Константинопольский Георгиевский собор |
- Официальный сайт: http://www.patriarchate.org/
- Каноническая территория: бо́льшая часть Турции (за исключением небольших областей на северо-востоке и юге), значительная часть Греции (за исключением "Старой Эллады", при этом "Новые земли" на деле находятся под управлением Элладской Церкви), Финляндия; в "диаспоре" наиболее представлена в США, Австралии, Гватемале, также действует в других странах Северной Америки, Западной Европы, Южной Америки, Азии и в Новой Зеландии; на канонической территории других поместных Церквей ведает рядом епархий
- Богослужебный язык: основной византийский греческий, в Финляндии финский; в "диаспоре" английский, испанский, французский, церковнославянский, многие другие языки мира
- Календарь: основной новоюлианский, в ряде канонических уделов юлианский
- Кафедральный собор: Георгиевский г. Константинополе (при соборе, в квартале Фанар, расположена и патриаршая резиденция)
- Предстоятель: Варфоломей, Святейший Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх
- Место в диптихе: (1) [1]
- Состав (исключая "Новые земли" Греции): 151 архиерей; 63 епархии; более 5935 священнослужителей (ок. 2005) [2]; ок. 3196 приходов (ок. 1376 в Северной Америке, 1047 в Греции и Турции, 528 в остальной Европе, 195 в Азии и Океании, 50 в Южной Америке - 2012) [3]; не менее 148 монастырей (2012) [4]; не менее 17 высших духовных школ; 5,255 млн. членов (2,8 млн. в Северной Америке, 1,5 млн. в Европе, 800 тыс. в Азии/Океании [5], 150 тыс. в Латинской Америке, 5 тыс. в Турции - ок. 2005) [6]
Каноническое деление Православной Церкви в Анатолии по состоянию ок. 1880 г. Работа Alexikoua. |
Каноническое устройство
Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории. В Греции, которая целиком входила в Патриархат до признания автокефалии Элладской Церкви в 1850 году, Константинополь сохранил каноническое попечение о землях вошедших в состав страны после 1912 года. При этом большинство этих территорий - т.н. "Новые земли" или "Северные территории" Греции - перешли на деле под управление Элладской Церкви, хотя остались в формальном каноническом подчинении Вселенскому патриарху.
Каноническое деление Православной Церкви в Греции по состоянию на нач. XXI в. |
Устройство Финляндской Православной Церкви на 2006 г. |
Из выделенной части правила следует, что Константинопольскому архиепископу предоставляется право поставлять митрополитов трёх соседних с Константинополем митрополий: Понтийской, Никомидийской и Фракийской, а также епископов "у иноплеменников вышереченных областей". Между тем, в греческом тексте правила запятая стоит не после фразы "вышереченных областей", но после "и так же епископы у иноплеменников" (См.: Раллис-Потлис, Синтагма Божественных и Священных правил (на греч. языке), т. 2, Афины, 1852-1859. 169-170.) Таким образом получается, что Константинопольский епископ имеет право поставлять епископов у иноплеменников (в варварских землях) не лишь указанных трёх епархий, но вообще. Между тем такая трактовка текста (а именно о трактовке издателей мы можем говорить в данном случае, потому что, как известно, тексты канонов писались в эпоху, когда знаков препинания ещё не было) противоречит структуре фразы, которая превращается в следующую нелепицу: "Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви". Но даже если принять такое истолкование текста канона и согласиться с тем, что Константинопольский патриарх имел право на Церкви за пределами Византийской империи, это все равно не дает ему права в современных условиях претендовать на ту же роль в Церквах диаспоры, потому что права, предоставленные Константинопольскому епископу Отцами Собора, были обусловлены политическим значением столицы Византии: ":престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем". Следовательно, с момента, когда Константинополь перестал быть "градом царя и синклита", Константинопольский архиепископ также утратил многие свои права, в том числе, если таковое допустить, право на Церкви в "варварских землях".
Таким образом, Константинопольский Патриархат не имеет особых прав на Церкви в рассеянии. Он имеет такие же права на епархии диаспоры, как и прочие Поместные Церкви.
Епархии
- Константинопольская
- Амасийская
- Деркийская
- Имврская
- Принкипоннисская
- Смирнская
- Халкидонская
- Карпафская
- Косская
- Леросская
- Родосская
- Симийская
- (Нью-Йоркский) округ прямого подчинения
- Атлантская
- Бостонская
- Денверская
- Детройтская
- Нью-Джерсийская
- Питтсбургская
- Сан-Францисская
- Чикагская
- Австралийская
- Австрийская
- Бельгийская
- Буэнос-Айресская
- Германская
- Гонконгская
- Испанская
- Итальянская
- Канадская
- Корейская
- Мексиканская
- Новозеландская
- Сингапурская
- Фиатирская
- Французская
- Шведская
- Швейцарская
- Критская (Ираклионская)
- Аркалохорийская
- Гортинская
- Иерапитнийская
- Кидонийская
- Кисамская
- Ламбийская
- Петрская
- Рефимнская
- Виннипегская
- Торонтская
- Эдмонтонская
- Центральная
- Восточная
- Западная
- Западно-Европейская
- Южно-Американская
- Хельсинкская
- Куопиоская
- Оулуская
- Таллинская
- Пярнуская
- Тартуская
- Американская Албанская
- Американская Карпаторосская
Митрополии Турции
Митрополии Додеканеса
Американская Греческая архиепископия
Епархии в рассеянии
Критская Православная Церковь
Украинская Православная Церковь Канады
Украинская Православная Церковь США и рассеяния
Финляндская Православная Церковь
Эстонская Православная Церковь
[7]Автономные епархии в рассеянии
Исторический очерк
Константинопольская Православная Церковь, по преданию, основана ап. Андреем Первозванным, который около 60 года рукоположил своего ученика св. Стахия первым епископом города Византия. Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда император Константин Великий основал на месте древнего Византия новую столицу Римской империи - Константинополь (ныне Стамбул). История Константинопольской Церкви, как никакой другой Поместной Православной Церкви, тесно связана с этим городом - просто "Городом", как его до сих пор называют греки. Благодаря этому городу Константинопольская Церковь получила свой особый статус в семье Поместных Православных Церквей. Действительно, через некоторое время после того, как Константинополь стал новой столицей Римской империи, местная епископская кафедра заняла второе место после Римской, как об этом говорится в третьем правиле Второго Вселенского Собора: "Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим". Константинополь и Константинопольская Церковь всегда были и до сих пор остаются связанными некими таинственными и нерасторжимыми узами. И хотя на протяжении двадцатого столетия, да и ранее неоднократно рассматривались варианты перенесения Константинопольской кафедры в другие страны, эти проекты так и не были осуществлены. И сейчас, несмотря на то, что основная паства этой Церкви рассеяна по всему миру, ее центр по-прежнему находится в Константинополе.
