Сщмч. Иаков (Маскаев), архиеп. Барнаульский. Фотография 1935 г. |
Память 16 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
В миру Маскаев Яков Иванович, родился 13 октября 1879 года в городе Уральске в семье крестьян села Еделева Сызранского уезда Симбирской губернии и был назван в память апостола Иакова Алфеева.
Учась на последнем курсе Оренбургской духовной семинарии, он женился на девице Валентине, которая была круглой сиротой и воспитывалась в семье священника.
Иаков Маскаев. 1901 год |
В том же 1901 году у него родился сын Борис. Впоследствии у них с супругой родилось девять детей, и она умерла при родах последнего ребенка в 1918 году.
Его трудами в селе Зобово было построено новое здание храма, в соседней дер. Воронино открыта церковноприходская школа. Его трудами в селе было построено новое здание храма.
Активно собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время русско-японской войны 1904-1905 годов.
В 1909 году в соседней дер. Воронино его трудами была открыта церковноприходская школа.
С 1913 года он значится членом епархиального комитета православного миссионерского общества.
Был возведен в сан протоиерея. Вошел в состав Оренбургского епархиального управления. Стал известен как один из самых щедрых жертвователей в епархии на благотворительные нужды.
В 1918 г. овдовел, супруга скончалась во время родов.
В 1919 г. спас несколько жителей с. Зобова от расстрела белыми войсками.
Епископ Орский
В январе 1923 г. на состоявшемся в Оренбурге собрании духовенства и мирян под председательством епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского) избран кандидатом на замещение новообразованной Орской викарной епископской кафедры.
Узнав желание правящего архиерея и собрания священнослужителей Орских церквей возвести его в сан епископа, отец Иаков стал отказываться, указывая на то, что на его руках остались дети-сироты, трое из которых в несовершенных летах, причем младшей дочери всего пять лет, а между тем от епископа в настоящий исторический момент требуется прежде всего исповедничество, он должен быть готов к ссылкам и тюрьмам. На все возражения и слезные просьбы отца Иакова ему было сказано, что у Бога нет сирот. Выслушав это, отец Иаков согласился и не стал больше спорить. Впоследствии все дети дожили до преклонного возраста, пережив летами мученика-отца; они всегда ощущали незримую Божию защиту.
В связи с тем что в это время высшая церковная власть была захвачена обновленцами, назначение прот. Иакова Маскаева викарием Оренбургской епархии было утверждено обновленческим Высшим Церковным Управлением. 19 марта по пострижении в монашество он был хиротонисан в Москве во епископа Орского. Хиротонию возглавил один из лидеров обновленчества, еп. бывш. Владикавказский и Моздокский Антонин (Грановский), в расколе «митрополит Московский», и бывший архиепископ Екатеринославский Владимир (Соколовский-Автономов), который сообщил нарекаемому в архиерейский сан, что он находится в подчинении Патриарха Тихона и никогда не прерывал с ним общения. Впоследствии владыка Иаков воспринимал свою хиротонию от обновленческих архиереев (хотя и канонического поставления) как следствие своей «малоопытности и недоразумения» и сохранял верность Патриарху.
После хиротонии епископ Иаков вернулся в Оренбург. 10 мая 1923 года епископ Аристарх (Николаевский) отбыл в Москву, отдав распоряжение, что епископ Иаков остается на время его отсутствия управляющим Оренбургской епархией. Вскоре, однако, обновленческий Высший Церковный Совет назначил на Оренбургскую кафедру "архиепископа" Андрея Соседова. Епископ Иаков отказался от общения с ним и переехал в Орск. Вернувшийся в Оренбург еп. Аристарх (Николаевский) был арестован и отправлен в ссылку, а затем перешел в обновленчество.
Духовенство и прихожане Орска, не признавая обновленческого Высшего Церковного Совета и «архиепископа» Андрея Соседова (в конце 1923 выдворен из епархии), высказывали сомнения и относительно законности хиротонии еп. Иакова.
