Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНФИМ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Анфим I (+ после 560), б. патриарх Константинопольский (535 - 536)

До патриаршества был митрополитом Трапезундским (занял эту кафедру после 518); упоминается среди православных епископов, принимавших участие весной 532 года в богословском собеседовании с монофизитами.

После кончины патриарха Епифания при поддержке императрицы Феодоры занял Константинопольский престол 5 июня 535 года, после чего сблизился с лидерами монофизитов Севиром Антиохийским (прибывшим в это время в Константинополь) и Феодосием Александрийским. Патриарх Анфим вел с Севиром переговоры "унионального" характера. Возможно, речь шла о возвращении к режиму "Энотикона" имп. Зинона. О позиции патриарха Анфима судить трудно: сохранились только четыре его письма лидерам монофизитов в переводах на сирийский, сделанных еретиками.

В марте 536 года в Константинополь прибыл папа Агапит I, отправленный туда с политической миссией королем остготов Теодахадом. Свт. Агапит I не признал каноничности поставления Анфима (за переход с одной кафедры на другую он называл его прелюбодеем) и сумел добиться от имп. Юстиниана I смещения Анфима с кафедры. На его место 13 марта 536 папа Агапит рукоположил свт. Мину.

После решения папы император Юстиниан I приостановил патриарха в служении, оставив однако, окончательное решение проблемы за собором епископов. Возникла проблема, восстановить ли бывшего патриарха на занимаемой им ранее епископской кафедре. Агапит собирался решить этот вопрос, но умер в апреле 536 года.

Патриарх Мина, возобновил дело и созвал 2 мая 536 года собор, после которого осталось обширное собрание деяний. Кроме греческих епископов на соборе присутствовали также и латинские епископы во главе с дьяконом Пелагием, будущим папой Пелагием I. Анфим был вызван на собор для отречения от монофизитства и защиты своей православности. Он отказался подчиниться решениям собора, в связи с чем был заочно лишен священного сана, осуждение было подтверждено императорским эдиктом от 6 августа 536 года.

После низложения Анфим, пользуясь покровительством Феодоры, вел затворнический образ жизни на ее половине имп. дворца, где оставался и после смерти императрицы, примирившись с Юстинианом.

В деяниях соборов сохранились несколько фрагментов дебата между Анфимом и Агапитом в присутствии Юстиниана. Из сочинений Анфима сохранились отдельные фрагменты, а также несколько писем к монофизитским лидерам, включенные в "Церковную историю" Псевдо-Захарии Ритора (на сир. языке).

Сочинения

  • CPG, N 7085-7088;
  • Mansi. T. 11. Col. 440-441 (греч. фрагменты из речи к Юстиниану);
  • Land J. P. N. Anecdota syriaca. L., 1875. T. 3. P. 299 sq. [переписка с Севиром и Феодосием Александрийским];
  • Rahmani I. E. Studia Syriaca. Sarfa, 1908. T. 3. Р. 23-25 [послание к Иакову Барадаю];
  • Historia Ecclesiastica Zacharii Rhetori vulgo adscripta, II / Ed. E. W. Brooks // CSCO. T. 39. 1921. Р. 141-148, 163-168; T. 42. 1924. P. 96-100, 111-113.

Литература

  • Евагрий. Церк. ист. IV 9, 13, 36;
  • Theoph. Chron. P. 217, 336-337.
  • RegPatr. T. I/1. P. 228-231;
  • Болотов. Лекции. Т. 4. С. 381-384;
  • Γεδεών. Πίνακες. Σ. 223-224;
  • Janin R. Anthime (Ier) // DHGE. T. 3. Col. 531;
  • Brock S. The Conversations with the Syrian Orthodox under Justinian (532) // OCP. 1981. T. 47. P. 87-121;
  • ΕΠΛΒΙΠ. Τ. 2. Σ. 204-206.

Использованные материалы

Редакция текста от: 01.12.2019 13:35:44

"АНФИМ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google