Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НИКОЛАЙ (МОГИЛЕВСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митрополит Алма-атинский и Казахстанский Николай (Могилевский). Фото: nikolsky.kz
Митрополит Алма-атинский и Казахстанский Николай (Могилевский). Фото: nikolsky.kz
Николай (Могилевский) (1877 - 1955), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, священноисповедник

Память 12 октября и 26 августа (обретение мощей), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Казахстанских и Екатеринославских (Укр.), в Соборах Брянских, Липецких и Полтавских (Укр.) святых

В миру Феодосий Никифорович Могилевский, родился 9 апреля 1877 года [1], в день Светлого праздника Пасхи, в семье псаломщика Никифора и супруги его Марии. Назвали его в честь св. мученика Феодосия. Приходился троюродным братом сщмч. Иоанну Могилевскому (+ 1918).

«Отец у нас был строг, - вспоминал владыка, - он был очень требовательным к порядку и исполнению заданных нам работ». Он был большим знатоком церковного пения. Особенно радел он о пении общенародном и эту любовь прививал своим детям. О матери владыка Николай вспоминал: "Мама наша была сама любовь. Она никогда не кричала на нас, а если мы провинимся, что, конечно, бывало, то она посмотрит так жалобно, что станет ужасно стыдно". Большое значение в воспитании Феодосия имела его бабушка Пелагия. "Долгими зимними вечерами, — вспоминал владыка, — забирала нас бабушка на печь и начинались нескончаемые рассказы о святых угодниках Божиих". Часто вспоминал владыка и своего дедушку, который тоже был священником.

Окончил Екатеринославское духовное училище и Екатеринославскую духовную семинарию. По окончании семинарии был учителем второклассной церковной школы.

В 1903 году поступил послушником в Нило-Столобенскую пустынь Тверской епархии и в 1904 году был пострижен в монашество, наречен Николаем.

27 мая 1905 года был рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября того же года была совершена его хиротония во иеромонаха.

В 1911 году успешно закончил Московскую духовную академию.

С 1911 по 1912 год - помощник инспектора Московской духовной академии.

С 1912 по 1913 год - инспектор Полтавской духовной семинарии.

С 1913 по 1916 год - инспектор Черниговской духовной семинарии.

В 1915 году возведен в сан игумена.

С 10 октября 1916 по 12 июня 1917 год - архимандрит-настоятель Княже-Владимирского монастыря в Иркутске и заведующий Иркутской учительской миссионерской школы.

12 июня 1917 года - первый выборный ректор Черниговской духовной семинарии.

15 ноября [2] 1919 года был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Рукоположение в Чернигове совершили архиепископ Черниговский Пахомий и епископ Новгород-Северский Иоанн [3].

С 1920 года - епископ Сосницкий, викарий той же епархии.

С конца 1922 года несколько месяцев примыкал к обновленцам. Затем узнав о ложности действий последних, удалился от них и тайно скрывался в монастыре на острове "Божье дело", приписанном к Ниловой пустыни.

6 августа 1923 года был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии.

С 19 октября 1923 года управлял Тульской и Одоевской епархией. Положение в епархии в то время было очень тяжелое. Обновленцы захватили подавляющее большинство приходов. Когда обновленцы начали подготовку к собору 1925 года, епископ Николай разделял общее почти у всех православных архиереев мнение, что этот собор, на котором обновленцы заранее завладели для себя всеми преимуществами, может принести православию только вред. Поэтому он сделал предписание настоятелям и церковным советам не входить в переговоры с обновленцами. Тульское епархиальное управление принимало все меры для привлечения православных к участию в съезде и соборе, но епископ Николай и его паства твердо держались намеченной тактики.

8 мая 1925 года был арестован и провел в заключении больше двух лет.

Архиепископ Николай (Могилевский), тюремное фото. Фото: pstbi.ru
Архиепископ Николай (Могилевский), тюремное фото. Фото: pstbi.ru
По освобождении, 16 сентября 1927 года был назначен на Орловскую кафедру.

