Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АФАНАСИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Афанасий I Патриарх Константинопольский
Свт. Афанасий I Патриарх Константинопольский
Афанасий I (ок. 1235 - ок. 1315), патриарх Константинопольский (1289-1293; 1303-1309), святитель

Память 24 октября [1] и в Соборах Афонских преподобных и Константинопольских святителей (Греч.)

В миру Алексий, родился около 1235 года в Адрианополе, в семье благочестивых родителей Георгия и Евфросинии.

Еще в юности, преуспев в познании мудрости Христовой, он покинул дом и ушел в Фессалоники, где в одном из монастырей принял иноческий постриг с именем Акакий.

Оттуда он скоро удалился на Афон и вступил в братство Есфигменской обители, где три года служил трапезарем. В трудах и подвигах он стяжал дар слез, а своими добродетелями снискал всеобщее расположение братии.

Боясь похвал, смиренный Акакий ушел с Афона сначала к святыням Иерусалима и Синая, а затем на Латрийскую гору около Милета, где долгое время подвизался в отшельничестве.

Оттуда подвижник перешел на Авксентиеву, а потом на Галесийскую гору близ Ефеса в монастырь святого Лазаря. Здесь он провел восемь лет, принял монашество с именем Афанасий, получил священный сан и стал экклесиархом. Здесь святой удостоился Божественного откровения: от распятия он слышал глас Господень, предсказавший ему Патриаршее служение и призвавший его пасти "словесных овец."

Спустя 10 лет, желая еще более укрепить свой дух в безмолвии и молитве, святой Афанасий вновь поселился на Афонской горе в монастыре Каракалл. Однако из-за возникших там нестроений переслился на гору Ганос во Фракии. Здесь ему недолго пришлось оставаться в уединении. Постепенно вокруг него собралась братия [2], множество народа стекалось к нему за пастырским наставлением. Слава об аскетических подвигах святого достигла и царского двора. В 1285 году святой Афанасий участвовал во Влахернском Соборе.

Когда кафедра Константинопольской Церкви пустовала, по предложению благочестивого императора Андроника II Палеолога Собор архиереев и клириков в 1289 году единодушно избрал святого Афанасия патриархом. Взошел на Царьградский патриарший престол 14 октября того года.

Патриарх Афанасий с усердием стал исполнять новое послушание. Будучи патриархом, он удивлял всех крайней воздержанностью и тем, что служил длительные всенощные бдения. По сообщению современника, патриарх "спал он на голой земле, ног не умывал, всегда ходил пешком и имел характер, которым отличаются только люди, живущие в горах и пещерах" [3]. Считая, что жизнь общества должна быть приведена в соответствие с евангельскими заповедями, патриарх выступил с резкими обличениями нравов и порядков в столице, требовал установления строгой дисциплины в Церкви, пытался отправить провинциальных архиереев, оставивших свою паству и постоянно проживавших в Константинополе, в их епархии. Строгость его обличений вызвала недовольство влиятельного духовенства и других слоёв населения, и 16 октября 1293 года он был вынужден покинуть кафедру. Он удалился в столичный монастырь Ксиролоф.

Покидая патриаршую кафедру, патриарх написал отлучение на царское семейство, архиереев, клириков и простой народ и спрятал грамоту в трещине стены собора Святой Софии, где она была найдена спустя год и вызвала большое волнение в столице. Пребывая в обители, Афанасий сохранил свое влияние на императора, который через 10 лет вновь призвал его на патриаршую кафедру. Поводом к тому послужило сбывшееся предсказание Афанасия о землетрясении.

Святитель Афанасий вновь занял патриарший престол 23 июня 1303 года и продолжил свои преобразования. Он развил широкую благотворительную деятельность, особенно во время голода. Патриарх стремился усилить значение монашества в жизни Церкви и общества, старался поднять значение Патриархата в общественном строе империи. Его антилатинская позиция повлияла на внешнюю политику Восточной Римской империи, приведя к ограничению контактов с римо-католическим Западом. Одновременно патриарх поддерживал живую связь с Русью. В июне 1308 года им был поставлен в митрополиты всея Руси святитель Петр. В 1309 году патриарх отправил посланца к митрополиту Петру в связи с ложным доносом, посланным на русского митрополита Тверским епископом Андреем. Патриарх повелел рассмотреть на Соборе Русской митрополии дело по обвинению святителя Петра в симонии и благословении неканонических браков.