Константинопольская Церковь получила свой особый статус главным образом в силу политических причин. Об этом, помимо приведенного третьего правила Второго Вселенского собора, ясно говорится в 28-м правиле Четвертого Вселенского Собора: "Престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем." Таким образом, епископская кафедра Нового Рима получила равный статус с престолом Ветхого Рима потому, что Новый Рим - Константинополь - стал "градом царя и синклита". Уже позже стали распространяться легенды о том, что Константинопольская Церковь была основана апостолом Андреем Первозванным и что ее первым епископом был апостол от 70-ти Стахий. Эти легенды имели целью оправдать беспрецедентное повышение статуса Константинопольской Церкви не только политическими причинами, но также ее якобы апостольским происхождением, которое имеют другие древние Патриархаты.
История Константинопольской Церкви может быть разделена на пять периодов. Эти периоды имеют четкие границы и в большой степени связаны с историей Константинополя.
1. Период "торжества Православия", который начался в 330 году, и конец которого условно можно ограничить 843 годом, когда была одержана окончательная победа Православия над иконоборчеством.
Это период формирования практически всех аспектов церковной жизни: вероучительного, этико-аскетического, канонического и т.д. Во-первых, за эти пять столетий было сформулировано и облечено в догматические положения данное Христом откровение о Боге, человеке и мире. Откровение Христово было сформулировано Отцами Церкви и закреплено церковными Соборами. Ведущее место в этих процессах занимала Константинопольская Церковь. Так, одним из наиболее известных Отцов Церкви этого периода был Константинопольский епископ св. Григорий (ум. 389), известный в церковной традиции как "Богослов". Он немало способствовал опровержению ереси арианства и формулированию учения Церкви о Троичном Боге и Боговоплощении. Другим не менее известным Константинопольским епископом был св. Иоанн (ум. 407), прозванный за свое красноречие "Златоустом". Кроме того, из семи Вселенских Соборов Церкви три собирались в Константинополе. Это Соборы второй (381), пятый (553) и шестой (680/681). Кроме того, в Константинополе собирался так называемый "пято-шестой" или "Трулльский" Собор (691), сыгравший немалую роль в формировании канонической традиции Православной Церкви.
В течение рассматриваемых пяти столетий сформировалось также нравственно-аскетическое учение Церкви. Решающую роль в этом сыграло монашество, которое, в свою очередь, зародилось и достигло многообразия форм именно в первый период. Немалую роль в этом опять-таки сыграла Константинопольская Церковь, чему примером Студийский монастырь. Эта обитель имела решающее значение в победе Православия над иконоборчеством и оказала большое влияние на развитие монашества не только в границах Византийской империи, но и далеко за ее пределами. Так, самый известный монастырь древней Руси - Киево-Печерский, жил по уставу именно Студийской обители.
В этот период происходило становление не только догматического и нравственно-аскетического учения Церкви, но также активно развивалась ее юрисдикционно-административная структура. Из простейших общин, основанных апостолами, Церковь развилась в сообщество Патриархатов, получивших сложную иерархическую структуру и включивших в себя митрополии, которые, в свою очередь, были образованы из более мелких епархий. Также в этот период формировались парадигмы отношения Церкви и государства, завершившиеся достижением знаменитой византийской симфонии. Все эти процессы также во многом были связаны с Константинопольской Церковью. С 381 года она получила статус автокефальной архиепископии, с 451 года - Патриархата.
2. Период "Крестовых походов", который закончился в 1204 году захватом Константинополя крестоносцами.
Этот период ознаменован возрастанием противоречий между восточной и западной частями Римской империи и, соответственно, Восточной и Западной Церквями, центрами которых были соответственно Константинополь и Рим. Рим все больше претендовал на гегемонию в христианском мире, к чему его подталкивали западные короли, главным образом варварского происхождения. Наиболее видным из них был король франков Карл (ум. 814), сыгравший немалую роль в обособлении Западной Церкви от Восточной и нагнетанию враждебности между Западом и Востоком. Результатом этой враждебности стало то, что, когда с Запада начали отправляться крестовые походы с целью освобождения Святых Земель от мусульманского господства, по дороге они разоряли города и храмы восточных христиан, воспринимая их уже не как братьев, но как своих врагов. В конце концов крестоносцами в 1204 году был захвачен Константинополь, который стал столицей Латинской империи. На кафедру православных Константинопольских Патриархов был посажен латинский патриарх. Такое положение продолжалось до 1261 года, когда Константинополь был отвоеван императором Михаилом VIII Палеологом (ум. 1282).
Наиболее видным деятелем этого периода был Константинопольский патриарх св. Фотий (ум. ок. 891), которого в Греции называют "Великим". Фотий был одним из наиболее ученых людей своего времени. Он один из первых противостал изменениям в церковной традиции, которые начали появляться на Западе. Эти изменения касались как литургической и церковной практики, так и учения Церкви. Св. Фотий дал обстоятельный анализ и опровержение латинского учения о том, что Дух Святой якобы исходит как от Отца, так и от Сына (так называние учение о Filioque). По отпадении Римской Церкви от Православия патриарх Константинопольский стал первым по чести архипастырем Православной Церкви.
Также с именем Фотия связано начало миссии среди славян, осуществлявшейся братьями свв. Кириллом (+ 869) и Мефодием (+ 884). Таким образом, именно Константинопольской Церкви большая часть славянского мира обязана своим обращением в христианство.
3. Период с 1261 года, когда Константинополь был освобожден от латинских захватчиков, до 1453 года, когда он был окончательно захвачен турками.
После латинской оккупации Константинополя Восточная Римская империя, позже получившая название "Византии", уже никогда не достигала своего прежнего могущества. Так, к 1300 году от нее оставались лишь Константинополь, территории современной Греции, Фракии и западная часть Малой Азии. Главным врагом Империи в этот период стали турецкие племена, которые ранее зачастую бывали ее союзниками. Теперь же они, воспользовавшись слабостью государства и консолидировавшись в единую силу, обратились против своего союзника и начали наносить ему сокрушительные удары. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, многие Константинопольские императоры стали обращаться к помощи Запада. Запад же в обмен на такую помощь требовал подчинения восточных Церквей Риму. Некоторые императоры, а также часть государственной и интеллектуальной элиты были согласны соединиться с Римом на его условиях, то есть фактически принять власть Римских пап и новшества в вероучении и церковной практике. Этому, однако, противостоял простой народ. Так в Византии образовались две партии: сторонников и противников соединения с Римом. Практически весь данный период прошел под знаком противостояния этих двух партий. То одна, то другая партия брала верх. Временное превосходство проуниатской партии привело к заключению уний с Римом в 1274 году в Лионе и в 1439 году во Флоренции. Однако этим попыткам противостала подавляющая часть византийского общества и клира, и они фактически провалились.
