Сщмч. Мирон Ржепик. Икона с сайта fond.ru |
Память 31 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Радонежских, а также Волынских, Житомирских (Укр.), Кузбасских и Полтавских (Укр.) святых
Родился 21 апреля 1885 года в деревне Кучкаровец (Кучеровка, Кучкаровка) Луцкого уезда Волынской губернии в чешской католической семье Иоанна и Марии Ржепиков. Был крещен по католическому обряду с именем Мирослав. В 1887 году вся семья Ржепиков была присоединена к Православию в городе Луцке, а Мирослава нарекли именем в честь священномученика Мирона Кизического.
До 1900 года учился в Клеванском духовном училище, в 1906 году окончил Волынскую духовную семинарию со званием действительного студента и поступил в Московскую духовную академию.
В 1910 году окончил Московскую духовную академию со званием кандидата богословия.
С 7 сентября 1910 года преподавал в Таврической духовной семинарии.
Вступил в брак с Елизаветой Петровной.
7 октября 1912 года был рукоположен во священника и определен законоучителем в учительскую семинарию города Лубны.
2 сентября 1915 года переведен в город Кашин преподавателем Священного Писания и временно исполняющим обязанности инспектора Кашинской духовной семинарии.
В апреле 1926 года переехал в город Сергиев (ныне Сергиев Посад) и был назначен настоятелем Пятницкого храма, на место умершего настоятеля протоиерея Евгения Александровича Воронцова, где вскоре был возведен в сан протоиерея.
После закрытия в 1928 году Пятницкого храма служил в храме святых апостолов Петра и Павла.
"Дело Инюшина И.И. и др. Москва. 1931 г."
5 апреля 1931 года был арестован в Загорске по обвинению в "антисоветской агитации и принадлежности к контрреволюционной организации". Проходил по групповому делу "Дело Инюшина И.И. и др. Москва. 1931 г.".
15 мая 1931 года отцу Мирону было предъявлено обвинение в том, что "он состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации «Истинные христиане», участвовал в нелегальных собраниях в алтаре церкви и занимался монархической антисоветской агитацией…" [1].
На допросе отец Мирон, отвечая на вопросы следователя, сказал: "Виновным в предъявленном мне обвинении… себя не признаю и поясняю, что в контрреволюционной организации я не состоял и не состою, антисоветской агитацией не занимался…" [2] .
20 мая 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых работ в Сиблаге.
Шесть лет заключения, во время которых отцу Мирону пришлось работать и на лесоповале, и чертежником, и делопроизводителем, были непомерно тяжелыми и в духовном и в физическом смысле.
Дело "контрреволюционной поповской группы" в Чистюньском лагерном пункте
С 12 марта 1934 года наказание отбывал в Чистюньском ОЛП Сиблага (село Топчиха) и жил в бараке с архиепископом Ювеналием (Масловским), и десятком других священнослужителей.
2 августа 1937 года у всех заключенных священнослужителей был произведен обыск. У протоиерея Мирона были изъяты: "антиминс с платком, Евангелие, молитвенник, служебник, деревянный крест, вечный календарь" (пасхалия).
Начиная с 9 августа сотрудники секретного отдела НКВД стали вызывать на допросы старост бараков. Один из них показал:
Другой староста барака показал:
Лагерный нарядчик показал, что отец Мирон "в 1936 году на Пасху собрал всех попов в производственную часть и устроил молебствие. После молебствия устроили угощение между собой, а также вовлекли в это и других заключенных" [2] .
Против отбывавших заключение "бывших служителей культа Салькова, Барановича, Востокова, Жигалова, Карпенко, Симонова, Васильчишина, Ржепика, Трусевича, Никольского и Кирсанова", которым была предъявлено обвинение в том, что они
18 августа 1937 года отцу Мирону было предъявлено обвинение в том, что он "вел контрреволюционную агитацию, занимался использованием религиозных предрассудков среди заключенных лагеря и вольного населения, устраивал среди лагерников молебствие, чтение религиозной литературы..." [3]. На всех допросах он держался стойко, с достоинством, никого не выдал, вину свою отрицал, хотя и признал, что служил Богу и в лагере.
7 сентября 1937 года тройкой при НКВД СССР по Западно-Сибирскому краю был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 13 сентября 1937 года вместе с другими священниками и погребен в общей безвестной могиле.
12 декабря 1958 года был реабилитирован по делу 1931 года, 9 августа 1989 года прокурором Кемеровской области был реабилитирован по делу 1937 года.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 6 октября 2006 года для общецерковного почитания.
Литература, документы
- Богословский вестник. 1913. N 3.
- Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.143.
- Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-8136.
- ЦГИАМ. Ф.229. Оп.4. Д.3421.
- ЦИА ПСТБИ. Оп. IV(2). Д.17. Л.39-40.
- ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-60406.
- Архив УФСБ по Кемеровской обл. Д.П-13066.
- Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006г.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века":
- Жизнеописание на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, со ссылкой на газету «Пятницкое подворье» №47 декабрь 2008 г.
[1] Цит. по: Жизнеописание на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, со ссылкой на газету «Пятницкое подворье» №47 декабрь 2008 г. - http://pstgu.ru/news/martir/2010/09/13/23821/
[2] Цит. по: Поздин С. История массовых репрессий в Топчихинском районе, сайт Топчихинского районного краеведческого музея - http://top-museum.ru/old-site/istoriya-massovykh-repressiy-v...tml
[3] Цит. по: БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века" - http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT...eCQ