Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский |
Память 27 июля в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Балтских (Укр.), Волынских, Житомирских (Укр.), Казанских [1], Одесских (Укр.) и Удмуртских святых
В миру Гудко Василий Иванович, родился 28 декабря 1867 года в посаде Пыжовцах Люблинской губернии в семье униатов. В 1875 году вместе с родителями присоединился к Православной Церкви.
Окончил Холмскую духовную семинарию со званием студента и, в 1889 году, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В 1891 году [2] был пострижен в монашество. 30 мая 1893 года рукоположен во иеромонаха.
В 1893 году окончил академию со званием кандидата богословия был и назначен заведующим миссионерским катехизаторским училищем в Бийске на Алтае, где пребывал до 1897 года.
Архим. Амвросий (Гудко). Фото 12 октября 1898 г., Токио. Архив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии |
В 1901 году был назначен ректором Волынской духовной семинарии.
30 мая 1904 года был хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. Хиротония состоялась в Житомирском кафедральном соборе.
С 27 февраля 1909 года - епископ Балтский, викарий Подольской епархии.
С 14 февраля 1914 года - епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии. С 5 октября 1916 года - правящий епископ Сарапульский и Елабужский.
Организовал Елабужское и Сарапульское уездные общества трезвости, инициатор проведения празднеств трезвости. Был смелым проповедником, горячо любимым паствой, обличал пороки, активно боролся с пьянством, распространением сектантства.
18 марта 1917 года за обличение злоупотреблений губернской администрации был уволен на покой с назначением его управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Успенским монастырем Казанской епархии. Там неправедно сверженный со своей кафедры епископ в пламенных проповедях и увещевал народ не поддаваться «развращающему влиянию» соблазнителей, крепко держаться веры отцов. Некоторые его печатные проповеди, такие как «Враг рода человеческого — жидомасоны в мировой истории», обличающее планы сионистов по разрушению России, были запрещены Синодом.
Владыка призывал паству не поддаваться агитации атеистов, молиться за заключенного имп. Николая II. Уважение и любовь паствы к владыке не позволили подвергнуть его преследованиям, хотя дело против него тайно было начато еще при Временном правительстве. Революционные события прервали «следственное дознание».
Когда весной 1918 года большевики устроили в монастырском дворе специальный пункт конного завода, так что в часы обедни ржание жеребцов и кобыл перекрывало монастырское пение, владыка пошёл к земельному комиссару и сказал: «Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи святителя Германа. Если вы не уберётесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря». Вскоре владыка был арестован и отправлен в Казань. Главными свидетелями против него выступили несколько насельников монастыря, отличавшиеся распутной жизнью и замешанные в хищениях монастырского имущества, по отношению к которым епископ как настоятель принимал строгие меры.
Рабочие местных заводов пригрозили забастовкой и революционный трибунал в марте 1918 г. оправдал епископа. Владыка снова служил, говорил бесстрашные проповеди. «Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять», — так святитель увещевал народ.
После возвращения владыки в Свияжск, в июле 1918 года епископ был снова арестован по личному приказу Троцкого и вывезен на станцию Тюрлем, где расположился штаб частей Красной армии.
Епископ Амвросий был замучен 9 августа 1918 года. Келейник святителя Иов (Протопопов) нашёл через несколько часов посреди нескошенного поля тело архипастыря с множеством штыковых ранений, с вывернутыми в плечах, локтях и кистях руками. Он предал его честные останки земле и 12 лет платил крестьянину, чтобы тот не вспахивал поле, где на небольшой глубине покоился прах священномученика. В 1930 году земля отошла к колхозу, и в дальнейшем не удалось установить судьбу безвестной могилы владыки Амвросия.
В 1999 году владыка Амвросий был канонизирован как местночтимый святой Казанской епархии, а в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
В 2018 году его имя внесено в состав собора Удмуртских святых [4]
Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский |
Оценки
Во время посещения Японии в октябре 1898 года встречался со святителем Николаем (Касаткиным), который в своих дневниках дал корейскому миссионеру такую характеристику: "живой он человек и энергичный, но и пессимист немалый" [5].
Сочинения
- Идеал христианской жизни и средства к его достижению. Почаев, 1902;
- Молдавский старец Паисий Величковский, 1722-1764. Почаев, 1902;
- Мои наблюдения и размышления по поводу первой своей архиерейской поездки по Волынской епархии. Почаев, 1905;
- Слово на день Трех Вселенских святителей. Почаев, 1905;
- Несколько мыслей по церковно-школьному делу. Почаев, 1906;
- По селам Волыни. Почаев, 1907.
Литература
- Церк. Вед., 1904, № 21, 257; 1909, № 10, 73; 1914, № 8, 51; 1917, № 9-15, 70.
- Булгаков, 1398, 1409.
- Церк. Вестн., 1904, № 22, 698.
- Мисс. Календарь, 1907, 128.
- Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г., 230-231.
- Отдых христиан, 1908, август-сентябрь, 58.
- Польский, М., Новые мученики, I, 178; 11, 97-99, 277.
Использованные материалы
- Дамаскин (Орловский), игум., "Амвросий (Гудко)", Православная энциклопедия, т. 2, с. 137-138:
- Биография на сайте "Русское Православие"
- Житие на сайте Православие.ру
- Кищук Юрий, "Свет Евангелия в «Стране утренней свежести». 110-летию со дня основания Русской духовной миссии в Корее", портал Православие.Ru, 24 апреля 2007:
- Феодосий (Перевалов), архим., "Российская Духовная Миссия в Корее (1900-1925 гг.)" (по изд. Харбин, 1926) в Поздняев Д. А., свящ., История Российской Духовной Миссии в Корее, М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1999, 183-185.
- http://rusbeseda.ru/index.php?PHPSESSID=43e647729f14817f8779....75 (взята только икона)
[1] Православная энциклопедия, т. 2, с. 137-138
[2] По Феодосию - в 1892 году. См. Феодосий, 183.
[3] Феодосий, 183-185.
[4] "Святейшим Патриархом установлено празднование Собора святых Удмуртской земли" , официальный сайт Ижевской епархии, 4 июня 2018, http://udmeparhia.ru/2018/06/svyatejshim-patriarxom-ustanovl...li/
[5] Дневники свт. Николая Японского, запись от 12/24 октября 1898 г.