Владыка вспоминал:

"27 июля 1932 года я был арестован и отправлен в Воронеж, где велось следствие. Об условиях жизни говорить не приходится, потому что в те годы вся наша страна испытывала нужду".

"Когда следствие подошло к концу, мы со следователем расставались друг с другом с сожалением. Он доверительно сказал мне:
- Я рад, что хоть какую-то пользу принес Вам своим расследованием, что мне удалось доказать правильность Ваших показаний, а это для Вас немало значит - теперь Вам переквалифицируют статью и дадут не больше пяти лет, вместо ожидаемых десяти.
- За что же мне дадут пять лет? - невольно вырвалось у меня.
- За вашу популярность. Таких, как Вы на некоторое время надо изолировать, чтобы люди забыли о Вашем существовании. Вы имеете слишком большой авторитет среди народа и Ваша проповедь имеет большое значение для народа. За Вами идут!

Неожиданно было для меня услышать оценку моего служения из уст представителя данного учреждения, но это было именно так. — Господи! Слава Тебе! Слава Тебе, Господи! Я, грешник, как умел, так и служил Тебе! - Только и мог я произнести от радости, наполнившей мое сердце. Теперь уже никакой срок не будет страшить меня".

Вспоминая свои странствия по лагерям, владыка много рассказывал о Сарове, где он пробыл довольно долгое время:

"После закрытия и разорения монастыря в его помещениях был образован исправительно-трудовой лагерь, в который я и попал. Когда я переступил порог этой святой обители, сердце мое исполнилось такой невыразимой радости, что трудно было ее сдержать. Вот и привел меня Господь в Саровскую пустынь — думал я — к преподобному Серафиму, к которому в течении моей жизни неоднократно обращался я с горячей молитвой".

"Я перецеловал в монастыре все решеточки и все окошечки. В те времена была еще цела келья преподобного Серафима. Я все то время, что пребывал в Сарове, так и считал, что нахожусь на послушании у преподобного Серафима, по молитвам которого Господь посылает нам такое утешение, что мы можем служить в заключении Литургию и причащаться Святых Христовых Таин".

В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа.

Весть о начале Великой Отечественной войны застала владыку в преддверии совершения им Божественной Литургии.

"Я служил проскомидию, - вспоминал владыка, - когда один из моих друзей в тиши алтаря сообщил мне эту ужасную весть. Что я мог сказать пастве, в слезах ожидавшей не моего, а Христова утешения? Я только повторил то, что сказал некогда св. Александр Невский: "Не в силе Бог, а в правде!"

27 июня 1941 года архиепископ Николай был вновь арестован и помещен в тюрьму г. Саратова. Пробыв в Саратове в общей сложности шесть месяцев, он был направлен в Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области.

Когда много лет спустя владыке задали вопрос:

"Как он отнесся к этому переселению? Не было ли в его сердце ропота или обиды?" — Владыка отвечал: "На все воля Божия. Значит было необходимо перенести мне это тяжелое испытание, которое закончилось большой духовной радостью."

"А вы подумайте, что будет, если человек всю жизнь станет проводить в неге и довольстве, в окружении близких и родных людей? Жизнь, пресыщенная благами земными, приводит к окаменению сердца, к охлаждению любви к Богу, к ближнему. Человек от излишеств становится жестоким, не понимающим чужого горя, чужой беды."

Владыка ехал на вольную ссылку, но в арестантском вагоне. На станцию Челкар поезд прибыл ночью. Охранники вытолкали владыку на перрон в нижнем белье и рваном ватнике. В руках у него было только удостоверение, с которым он должен два раза в месяц являться в местное отделение НКВД на отметку. Оставшуюся часть ночи он пересидел на вокзале. Настало утро. Надо было куда-то идти. Но как идти зимой в таком виде? Да и идти было некуда. Владыке пришлось обратиться за помощью к старушкам, и подали ему кто - телогрейку, кто - шапку, кто - залатанные валенки. Одна старушка приютила его в сарае, где у нее находились корова и свинья. Владыке в это время шел уже 65-й год. Голова его была бела, и вид его невольно вызывал сострадание. Владыка пытался устроиться на работу, но никто не брал его, - он выглядел старше своих лет. Он вынужден был собирать милостыню, чтобы не умереть с голоду.