В контексте противостояния про- и антиуниатских партий в XIV веке возникли так называемые "исихастские споры". Эти споры велись вокруг вопроса о природе божественного Света, а также о подлинности опыта этого Света, переживаемого подвижниками благочестия. Наиболее значимой фигурой этих споров и защитником православного учения о нетварности божественного света стал святогорский монах и впоследствии Солунский архиепископ св. Григорий Палама (ум. 1359). Православное учение, сформулированное им и его сподвижниками, было подтверждено на Константинопольских Соборах 1341, 1347 и 1351 годов.
4. Период турецкого господства, который завершился образованием независимого греческого государства в 1821 году и объявлением Элладской Церковью независимости.
С падением Константинополя и всей Восточной Римской империи занчение Константинопольской Церкви среди ее паствы значительно возросла. Султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, не только оставил Константинопольским патриархам церковную власть над православным населением новообразованной Османской империи, но наделил их также политической властью, какой они не имели прежде. Среди мусульман различие между политической и религиозной властью едва выражено, и эти две власти, как правило, совмещаются в одном лице, ввиду чего султан не мог стать полноценным политическим лидером православных т.к. не мог быть их религиозным главой. Компромисс был найден в том, что Константинопольский патриарх был определен "главой народа" (миллет баши) православных (именуемых ромеями, рум), и получил также немалую долю политической власти над ним. При османах Константинопольский Патриархат достиг значительного территориального расширения за счет поглощения ранее автокефальных Церквей в пределах империи: к концу XVIII века в его ведение входила вся Малая Азия и весь Балканский полуостров кроме Черногории. Древние Церкви в пределах империи - Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кипрская, - хотя и не были упразднены, но оказались в зависимом положении от Константинопольской.
Патриарх стал во многом посредником и проводником воли султана, но также нес ответственность за нестроения, если такие возникали среди подчиненного ему народа. Османское правительство, установив высокий налог за вступление на патриарший престол, очень часто смещало патриархов, а потом нередко вновь возводило на престол смещенных, каждый раз взмиая налог. Для уплаты этого налога патриархи часто взимали деньги с митрополитов, а те - с подведомственного им клира, что наложило глубокий отпечаток на порядок жизни Патриархата.
Из известных деятелей этого периода следует отметить патриархов Иеремию II (+ 1595) и Кирилла I (Лукариса) (+ 1638). Оба патриарха жили в период зарождения и бурного развития Реформации в Западной Европе и были вынуждены отвечать на ее вызовы. Первый благосклонно отнесся к попыткам реформаторов вернуться к истокам Христианства, но отверг новшества получившие развитие в протестантизме. Второй, борец с римо-католической экспансией, известен приписываемым ему "Исповеданием веры", скомпрометированным кальвинистскими новшествами и осужденным несколькими Соборами.
В высших кругах Патриархата зрела т.н. греческая "Великая идея", связанная с возрождением Восточно-Римской империи вначале в культурном, а затем в политическом отношении. Поэтому ведущие посты Церкви неизменно замещались приверженцами этой идеи, по большей части греками из Константинопольского квартала Фанар - т.н. "фанариотами". Хотя немалая доля населения Патриархата состояла из славян, а также румын и албанцев, почти все архиереи Церкви были из греков, в Церкви на Балканах вытеснялись местные языки взамен которых вводился греческий. Однако, к концу периода в рядах греческой элиты Османской империи назрел раскол в понимании "Великой идеи," - часть стояла за модель над-национальной православной империи; другие ратовали за создание греческого национального государства. Освободительная революция в Греции стала началом конца Османской империи и установившегося порядка жизни Патриархата. Отвечая перед османскими властями за весь православный народ, патриарх Григорий V в 1821 году принял мученичество за восставших греков.
5. Современный период с 1821 года и до сего дня.
С начала XIX века, под усилившимся влиянием Западного национализма и ввиду ослабления Османской империи, среди Балканских народов поднялась волна национально-освободительных движений. В Греции, Сербии, Румынии, Болгарии возникли государства, - вначале полу-независимые, а затем полностью независимые от Османской империи. Параллельно вновь-независимые народы организовывались в поместные Церкви и отъединялись от Константинопольского Патриархата. Будучи вынужден условиями Патриархат со временем признал автономию, а затем автокефалию Сербской, Греческой и Румынской Церквей вскоре после их де-факто создания. Лишь "болгарская схизма" растянулась на долгие десятилетия - как спешное объявление Болгарской Церковью автокефалии на основании султанского фирмана, так и несговорчивость греков привели к созданию параллельной иерархии в ряде епархий.
В результате Балканских, Первой мировой и Греко-турецкой войн начала XX века, территория Османской империи, превратившейся в национальную Турцию, схлопнулась еще более и Патриархат был вынужден уступить Балканским Церквям еще ряд епархий. Вдобавок, бо́льшая часть греческого населения Малой Азии была вынуждена бежать или была депортирована в 1923 году по условиям греко-турецкого обмена населения, осев в Греции и рассеявшись по всему миру. В результате этой т.н. "Великой катастрофы" Константинопольский Патриархат потерял почти всю свою прежнюю паству. Политическое значение его в Турции также сошло на нет, так-как Кемаль паша устраивал новую Турцию на подчеркнуто секулярных и национальных началах. Патриарх лишился статуса "главы народа" и стал официально рассматриваться как обыкновенный гражданин, чиновник под надзором властей, а неофициально - как потенциальный агент враждебного греческого государства. Весь православный клир в Турции, за исключением патриарха, лишился права носить рясы и длинные волосы.
