Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АЛЕКСАНДР (УРОДОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архим. Александр (Уродов)
Архим. Александр (Уродов)
Александр (Уродов), Санаксарский (1876/1882 - 1961), архимандрит, преподобноисповедник

Память 14 августа, 5 сентября (обретение мощей в 2001 году [1]), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Соловецких, а также Вятских и Казанских святых

В миру Уродов [2] Георгий Андреевич, родился 23 апреля 1876 (по другим сведениям, 4 апреля 1882) года в семье крестьянина села Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии. Окончив земскую школу, был назначен певчим в свою приходскую церковь. 17 марта 1895 года окончил земскую школу.

В 1901 году, отправившись в путешествие в город Саров, он остановился в Санаксарском монастыре. Здесь он решил посвятить свою жизнь иноческим трудам и поступил в монастырь послушником.

30 августа 1911 года был пострижен в монашество с именем в честь благоверного князя Александра Невского.

8 сентября того же года был рукоположен в сан иеродиакона в Тамбове епископом Тамбовским Кириллом (Смирновым).

22 июля 1913 года был рукоположен во иеромонаха тем же преосвященным.

Когда ему едва исполнилось тридцать лет, стал казначеем монастыря.

20 июля 1915 года на тайном голосовании был избран братией настоятелем Санаксарского монастыря.

Был возведен в сан игумена архиепископом Тамбовским Кириллом.

Старался вернуть монастырь к тому строгому уставу, по которому жила обитель при преподобном Феодоре Санаксарском. Не всем это нравилось, часть братии во главе с казначеем отцом Венедиктом стали писать на настоятеля доносы архиерею и светским властям (впоследствии обвинения против отца Александра не подтвердились).

На гребне бунтарских революционных настроений в конце февраля 1918 года часть монастырской братии во главе иеромонахом Владимиром, поддерживаемая большевиками, учинили бунт в обители. Они сместили игумена Александра с должности настоятеля и заточили его в неотапливаемую келью.

27 марта 1918 года отец Александр был арестован по постановлению военно-революционного трибунала. На допросе он виновным себя не признал, и трибунал постановил выслать его из монастыря.

Игумен Александр перешёл в Казанскую епархию, где архипастырствовал его духовный наставник преосв. Кирилл (Смирнов).

В июле 1920 года игумен Александр был назначен настоятелем Свияжской Макариевской пустыни.

7 апреля 1922 года [3] назначен наместником Семиезерной пустыни с возведением в сан архимандрита. Невзирая на гонения, в том же году он стал активным участником борьбы с обновленчеством в Казанском крае, а Семиезерная пустынь его трудами превратилась в центр этой борьбы.

Он также был против изъятия церковных ценностей, осуществлявшегося властями. Он открыто отказался платить налоги за использование под церковь помещения, так как "соввласть не имеет права брать деньги за монастырские помещения."

В 1922 году привлекался к ответственности по делу об изъятии церковных ценностей.

При закрытии монастыря в 1928 году был арестован. Обвинен в ведении антисоветской пропаганды и агитации. Виновным себя не признал и 30 октября 1928 года был приговорен к трем годам концлагеря.

Был заключен в Соловецкий лагерь сроком на три года, по истечении которых был отправлен в ссылку на Урал до 30 октября 1934 года. Вел переписку со своим духовным отцом митрополитом Кириллом (Смирновым).

После ссылки оказался в Вятской епархии.

5 августа 1935 года назначен настоятелем храма в село Сретенское Котельнического района Кировской области.

В том же году был перемещен настоятелем в Петропавловскую церковь села Соболево (ныне Санчурского района Кировской области). Служил здесь до 30 ноября 1937 года, не поминая за богослужением заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) (см. "Непоминающие").

Когда церковь закрыли, он остался жить в небольшом домике возле храма. В 1937 году, не снимая сана, поступил на работу в Санчурское лесничество рубщиком леса, где проработал до 1950 года. При этом он тайно исполнял монашеское правило и совершал богослужения у себя на дому. Затем, проживая в селе Соболеве на покое, окормлял паству, совершая по праздникам богослужения в Петропавловской церкви. К нему обращались за духовной помощью жители не только этого села, но и окрестностей; почитали его как старца и прозорливца. Жил он тихо, молитвенно, никто не слышал, чтобы он хоть на кого-то повысил голос. Местные жители вспоминают: "Он жил так, что у него и на койке-то ничего не было. Только фуфайка была. И вот хоть укутывайся, хоть в голову клади..." [4].

Долгое время он относился к числу "непоминающих". Лишь в 1955 году архимандрит Александр признал избрание патриарха Алексия (Симанского) и воссоединился с Патриаршей Церковью, написав письмо правящему архиерею Кировской епархии архиепископу Вениамину (Тихоницкому) с просьбой о монашеском погребении после его смерти.

Скончался 27 августа 1961 года [5], достигнув глубокой старости. Отпевание отца Александра при огромном стечении народа было совершено его духовником игуменом Димитрием (Роженцовым).

