Исидор I Вухир (греч. ᾿Ισίδωρος Βούχειρ (Βούχειρας); 1300/1310 - 1350), патриарх Константинопольский, византийский гимнограф, соратник свт. Григория Паламы и Иоанна VI Кантакузина, святитель
Память в Соборе Лаконийских святых (Греч. [1])
Родился в Фессалонике и был в семье старшим из 10 детей (у него были 4 брата и 5 сестер). Получив светское образование, Исидор решил принять монашеский постриг и поступил под духовное руководство Герасима Эвбейского [2], ближайшего друга прп. Григория Синаита (или ученика, согласно сообщению свт. Каллиста I в Житии прп. Григория). Вероятно, по побуждению Герасима Исидор Вухир отправился из Фессалоники на Афон, чтобы поступить в школу прп. Григория [3].
В 1326 году набеги турецких пиратов на Афон вынудили прп. Григория вместе с учениками, среди которых был Исидор Вухир, покинуть Св. Гору. Исидор вернулся в Фессалонику, где в течение десяти лет, оставаясь мирянином, возглавлял круг исихастов, состоявший из монахов и мирян.
В 1335/36 году Исидор Вухир посетил игумена Григория Паламу в монастыре Эсфигмен, был там пострижен в монахи и затем снова вернулся в Фессалонику.
Исидор Вухир сопровождал свт. Григория на июньский Собор 1341 года [4], на котором состоялось осуждение Варлаама Калабрийского. После Соборов 1341 года Исидор Вухир был рукоположен во иерея и наречен митрополитом Монемвасийским [5], поскольку патриарх Константинопольский Иоанн XIV Калека благоволил в то время к свт. Григорию и хотел сделать последнего своим союзником в борьбе с вел. доместиком Иоанном Кантакузином за регентство при легитимном наследнике Иоанне V Палеологе [6]. Однако Исидор Вухир так и не был хиротонисан во епископа.
Осенью 1344 года, после неудавшихся переговоров с Кантакузином и ужесточения политики в отношении сторонников последнего, патриарх Иоанн Калека созвал Синод, который наряду с отлучением свт. Григория Паламы от Церкви [7] низложил Исидора Вухира [5]. До 1347 года Исидор занимался преподаванием; в частности, его учеником был известный византийский интеллектуал и переводчик сочинений Фомы Аквинского антипаламит Димитрий Кидонис.
После возобновления мира с имп. Анной Иоанн Кантакузин встал во главе государства.
17 мая 1347 года [8] Исидор был возведен на патриарший Константинопольский престол. Возведение Исидора Вухира совершил митр. Кизический Афанасий [9], после отказа других кандидатов - святителя Григория Паламы и преподобного Саввы Ватопедского.
Как патриарх он рукоположил 32 новых епископа, сочувствовавших богословским идеям Паламы и подписавших томос изданный по итогам Собора 1347 года.
21 мая того же года во второй раз венчал на царство Иоанна Кантакузина [10]. Некоторое время спустя патриарх Исидор повенчал Иоанна V Палеолога с дочерью Кантакузина Еленой [11]. Той же весной поставил святителя Григория Паламу митрополитом Фессалоникийским [12].
Старался уладить отношения с Патриархата с Русской митрополией, в связи с чем в 1347 году вновь закрыл Галицкую митрополию, присоединив её к общерусской Киевской [13].
Уговорил императора Иоанна Кантакузина в войне с генуэзцами дать морскую битву, в которой погиб весь только что созданный восточно-римский флот.
Еще весной 1347 года против патриарха Исидора ополчилось немногим более 20 епископов [14]. Отмежевавшись от осужденного Акиндина, они тем не менее обнародовали томос, в котором "низлагали" Исидора, поставленного, по их мнению, незаконно с помощью светской власти и совершившего после назначения ряд незаконных низложений. Там же они объявили о "низложении" святителя Григория Паламы, обвиняя обоих архипастырей в слежке за оппозиционерами и преследовании их, неблагочестивости, отлучении детей от их родителей под предлогом аскезы (обвинение против проповеднической деятельности Исидора в Фессалонике еще в бытность его мирянином), "иконоборчестве", отказе от священных предметов. В этом документе [15] также осуждались воззрения и свт. Григория Паламы и Варлаама с Акиндином (без указания имен) относительно различия божественной сущности и энергий и попытки ввести лжеучение о множестве богов [16].