Тем временем, с начала XX века Константинопольский патриарх стал стремиться восполнить свои потери посредством распространения своего влияния на области мира где не было устоявшейся православной иерархии и на страны с неправославными правительствами. Идеей выдвинутой в поддержку этого курса стало истолкование 28-го правила IV Вселенского Собора в смысле главенства над всеми "варварскими землями," - т.е. над всей землей вне пределов формально закрепленных за одной из поместных Православных Церквей. Ключевой фигурой в этом новом направлении деятельности Патриархата стал Мелетий (Метаксакис), один из виднейших деятелей греческой церковной элиты начала века и Константинопольский патриарх в 1921-1923 годах. Вехами этого расширения Патриархата стали организация Американской архиепископии; учреждение Фиатирского экзархата для Западной и Центральной Европы (5 апреля 1922); поставление Савватия (Врабеца) архиепископом Пражским и всея Чехословакии (4 марта 1923); принятие Финской епархии на началах автономии (9 июня 1923); принятие Эстонской Церкви таким же образом (23 августа 1923); основание Венгерской и Центрально-Европейской митрополии (15 апреля 1924); объявление автокефалии "под надзором Вселенского Патриархата" для Польской Церкви (13 ноября 1924); учреждение Австралийской кафедры в Синдее (1924); принятие русской архиепископии Западной Европы (17 февраля 1931); принятие Латвийской Церкви (март 1936); рукоположение епископа Феодора-Богдана (Шпилко) для украинцев в Северной Америке (28 февраля 1937); включение Индии в ведение Австралийского архиепископа (1938) [8]. Стремления Константинопольского престола с 1920-х годов доходили до претензий на Украину, ввиду отказа признать каноничность присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату. Все эти действия были произведены односторонне и во многих случаях представляли попытку отторжения частей в первую очередь Русской, а также Сербской Церквей. Хотя реальная роль Константинопольской Церкви в ее подразделениях в диаспоре оставалось во многом номинальной, в результате действий 1920-1930 года ее ведение распространилась на огромные пространства. Однако, в рассеянии под омофор Константинопольского патриарха в основном вошли лишь эмигранты греческого происхождения. Последовавшее затем развитие параллельных православных иерархий разных поместных Церквей в "диаспоре" стало одной из существенных проблем Православной Церкви XX века.
Однако Константинопольский патриарх продолжал выделять епархии из своего состава и даровать Церквям независимость. Так, в 1922 году дал согласие на вхождение в Сербскую Церковь всех православных в пределах Югославии, затем передал Элладской Церкви значительную долю власти над епархиями в пределах Греции, а в 1937 году наконец признал автокефалию Албанской Церкви. Константинополь стал настаивать на своем исключительном праве переподчинять епархии другим поместным Церквам, а также даровать автономию и автокефалию, почему впоследствии слал свои томосы даже Церквям которые не находились в его ведении (подобно Грузинской).
Имя патриарха Мелетия (Метаксакиса) также связано с т.н. "Всеправославным конгрессом" 1923 года, на котором был принят ряд мер характерных для новоявленного экуменического движения, вызвавших раскол и волнение во многих поместных Православных Церквях. Знаковым стало принятие "конгрессом" т.н. "нового календаря" для церковной жизни, котрый до сих пор остается предметом споров в церковной среде. С этого времени Константинопольская Церковь стремиться особо деятельно участвовать в мировых религиозных организациях, межисповедных и межрелигиозных диалогах.
11 октября 2018 года Священный Синод Константинопольской Церкви принял решение прекратить действие ее томоса 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому Патриархату. Константинопольский Синод принял решение о восстановлении главы т.н. «Киевского патриархата» Филарета Денисенко, главы «Украинской автокефальной православной церкви» Макария Малетича «до их иерархического или священнического звания» и о возвращении прихожан «УПЦ КП» и «УАПЦ» в церковное общение. В том же постановлении Синода говорится о решении восстановить в Киеве ставропигию Константинопольского Патриархата. 15 октября того же года Священный Синод Русской Православной Церкви объявил о разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом, в связи с посягательством последнего на каноническую территорию Русской Православной Церкви.
Современное положение
Со времени исхода греков из Турции после 1922 года подавляющая часть паствы Константинопольского Патриархата находится вне ее канонической территории. В аналогичной ситуации находится ныне только Антиохийский Патриархат, в то время как остальные поместные Церкви основную часть своей паствы имеют на своей канонической территории. Узел вопросов порожденный поворотом деятельности Константинопольского Патриархата около 1922 года по сей день составляет вероятно наиболее дискуссионную проблему в жизни Православной Церкви.
На рубеже XX-XXI веков в у Константинопольской Церкви в Константинополе оставалось немногим более 2000 человек паствы - в основном, престарелых греков, число которых стремительно сокращалось. Стояла опасность полного исчезновения местной паствы Константинопольского Патриархата, но увеличивающийся приток русских в Турцию, а также отдельные обращения турок в православие, переменил эту динамику. При этом основную массу продолжают составлять греки и их потомки в рассеянии - особенно в США, а также Германии, Австралии, Канаде, Великобритании и других странах. Ряд других традиционно-православных диаспор также окормляются Константинопольской Церковью. Патриархат также прилагает усилия для проповеди Христа среди других народов - особенно примечательны входящие в него церковные общины из коренных жителей Гватемалы, Кореи, Индонезии, Индии.
