Свт. Епифаний, патр. Константинопольский |
Память 25 августа (Греч. [1])
До избрания на патриарший престол Епифаний был пресвитером и синкеллом своего предшественника, патриарха Иоанна II Каппадокийца [2], также ведал сиротскими домами [3]. Хорошо знал Священное Писание [4].
С 25 февраля 520 года - патриарх Константинопольский. Избран имп. Юстином I и имп. Евфимией, а также сенатом с согласия священников, монахов и жителей столицы.
В письме папе Гормизду от 9 июля 520 года сообщил о своем избрании и привел исповедание веры, в котором, в частности, выразил приверженность IV Вселенскому Собору и исповеданию веры св. Льва I Великого, папы Римского. Кроме того, Епифаний заверил папу, что, следуя папским условиям, на основе которых в 519 году было восстановлено общение Римской и Константинопольской Церквей (см. Акакианская схизма), он не позволяет поминать в диптихах и за богослужениями имена Константинопольских патриархов от Акакия до Иоанна II, которых осудил папа [5].
9 сентября 520 года Епифаний направил папе Гормизду решение Константинопольского Поместного Собора о поставлении его патриархом [6], сопроводив письмом, в котором предупреждал, что многие епископы Понта, Асии и Востока отказываются, несмотря на требование папы, вычеркнуть из диптихов имена своих предшественников, подписавших "Энотикон" имп. Зинона, что может служить препятствием для сохранения церковного мира. Епифаний просил папу смягчить требования, о чем папе также писал будущий имп. Юстиниан I, племянник имп. Юстина I, клирики и епископы Востока [7].
В ответном письме, отправленном после 17 сентября 520 года, папа Гормизд порицал Епифания за то, что тот с большой задержкой сообщил ему о своем поставлении [8]. Задержка произошла по причине общего недовольства в Константинополе из-за требования папы Гормизда осудить и вычеркнуть из диптихов всех Константинопольских патриархов и поместных епископов, подписавших "Энотикон", включая даже тех, кто были изгнаны за приверженность IV Вселенскому Собору, как, напр., Константинопольский патриарх Македоний II. Это требование в Константинополе считали чрезмерным и уговаривали папу ограничиться осуждением патриарха Акакия.
В пространном письме от 26 марта 521 года папа Гормизд отвечал на просьбы императора и Епифания смягчить требования относительно осуждения епископов, подписавших "Энотикон" [9]. Папа привел подробное изложение исповедания веры, ставшее основанием для осуждения ересиарха Нестория, патриарха Константинопольского, и архим. Евтихия, и заверил, что он согласен придерживаться церковного единства с Иерусалимской Церковью в случае принятия ее иерархами этого текста. Относительно осуждения епископов в письме ничего не говорилось, однако встречается напоминание о необходимости решить дело Фессалоникийской Церкви в пользу Рима. Также Епифанию было направлено краткое письмо, содержащее благодарность папы за присланные ему дары: золотую чашу, украшенную драгоценными камнями, серебряные блюдо и чашу и 2 покрывала [10]. В последующем письме папа Гормизд вновь попросил Епифания восстановить на своих кафедрах викарных епископов Фессалоникийской епархии Гелия, Фому и Никострата, которые были изгнаны по причине внутренних раздоров и о которых папа Гормизд уже писал предшественнику Епифания, Константинопольскому патриарху Иоанну II. С возвращением этих епископов на свои кафедры папа увязывал сохранение церковного мира, достигнутого между Церквами Рима и Константинополя [11].
В мае 521 года одновременно с имп. Юстином Епифаний сообщил Гормизду о низложении Антиохийского патриарха Павла II [12].
В 525 году с посольством от короля остготов Теодориха Великого в Константинополь прибыл папа Иоанн I (523-526). Со стороны императора и Епифания ему было оказано почтение и предоставлено 1-е место во всех церковных церемониях, в частности, папа служил на латыни рождественскую и пасхальную службы в храме Св. Софии.
В начале 532 года в Константинополе прошло собеседование между православными и сторонниками Севира, патриарха Антиохийского, в конце которого последние предложили имп. Юстиниану и Епифанию одобрить формулу "един из Св. Троицы пострадал плотью".