В августе 1347 года, после безуспешных попыток патриарха привести епископов к повиновению, они были формально низложены Исидором и его Cинодом (синодальный томос был подписан также Иерусалимским патриархом Лазарем), но не лишены сана: исполнение решения синода было отложено в надежде на их покаяние [17].
Исидор Вухир умер после февраля 1350 года в результате продолжительной болезни [18]. Перед смертью он составил "Завещание", которое имеет полемический характер и направлено против Варлаама и Акиндина [19]. Известно также неизданное письмо некоему монаху, в котором Исидор. рассказывает о возникновении полемики с Варлаамом [20].
В 1355-1357 годах [21] патриарх Константинопольский Филофей Коккин составил Житие Исидора [22]. Известна также эпиграмма в честь Исидора, написанная после смерти патриарха Николаем Кавасилой [23].
Гимнографическая деятельность
Особый интерес представляет деятельность Исидора Вухира как гимнографа, до сих пор практически не исследованная. Однако уже при жизни Исидора она вызвала волнения, в которые были вовлечены Григорий Акиндин, Никифор Григора и свт. Григорий Палама. По сообщению Никифора Григоры, Исидор Вухир вместо бывших в церковном употреблении «троичных гимнов святых» (τριαδικοὺς τῶν ἁγίων ὕμνους) составил собственные и, пользуясь патриаршей властью, приказал осенью 1347 года [24] заменить древние песнопения своими [25]. Эти «троичны» имели паламитское догматическое содержание; Никифор Григора пересказывает по меньшей мере три таких тропаря. Под «троичными гимнами» здесь имеются в виду скорее всего тропари «троичны» некоего написанного Исидором Вухиром канона. В «Завещании» патриарх упоминает о составленном им «каноне» (κανών), содержавшем тропарь (ὕμνον) Пресв. Троице, направленный против ереси Варлаама и Акиндина [26]. Кроме того, когда Никифор Григора говорит о том, что император (т. е. Иоанн Кантакузин) сжег песнопения Исидора Вухира в силу их еретического характера, он также использует термин «канон», но во мн. ч. [27]. Упоминание Исидора Вухира в «Завещании» тропаря Пресв. Троице является очевидным ответом на обвинения Никифора Григоры (хотя он и не называется по имени). Доказательством этому может служить тот факт, что далее в тексте «Завещания» патриарх говорит о введенной им «прибавке» (προσθήκη) к исповеданию веры при епископской хиротонии, содержавшей элементы богословия свт. Григория Паламы; Исидору Вухиру пришлось оправдываться, т. к. введение подобного прибавления противоречило решению июньского Собора 1341 года о запрете дискуссий, а богословское учение свт. Григория Паламы не имело на тот момент (февр. 1350) соборного одобрения. Вопрос об этой «прибавке» был снова поднят Никифором Григорой на Константинопольском Соборе 1351 года [28].
Упомянутый в «Завещании» Исидора Вухира тропарь вызвал наиболее горячие споры, благодаря чему до нас дошел его текст: «Мы главным образом называем Божеством Твою энергию (действие),/ По любви же часто - и природу./ Но поскольку они [энергия и природа] суть общие у Тебя,/ Мы воспеваем Тебя, Троица одного и нетварного Божества,/ О какой бы [из двух] [т. е. энергии или природе] ни говорил кто-нибудь» [29]. Как утверждает Филофей Коккин, Исидор Вухир составил этот тропарь еще до Патриаршества [30]. По словам же Никифора Григоры, Исидор Вухир составил свои «троичны» тропари «недавно» (ἄρτι), т. е., вероятно, после победы Иоанна Кантакузина и низложения Иоанна Калеки.
