Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАКИМ (ДЕВЕДЗИС)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Патриарх Константинопольский Иоаким III. Фотография. 1870-е годы
Патриарх Константинопольский Иоаким III. Фотография. 1870-е годы
Иоаким III (Деведзис) (1834 - 1912), патриарх Константинопольский (1878 - 1884 и 1901 - 1912)

В миру Деведзис Христос, родился 18 января 1834 года в с. Вафиохори (ныне Бояджыкёй, в черте Стамбула), в бедной рыбацкой семье, родителей звали Димитриc и Феодора. Школьное образование получил в родном селе.

По благословению своего духовного отца Хрисанфа провел 1846 год в монастыре Пантократор на Афоне и некоторое время жил на острове Самос при митр. Григории, посещая местные школы.

Около 1848 года отправился в Валахию, где в 1852 году был рукоположен во диакона.

Живя в Бухаресте, посещал греческую школу и выучил румынский язык. Отказался от первоначального намерения продолжить учебу в Афинах и в 1854 году был поставлен иеродиаконом в православной греч. церкви вмч. Георгия в Вене, где прослужил шесть лет. За этот срок выучил немецкий язык.

На Иоакима как на энергичного и умного диакона обратил внимание Константинопольский патриарх Иоаким II, который способствовал переводу Иоакима (Деведзиса) 12 ноября 1860 года в Константинополь на должность второго диакона при Патриархии.

В 1863 году Иоаким (Деведзис) был рукоположен во иерея и 23 марта того же года был назначен на должность великого протосинкелла. Через несколько месяцев Иоаким II сложил патриаршие полномочия, затем должности лишился и Иоаким (Деведзис).

При патриархе Софронии III Иоаким был рукоположен во епископа и 10 декабря 1864 года назначен на митрополичью кафедру в г. Варна (Болгария).

С 1872 года - член Священного Синода.

9 января 1874 года был назначен митрополитом Фессалоникийским по указу вновь занявшего патриаршую кафедру Иоакима II. В этих епархиях Иоаким (Деведзис) приобрел большой административный и дипломатический опыт.

Патриарх Константинопольский Иоаким III
Патриарх Константинопольский Иоаким III
4 октября 1878 года был избран Константинопольским патриархом. В избрании Иоакима III немалую роль сыграл банкир и благотворитель Георгис Зарифис, поддержавший его кандидатуру. В эти годы перед Константинопольским патриархом стояла задача стабилизировать юридические отношения с Портой и оградить Церковь и народ от притязаний турецкого правительства, постоянно возникавших с начала реформ эпохи танзимата. Сразу после вступления на престол Иоаким III созвал церковно-народное собрание для обсуждения вопроса о современном состоянии Константинопольского Патриархата и об улучшении жизни Церкви и народа. Реформистские идеи нового предстоятеля были благосклонно встречены мирянами, но не нашли поддержки у большинства членов консервативного Священного Синода. Некоторые из них ополчились на патриарха, напр. митр. Ираклийский Герман (Кавокапулос).

Самой значительной сферой деятельности патр. Иоакима III во время первого патриаршества была борьба за права и привилегии Церкви - т. н. вопрос о прономиях (τὸ προνομιακὸν ζήτημα). С началом эпохи танзимата Порта стала с особой неприязнью относиться к древним правам православной Церкви, дарованным еще султаном Мехмедом Завоевателем патриарху Геннадию II Схоларию. Уже во время составления канонизмов (с 1858) Порта ограничила некоторые древние прерогативы церковной власти. При султане Абдул-Хамиде II были сделаны новые попытки изменить порядок оформления завещаний христиан. В 1878 году некий христианин завещал имущество на благотворительные дела; его брат стал оспаривать это завещание, одобренное патриархией, в турецком гражданском суде. В результате разбирательств в 1880 году министр юстиции издал распоряжение, согласно которому утверждение в наследстве по завещаниям христиан, а также рассмотрение тяжб между христианами впредь должны были производиться только в турецких судах. Протест Иоакима III по поводу отстранения епархиальных архиереев от ведения подобных дел остался без ответа. В октябре 1882 года турецкое правительство сделало вторую попытку ограничить права Патриархии. Турецкий министр народного просвещения дважды доводил до сведения патриарха, что инспектор печати и типографий счел два учебника, которыми пользовались в греческих школах Патриархата: географию Антониадиса и христианский катехизис Диомида Кириакоса, вредными по содержанию. Согласно указанию министра, эти две книги подлежали изъятию и уничтожению. В октябре 1882 года Сисанийский митр. Афанасий получил султанский берат, составленный с изменением традиционной статьи о праве архиереев быть судимыми по гражданским делам патриархом - теперь такие дела должны были рассматриваться турецкими судами, действующими по мусульманским законам. В феврале 1883 года Касторийский митр. Констанций получил такой же берат. Тогда патриарх Иоаким III выразил протест против нарушения древних прономий Церкви и обратился к министру юстиции и вероисповеданий с просьбой восстановить древний порядок. Получив отказ, он направил протест повторно. В ответ турки сослались на проведенные реформы судопроизводства по европейскому образцу, утверждая, что гражданский суд более не имеет религиозного характера. В пространном протесте, представленном Порте 14 июля 1883 года, Иоаким III изложил все нарушения древних прав Церкви в области наследства, брачных и бракоразводных дел, указал на внесение изменений в текст архиерейских бератов и выразил надежду, что Порта восстановит прежнее положение. Однако требование патриарха выдать задержанный султанский берат о патриарших правах также не было удовлетворено.