В 533 году Епифаний подписал адресованный ему эдикт имп. Юстиниана I о Воплощении, в котором Юстиниан излагал свою позицию относительно православного вероучения и формулу примирения с противниками IV Вселенского Собора. Юстиниан принял и подтвердил православие письма Константинопольского архиеп. Прокла к армянам, в котором говорилось, что "Иисус Христос, Сын Божий и Бог наш, есть един из Св. Троицы". Далее Юстиниан провозгласил исповедание четырех Вселенских Соборов, без которого осуждение еретиков было неполным [13].
В 531 году Епифаний принял жалобу на неканоническое поставление епископом г. Ларисса некоего Стефана, запретив Стефана в служении [14]. Не согласившись с решением Епифания и считая его неполномочным выносить решение относительно дел Фессалийской пров. (Ibid. Col. 39), Стефан подал апелляцию папе Вонифатию II с просьбой расследовать дело и восстановить его на Ларисской кафедре. За Стефана также ходатайствовали ряд фессалийских епископов и клириков [15]. Решение папы по этому делу неизвестно.
Патриарх Епифаний скончался 5 июня 535 года. На его место был избран епископ Трапезундский Анфим.
Литература
- Epistulae imperatorum pontificum aliorum inde ab a. CCCLXVII usque ad a. DLIII datae Avellana quae dicitur collectio / Rec. O. Guenther. Vindobonae, 1898. Pt. 2. N 195, 204, 205, 233, 234, 237, 239, 242. P. 652-654, 663, 664, 707-715, 722-733, 738-739, 741-742. (CSEL; 35);
- Theoph. Chron. P. 166. 21-24, 169. 23-25, 217. 1-4;
- Zach. Rhet. Hist. eccl. IX 15;
- RegPatr. Vol. 1. Fasc. 1. N 217-227;
- CPG, N 6838-6842.
- De la mort de Théodose à l'élection de Grégoire le Grand / Ed. P. de Labriolle et al. // Fliche, Martin. HE. Vol. 4. P. 428, 439, 451 f.;
- Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949. Vol. 2. P. 230-231, 260, 378, 381, 396;
- Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 375;
- Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 2. P. 744-745;
- Haacke R. Die kaiserliche Politik in den Auseinandersetzungen um Chalkedon, 451-553 // Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1953. Bd. 2: Entscheidung um Chalkedon. S. 155, 157, 159;
- Darrouzès J. Epiphane [de] Constantinople // DHGE. 1963. T. 15. Col. 614;
- Baus K. Epiphanios v[on] Konstantinopel // LTK. Bd. 6. S. 944;
- Cocchini F. Epiphanius of Constantinople // EEC. Vol. 1. P. 281;
- Speigl J. Formula Iustiniani: Kircheneinigung mit kaiserlichen Glaubensbekenntnissen (CJ I 1, 5-8) // OS. 1995. Bd. 44. S. 105-134;
- The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus (Ɨ 750) / Ed. A. di Berardino, Engl. transl. A. Walford. Camb., 2006. P. 43.
Использованные материалы
- М. В. Грацианский. "Епифаний Константинопольский" // Православная энциклопедия, т. 18, с. 544-545
[1] Греч. сайт ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн. Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος - http://www.synaxarion.gr/gr/sid/457/sxsaintinfo.aspx
[2] Coll. Avel. N 222. P. 682. 20-21
[3] Coll. Avel. N 234. P. 711. 29-30
[4] Coll. Avel. P. 711. 28-29
[5] Coll. Avel. N 195. P. 652-654
[6] Coll. Avel. N 234. P. 710-715
[7] Coll. Avel. N 233. P. 707-709
[8] Coll. Avel. N 205. P. 664
[9] Coll. Avel. N 237. P. 722-733
[10] Coll. Avel N 239. P. 738-739
[11] Coll. Avel N 204. P. 663
[12] Coll. Avel N 242. P. 741-742
[13] CJ. I 1, 5-8
[14] Stephanus episcopus. Stephani ad Bonifacium // PL. 65. Col. 34-42
[15] Stephanus episcopus. Stephani ad Bonifacium // PL. 65. Col. 41-42