Содержание этого тропаря пересказывает Никифор Григора. Свт. Григорий Палама защищает тропарь от нападок Григория Акиндина в своем соч. «Слово, разъясняющее мнение Варлаама и Акиндина» [31]; полный заголовок: «Слово, кратко разъясняющее мнение Варлаама и Акиндина и выступающих против них в защиту благочестия. Это опровержение направлено против трактата Акиндина, в котором он пытается помимо прочего высмеять богословский тропарь Исидора, всесвятейшего патриарха» (Λόγος διασαφῶν ἐν ἐπιτόμῳ τὴν τοῦ Βαρλαὰμ κα ᾿Ακινδύνου δόξαν κα τῶν ὑπὲρ εὐσεβείας ἀντιλεγόντων αὐτοῖς̇ ἔστι δὲ οὗτος ἀντιρρητικὸς πρὸς ᾿Ακινδύνου λόγον ἐν ᾧ διασύρειν ἐπιχειρεῖ κα θεολογικὸν τροπάριον ᾿Ισιδώρου τοῦ παναγιωτάτου πατριάρχου). Сочинение было написано в нач. 1348 года; свт. Григорий Палама опровергает трактат Акиндина «Апология» (об этом сочинении ничего не известно), в котором тот на основе одного из писем свт. Григория предъявлял ему обычное в ходе их полемики обвинение в исповедании двух Божеств: низшего и высшего, а тропарь Исидора Вухира, считал Акиндин, вводит «многобожие». Согласно Паламе, в этом тропаре нет нового учения, Исидор Вухир лишь облекает слова св. отцов в поэтический размер [32]. Еще одно песнопение (ᾆσμα) Исидора Вухира, имеющее паламитское содержание, цитирует Димитрий Кидонис в трактате «Против Паламы» [33].
Филофей Коккин свидетельствует, что на момент написания Жития Исидора Вухира (т. е. в 1355-1357) песнопения Исидора Вухира исполнялись в церквах [30]. Очевидно, это свидетельство направлено против утверждения Никифора Григоры о том, что каноны Исидора Вухира были преданы огню по приказу императора, однако никаких подробностей Филофей не приводит.
Исидор Вухир является также ключевой фигурой в истории формирования такого жанра церковного песнопения, как акафист. Вместе с Филофеем Коккином (акафисты всем святым и Живоносному Гробу и Воскресению Господним) Исидор Вухир стал одним из первых авторов гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресв. Богородице. Именем Исидора Вухира в слав. традиции надписаны следующие акафисты: архангелу Михаилу, св. Иоанну Предтече (2 акафиста и канон), свт. Николаю Чудотворцу, Успению Божией Матери, апостолам Петру и Павлу. Т. о., Исидор Вухир и патриарх Филофей написали седмичные акафисты на все дни недели (см. Седмичный круг богослужения). На слав. язык акафисты Исидора Вухира были переведены во 2-й пол. XIV в. Так, уже Канонник прп. Кирилла Белозерского 1407 г. [34] содержит «икосы подобны акафисту, творение вселенского патриарха кир Исидора» архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, свт. Николаю.
Акафисты Исидора Вухира получили широкое распространение в рус. рукописных канонниках и сборниках XV-XVII вв. [35].
Акафист Исидора Вухира Иоанну Предтече послужил образцом и источником для древнейшего слав. памятника этого жанра - акафиста Предтече, написанного Франциском Скориной и изданного ок. 1522 г. в Вильне в составе «Малой подорожной книжицы» (в которую вошли и др. акафисты Исидора Вухира - свт. Николаю и апостолам Петру и Павлу).
В XVII-XVIII вв. акафисты Исидора Вухира многократно издавались в составе Акафистников укр. и белорус. типографий [36] и подвергались порой значительной правке [37].
Серьезной научной проблемой является греч. рукописная традиция акафистов Исидора Вухира. В настоящий момент неизвестны греч. рукописи, содержащие оригинальные тексты акафистов Исидора Вухира, за исключением одного из двух приписываемых патриарху в славянской традиции акафистов Иоанну Предтече, сопровождаемого каноном. Известны четыре греч. рукописи (в т. ч. ркп. Vindob. theol. gr. 187, 1500 г.), содержащие канон 4-го гласа с акростихом («Χαῖρε» προσᾴδω σοι χαρᾶς τῷ Προδρόμῳ. ᾿Ησίδωρος; канон построен по модели канона Субботы Акафиста) и акафист (нач.: Τῷ ὑπὲρ πάντας ἀληθῶς ῾Αγίους μείζονι) Иоанну Предтече авторства Исидора Вухира [38]. Не только акафист, но и канон известен в слав. переводе [39]. Кроме того, греческий текст этого акафиста Иоанну Предтече без указания авторства был напечатан иером. Акакием Диакрусисом в 1665 г. (᾿Εκλογαί̇ ἤγουν βιβλιάριον περιέχον τοὺς οἴκους τῆς Παναγίας, κα τοῦ τιμίου Προδρόμου...) и печатается также без указания авторства в совр. греч. Акафистниках [40].