И вновь из-за начавшегося недовольства, не желая быть причиной церковной смуты, святой Афанасий в сентябре 1309 года оставил управление Церковью и ушел в Ксиролофскую обитель, всецело посвятив себя иноческим подвигам. К концу жизни святой вновь удостоился видеть Христа: Господь укорил его, что свой пастырский долг Афанасий исполнил не до конца. Обливаясь слезами, святой покаялся в своем малодушии и получил от Господа прощение и дар чудотворения.

Скончался ок. 1315 года в Константинопольском Ксиролофском монастыре.

Почитание

Почитание почившего патриарха Афанасия святым началось в монастыре Ксиролоф вскоре после его кончины. Известны два жития святителя Афанасия, написанные в XIV веке: Феоктиста Студита [4] и Иосифа Калофета [5]. Перу Феоктиста Студита принадлежат также краткое синаксарное житие, похвальное слово и описание посмертных чудес Афанасия [6]. В XVII веке жития святого дважды перерабатывались - Агапием Ландом в сборнике "Новый рай" (Νέος Παράδεισος) и Игнатием с Хиоса, иноком монастыря Дионисиу [7]. Житие из «Нового рая» было переведено на русский язык в составе Афонского патерика.

Древнейший список жития и службы святому [8] помещены под 24 октября, но во всех других греческих Четьях-Минеях и сборниках житий [9] - под 28 октября. По мнению А. И. Пападопуло-Керамевса, 24 октября является днем кончины патриарха, а 28 октября - днем его погребения. В русских календарях память святителя Афанасия указывается под 24 октября, ее внесение связано с распространением на Руси одной из редакций Иерусалимского устава - "Ока церковного" [10]. По мнению архиепископа Сергия (Спасского), память святого была целенаправленно включена в месяцесловы "соименным ему Афанасием Высоцким, который в 1401 г. перевел Иерусалимский устав в Константинопольском монастыре Перивлепто» [11].

О нетленных и прославившихся исцелениями мощах святителя Афанасия говорится в хождении Игнатия Смольнянина (1389-1393): "И идохом в монастырь святаго Афонасия патриарха, ему же вдала посох на патриаршество святая Богородица, и целовахом мощи его в теле" [12].

Гимнография

Из греческих рукописей известны 13 канонов святителю Афанасию, из которых 11 атрибутируются Феоктисту Студиту и 2 - иеромонаху Игнатию [13]. Акростих имеет лишь один из канонов Феоктиста 4-го гласа: «Ταῦτα λιγαίνει σὲ δμωῒς σῇ γλώττῃ, ̓Αθανάσιε» ("Так взывает к тебе раба языком своим, Афанасий"). Ни один из канонов не вошел в печатные богослужебные книги. В современной богослужебной практике Православной Церкви последование святителю не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греческих Церквах, под 28 октября, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание святителя без синаксаря [14].

Сочинения

Сохранилось около 180 писем святителя, часть которых опубликована [15].

Предание связывает с именем святителя авторство 2 огласительных бесед [16]. Вероятно, ему также принадлежат богослужебные гимны: в честь Пресвятой Богородицы 2-го гласа с алфавитным акростихом, начинающийся «̓Αμβροσίας κόσμῳ τὴν τροφήν» ("Амброзии миру пищу"), напечатанный в греческом Богородичнике для пятницы вечера и обозначенный как "творение святого Афанасия, Патриарха Константинопольского, Младшего (τοῦ νέου)" [17], и канон 2-го гласа на память преподобного Лазаря Галисийского (основателя монастыря, насельником которого был святитель), начинающийся «Διελθὼν τὸν γνόφον τῆς σαρκὸς» ("Пройдя через мрак плоти"), акростих «Δέδεξο, πάτερ, ὕμνον ̓Αθανασίου» ("Приими, Отче, песнь Афанасия"), дошедший в рукописи XIV века [18]