9 декабря 1883 года патриарх Иоаким III отрекся от престола. Но министр исповеданий представил дело так, будто не правительство, а Синод вынудил патриарха отречься от власти. Тогда Иоаким вторично заявил министру об отречении (16 декабря 1883), назвав причиной посягательство Порты на древние права Церкви. Порта вновь вступила в дискуссию о прономиях, стараясь доказать, что она не нарушала прав Церкви; эта переписка тянулась до марта 1884 года. В конце марта Порта выдала Иоакиму III берат, тождественный берату его предшественника, но сопроводила документ министерским распоряжением, в котором соглашалась руководствоваться в вопросах завещаний при разводе древними правами Церкви. Однако обвиненный в преступлении клирик должен был немедленно по доставлении его в Патриархию или митрополию передаваться светской власти и содержаться в гражданской тюрьме, а не в Патриархии или митрополии, как это делалось раньше. Синод не согласился с таким изменением берата, т. к. он позволял Порте требовать лишения сана священников, обвиненных в политических делах, и лишал их права предстать перед церковным судом. Патриарх Иоаким III считал новую форму берата приемлемой, но ввиду настойчивого требования Синода отправиться в Порту с протестом 30 марта 1884 года предстоятель окончательно сложил с себя патриаршие полномочия и удалился в свое имение на берегу Босфора.

Во время первого патриаршества Иоаким III продолжал протестовать против конфискации румынским правительством монастырского имущества, а 10 июля 1882 года отправил обличительную грамоту Унгро-Влахийскому митр. Каллинику по поводу совершенного им без разрешения патриарха мироварения, введения григорианского календаря, христианского отпевания самоубийц, совершения таинства Крещения через обливание водой и т. п. С православными автокефальными Церквами, особенно с Русской, Иоаким III восстановил братские отношения и имел постоянное общение по различным вопросам. С разрешения Святейшего Синода храм прп. Сергия в Москве был отдан в качестве подворья Константинопольской Патриархии. Проводимая патриархом Иоакимом III вненациональная церковная политика, дружеское отношение к России и его стремление преодолеть болгарскую схизму вызвали недовольство греческого правительства, и особенно премьер-министра Греции Х. Трикуписа.

При патр. Иоакиме III был восстановлен и украшен патриарший храм, убранство которого сохранялось в неизменном виде до пожара 1941 года. Иоаким III основал патриаршую библиотеку и реорганизовал типографию (1880), в которой начали издавать официальную газету «᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια» Константинопольского Патриархата (до 1923). При нем было достроено новое здание Великой народной школы (Μεγάλη Σχολὴ τοῦ Γένους) в константинопольском районе Фанар (1880-1882). В 1879 году на острове Халки было учреждено центральное священническое училище, а в 1882 году была основана священническая школа близ Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери). В 1879 году в Смирне (ныне Измир) было организовано Братство для распространения греческих знаний в Малой Азии, т. к. большая часть малоазийских греков почти забыла родной язык.

Выйдя в отставку и живя в Вафиохори, Иоаким III продолжал следить за церковно-политической жизнью. Его уход с кафедры вызвал сильные волнения в греческом народе; в высших церковных кругах сформировалась партия его приверженцев, т. н. иоакимиты, которые при активной поддержке русской дипломатии старались добиться его восстановления на патриаршем престоле. В августе 1886 года Иоакима III посетил проф. Санкт-Петербургской двуховной академии И. Е. Троицкий. Отчет об этом визите, представленный К. П. Победоносцеву, является одним из важнейших документов по церковной истории конце XIX века. В разговоре с Троицким Иоаким III выступает сторонником строгой церковной дисциплины и даже считает нужным учиться в этом отношении у католиков, подчеркивая, что это не распространяется на догматическую сторону вопроса. В глазах противников Иоаким был русским ставленником, поэтому избрание в 1887 году патриарха Дионисия V расценивалось как вызов России.