Предстоятели
- св. ап. Стахий (38 - 54)
- св. ап. Онисим (54 - 68)
- Поликарп I (69 - 89)
- Плутарх (89 - 105)
- Седекион (105 - 114)
- Диоген (114 - 129)
- Елевферий (129 - 136 или + 123/127)
- Феликс (136 - 141)
- Поликарп II (141 - 144)
- Афинодор (144 - 148)
- Евзоий (148 - 154)
- Лаврентий (154 - 166)
- Олимпий или Алипий (166 - 169)
- Пертинакс (169 - 187)
- Олимпиан (187 - 198)
- Марк I (198 - 211)
- Филадельф (211 - 217)
- Кириак I (217 - 230)
- свт. Кастин (230 - 237)
- Евгений I (237 - 242)
- Тит (242 - 272)
- Дометий (272 - 284)
- Руфин I (284 - 293)
- Пров (293 - 306)
- свт. Митрофан I (306 - 313/314/325)
- свт. Александр (313/314/325 - 337)
- свт. Павел I Исповедник (337 - 339, 341 - 342, 346 - 351)
- Евсевий Никомидийский (339 - 341)
- Македоний I (342 - 346, 351 - 360)
- Евдоксий Антиохийский (360 - 370)
- Демофил (370 - 379)
- Евагрий (379)
- Максим I (380)
- свт. Григорий I Богослов (379 - 381)
- свт. Нектарий (381 - 397)
- свт. Иоанн I Златоуст (398 - 404)
- свт. Арсакий Тарсийский (404 - 405)
- свт. Аттик (8 января 406 - 10 октября 425)
- свт. Сисиний I (28 февраля 426 - 24 декабря 427)
- Несторий, ересиарх (428 - 431)
- свт. Максимиан (25 октября 431 - 21 апреля 434)
- свт. Прокл (434- 446)
- свт. Флавиан (446 - 449)
- свт. Анатолий (ноябрь 449 - 3 июля 458)
- свт. Геннадий I (458 - 471)
- Акакий (472 - 489)
- Фравита (489 - 490)
- свт. Евфимий I (489/490 - 495/496)
- свт. Македоний II (495/496 - 511)
- Тимофей I (511 - 518)
- свт. Иоанн II Каппадокиец (518 - 520)
- свт. Епифаний (520 - 535)
- Анфим I (Анфимий), монофизит (5 июня 535 - до 13 марта 536)
- свт. Мина (536 - 552)
- свт. Евтихий (552 - 565)
- свт. Иоанн III Антиохийский, Схоластик (565 - 577)
- свт. Евтихий, 2-й раз (577 - 582)
- свт. Иоанн IV (Ниститис) Постник (582 - 595)
- свт. Кириак II (595/596 - 606)
- свт. Фома I (607 - 610)
- Сергий I (610 - 638), монофелит
- Пирр I (638 - 641, 654)
- Павел II (641 - 653)
- Петр (654 - 665/666), монофелит
- свт. Фома II Новый (665/667 - 668/669)
- свт. Иоанн V (669 - 674/675)
- свт. Константин I (675 - 677)
- свт. Феодор I (677 - 679)
- свт. Георгий I (679 - 686)
- свт. Феодор I (686 - 687) повторно
- свт. Павел III (688 - 693)
- свт. Каллиник I (693 - 705)
- свт. Кир (705/706 - 711/712)
- Иоанн VI (712 - 715)
- свт. Герман I (715 - 730)
- Анастасий, иконоборец (22 января 730 - 753/754)
- Константин II (754 - 766)
- Никита I (16 ноября 766 - 6 февраля 780)
- свт. Павел IV (весна 780 - 31 августа 784)
- свт. Тарасий (25 декабря 784 - 806)
- свт. Никифор I (12 апреля 806 - 815)
- Феодот I Мелиссин Касситерра, иконоборец (815 - 821)
- Антоний I Кассимата, иконоборец (январь 821 - 837)
- Иоанн VII Грамматик, иконоборец (21 января 837 - 4 марта 843)
- свт. Мефодий I (843 - 847)
- свт. Игнатий (847 - 858)
- свт. Фотий I Великий (858 - 867)
- свт. Игнатий, 2-й раз (867 - 877)
- свт. Фотий I Великий, 2-й раз (877 - 886)
- свт. Стефан I Новый (886 - 893)
- свт. Антоний II Кавлей (3 августа 893 - 12 февраля 901)
- свт. Николай I Мистик (901 - 907)
- свт. Евфимий II (907 - 912)
- свт. Николай I Мистик, 2-й раз (912 - 925)
- свт. Стефан II (925 - 928) [9]
- свт. Трифон (928 - 931) [10]
- Феофилакт (933 - 956)
- свт. Полиевкт (956 - 970)
- Василий I Скамандрин (13 февраля 970 - 974)
- Антоний III Студит (974 - апрель 979)
- свт. Николай II Хрисоверг (983/984 - 995/996) [11]
- свт. Сисиний II (996 - 998)
- свт. Сергий II Мануилит (999 - 1019) [12]
- свт. Евстафий I (1019 - 1025)
- Алексий Студит (декабрь 1025 - 20 февраля 1043)
- Михаил I Керулларий (1043 - 1058)
- свт. Константин III (Лихуд) (1059 - 1063)
- свт. Иоанн VIII Ксифилин (1064 - 2 августа 1075)
- свт. Косма I Иерусалимит (1075 - 8 мая 1081)
- Евстафий Гарида (1081 - 1084)
- Николай III Кирдиниат Грамматик (1084 - 1111)
- Иоанн IX Агапит (1111 - апрель 1134)
- свт. Лев Стипп (май 1134 - январь 1143)
- Михаил II Куркуас Оксеит (1143 - 1146)
- Косма II Аттик (1146 - 1147)
- Николай IV Музалон (1147 - 1151)
- Феодот II (Феодосий (?)) (1151/1152 - 1153/1154)
- Неофит I (1153 - 1154) [13]
- Константин IV Хлиарин (1154 - 1156) [14]
- Лука Хрисоверг (1156 - 1169) [15]
- Михаил III Анхиальский (1170 - 1177) [16]
- Харитон Евгениот (1177 - 1178) [17]
- Феодосий I Ворадиот (1179 - 1183)
- Василий II Филакопул Каматир (1183 - 1186)
- Никита II Мунтан (1186 - 1189) [18]
- Досифей Иерусалимит (февраль 1189, 9 дней)
- Леонтий Феотокит (февраль - октябрь 1189)
- Досифей Иерусалимит, повторно (октябрь 1189 - 10 сентября 1191)
- Георгий II Ксифилин (10 сентября 1191 - 7 июля 1198)
- Иоанн X Каматир (1198 - 1206)
- Михаил IV Авториан (1207 - 1213) [19]
- Феодор II Ириник (1213 - 1215) [20]
- Максим II (1215) [21]
- Мануил I Харитопул Сарантин (1215 - 1222) [22]
- Герман II (1222 - 1240)
- Мефодий II (1240)
- Мануил II (1243/1244 - 1254)
- свт. Арсений Авториан (ноябрь 1254 - февраль/март 1260)
- Никифор II (1260 - 1261)
- свт. Арсений Авториан, 2-й раз (июнь 1261 - весна/лето 1265)
- Герман III (1265 - 1266)