22 июля 1923 года состоялось собрание всех православных священнослужителей города Орска с участием представителей от приходских советов градо-Орских церквей по вопросу хиротонии епископа Иакова, которое единодушно постановило:
Так как попечение об Оренбургской епархии в то время было поручено архиепископу Челябинскому Серафиму (Александрову), владыка Иаков направил к нему письмо с объяснением всех обстоятельств дела и получил ответ о спорности в каноническом отношении его хиротонии. Получив такой ответ, епископ Иаков немедленно подчинился высказанному суждению и прекратил совершение богослужений.
26 июля владыка Иаков из города Орска направился в Москву к Святейшему Патриарху, но в вагоне поезда в Оренбурге был арестован сотрудниками ОГПУ и возвращен ими в Орск. Через некоторое время владыка вновь попытался встретиться с Патриархом, но снова был арестован и после краткого пребывания в заключении освобожден.
Ввиду сложившегося положения, 5 августа 1923 года было вновь созвано собрание священнослужителей Орских церквей с участием представителей приходских советов и заслушано сообщение владыки о его безуспешных попытках достичь Патриарха. Собрание постановило: «...С епископом Иаковом в молитвенно-евхаристическое общение войти; просить его озаботиться получением от Патриарха Тихона соответствующей грамоты свидетельствующей о его епископском достоинстве».
3 сентября 1923 года епископ Иаков отправил прошение патриарху, в котором он изложил все обстоятельства дела и добавил:
Патриарх Тихон (Белавин) принял его в молитвенное общение, но предложил написать письменное заявление, что владыка не имеет ничего общего с обновленческим Синодом. Епископ Иаков выполнил предложение Патриарха и написал заявление в обновленческий Синод, что он не желает и не находится в его подчинении. После этого его хиротония, как совершенная архиереями старого поставления, была признана действительной.
В это время владыку беспрестанно вызывали в ОГПУ, грозя арестом и предлагая стать негласным сотрудником. Видя, что властями созданы такие условия, когда он не может выехать из города для установления связи с Патриархом, владыка решил согласиться, для того, чтобы хоть несколько ослабить надзор над собой и канонически разрешить вопрос о законности своей хиротонии, получив об этом официальный документ Патриарха. Он заявил начальнику ОГПУ о своем согласии на сотрудничество. А затем в конце 1923 года выехал в Москву, где побывал у Святейшего и получил все необходимые документы, подтверждающие подлинность его хиротонии, и вернулся в Орск, где был тут же вызван к начальнику ОГПУ, который спросил его, зачем он ездил в Москву. Владыка ответил, что ездил за ставленнической грамотой.
Оренбургский епископ
31 июля 1924 г. был назначен епископом Оренбургским. Активно противодействовал в епархии обновленческому расколу. Авторитет епископа Иакова среди верующих беспокоил представителей советской власти. Неоднократно его вызывали на допросы в ОГПУ, но он решительно отказался от предложений негласного сотрудничества с властями, не согласился с требованием примириться с обновленцами и ограничить число проповедей. Он заявил, что проповедь - уставная часть богослужения, а отменять устав он не может.
13 января 1925 г. был запрещен обновленческим синодом в священнослужении, но этот запрет ничего для него не значил. Прибывший в Оренбург обновленческий «архиепископ» Андрей (Соседов) при поддержке властей захватил здание епархиального управления, кафедральный собор и несколько других храмов.
После решительного отказа иметь какую бы то ни было связь с обновленцами владыка был вызван в ОГПУ, где ему было предложено начать сотрудничество с ОГПУ в связи с данным им обещанием, а также и с обновленцами. Владыка категорически отказался от сотрудничества как с теми, так и с другими. Начальник ОГПУ попытался уговорить его, действуя то лестью, то угрозами, но владыка проявил решительную твердость в своем выборе и не пошел ни на какие компромиссы. Вскоре ОГПУ предложило ему встретиться для переговоров с одним из своих сотрудников вне пределов здания ОГПУ, но владыка, твердо держась своего решения, отказался с кем-либо встречаться и уже никогда и никуда и ни на какие встречи не шел.
В ОГПУ составили на него следующую характеристику: «Как епископ среди верующих, и особенно среди монашествующих, пользуется авторитетом и имеет на них влияние».
