1877 года в селе Рогачево Дмитровского уезда Московской губернии в семье протоиерея Вячеслава Константинова и его супруги Елены.
Первоначальное образование получил в духовном училище, где преподавателем был его отец, а затем учился в Вифанской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1900 году, стал работать учителем фабричной школы в городе Яхроме Московской губернии.
В 1906 году женился на Антонине Васильевне Смирновой, дочери диакона [1]. Антонина Васильевна в 1904 году блестяще окончила Московское епархиальное Филаретовское женское училище и в 1906 году получила свидетельство на звание домашней учительницы с правом преподавать русский и церковнославянский язык, словесность, арифметику, геометрию, всеобщую и русскую географию, гражданскую историю - общую и отечественную, физику, дидактику и французский язык.
Впоследствии у отца Сергия и Антонины Васильевны родилось десять детей, из которых трое умерли в младенчестве.
В 1906 году Сергей Вячеславович был рукоположен во священника ко храму Воскресения Христова в селе Воскресенском Московской губернии [2].
В 1911 году был переведен в Троицкий храм в городе Яхроме. Впоследствии он был назначен настоятелем этого храма и возведен в сан протоиерея. Был директором в церковноприходской школе при Воскресенском храме и законоучителем до закрытия школы в 1918 году. По воспоминаниям всех знавших его, он был строг, но справедлив.
Священник Сергий Константинов, его мать Елена, супруга Антонина и дочери Галина, Юлия, Раиса и Валентина. Фото ок. 1920 года |
В конце двадцатых годов, во время проведения раскулачивания, к священнику стали часто приходить представители властей для изъятия излишков. Иногда эти "излишки" заключались в пяти килограммах крупы. И это было все пропитание семьи на ближайшее время. У них уже не осталось почти никакого имущества, и на ночь ставили раскладушки, а поскольку и их было недостаточно, то укладывались на них по двое. Иногда власти вызывали отца Сергия на ночные допросы. Жена священника посылала вместе с ним дочь Юлию, которая усаживалась на деревянном диванчике в районном отделении НКВД и ждала, когда отпустят отца. А мать в это время дома молилась.
В 1930 году храм был закрыт. Закрытию храма предшествовало снятие колоколов. Для священника это явилось большим потрясением, и, глядя на происходящее варварство, он заплакал.
В 1930 году назначен настоятелем Вознесенской церкви в городе Кимры. В этом храме отец Сергий прослужил до своего ареста.
13 ноября 1937 года был арестован по обвинению в "антисоветской агитации" . На следующий день состоялся допрос, после которого отец Сергий был препровожден в тюрьму в городе Кашине.
Поскольку священник отказался признавать себя виновным, были вызваны "дежурные свидетели", которые подписали необходимые следствию лжесвидетельства.
22 ноября следствие было закончено, и 2 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Калининской обл. приговорила протоиерея Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Первое время после приговора отец Сергий содержался в тюрьме в городе Кашине, а затем был отправлен в исправительно-трудовую колонию "Смутиха", расположенную неподалеку от станции Косова Гора Тверской области.
Вскоре отец Сергий был отправлен в тюрьму в город Бежецк, оттуда в тюрьму в город Зубцов.
15 мая 1940 отец Сергий написал на имя прокурора области жалобу с просьбой переследовать дело и дать очные ставки с теми, кто давал против него ложные свидетельства. В ответ прокурор написал, что священник был осужден правильно и оснований для пересмотра дела нет.
Через некоторое время отец Сергий был переведен в исправительно-трудовую колонию, расположенную неподалеку от станции Лыкошино.
20 июня 1940 года отец Сергий писал Антонине Васильевне:
В середине июля 1940 года отец Сергий тяжело заболел, о чем и сообщил жене, но потом встревожился сам, что принес ей беспокойство, и 20 июля написал ей: "16 июля я послал тебе письмо и теперь раскаиваюсь, так как чувствую, что оно причинило тебе беспокойство, но я и сам испугался — температура сразу повысилась, и ненормальность ее продолжалась 5-6 дней..." По состоянию здоровья отцу Сергию был необходим белый хлеб, и он писал в том же письме:
1 августа 1940 года отец Сергий написал письмо начальнику НКВД Берии. В нем он писал:
30 августа 1940 года районное отделение НКВД в городе Кимры получило распоряжение доследовать дело. Сотрудникам НКВД вменялось в обязанность передопросить прежних свидетелей, а также вызвать трех дополнительных, которые должны были "подтвердить то, что он поп".
В тот же день был допрошен один из двух лжесвидетелей, который подтвердил данные им ранее показания о якобы антисоветской деятельности священника. Другого передопросить не удалось, так как через полтора месяца после данных им лжесвидетельств он сам был арестован. Были вызваны дополнительных три свидетеля, которые показали, что прекрасно знают настоятеля Вознесенской церкви протоиерея Сергия, но о его антисоветской деятельности им ничего не известно.
В сентябре 1940 года переследование было закончено. "По существу допрошенные вновь свидетели существенного по делу ничего не дали, лишь подтвердили принадлежность С. В. Константинова к духовенству". На основании изложенного постановили - приговор оставить в силе, о чем и сообщить осужденному.
Вскоре после получения этого ответа отец Сергий был отправлен в концлагерь, расположенный в Ниловой пустыни на острове Селигер, а 6 сентября 1941 года он был переведен в исправительно-трудовую колонию, находившуюся на окраине города Коврова Владимирской области.
Скончался 26 ноября 1941 года от непосильного труда и голода. В тот же день отец Сергий был погребен на лагерном кладбище, устроенном на окраине леса неподалеку от деревни Сергейцево Ковровского района, в могиле № 226.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от от 17 июля 2001 года.
Использованные материалы
- Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6. - Тверь: "Булат" , 2002 год, стр. 322-329
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
[1] Впоследствии о. Василий Смирнов был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем храма Иоанна Предтечи в селе Дьяково Московской губернии. Он стал последним настоятелем этого храма во время гонений на Русскую Православную Церковь. Храм был закрыт в 1923 году, отец Василий остался жить в селе. Скончался он в конце двадцатых годов и был погребен за алтарем храма
[2] Храм был выстроен в 1898 году. В 1908 году была возведена колокольня. Один из колоколов был доставлен на станцию Воскресенск по железной дороге, а затем километр от станции до храма прихожане несли его на руках