Григорий III Мамма (ок. 1400 - 1459), б. патриарх Константинопольский, униат, титулярный латинский патриарх Константинополя
Родился около 1400 года, предположительно в Константинополе. Потомок знатных визант. фамилий Мелиссинов и Стратигопулов.
Около 1420 года принял монашеский постриг.
В 1437 году стал духовником византийского императора Иоанна VIII.
С января 1439 года - великий протосинкелл, принимал деятельное участие в Ферраро-Флорентийском Соборе в качестве представителя патриарха Филофея Александрийского, поддерживал политику Иоанна VIII по заключению унии с Римско-католической Церковью с целью получения Византией помощи от Запада в борьбе с турками. Вместе с митр. Виссарионом Никейским выступал против Марка Эфесского. Написал "Апологию против исповедания Марка Эфесского" и Ответ на окружное послание того же Марка, в которых доказывал, что определения Ферраро-Флорентийского Собора согласуются с учением отцов Церкви; использовал аргументацию, сходную с аргументацией в сочинениях константинопольского патриарха Иоанна XI Векка (1275-1282). Григорий Мамма считается автором постановления Ферраро-Флорентийского Собора и императорского послания в Александрию, которые он отвез по завершении Собора.
В 1443 году, после смерти патриарха Митрофана, Григорий Мамма был избран патриархом Константинополя при поддержке императора. В то же время в «Истории» Георгия Сфрандзи указано, что Григорий стал патриархом летом 1445 года.
О времени патриаршества Григория Маммы почти ничего не известно. До смерти имп. Иоанна VIII в 1448 году он пользовался его покровительством, однако затем его политическое влияние в византийском обществе пошатнулось. Его пролатинская позиция вызывала резкое неприятие большинства клира Константинопольского Патриархата и византийского общества.
Подвергнувшись нападкам, Григорий Мамма покинул Константинополь и 12 октября 1450 года прибыл в Морею (порт Корон). Здесь он также не нашел поддержки и в конце августа 1451 году переехал в Рим, где был принят папой Николаем V.
Не согласившись отречься от престола, Григорий Мамма в Риме продолжал носить патриарший титул, став титулярным латинским патриархом Константинополя. До 1453 года папа вел переписку с византийским императором Константином XI о признании Византией прав Григория Маммы и выдвигал его возвращение на престол Константинополя как одно из условий военной помощи Запада Византии. В 1451-1459 годы Григорий окормлял греческую паству во владениях Венеции.
Основные сочинения Григория Маммы: трактаты против Марка Эфесского, послание к трапезундскому императору «О добавлении в Символе веры» (Filioque), «Об опресноках», «О блаженстве святых», «О власти Римского папы».
Сохранился патриарший крест Григория Маммы в реликварии кардинала Виссариона Никейского.
Литература
- PG. 160. Col. 13-248;
- Mohler L. Zwei unedierte griechische Briefe über das Unionskonzil von Ferrara-Florenz // Oriens Chr. N. S. 1916. Vol. 6. P. 213-222;
- Ziegler A. Die Union des Konzils von Florenz in der russischen Kirche. Würzburg, 1938. S. 116;
- Mercati G. Scritti d'Isidoro card. Ruteno. R., 1926. P. 134-135.
- Georgios Sphrantzes. Memorii: 1401-1477. XXII 11, XXVI 8, XXXI 12 / Ed. V. Grecu. Bucur., 1966.
- DHGE. T. 22. Col. 3; Mohler L. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann. Paderborn, 1927. Bd. 2;
- ΘΗΕ. T. 4. Col. 734-736;
- Moschini Marconi S. Galleria del'Accademia di Venezia // Opere d'Arte dei sec. XIV-XV. R., 1955. P. 191-194;
- Laurent V. Le vrai surnom du patriarch de Constantinople Grégoire III // REB. T. 14. P. 201-205;
- Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 763-764;
- Gill J. The Council of Florence. Camb., 1959;
- Культура Византии. М., 1991. Т. 3. С. 523, 526;
- Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 19982. С. 225-226;
- Успенский Ф. И. История Византийской империи XI-XV вв. М., 1997. С. 619;
- Рансимэн С. Великая Церковь в пленении: История Греческой Церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. СПб., 2006. С. 122-123, 171.
Использованные материалы
- Э. П. Г. "Григорий III Мамма" // Православная энциклопедия, т. 12, с. 601