В том же 1925 году он был арестован вместе с группой священнослужителей и мирян - членов епархиального совета и, несмотря на ходатайства прихожан, приговорен в июле 1925 г. Коллегией ОГПУ к высылке из Оренбурга на 2 года. Проживал под надзором властей в Самаре. После ареста владыки дети его остались без средств к существованию, и в храмах города устраивались тарелочные сборы на «архиерейских детей», дети зачастую сами ходили с тарелочкой.
15 января [1] 1928 года, по окончании срока высылки, Иаков был назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии, но к месту назначения, видимо, не выехал.
На Осташковской и Балашовской кафедрах
В том же году назначен епископом Осташковским, викарием Тверской епархии.
С 6 февраля 1929 г. - епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии. Оказывал верующим помощь в составлении ходатайств в органы советской власти о сохранении действующих или об открытии уже закрытых храмов. Своей твердой позицией в защите веры убедил прихожан в ложности обвинений в обновленчестве, которые выдвигали против него как сторонники григорианского раскола, так и буевцы, сохранил паству в верности Московской Патриархии.
Арест 1929 г.
В 1928 году в Балашове была арестована большая группа духовенства, а в 1929 году местные власти снова принялись собирать сведения о священнослужителях и верующих города Балашова. Они видели, что при балашовском соборе собрана дружная община верующих во главе с правящим епископом Иаковом, они обвинили их в том, что те ведут «среди населения агитацию против мероприятий советского правительства и партии, такого рода деятельностью они разлагающе действуют на местное население в селах».
Было арестовано пятнадцать человек — священнослужителей, монахинь и мирян. Среди них 12 февраля 1930 года был арестован и епископ Иаков. Всех арестованных поместили в тюрьму в городе Балашове.
Власти стали вызывать для допроса одного за другим лжесвидетелей. Один из них показал, что
Давали показания в качестве лжесвидетелей и отступники от веры, священники, снявшие с себя сан. Один из них показал:
Один из членов приходского совета городского собора показал:
4 марта 1930 года следователь допросил владыку, задавая вопросы в соответствии с показаниями лжесвидетелей. Владыка ответил:
Все обвиняемые и некоторые свидетели, будучи допрошены о владыке, говорили о нем как о выдающемся архиерее и ревностнейшем архипастыре, обладавшем среди православных города бесспорным и заслуженным авторитетом. Никто из обвиняемых не подтвердил фактов антигосударственной деятельности епископа, но для властей было достаточно свидетельства о его церковной деятельности. Сам епископ Иаков на допросах отказался давать показания против арестованных вместе с ним людей (благодаря чему многие из обвиняемых были освобождены), не признал себя виновным в «антисоветской деятельности».
13 марта 1930 года следствие было закончено, и владыке было предъявлено обвинение. Ознакомившись с ним, он написал: «В предъявленном обвинении виновным себя не признаю, ибо антисоветской деятельностью я не занимался».
9 июня 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Иакова к трем годам заключения в концлагерь. Вместе с ним были приговорены еще четырнадцать человек: четверо — к трем годам концлагеря, шестеро — к трем годам ссылки, один — к тюремному заключению на четыре месяца, трое освобождены с ограничением выбора места жительства, с поступлением на три года под надзор властей.
Отбывал срок заключения на Соловецких островах, в Кеми и Вишерских лагерях.
16 декабря 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ по отбытии срока к 3 годам ссылки в Уральскую область, однако из-за несогласованности действий местных органов ОГПУ (потери документов) при освобождении из лагеря не был отправлен по этапу. 27 июня 1934 года Свердловское ОГПУ обратилось к своему начальству в Москву с сообщением, что епископ Иаков в Свердловск не прибыл, и просило объявить его во всесоюзный розыск.
Не зная, что находится в розыске, еп. Иаков посетил в Москве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского).
На Барнаульской кафедре
4 апреля 1933 г. был назначен епископом Барнаульским с поручением временного управления Бийской епархией.
В 1935 г. возведен в сан архиепископа.