- свт. Иосиф I Галесиот (1266 - 1275)
- Иоанн XI Векк (1275 - 1282)
- свт. Иосиф I Галесиот, 2-й раз (1282 - 1283)
- Григорий II Киприот (1283 - 1289)
- свт. Афанасий I (14 октября 1289 - 16 октября 1293)
- Иоанн XII Косма (1294 - 1303)
- свт. Афанасий I, 2-й раз (23 июня 1303 - сентябрь 1309)
- Нифонт I (9 мая 1310 - 11 апреля 1314)
- Иоанн XIII Глика (1315 - 1320) [23]
- Герасим I (1320 - 1321)
- Исаия (1323 - 1334) [24]
- Иоанн XIV Калека (1334 - 1347)
- свт. Исидор Вухир (17 мая 1347 - 1350)
- свт. Каллист I (10 июня 1350 - 14 августа 1353)
- свт. Филофей Коккин (14 августа 1353 - 1354)
- свт. Каллист I, 2-й раз (1355 - кон. июля/август 1363/1364)
- свт. Филофей Коккин, 2-й раз (1364 - 1376)
- Макарий I (1376/1377 - 1379)
- Нил Керамевс (1379 - 1388) [25]
- Антоний IV (1389 - 1390)
- Макарий I, 2-й раз (1390 - 1391)
- Антоний IV, 2-й раз (1391 - 1397)
- свт. Каллист II Ксанфопул (17 мая - ок. августа 1397)
- Матфей I (1397 - 1402, 1403 - 1410)
- Евфимий III (1410 - 1416)
- Иосиф II (1416 - 1439)
- Митрофан II (1440 - 1443)
- Григорий III Мамма, униат (1443 - 1450)
- Афанасий II (1450 - 1453?) [26]
- свт. Геннадий II Схоларий (6 января 1454 - май 1456)
- Исидор II Ксанфопул (1456 - 1457, ? - 31 марта 1462)
- Иоасаф I Коккас (1462 - 1463; по другим данным, конец 1464 - начало 1465/1466)
- свт. Геннадий II Схоларий, 2-й раз (1463)
- Софроний I Сиропул (1463 - 1464)
- свт. Геннадий II Схоларий, 3-й раз (август 1464 - август 1465)
- Марк II Ксилокарав (1466)
- Симеон I (1466)
- свт. Дионисий I Мудрый (январь 1467 - 1472)
- Симеон I, 2-й раз (1471 - 1474)
- Рафаил I (1475 - весна 1476)
- свт. Максим III Философ (весна 1476 - кон. 1481/нач. 1482)
- Симеон I, 3-й раз (1481 - 1486)
- свт. Нифонт II (кон. 1486 - 1488)
- свт. Дионисий I Мудрый, 2-й раз (1488 - 1490)
- Максим IV) (1491 - 1497)
- свт. Нифонт II, 2-й раз (лето 1497 - кон. лета 1498)
- Иоаким I (1498 - 1502)
- свт. Нифонт II, 3-й раз (весна 1502)
- Пахомий I (1503 - 1504)
- Иоаким I, 2-й раз (1504)
- Пахомий I, 2-й раз (1504 - 1513)
- Феолипт I (1513 - 1522)
- свт. Иеремия I (31 декабря 1522 - весна 1524)
- Иоанникий I (весна 1524 - 26 сентября 1525)
- свт. Иеремия I, 2-й раз (26 сентября 1525 - 13 января 1546)
- Дионисий II Галатянин (1546 - 1555)
- Иоасаф II Великолепный (август 1556 - январь 1565)
- Митрофан III (1565 - 1572)
- Иеремия II Транос (5 мая 1572 - 29 ноября 1579)
- Митрофан III, 2-й раз (1579 - 1580)
- Иеремия II Транос, 2-й раз (13 августа 1580 - 22 февраля 1584)
- Пахомий II (1584 - 1585)
- Феолипт II (1585 - 1586)
- Иеремия II Транос, 3-й раз (19 апреля 1587 - сентября 1595)
- Матфей II (1596)
- Гавриил I (март-август 1596)
- Феофан I (1597)
- Матфей II, 2-й раз (1598 - 1602)
- Неофит II (1602 - 1603)
- Матфей II, 3-й раз (1603)
- Рафаил II (1603 - 1607)
- Неофит II, 2-й раз (1607 - 1612)
- сщмч. Кирилл (Лукарис) (1612) патр. Александрийский, местоблюститель
- Тимофей II (1612 - 1620)
- сщмч. Кирилл I (Лукарис) (4 ноября 1620 - 1623)
- Григорий IV (1623)
- Анфим II (18 июня - 22 сентября 1623)
- сщмч. Кирилл I (Лукарис), 2-й раз (1623 - 1633)
- Кирилл II (Контарис) (1633)
- сщмч. Кирилл I (Лукарис), 3-й раз (1633 - 1634)
- свт. Афанасий III (Пателларий) (1634)
- сщмч. Кирилл I (Лукарис), 4-й раз (1634 - 1635)
- Кирилл II (Контарис), 2-й раз (1635 - 1636)
- Неофит III (1636 - 1637)
- сщмч. Кирилл I (Лукарис), 5-й раз (1637 - 1638)
- Кирилл II (Контарис), 3-й раз (1638 - 1639)
- Парфений I (1639 - 1644)
- Парфений II Оксис (1644 - 1646)
- Иоанникий II (Линдиос) (16 ноября 1646 - 27 октября 1648)
- Парфений II Оксис, 2-й раз (1648 - 1651)
- Иоанникий II (Линдиос), 2-й раз (июнь 1651 - июнь 1652)
- Кирилл III (Спанос) (1652)
- свт. Афанасий III (Пателларий), 2-й раз (26 мая/кон. июня - июнь/июль 1652) [27]
- Паисий I (1652 - 1653)
- Иоанникий II (Линдиос), 3-й раз (июль 1653 - 17 марта 1654)
- Кирилл III (Спанос), 2-й раз (1654)
- Паисий I, 2-й раз (1654 - 1655)
- Иоанникий II (Линдиос), 4-й раз (март 1655 - июль 1656)
- сщмч. Парфений III (1656 - 1657)
- сщмч. Гавриил II (1657)
- Парфений IV (1657 - 1662)
- Дионисий III (Вардалис) (29 июня 1662 - 21 октября 1665)
- Парфений IV, 2-й раз (1665 - 1667)
- Климент (1667)
- Мефодий III (1668 - 1671)
- Парфений IV, 3-й раз (1671)
- Дионисий IV (Серогланис) (ноябрь 1671 - 14 августа 1673)
- Герасим II (1673 - 1674)
- Парфений IV, 4-й раз (1675 - 1676)
- Дионисий IV (Серогланис), 2-й раз (29 июля 1676 - 2 августа 1679)
- Афанасий IV (1679)
- Иаков (10 августа 1679 - 30 июля 1682)
- Дионисий IV (Серогланис), 3-й раз (30 июля 1682 - 10 марта 1684)
- Парфений IV, 5-й раз (1684 - 1685)
- Иаков, 2-й раз (20 марта 1685 - март 1686)
- Дионисий IV (Серогланис), 4-й раз (март 1686 - 12 октября 1687)
- Иаков, 3-й раз (12 октября 1687 - 3 марта 1688)
- Каллиник II (1688)
- Неофит IV (1688 - 1689)
- Каллиник II, 2-й раз (1689 - 1693)
- Дионисий IV (Серогланис), 5-й раз (август 1693 - апрель 1694)
- Каллиник II, 3-й раз (1694 - 8 августа 1702)
- Гавриил III (август 1702 - 17 октября 1707)