Так, до глубокой осени 1942 года владыка продолжал влачить свое нищенское существование. Физические силы его были на исходе. От недоедания и холода у него развилось худосочие, тело его было покрыто нарывами, от грязи завелись вши. Силы покидали не по дням, а по часам… И вот пришел момент, когда иссякли последние силы и владыка потерял сознание.

Очнулся он в больнице, в чистой комнате, в чистой постели. Было светло и тепло, над владыкой склонились люди. Он закрыл глаза, решив, что все это ему кажется. Один из склонившихся проверил пульс и сказал: — Ну вот, почти нормальный! Очнулся наш дедушка! Поправлялся владыка медленно. А когда поднялся с постели, сразу же стал стараться принести пользу окружающим. Кому воды подаст, кому судно принесет, кому постель поправит, кому скажет доброе слово. В больнице полюбили этого доброго старичка. Все стали называть его ласково: "Дедушка". Но только один молодой врач знал трагедию этого "дедушки", знал, что выпиши его из больницы, и опять пойдет он просить милостыню и жить рядом с коровой и свиньей.

И вот настал день, когда врачу предложили выписать "дедушку" из больницы. Владыка Николай стал молиться Господу, снова отдавая себя в Его волю: "Куда Ты, Господи, пошлешь меня, туда и пойду!" И вот, когда все собрались проститься с добрым "дедушкой", вошла нянечка и сказала: — Дедушка, за вами приехали! — Кто приехал? — спросили все разом. — Да тот самый татарин, который вам иногда передачи приносил, разве не помните?

Конечно, владыка не мог забыть, как регулярно, через каждые десять дней, ему передавали от какого-то незнакомого ему татарина пару татарских лепешек, несколько яиц и несколько кусочков сахара. И еще знал Владыка, что именно этот татарин подобрал его, полуживого, без памяти лежащего на дороге, и отвез в больницу. Ошеломленный, Владыка пошел к выходу. Действительно, у больничных дверей стоял татарин с кнутом в руках. — Ну, здоров, бачка! — сказал он архиерею и улыбнулся добродушной улыбкой. Владыка тоже поздоровался с ним. Вышли на улицу, татарин посадил владыку в сани, сел сам и они поехали. Был конец зимы 1943 года. — Почему вы решили принять участие в моей жизни и так милостиво отнеслись ко мне? Ведь вы меня совсем не знаете, — спросил владыка. — Надо помогать друг другу, — ответил татарин, — Бог сказал, что мне надо помогать тебе, надо спасать твою жизнь. — Как сказал вам Бог? — изумленно спросил Владыка. — Не знаю как, — ответил татарин, — когда я ехал по своим делам, Бог сказал мне: "Возьми этого старика, его нужно спасти".

Для владыки началась спокойная жизнь. Татарин имел связи и смог устроить так, что через некоторое время в Челкар приехала Вера Афанасьевна Фомушкина, его духовная дочь, которая так же была сослана, но в другую местность. Вера Афанасьевна не стала скрывать от окружающих, кто такой тот "дедушка", которого заботливо выходили челкарцы.

10 октября 1944 года архиеп. Николай направил народному комиссару Внутренних дел СССР "усердную просьбу", в которой просил снять с него звание "вольного ссыльного", разрешить уехать в Россию "и там занять епископскую кафедру по назначению Патриаршего Синода". Постановлением Особого Совещания при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР от 19 мая 1945 года владыка Николай был освобожден досрочно.

Митрополит Николай (Могилевский). Фото: pravoslavie.ru
Митрополит Николай (Могилевский). Фото: pravoslavie.ru
5 июля 1945 года [4] постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский).

Владыка прибыл в Алма-Ату 26 октября 1945 года. Он начал свое служение в маленькой, отдаленной от центра города Казанской церкви, которая была открыта за несколько месяцев до его приезда.