Иоаким III совершил несколько поездок по Ближнему Востоку, а затем удалился на Афон, в Милопотам, принадлежащий Великой Лавре (пребывал там с 1889 по 1901 год). Он продолжал поддерживать отношения с русскими дипломатами, особенно с консулом в Фессалонике; вел переписку с Троицким и Т. И. Филипповым. В июле 1893 года Иоакима III посетил Гроттаферратский аббат Арсенио Пеллегрини, отмечавший широту взглядов Иоакима. Его суждения были независимы и отличались постоянством. Так, Иоаким III критиковал узоры облачений, присланных русским Святейшим Синодом, некоторые детали коронации имп. Николая II. Иоаким принимал участие в разрешении споров на Св. Горе, выступая по возможности миротворцем. Не разделяя в целом активной позиции русских монахов на Афоне, Иоаким тем не менее восхищался их дисциплинированностью и строгой аскетической жизнью. Позднее, в сентябре 1912 года, патриарх Иоаким III направил настоятелю русского монастыря св. Пантелеимона послание, в котором называл новое учение об имени "безсмысленным и богохульным" и советовал его сторонникам "отстать от душевредного заблуждения и перестать спорить и толковать о вещах, которых не знают".

Продолжая пользоваться исключительной любовью народа, Иоаким III получал большое число голосов на каждых из пяти последующих патриарших выборов, но из-за политических интриг был переизбран на престол только 25 мая 1901 года. 24 июня он переехал в патриаршую резиденцию в Фанаре.

Второе патриаршество Иоакима III было отмечено рядом важных деяний: он восстановил престиж Константинопольской Церкви, начал реструктурирование внутреннего управления Патриархии. Последнее вновь вызвало резкую неприязнь к нему со стороны членов Священного Синода и турецкого правительства. Патриарх стремился консолидировать отношения с православными Церквами. В кипрском вопросе интересы Константинополя столкнулись с интересами Александрийского патриарха Фотия, которому удалось возвести на архиепископский престол Кипра своего ставленника; раздор между патриархом Дамианом и Свящ. Синодом в Иерусалимской Церкви (1909) также не отвечал интересам патр. Иоакима. Зато патр. Иоаким III наладил устойчивые связи с Антиохийской Церковью. Отношения Иоакима III с Российской Церковью по-прежнему были дружественными, несмотря на македонский кризис, не способствовавший взаимопониманию греков и славян.

8 марта 1908 года патриарх Иоаким издал Томос о греческом рассеянии, в котором он заявил, что лишь Константинопольская Православная Церковь "может канонически распространять свой авторитет за пределы своей определенной юрисдикции", и объявил о передаче попечения о православных греках в рассеянии Элладской Церкви.

В 1910-1911 году патр. Иоаким III разошелся во мнении с членами Священного Синода по поводу выбора в Синод митр. Халкидонского Германа, главы антииоакимской партии. Патриарх удалился в свой дом в Вафиохори, однако позже примирился с Германом, ставшим к тому времени членом Синода.

Другими значительными событиями во время второго патриаршества Иоакима III стали провозглашение турецкой Конституции в 1908 году, церковно-политическая борьба в Македонии (1901-1908), первая Балканская война (1912-1913).

В целом во второе патриаршество политика Иоакима III была более националистической, направленной на сближение с греческим правительством.

Патриарх Иоаким III скончался 13 ноября 1912 года в Константинополе после непродолжительной болезни. Похоронен в монастыре иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

У современников Иоаким III получил прозвище Великолепный (греч. Μεγαλοπρεπής).