Несмотря на хронические болезни, почти ежедневно проводил службы в кафедральном Знаменском соборе, на которые собирались прихожане не только из Барнаула, но и из окрестных сел. Завел в церквах всенародное пение для сознательного восприятия прихожанами богослужения. Всегда ходил по городу в священническом одеянии, несмотря на хулу и насмешки.
В эти годы здоровье владыки, сокрушенное заключением в Соловках, сильно пошатнулось, и в 1936 году он в сопровождении дочери Нины выехал на лечение в Одессу. Когда он после непродолжительного лечения вернулся в Барнаул, стало очевидно, что близится новое гонение, и он завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста.
Новый арест и кончина
Осенью 1936 года НКВД Алтайского края приступил к реализации плана по уничтожению духовенства Барнаульской и Бийской епархии. 23 сентября были арестованы и заключены в тюрьму в городе Бийске благочинный, протоиерей Даниил Носков, и мирянин Гектор Захарьин. 29 сентября был арестован священник Николай Пальмов. Все они согласились подписывать допросы с показаниями, которые требовались следователям. На основе их показаний власти составили обвинительное заключение, в котором, в частности, было написано:
29 октября 1936 г. был арестован в Барнауле, этапирован в Бийск, где помещен в тюремную больницу, а 19 ноября заключен в тюрьму.
Вместе с группой священнослужителей и мирян, в т. ч. со священниками священномучениками Петром Гавриловым и Иоанном Можириным и с мон. прмч. Феодором (Никитиным), проходил по делу о «контрреволюционной повстанческой организации» в ряде районов Алтая. На допросах архиеп. Иаков отказался признать себя виновным в «антисоветской деятельности», доказал на следствии ложность обвинений, возводимых на него лжесвидетелями.
25 декабря 1936 года архиепископу Иакову был предъявлен протокол об окончании следствия. Владыка его подписать отказался, сказав, что он не признает себя виновным и поэтому протокол подписывать не желает.
Существует рассказ одного из сокамерников владыки. В тюрьме, которая тогда находилась в Богородице-Казанском храме бывшего женского монастыря, один из уголовников полюбил кататься на спине странного статного и красивого старика, дергая его за косу, как за поводья. А старик не противился. Но нет-нет, да скажет тихое слово мучителю, то на вопрос о несправедливости жизни ответит так, что тот хоть сквозь смех, а прислушается, задумается. И со временем что-то произошло в сознании уголовника. Позже, когда старик ослаб от болезней, вчерашний мучитель сам... выносил его на руках на прогулку, с ложки кормил. “Живи, - говорил, - батя, только живи, ты здесь очень нужен”. Стариком тем был архиепископ Иаков [2].
Священномученик Иаков (Маскаев), архиеп. Барнаульский. |
29 июля 1937 года был расстрелян вместе со священниками Петром Гавриловым и Иоанном Можириным и монахом Феодором (Никитиным). Вероятно, расстрел состоялся на территории барнаульской тюрьмы НКВД, размещавшейся в бывшем барнаульском Богородице-Казанском женском монастыре. Погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Награды
- набедренник (8 апреля 1905 года)
- камилавка (1915)
Литература и документы
- Архив УФСБ по Саратовской обл. Д. ОФ-26172;
- Архив УФСБ по Нижегородской обл. Д. ОФ-26172;
- Архив УФСБ по Новосибирской обл. Д. П-7818.
- Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 176-177;
- За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 474;
- Дамаскин. Кн. 5. С. 131-168;
- Ходатайство приходских общин г. Оренбурга об освобождении арестованных священнослужителей // ЦИВ. 1999. № 2/3. С. 16-19;
- «Обновленческий» раскол. С. 753-754.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия. Статья игум. Дамаскина (Орловского) и Д. Н. Никитина.
- Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия". Тверь, Издательство "Булат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.
- Страница сайта храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница» г. Орск:
[1] В ряде материалов дата также указывается как 2 января - видимо в связи различием календарных стилей.
[2] Константин Кочевников."Иаков из Уральска" - http://www.np.kz/old/2004/29/rmnenie.html