Необыкновенная ревность была у владыки к богослужениям, которые он совершал с максимальным для приходского храма приближением к монастырскому уставу. Служил он всегда благоговейно, никогда не спешил. А когда, бывало, владыка служит, а хор заторопит службу, он сейчас же выглянет из алтаря и спросит: — Кто тут на поезд спешит? Всем станет стыдно и хор сразу замедляет темп. Как-то раз приехал владыка в собор в половине седьмого вечера, а вечерня, которая началась в шесть часов, уже почти отошла. И владыка сказал: — Давайте-ка начнем сначала, к божественной службе так небрежно относиться нельзя. И вечерня началась сначала. Владыка встал на клирос и пел".

В то время владыке шел уже 70-й год. Владыка не только требовал строгого исполнения устава, но всегда разъяснял смысл богослужений, почему нужно петь или читать именно то, а не иное.

С 1951 года одновременно управлял и Семипалатинской епархией.

В феврале 1955 года возведен в сан митрополита по случаю 35-летия пребывания его во епископстве.

Скончался 25 октября 1955 года. Накануне, 24 октября, владыка еще немного говорил. Он сказал каждому что-либо особенно ласковое, как бы прощаясь. Около 5 часов вечера сделался у него сердечный приступ с острой болью, после которого он уже не говорил и лежал с закрытыми глазами.

28 октября 1955 года епископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) с сонмом духовенства отпел митрополита Николая в кафедральном соборе г. Алма-Аты. Всю дорогу от храма до кладбища (а это около 7 км) гроб с дорогими останками несли на руках. За гробом, по подсчётам милиции, следовало до 40 тысяч человек. Кладбище было переполнено народом так, что шествовавшее за гробом духовенство с трудом достигло могилы. У могилы отслужили литию, и преосвященный Ермоген предал земле тело почившего святителя.

Митрополит Николай (Могилевский) был прославлен в сонме новомучеников и исповедников веры православной на Архиерейском Соборе 2000 года.

Рака с мощами свт. Николая (Могилевского)
Рака с мощами свт. Николая (Могилевского)
8 сентября 2000 года по благословению архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия (Кутепова) честные мощи святителя-исповедника Николая были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор г. Алматы [5]. Празднование обретения мощей внесено в месяцеслов по благословению патриарха Кирилла 24 апреля 2012 года [6].

Воспоминания

В июле 1947 года владыка должен был лететь в Москву на заседание Сессии Священного Синода. Во время посадки в самолет архиерей со своими спутниками стоял у трапа и благословлял всех входящих в самолет пассажиров. Владыка ездил и летал всегда в рясе, несмотря на то, что часто подвергался за это насмешкам. И на этот раз пассажиры, заметив что их благословляет духовное лицо, начали над ним смеяться, послышались язвительные восклицания: — Ну, нам лететь не страшно, с нами святой летит! Почти никто из пассажиров не сказал доброго слова. — А я не слушал их, — рассказывал по возвращении владыка — я их жалел. Ведь люди даже не подозревают, что не от своего ума и понятия говорят хулу, а выполняют злую волю врага рода человеческого. Я спокойно благословлял всех. Все сели, самолет поднялся в воздух. Прошло некоторое время и вдруг забеспокоились летчики. В конце концов старший пилот объявил об опасности — отказывает один мотор. Положение было угрожающее, надвигалась катастрофа. Среди пассажиров начиналась паника. Но владыка сказал: — Давайте помолимся! Ни одна душа не погибнет! — а потом добавил, — лишь немного в грязи выпачкаемся. Владыка встал и начал молиться. Волнение пассажиров не спадало. Никто не обращал на владыку никакого внимания, но через несколько минут все стали затихать, вставать со своих мест и прислушиваться к его молитве. А он молил Господа спасти всех, кто летит этим самолетом. В это время самолет стал падать вниз. Но, к удивлению летчиков, которые знали, каким должно быть это падение, самолет не падал, как обычно, а как бы планировал и тихо опускался вниз. Самолет упал в какое-то заболоченное, но неглубокое озерцо. Когда люди немного успокоились от пережитого ими страха, то стали подходить и благодарить владыку. Подошел и старший пилот: — Произошло чудо, отец, — сказал он — простите за наши насмешки! — Бог простит, — ответил владыка. — Бога благодарите и Его Пречистую Матерь, и возлагайте свои надежды на святителя Николая.

