Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНТОНИЙ КАССИМАТА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Антоний I Кассимата (греч. ̓Αντώνιος Κασσυματᾶς; + 837), б. патриарх Константинопольский (январь 821 - январь 837?), иконоборец

В миру Константин, родился в семье сапожника (на что указывает прозвище, от греч. κάσσυμα - ремень сандалии), но получил хорошее образование и около 800 года был юристом и преподавателем в константинопольском квартале Сфоракия. Впоследствии постригся в монашество в Митрополитовом монастыре в Константинополе и стал там игуменом.

Между 806 и 814 годами патриарх Никифор рукоположил Антония Кассимату, бывшего к тому времени уже в летах, митрополитом Силейским (в Памфилии). Однако около Пятидесятницы 814 года Антоний, которому имп. Лев V Армянин, возможно, обещал патриаршество, присоединился к возглавляемой Иоанном Грамматиком (впоследствии патриархом Константинопольским) иконоборческой комиссии, располагавшейся в императорском дворце и занимавшейся подбором святоотеческих цитат и аргументов для опровержения иконопочитания.

В течение нескольких месяцев Антоний Кассимата оставался единственным архиереем, принявшим сторону иконоборцев. Узнав о его деятельности, патриарх Никифор призвал Антония к себе и потребовал объяснений. Тот подписал клятвенную грамоту с провозглашением анафемы тем, кто отвергает иконы, а сам доложил Льву, что "посмеялся" над патриархом и другими епископами [1]. Такое лавирование объяснялось тем, что императору нужно было выиграть время до планируемой им дискуссии между иконоборцами и иконопочитателями, в которой имп. Лев собирался выступить посредником, чтобы решить дело в пользу первых. До этого никто из членов комиссии Иоанна Грамматика не должен был быть низложен или отлучен. Однако в конце 814 года, после провала попыток поставить на обсуждение вопрос о священных изображениях, император разрешил Антонию Кассимате и Иоанну публично выступить с критикой почитания икон.

Тогда Никифор созвал Собор из 270 епископов и множества монахов и игуменов, где, в частности, был предан анафеме Антоний Кассимата как "новый Арий", "предтеча антихристов". Однако уже весной 815 года император созвал Собор из епископов, которых ему удалось склонить на свою сторону посулами и угрозами, патриарх Никифор был принужден к отречению от престола, на его место был поставлен Феодот I, симпатизировавший иконоборцам.

В дальнейшем Антоний в отличие от Иоанна Грамматика не принимал активного участия в репрессиях Льва V против иконопочитателей. Это, по-видимому, и стало причиной выдвижения Антония на патриарший престол имп. Михаилом II, пытавшимся найти компромисс с православными.

В январе 821 года Антоний Кассимата был поставлен патриархом Константинопольским.

О деятельности Антония в качестве патриарха известно немного: однажды он испросил у имп. Михаила, который воздерживался от преследований иконопочитателей, право для поместного архиерея сослать св. Симеона Митиленского (брата исп. Георгия, еп. Митиленского). Антоний Кассимата анафематствовал Антиохийского патриарха Иова за то, что тот по приказу арабского халифа короновал императором мятежника Фому Славянина. Сохранился рассказ о том, как Антоний Кассимата велел одному кандидату в епископы попрать ногами дискос с изображением Тайной вечери, чтобы удостоверить свою лояльность иконоборчеству. Источники изображают Кассимату человеком циничным, охотником до шуток, а также любителем выпить. Когда имп. Феофил в 833 году возобновил жестокие гонения на православных, патриарх Антоний практически никакой роли в последовавших событиях не играл то ли из-за старости и болезни, то ли по мягкости характера. Возможно также, что эти гонения имели главным образом политическую, а не идеологическую подоплеку. Антоний Кассимата не был признан Римом, который продолжал настаивать на восстановлении на престоле свт. Никифора.

Патриарх Антоний Кассимата скончался в январе 837 года. Его преемником был избран Иоанн Грамматик.

В отличие от патриархов первого периода иконоборчества (730-787) православные считали хиротонии, произведенные Антонием, Иоанном Грамматиком и Феодотом I Касситерой, недействительными. Анафема всем троим провозглашается в Синодике в Неделю Православия.

Литература

  • Scriptor Incertus de Leone Armenio // Leonis Grammatici Chronographia / Ed. I. Bekker. Bonnae, 1842. Р. 350-352.
  • Grumel V. Chronologie des patriarches iconoclastes du IXe siècle // EO. 1935. Vol. 34. P. 162-166;
  • RegPatr, N 412; Lemerle P. Byzantine Humanism: The First Phase. Canberra, 1986. P. 161-163;
  • Talbot A. M. Antony I Kassymatas // ODB. Vol. 1. P. 124-125;
  • Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии. М., 1997.

Использованные материалы



[1]  The Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos and Related Texts / Ed. J. A. Munitiz et al. Camberley, 1997. P. 183-185

Редакция текста от: 04.01.2020 15:31:44

"АНТОНИЙ КАССИМАТА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google