Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АМВРОСИЙ (ГУДКО)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский
Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский
Амвросий (Гудко) (1867-1918), епископ б. Сарапульский и Елабужский, викарий Вятский, священномученик

Память 27 июля в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Балтских (Укр.), Волынских, Житомирских (Укр.), Казанских [1], Одесских (Укр.) и Удмуртских святых

В миру Гудко Василий Иванович, родился 28 декабря 1867 года в посаде Пыжовцах Люблинской губернии в семье униатов. В 1875 году вместе с родителями присоединился к Православной Церкви.

Окончил Холмскую духовную семинарию со званием студента и, в 1889 году, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1891 году [2] был пострижен в монашество. 30 мая 1893 года рукоположен во иеромонаха.

В 1893 году окончил академию со званием кандидата богословия был и назначен заведующим миссионерским катехизаторским училищем в Бийске на Алтае, где пребывал до 1897 года.

Архим. Амвросий (Гудко). Фото 12 октября 1898 г., Токио. Архив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
Архим. Амвросий (Гудко). Фото 12 октября 1898 г., Токио. Архив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии
В 1897 году получил назначение начальником новосозданной Корейской духовной миссии, 7 декабря был возведен в сан архимандрита. Корейские власти отказались впускать миссионеров в страну и состав миссии, ожидая решения вопроса, временно поселились во Владивостоке, а затем перебрались в поселок Новокиевск (ныне Краскино), где занялись изучением корейского среди местных корейцев-старожилов. Здесь о. Амвросий служил в одной из полковых церквей поселка и нелицемерно обличал местных русских военных чинов за разгульную жизнь, позорящую, по его словам, доброе русское имя среди инородцев. Военные в ответ писали на него доносы, и в 1899 году он был отозван обратно в Санкт-Петербург и назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве [3].

В 1901 году был назначен ректором Волынской духовной семинарии.

30 мая 1904 года был хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. Хиротония состоялась в Житомирском кафедральном соборе.

С 27 февраля 1909 года - епископ Балтский, викарий Подольской епархии.

С 14 февраля 1914 года - епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии. С 5 октября 1916 года - правящий епископ Сарапульский и Елабужский.

Организовал Елабужское и Сарапульское уездные общества трезвости, инициатор проведения празднеств трезвости. Был смелым проповедником, горячо любимым паствой, обличал пороки, активно боролся с пьянством, распространением сектантства.

18 марта 1917 года за обличение злоупотреблений губернской администрации был уволен на покой с назначением его управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Успенским монастырем Казанской епархии. Там неправедно сверженный со своей кафедры епископ в пламенных проповедях и увещевал народ не поддаваться «развращающему влиянию» соблазнителей, крепко держаться веры отцов. Некоторые его печатные проповеди, такие как «Враг рода человеческого — жидомасоны в мировой истории», обличающее планы сионистов по разрушению России, были запрещены Синодом.

Владыка призывал паству не поддаваться агитации атеистов, молиться за заключенного имп. Николая II. Уважение и любовь паствы к владыке не позволили подвергнуть его преследованиям, хотя дело против него тайно было начато еще при Временном правительстве. Революционные события прервали «следственное дознание».

Когда весной 1918 года большевики устроили в монастырском дворе специальный пункт конного завода, так что в часы обедни ржание жеребцов и кобыл перекрывало монастырское пение, владыка пошёл к земельному комиссару и сказал: «Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи святителя Германа. Если вы не уберётесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря». Вскоре владыка был арестован и отправлен в Казань. Главными свидетелями против него выступили несколько насельников монастыря, отличавшиеся распутной жизнью и замешанные в хищениях монастырского имущества, по отношению к которым епископ как настоятель принимал строгие меры.

Рабочие местных заводов пригрозили забастовкой и революционный трибунал в марте 1918 г. оправдал епископа. Владыка снова служил, говорил бесстрашные проповеди. «Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять», — так святитель увещевал народ.

После возвращения владыки в Свияжск, в июле 1918 года епископ был снова арестован по личному приказу Троцкого и вывезен на станцию Тюрлем, где расположился штаб частей Красной армии.

Епископ Амвросий был замучен 9 августа 1918 года. Келейник святителя Иов (Протопопов) нашёл через несколько часов посреди нескошенного поля тело архипастыря с множеством штыковых ранений, с вывернутыми в плечах, локтях и кистях руками. Он предал его честные останки земле и 12 лет платил крестьянину, чтобы тот не вспахивал поле, где на небольшой глубине покоился прах священномученика. В 1930 году земля отошла к колхозу, и в дальнейшем не удалось установить судьбу безвестной могилы владыки Амвросия.

В 1999 году владыка Амвросий был канонизирован как местночтимый святой Казанской епархии, а в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

В 2018 году его имя внесено в состав собора Удмуртских святых [4]

Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский
Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский

Оценки

Во время посещения Японии в октябре 1898 года встречался со святителем Николаем (Касаткиным), который в своих дневниках дал корейскому миссионеру такую характеристику: "живой он человек и энергичный, но и пессимист немалый" [5].

Сочинения

  • Идеал христианской жизни и средства к его достижению. Почаев, 1902;
  • Молдавский старец Паисий Величковский, 1722-1764. Почаев, 1902;
  • Мои наблюдения и размышления по поводу первой своей архиерейской поездки по Волынской епархии. Почаев, 1905;
  • Слово на день Трех Вселенских святителей. Почаев, 1905;
  • Несколько мыслей по церковно-школьному делу. Почаев, 1906;
  • По селам Волыни. Почаев, 1907.

Литература

  • Церк. Вед., 1904, № 21, 257; 1909, № 10, 73; 1914, № 8, 51; 1917, № 9-15, 70.
  • Булгаков, 1398, 1409.
  • Церк. Вестн., 1904, № 22, 698.
  • Мисс. Календарь, 1907, 128.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г., 230-231.
  • Отдых христиан, 1908, август-сентябрь, 58.
  • Польский, М., Новые мученики, I, 178; 11, 97-99, 277.

Использованные материалы



[1]  Православная энциклопедия, т. 2, с. 137-138

[2]  По Феодосию - в 1892 году. См. Феодосий, 183.

[3]  Феодосий, 183-185.

[4]  "Святейшим Патриархом установлено празднование Собора святых Удмуртской земли" , официальный сайт Ижевской епархии, 4 июня 2018, http://udmeparhia.ru/2018/06/svyatejshim-patriarxom-ustanovl...li/

[5]  Дневники свт. Николая Японского, запись от 12/24 октября 1898 г.

Редакция текста от: 25.06.2018 20:27:36

"АМВРОСИЙ (ГУДКО)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google