В памяти старшего иподиакона Ария Ивановича Батаева ярко запечатлелось одно из посещений ими города Уральска.

"Было это, — вспоминает Арий Иванович, — летом в начале 50-х годов. Владыка совершал богослужение в Михайло-Архангельском соборе города Уральска. После службы он стал беседовать с верующими. Народ пожаловался Владыке на зной и засуху в Уральской области, так как с того времени, как растаял снег, на землю не выпало ни единой капли дождя. Владыка сказал: — Давайте помолимся Царю Небесному, может быть он услышит нашу молитву. Стали совершать чин молебного пения поемый во время бездождия. И совершилось чудо — небо, на котором не было ни единого облака, потемнело, покрылось густыми тучами и пошел не проето дождь, а хлынул ливень, как из ведра. От страшных раскатов грома дрожали стены старинного уральского собора. Владыка приостановил молитву и сказал: "Православные! Разве это не чудо?!". Завершив молебен и подождав, когда утихнет ливень, все вышли во двор, вдохнули свежего, чистого воздуха. Владыке нужно было пройти пешком метров 200 от храма до дома настоятеля, но после ливня пыльная дорога стала месивом грязи. Тогда народ, исполненный любви и благодарности к Владыке, тут же выстлал этот путь снятой с себя одеждой".

Молился владыка со слезами, особенно при совершении Божественной Литургии, когда пели "Тебе поем, Тебе благословим…", он всегда плакал. Он говорил, что плачет от радости, что Господь сподобил его совершать эту Литургию и от счастья, что он может принести молитвы за всех своих духовных чад, за всех пасомых. Часто он просил своих пасомых: — Вот я учу вас, други мои, вы же видите, я старик, — ведь Господь спросит с меня за вас. А вы забываете мои слова, не исполняете того, чему я учу вас. С вас тоже спросит Господь, почему вы мои слова не запоминаете и не стараетесь их исполнять. Прошу вас, запоминайте мои слова и поступайте так, как я учу вас, други мои.

Усердный молитвенник, особенно любил и почитал владыка Матерь Божию. К большому духовному утешению своей паствы, в праздник Успения Пресвятой Богородицы Владыка, впервые в Алма-Ате, стал совершать дивный чин погребения Плащаницы. Когда с кем-нибудь случалось несчастье или кто-либо заболевал, владыка первым делом советовал как можно строже исповедаться, причаститься и только после этого приступать к исправлению того положения, в котором человек оказался, или к лечению болезни. — Нечистая исповедь — вот корень всех наших бед. А почему? Потому, что Господь хочет, чтобы все спаслись, вот и спасает нас через всевозможные напасти. Только в напасти мы вспоминаем о Боге, а в благополучии нашем нам не до Него.

В дни Святой Пасхи и Рождества Христова двери дома у владыки не закрывались. Все христосовались, славили Господа! Все! Все! Все! "На Пасху, — вспоминают клирошане, — после службы в храме мы ходили домой к владыке поздравить его с праздником. Всю Пасху, бывало, пропоем, а ему все мало, все просит: "Давайте еще попоем… ведь такая радость у нас!"

После каждой Литургии владыка, стоя на амвоне, благословлял каждого, несмотря на то, что в воскресные и праздничные дни в храме присутствовало до тысячи человек и более.

— Владыка, — бывало, скажут ему его чада, — вам ведь трудно после службы еще столько времени благословлять. Дали бы общее благословение и ехали бы домой отдыхать.
— Э-э, вы не знаете, как наш православный народ любит архиерейское благословение и дорожит им! — отвечал Владыка и, помолчав, продолжал — да, бывает, что я иногда так устаю, что подумаю: "Дам общее благословение". А за этой мыслью является другая: "А вдруг меня Господь сегодня призовет к Себе и спросит, как я расстался со своей паствой?" Эта мысль придает мне силы, и я благословляю народ.