- Неофит V (20 - 25 октября 1707) [28]
- Киприан (25 октября 1707 - июнь 1709)
- Кирилл IV (июнь 1709)
- Афанасий V (июнь 1709 - декабрь 1711)
- Кирилл IV, 2-й раз (4 декабря 1711 - ноябрь 1713)
- Киприан, 2-й раз (ноябрь 1713 - 28 февраля 1714)
- Косма III (28 февраля 1714 - 23 февраля 1716)
- Иеремия III (март 1716 - ноябрь 1726)
- Кирилл Проусский (1 - 17 января 1718), неудавшаяся попытка сместить Иеремию III
- Каллиник III (19 ноября 1726; несколько часов)
- Паисий II (Киумурдзоглу) (20 ноября 1726 - сентябрь 1732)
- Иеремия III, 2-й раз (15 сентября 1732 - март 1733)
- Серафим I (март/апрель 1733 - октябрь 1734)
- Неофит VI (27 сентября 1734 - август/сентябрь 1740)
- Паисий II (Киумурдзоглу), 2-й раз (август/сентябрь 1740 - май/июнь 1743)
- Неофит VI, 2-й раз (май/июнь 1743 - март/апрель 1744)
- Паисий II (Киумурдзоглу), 3-й раз (март/апрель 1744 - 28 сентября 1748)
- Кирилл V (Каракаллос) [29] (28 сентября 1748 - июнь 1751)
- Паисий II (Киумурдзоглу), 4-й раз (июнь 1751 - сентябрь 1752)
- Кирилл V (Каракаллос), 2-й раз (7 сентября 1752 - 16 января 1757)
- Каллиник IV (16 января - 22 июля 1757)
- Серафим II (22 июля 1757 - 26 марта 1761)
- Иоанникий III (Караджа) (26 марта 1761 - 21 мая 1763)
- Самуил I (Хадзерис) (24 мая 1763 - 5 ноября 1768)
- Мелетий II (Калвокоресис) (5 ноября 1768 - апрель 1769)
- Феодосий II (Христианопулос) (11 апреля 1769 - 16 ноября 1773)
- Самуил I (Хадзерис), 2-й раз (17 ноября 1773 - 24 декабря 1774)
- Софроний II (24 декабря 1774 - 8 октября 1780)
- Гавриил IV (8 декабря 1780 - 29 июня 1785)
- Прокопий I (июль 1785 - 30 апреля 1789)
- Неофит VII (1 мая 1789 - 1 апреля 1794)
- Герасим III (3 марта 1794 - 19 апреля 1797)
- сщмч. Григорий V (Ангелопулос) (19 апреля 1797 - 18 декабря 1798)
- Неофит VII, 2-й раз (19 декабря 1798 - 17 июня 1801)
- Каллиник V (17 июня 1801 - 23 сентября 1806)
- сщмч. Григорий V (Ангелопулос), 2-й раз (23 сентября 1806 - 10 сентября 1808)
- Каллиник V, 2-й раз (10 сентября 1808 - 23 апреля 1809)
- Иеремия IV (23 апреля 1809 - 3 марта 1813)
- сщмч. Кирилл VI (Серпедзоглу) (4 марта 1813 - 13 декабря 1818)
- сщмч. Григорий V (Ангелопулос), 3-й раз (14 декабря 1818 - 10 апреля 1821)
- Евгений II (10 апреля 1821 - 27 июля 1822)
- Анфим III (Хорианопулос) (28 июля 1822 - 9 июля 1824)
- Хрисанф I (Манолис) (9 июля 1824 - 26 сентября 1826)
- Агафангел (26 сентября 1826 - 5 июля 1830)
- Константий I Мудрый (6 июля 1830 - 18 августа 1834)
- Константий II (18 августа 1834 - 26 сентября 1835)
- Григорий VI (Фуртуниадис) (27 сентября 1835 - 20 февраля 1840)
- Анфим IV (Вамвакис) (21 февраля 1840 - 6 мая 1841)
- Анфим V (Хрисафидис) (6 мая 1841 - 12 июня 1842)
- Герман IV (14 июня 1842 - 18 апреля 1845)
- Мелетий III (Панкалос) (18 апреля - 28 ноября 1845)
- Анфим VI (Иоаннидис) (4 декабря 1845 - 18 октября 1848)
- Анфим IV (Вамвакис), 2-й раз (19 октября 1848 - 30 октября 1852)
- Герман IV, 2-й раз (1 октября 1852 - 16 сентября 1853)
- Анфим VI (Иоаннидис), 2-й раз (24 сентября 1853 - 21 сентября 1855)
- Кирилл VII (Серпентцоглу) (21 сентября 1855 - 1 июля 1860)
- Иоаким II (Коккодис) (4 октября 1860 - 9 июля 1863)
- Софроний III (20 сентября 1863 - 4 сентября 1866) [30]
- Григорий VI (Фуртуниадис), 2-й раз (10 февраля 1867 - 10 июня 1871)
- Анфим VI (Иоаннидис), 3-й раз (5 сентября 1871 - 30 сентября 1873)
- Иоаким II (Коккодис), 2-й раз (23 ноября 1873 - 5 августа 1878
- Иоаким III (Деведзис) (4 октября 1878 - 30 марта 1884)
- Иоаким IV (Крусулудис) (1 октября 1884 - 14 ноября 1886)
- Дионисий V (Харитонидис) (23 января 1887 - 13 августа 1891)
- Неофит VIII (27 октября 1891 - 24 октября 1894)
- Анфим VII (Цацос) (20 января 1895 - 31 января 1897)
- Константин V (Валиадис) (2 апреля 1897 - 27 марта 1901)
- Иоаким III (Деведзис), 2-й раз (26 мая 1901 - 13 ноября 1912)
- Герман V (28 января 1913 - 12 октября 1918)
- Дорофей Прусский (12 октября 1918 - 6 марта 1921) местоблюститель
- Николай Кесарийский (6 марта - 25 ноября 1921) местоблюститель
- Мелетий IV (Метаксакис) (25 ноября 1921 - 7 сентября 1923)
- Григорий VII (Зервудакис или Папаставрианос) (23 ноября 1923 - 4 ноября 1924)
- Константин VI (Арапоглу) (4 декабря 1924 - 9 мая 1925)
- Василий III (Георгиадис) (30 июня 1925 - 29 сентября 1929) [31]
- Фотий II (Маниатис) (7 октября 1929 - 29 декабря 1935)
- Вениамин I (Псомас) (18 января 1936 - 14/17 февраля 1946)
- Максим V (Вапорцис) (20 февраля 1946 - 18 октября 1948)
- Афинагор I (Спиру) (1 ноября 1948 - 7 июля 1972)
- Димитрий I (Пападопулос) (16 июля 1972 - 2 октября 1991)
- Варфоломей I (Архондонис) (с 22 октября 1991)
Святые и святыни
Константинопольскую кафедру занимали такие великие святители и вселенские учители, как святые Григорий Богослов (+ 389) и Иоанн Златоуст (+ 407), творения которых - неисчерпаемый источник богословской мудрости и церковного учительства на все века. В годы иконоборческой ереси мужественно выступил в защиту иконопочитания патриарх Константинопольский святой Герман (+ 740).