Прп. Александр Санаксарский. Икона. Россия. Около 2000 г.
Прп. Александр Санаксарский. Икона. Россия. Около 2000 г.

Почитание

Известны чудотворения, совершавшиеся по молитве отца Александра как при жизни, так и после кончины. Долгое время его могила была почитаема в округе. Но в селе, в котором он был похоронен, оставалось всё меньше жителей, и постепенно почитание праведника в этом краю угасало.

Однако о невинно изгнанном настоятеле вспомнили в возрождавшейся с начала 1990-х годов Санаксарской обители. Иеромонах Дамаскин (Орловский), исследователь житий новомучеников Российских, давно знал о почитаемой могиле архимандрита Александра. Вместе с ним группа санаксарских монахов отправилась обретать мощи праведника. Обретение состоялось утром 18 сентября 2001 года, после чего они были торжественно перевезены в обитель. Вскоре после перенесения обретенных мощей монастырь подал о нём материалы в комиссию по канонизации.

Постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года архимандрит Александр был причислен к лику святых как преподобноисповедник и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века [6]. Память его совершается 14 августа, в день преставления [7].

Награды

Молитвы

Тропарь, глас 5

В страда́ниях ве́ры ра́ди Христо́вы му́жески подвиза́лся,/ изгна́ние, заточе́ние и лише́ния претерпе́л еси́,/ сего́ ра́ди свети́льник Прему́дрости Бо́жия яви́лся еси́./ Мы же я́ко испове́дника тя почита́ем,/ Алекса́ндре преподо́бне,/ и уми́льно взыва́ем ти:/ Го́сподеви моли́ся// о спасе́нии душ на́ших.

Литература

  • Тамбовские ЕВ, № 14-15, 2-9 апреля 1916, 549-556.
  • Еп. Варнава (Беляев), "Тернистым путем к небу: (Per aspera ad astra)" (сост. П. Г. Проценко), М., 1996, 507-508.

Использованные материалы



[1]  Месяцеслов на сайте Издательства Московской Патриархии - http://calendar.rop.ru/?idd=262.

[2]  Православная энциклопедия приводит также другие варианты фамилии: Орудов (выбран как основной) и Арудов, однако не раскрывает источники этих вариантов. Вариант фамилии Уродов используется в официальном календаре Русской Православной Церкви и во многих других православных источниках.

[3]  Так согласно статье "Православной энциклопедии". По житию с сайта Вятской епархии, 3 апреля 1922 года по определению Священного Синода

[4]  Цит. по житию на сайте Санаксарского монастыря, http://www.sanaxar.com/index.php?option=com_content&view=art...=75

[5]  Ранее ошибочно считалось, что он умер 1/14 августа, см. ниже объяснения в сноске к дате памяти.

[6]  "Журналы заседания Священного Синода от 6 октября 2001 года". Журнал № 61 (по сведениям БД ПСТБУ. В архиве официального сайта Русской Православной Церкви нумерация журналов удалена), http://www.patriarchia.ru/db/text/4896248.html.

[7]  В постановлении Синода, касавшемся нескольких десятков святых, даты памяти каждого из них не определены, указаны только даты их кончины. В отношении священномученика Александра (Уродова) была допущена ошибка, связанная с путаницей между старым и новым стилями. В электронном письме пользователю Панайот Кофалалос (пн 05.08.2024 14:12) секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации святых священник Максим Плякин сообщил следующее: "Когда готовились материалы к прославлению прп. исп. Александра, за основу хронологии последних дней его жизни и его преставления был взят некролог, подготовленный игуменом Димитрием (Роженцовым), который отпевал старца. Судя по документам из архива Кировской епархии, некролог готовился для ЖМП, однако опубликован не был. В этом некрологе было указано, что последнюю Литургию усопший отслужил 20 июля 1961 года, а скончался 14 августа. Поскольку некролог готовился для печати, то посчитали (вполне естественно), что все даты - по новому стилю, и память преподобному установили на 1(14) августа (и так указывалось в календарях на 2003 и 2004 годы). Однако при сличении данных из этого некролога с воспоминаниями духовных чад прп. исп. Александра (уже после его канонизации) выяснилось, что последнюю Литургию батюшка отслужил на память пророка Илии, которого чрезвычайно почитал и считал своим Небесным заступником, а кончина его наступила "в канун Успения". Следовательно, если 20 июля - память пророка Илии, а 14 августа - канун Успения, то это даты старого стиля. (Почему игумен Димитрий вписал в некролог старостильные даты, мы, вероятно, уже никогда не узнаем.) Поэтому, начиная с календаря на 2005 год, память прп. исп. Александра была перенесена на 14(27) августа, правда, без комментариев или каких-либо объяснений".

Редакция текста от: 06.08.2024 14:04:36

"АЛЕКСАНДР (УРОДОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google