С большим усердием, слезной молитвой молился владыка и у себя дома. Мать Вера каждое утро и каждый вечер вешала возле аналоя сухие полотенца и забирала их уже мокрыми, омоченными слезами Владыки.

Из воспоминаний Валентины Павловны Шитайловой, г. Елец:

Владыка сам часто с нами стоял на клиросе, он любил с левым хором петь раннюю обедню. Сам тон задавал. У него был бархатный баритон, очень мягкий, красивый. Когда владыка пел, он пронизывал душу своим пением. Особенно в Великий пост — он выходил на кафедру и пел "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…" — пел задушевно, тоскующе. Его голос лился по храму, стояла гробовая тишина, лишь слышно, как бряцают звонцы кадила и как люди плачут.

А сам владыка всегда плакал. Особенно видны были его слезы на бархатном постовом облачении при вечернем электрическом освещении — как жемчужные нитки блестели слезы на его саккосе. И что замечательно — если плачем мы, — мы ни петь, ни читать при этом не можем. А владыка плачет и ясным голосом подает возгласы.

Молитвы

Сщисп. Николай (Могилевский), митр. Алма-атинский и Казахстанский. Икона
Сщисп. Николай (Могилевский), митр. Алма-атинский и Казахстанский. Икона
Тропарь, глас 7

Яко светозарное светило,/ лучами Божественных дарований сияющее,/ яви тя Солнце Правды Христос Бог наш,/ тьму безбожия и злонравия далече отгоняюща,/ и зарями богопознания осияюща вопиющих верно:/ Радуйся, святе Николае,/ Христов исповедниче и Казахстанский чудотворче.

Кондак, глас 8

Избранный от Предвечнаго Архиерея и Церкви Зиждителя,/ данный Казахстану ходатаю изрядный и заступниче пречудный, святителю Николае,/ ублажая подвиги и труды твоя,/ любве ради Господа тобою подъятыя,/ восхваляем дивнаго во святых Своих Бога нашего,/ давшаго тебе благодать величия Своего/ и научившаго нас любовию пети тебе:/ Радуйся, святе Николае,/ Христов исповедниче и Казахстанский чудотворче.

Награды

  • крест на клобук (1947, ко дню Св. Пасхи)

Сочинения

  • "Учение аскетов о страстях".
  • "Воздержание - победная песнь чистоты". "Голос Церкви" 1914-1915 гг.

Литература

  • "Церк. Ведом." 1915, № 16, с. 140, 1916, № 41, с. 369, 1917, № 31, с. 251.
  • "ЖМП" 1945, № 7, с. 10, 1955, № 3, с. 8, № 12, с. 11-13.
  • "Правда о религии в России" МН, 1942, с. 63.
  • "Вестн. Св. Син." 1926, № 7, с. 5.
  • ФПС I, № 85, с. 4, IV, с. 5, V, № 130.
  • ФАМ I, № 180, с. 14.
  • Заметки и дополнения Е.М.
  • Archim. Isaakoj (Vinogradov), Svetloj pamjati Mitropolita Alma-Atinskogo i Kazachstanskogo Nikolaja (K godovscine so dnja konciny), in: ZMP 1956, 10, 11-13.
  • Vest. russ. chr. dv. 44(1957)31.
  • Regel'son 537: 1925 verhaftet, 550: 1931 wieder verhaftet.
  • Акафист священномученику:

Использованные материалы



[1]  На сайте http://www.orthodox.kz/article.php?razd=27&publid=149 указана дата 27 марта

[2]  Так по БД ПСТГУ Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955гг.), http://pstbi.ru/cgi-bin/nkws.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHoxITcKjcC1...EU*. Эта же дата - основная версия http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_3885. Там же указано, что по ММЛ "РПИ" (624) дата хиротонии - 26 октября.

[3]  http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_186

[4]  по другим данным - 5 июня

[5]  "Мощи священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского" - http://mitropolia.kz/ru/novosti/eparhia/244.html

[6]  "26 августа (ст.ст.) 8 сентября" - http://mospat.ru/calendar/2013/09/08

Редакция текста от: 08.10.2023 06:55:21

"НИКОЛАЙ (МОГИЛЕВСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google