Литература

  • ЦГИА СПб. Ф. 2182. Д. 160 [Копии с донесений рус. консула в Фессалонике И. Ястребова послу А. И. Нелидову];
  • ГАРФ. Ф. 1099. Д. 1892 [Письма И. к Т. И. Филиппову];
  • РНБ ОР. Ф. 790.
  • Οἰκουμενικοῦ πατριαρχείου τὰ κατὰ τὸ ζήτημα τῶν ἐκκλησιαστικῶν προνομίων, ἀπὸ τῆς 19 Θεβρουαρίου 1883 μέχρι τῆς ἐπιβραβεύσεως τοῦ ἀρχαίου καθεστῶτος. Κωνσταντινούπολις, 1884;
  • Παπαδόπουλος Γ. ῾Η σύγχρονος ἱεραρχία τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Ανατολικῆς ᾿Εκκλησίας. Κωνσταντινούπολις, 1895. Σ. 57-355;
  • ᾿Εκλογὴ ᾿Ιωακεμ τοῦ Γ´ ὡς Οἰκουμενικοῦ Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως // ῾Ελληνισμός. 1901. Τ. 4. Σ. 336;
  • Βάλβης Σ. ᾿Ιωακεμ τῷ Γ´ ᾿Αρχιεπισκόπῳ Κωνσταντινουπόλεως κα Οἰκουμενικῷ Πατριάρχῃ ῎Εμμετρος ἐπιστολή. ᾿Αθῆναι, 1902;
  • Γεδεὼν Μ. Πατριαρχικα πίνακες. ᾿Αθῆναι, 1996. Σ. 626-633.
  • Σπανούδη Κ. Π. ῾Ιστορικα σελίδες̇ ᾿Ιωακεμ ὁ Γ´. Κωνσταντινούπολις, 1902;
  • Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в. СПб., 1904. С. 378-385, 651-672;
  • ᾿Αθηναγόρας Παραμυθίας κα Θιλιάτων. ῾Ο μέγας πατριάρχης ᾿Ιωακεμ ὁ Γ´. Κέρκυρα, 1929;
  • Βαρβαγιάννης ᾿Ι. ᾿Ιωακεμ ὁ Γ´ // ῾Ελληνισμός. 1912. Τ. 15. Σ. 701-704;
  • Θιλλιπίδης Χ. ᾿Ιωακεμ ὁ Γ´ // ᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια. 1912. Τ. 32. Σ. 433-434;
  • Cayre F. Joachim III, patriarche grec de Constantinople (1834-1912) // EO. 1913. Vol. 16. P. 61-67, 163-172, 322-330, 421-443;
  • Μαυρόπουλος Δ. Πατριαρχικα σελίδες. Τὸ οἰκονομενικὸν πατριαρχεῖον ἀπὸ 1878-1949. ᾿Αθῆναι, 1960. Σ. 7-11, 45-63;
  • Σταυρίδου Β. Θ. Οἱ οἰκουμενικο πατριάρχαι: 1860 - σήμερον. Θεσσαλονίκη, 1977. Σ. 208-284;
  • Kofos E. Attempts at Mending the Greek-Bulgarians Ecclesiastical Schism (1875-1902) // Balkan Studies. 1984. Vol. 25. P. 353-358, 363-366;
  • idem. Patriarch Joachim III (1878-1884) and the Irredentist Policy of the Greek State // J. of Modern Greek Studies. 1986. Vol. 4. N 2. P. 107-120;
  • ᾿Ανεστίδης Σ. ᾿Ιωακεμ ὁ Γ´ ἀρχιεπίσκοπος Κωνσταντινουπόλεως κα οἰκουμενικὸς πατριάρχης (1878-1884, 1901-1912) // Δελτίον Κέντρου Μικρασιαστικῶν Σπουδῶν. ᾿Αθήνα, 1986/1987. Τ. 6. Σ. 391-414;
  • Alexandris A. The Greek Minority of Istanbul and Greek-Turkish Relations, 1918-1974. Athens, 1992 2. P. 23, 34-35, 42;
  • ῾Ο ἀπὸ Θεσσαλονίκης οἰκουμενικὸς πατριάρχης ᾿Ιωακεμ ὁ Γ´ ὁ Μεγαλοπρεπής // 27 Δημήτρια̇ ᾿Επιστημονικὸ συμπόσιο «Χριστιανικὴ Μακεδόνια». Θεσσαλονίκη, 1994;
  • Καρδαράς Χ. Το Οικουμενικό Πατριαρχείο και ο αλίτρωτος Ελληνισμός της Μακεδονίας - Θράκης και Ηπείρου. Μετά το συνέδριο του Βερολίνου (1878). Αθήνα, 1996;
  • Τρικούπης Χ. Η αντιπαράθεση. Από την ανέκδοτη αλληλογραφία του Οικουμενικού πατριάρχη (1878-1884). Αθήνα, 1998;
  • Croce G. M. Joachim III, patriarche grec de Constantinople // DHGE. T. 27. Col. 1329-1332;
  • «Наша отечественная Церковь занимает первое место между всеми Православными Церквами»: Отчет проф. И. Е. Троицкого о командировке на Восток, 1886 г. / Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Л. А. Герд // ИА. 2001. № 4. С. 135-174;
  • Герд Л. А. Константинополь и Петербург: церк. политика России на правосл. Востоке (1878-1898). М., 2006; www.ec-patr. org [Электр. ресурс].

Использованные материалы

Редакция текста от: 17.05.2020 10:13:27

"ИОАКИМ (ДЕВЕДЗИС)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google