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Чистоты́ жития́ све́том стра́стное те́рние попали́л еси́ / и тече́нием слез безпло́дную зе́млю напои́л еси́, / многопло́дну ни́ву душе́вную соде́лав, / Афана́сие треблаже́нне, / свети́ло Царюгра́ду, Патриа́рхом удобре́ние, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

В све́тлую свяще́ния оде́жду оде́явся, / мы́сленно в Небе́сныя ра́достно дости́гл еси́ Ца́рства. / Тем восприя́ша тя селе́ния пра́ведных, / иде́же есть неизглаго́ланно весе́лие, / и слова́, и всех святы́х ли́цы, / святи́телю Афана́сие, // моли́ непреста́нно о всех нас.

Литература

  • BHG, N 194-194f.
  • Пахимер, II 13-16, 23, 27; III 24; IV 34-35; V 2, 7; VII 8, 23, 35.
  • Григора, VI 5, 7; VII 1, 9.
  • Афонский патерик, ч. 2, 301-312.
  • Пападопуло-Керамевс А. И., "Жития двух Вселенских патриархов XIV в., св. Афанасия I и Исидора I," ЗИФФ, 1905, ч. 76, IV-VI, 1-51.
  • Delehaye H., Mélanges d'hagiographie grecque et latine, Brux., 1966 (SH; 42), 130-149.
  • Τσάμης Δ. Γ., ̓Ιωσὴφ Καλοθέτου συγγράμματα. Θεσσαλονίκη, 1981, 453-502.
  • Talbot A.-M., "The Patriarch Athanasius (1289-1293; 1303-1309) and the Church," DOP, 1973, vol. 27, 13-28.
  • Boojamra J. L., Church Reform in the Late Byzantine Empire: A Study for the Patriarchate of Athanasios of Constantinople, Thess., 1982.
  • Boojamra J. L., The Church and Social Reform: the Policies of Patriarch Athanasios of Constantinople, N. Y., 1993.
  • Барабанов Н. Д., "Борьба внутри византийской Церкви на рубеже XIII-XIV вв.," Античный и средневековый город, Свердловск, 1981, 141-156.
  • Барабанов Н. Д., "«Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в К-поле в 30-е годы XIV в.," ВВ, 1989, т. 50, 139-146.
  • Pavlikianov C., The Medieval Aristocracy on Mount Athos, Sofia, 2001, 44-46, 77.

Использованные материалы



[1]  В Греческих Церквах - 28 октября.

[2]  Так согласно статье "Православной энциклопедии". http://days.pravoslavie.ru/Life/life4586.htm указывает что монастырь образовался женский.

[3]  Григора, VI, 5.

[4]  BHG, N 194.

[5]  BHG, N 194с.

[6]  Talbot A. -M. Faith Healing in Late Byzantium: The Posthumuous Miracles of the Patriarch Athanasios I of Constantinople by Theoktistos the Stoudite. Brookline (Mass.), 1983.

[7]  Ath. Iver. 633.

[8]  Ath. Iver. 50, XIV в.

[9]  в т. ч. в «Великом Синаксаристе» Никодима Святогорца

[10]  Иерусалимский Типикон. РГБ. Рум. 445. Л. 88, 1428 г.

[11]  Месяцеслов. Т. 2. С. 440 (2-я паг.).

[12]  Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 102, 114.

[13]  Ταμεῖον. Ν 125-136, 854. Σ. 64-67, 272.

[14]  Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 289.

[15]  Talbot A. -M. The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople. Wash., 1975. (CFHB; Vol. 7); Miller T. S., Thomas J. The Monastic Rule of Patriarch Athanasios I // OCP. 1996. Vol. 62. P. 353-371.

[16]  Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 692.

[17]  Θεοτοκάριον. Βόλος, 199112. Σ. 54-56.

[18]  Ath. Laur. Ω. 138. Fol. 8v - 9v. Ταμεῖον. Ν 183. Σ. 81.

Редакция текста от: 27.01.2019 16:45:39

"АФАНАСИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google