Всего в лике святых прославлен 71 предстоятель Константинопольской Церкви.
Статистика
- 1999 - 3500 тыс. членов [32]
- не ранее 2005 - ок. 3 млн. последователей. В Турции несколько тысяч; основная масса в Америке - в США 1750 тыс., в Канаде 230 тыс., в Аргентине 25 тыс., в Чили 15 тыс., в Уругвае 10 тыс., также в некоторых других латиноамериканских странах; значительное число в Европе - в Германии 350 тыс., в Великобритании 200 тыс., во Франции 64 тыс., в Бельгии 38 тыс., в Швеции 17,5 тыс., в Австрии 12 тыс. и т.д.; в Австралии 320 тыс. По национальности это в основном греки, есть также русские, украинцы, сербы, болгары, албанцы, эстонцы, арабы и др. [33]
- не позднее 1 января 2006 - 133 архиерея, 5935 священников, 5255 тыс. членов (2800 тыс. в Северной Америке, 1500 тыс. в Европе, 800 тыс. в Азии/Океании [5], 150 тыс. в Латинской Америке, 5 тыс. в Турции - ок. 2005) [6]
Учебные заведения
- Бруклайнская богословская школа Святого Креста
- Ираклионская высшая церковная школа
- Торонтская православная богословская академия
- Берклийский православный институт патриарха Афинагора
- Венецианский институт византинистики
- Нуэва-Консепсионский православный институт святого Григория Назианзина
- Парижский богословский институт святого Сергия
- Фессалоникийский патриарший институт святоотеческих исследований
- Шамбезийский богословский институт
- Джонстаунская духовная семинария Христа Спасителя
- Йоэнсууская духовная семинария
- Критская духовная семинария
- Саут-Баунд-Брукская духовная семинария Святой Софии
- Сеульская духовная семинария святого Николая
- Таллинская духовная семинария святого Платона
Ставропигии
- Святая Гора Афон: 20 монастырей
- Патмосский экзархат: 4 монастыря
- Лимонский Игнатиевский монастырь (близ г. Каллони)
- Фессалоникийский Влатадский монастырь
- Халкидикийский монастырь Анастасии Узорешительницы
- Асторийский Ирининский монастырь (Нью-Йорк, США)
- Дафнийский Введенский монастырь (штат Алабама, США)
- Эссекский Иоанно-Предтеченский монастырь
Использованные материалы
- Страницы портала Православие.Ru:
- http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/page_2706.htm - Говорун Сергей, Максимов Юрий, "Епархии Константинопольского Патриархата", 27 сентября 2010
- http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/page_2701.htm - Говорун Сергей, "Список епископов Константинополя", 25 сентября 2001
- Кирилл (Говорун), архим., "История Константинопольского Патриархата", ЦНЦ Православная Энциклопедия Cедмица.RU со ссылкой на портал Православие.Ru:
- Страница сайта "Иерархия литургических церквей":
- Патриархи Константинополя. Список // По изданию: С. Б. Дашков. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996:
- Свт. Иоанн (Максимович), еп. Шанхайский. Доклад на II Всезарубежном Соборе 1938 [выдержка]. Orthodox Word, vol. 8, № 4 (45), July-August 1972, 166-168, 174-175:
[1] С 14 сентября 2018 года патриарх Константинопольский не поминается за богослужением в Русской Православной Церкви. См. "ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 14 сентября 2018 года", официальный сайт Русской Православной Церкви, 14 сентября 2018, http://www.patriarchia.ru/db/text/5268260.html
[2] "5935 священников" согласно членской странице на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/europe/t...is)
[3] Подсчёт от 21 сентября 2012 по официальным сайтам юрисдикций Константинопольской Церкви, преимущественно по данным официального сайта Патриархата http://www.ec-patr.org/patr.php?lang=gr
[4] Включает монастыри и исихастирии. Подсчёт от 21 сентября 2012 по официальным сайтам юрисдикций Константинопольской Церкви. Не учтены исихастри ставропигий; нет данных о монастырях в Карпафской, Кидонийской, Косской, Ламбийской, Леросской и Симийской епархий.
[5] В исходном списке значится "Азия", но по величине числа и по отсутствию Океании как отдельной категории ясно, что в эту сумму включена обширная паства в Австралии и Новой Зеландии.
[6] Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/europe/t...is)
[7] Не признана Русской Православной Церковью в связи с вопросом об Эстонской Церкви (см.).
[8] Если не указано иначе, все даты приведены по: Свт. Иоанн (Максимович), еп. Шанхайский, "Доклад на II Всезарубежном Соборе 1938" [выдержка], Orthodox Word, vol. 8, № 4 (45), July-August 1972, 166-168, 174-175, http://horologion.wordpress.com/2008/10/31/st-john-maximovit...le/
[9] По другим данным - до 927.
[10] По другим данным - с 927.
[11] По менее вероятным данным - с 979.
[12] По другим данным - с 1001.
[13] Первосвятительствовал в течении одного месяца. По другим данным - в 1153 году.
[14] По другим данным - до 1157 года.
[15] По другим данным - с 1157 по 1169/1170 год.
[16] По другим данным - до 1178 года
[17] По другим данным - с 1178 по 1179 год.
[18] По другим данным - с 1187 года
[19] По другим данным - ок. 1208 по 1214 год.
[20] По другим данным - с 1214 по 1216 год.
[21] По другим данным - в 1216 году.
[22] По другим данным - с 1216/1217 года.
[23] По другим данным - до 1319 года
[24] По другим данным - до 1332 года
[25] По другим данным - с 1380 года
[26] По другим данным - только в 1450 году
[27] Правил 15 дней.
[28] не вступил на престол
[29] Κύριλλος Ε΄ Καράκαλλος - Л. В. Луховицкий. "Кирилл V". // Православная энциклопедия, Т. 34, С. 560-562, - https://www.pravenc.ru/text/1840371.html
[30] Отставка принята Турецким правительством 4 декабря 1866.
[31] 1 января 1927 года Турция перешла на григорианский календарь, поэтому все даты после этой приводятся по григорианскому календарю.
[32] Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999, http://www.orthodoxworld.ru/ru/segodnia/2/index.htm
[33] Данные добавлены пользователем "Древа" Константином Новиковым 3 июля 2005 года.