Не соответствует истине указание Г. Пападопулоса на то, что единственным акафистом Исидора Вухира, изданным типографским способом на греч. языке, был акафист свт. Николаю Чудотворцу [41]. На самом деле речь идет об акафисте, принадлежащем прп. Никодиму Святогорцу [42], тогда как акафист свт. Николаю авторства Исидора Вухира известен только в слав. переводе.
Вероятно, Исидору Вухиру также принадлежал упоминаемый Л. Алляцием канон св. Димитрию Солунскому [43].
Литература
- Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 287-294;
- Helfer W. Das Testament des Patriarchen Isidoros: Bemerkungen zu Miklosich-Müller I, Nr. CXXX // JÖB. 1968. Bd. 17. S. 73-84.
- RegPatr, N 2271-2310;
- PLP, N 3140;
- Παπαδόπουλος Γ. Ι. Συμβολα εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ᾿ ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1890. Σ. 270-271;
- Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 365-369;
- Попов А. В. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Каз., 1903;
- Émereau C. Hymnographi byzantini // EO. 1924. Vol. 23. P. 283-284;
- Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Melitiniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. Vat., 1931. (ST; 56);
- Meyendorff J. Introduction à l'étude de Grégoire Palamas. P., 1959. (Patristica sorbonensia; 3);
- Beck. Kirche und theologische Literatur. S. 723;
- Τσάμης Δ. Γ., ed. Θιλοθέου Κωνσταντινουπόλεως τοῦ Κοκκίνου ῾Αγιολογικὰ ἔργα. Α´̇ Θεσσαλονικεῖς ἅγιοι. Θεσσαλονίκη, 1985.
Использованные материалы
- Бернацкий М. М., "Исидор I Вухир" // Православная энциклопедия, т. 27, с. 198-200:
- "Григорий Палама" // Православная энциклопедия, т. 13, с. 12-41, раздел Бернацкий М. М., "Жизнь":
- Ἰσίδωρος Α´, страница официального сайта Константинопольской Православной Церкви:
- "Исидор, константинопольский патриарх," энциклопедический словарь Брокгауза и ЕФрона:
[1] "Β΄ ΚΥΡΙΑΚΗ ΤΩΝ ΝΗΣΤΕΙΩΝ – ΣΥΝΑΞΙΣ ΛΑΚΩΝΩΝ ΑΓΙΩΝ", страница официального сайта Митрополии Монемвасийской и Спартанской, http://www.immspartis.gr/?p=18434; "Σύναξη των εν τη Λακωνία διαλαμψάντων Αγίων", страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/6351/saint.aspx.
[2] PLP, N 3756
[3] Τσάμης. 1985. Σ. 352-354
[4] RegPatr, N 2210
[5] RegPatr, N 2250
[6] Meyendorff. 1959. P. 110-112
[7] RegPatr, N 2249; текст осуждения утерян
[8] RegPatr, N 2273.
[9] PLP, N 389; один из адресатов свт. Григория Паламы: ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 411-454
[10] RegPatr, N 2275.
[11] Cantacus. Hist. III 30. 17
[12] Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 613.
[13] Карташёв Антон Владимирович, "Судьбы ”Святой Руси”", Православная мысль (журнал) №1, http://www.odinblago.ru/pm_1/5
[14] RegPatr, N 2281. P. 228.
[15] RegPatr, N 2281
[16] PG. 150. Col. 877-885
[17] RegPatr, N 2289
[18] Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 287, 293; Τσάμης. 1985. Σ. 410; см. также: Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 870
[19] изд.: Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 256-294; нем. пер.: Helfer. 1968. S. 76-83
[20] Mercati. 1931. P. 194
[21] Датировка А. Риго; см.: TByz. Vol. 2. P. 38. Not. 24
[22] BHG, N 962; ИАБ, N 6. 1411-1412; изд.: Τσάμης. 1985. Σ. 329-423
[23] Λαούρδα Β. Νικολάου Καβάσιλα προσφώνημα κα ἐπιγράμματα εἰς ἅγιον Δημήτριον // ΕΕΒΣ. 1952. Τ. 22. Σ. 108-109
[24] RegPatr, N 2293
[25] Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 827-828
[26] Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 291
[27] Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 828
[28] Ibid. P. 887
[29] Θαμέν σου Θεότητα κυρίως τὴν ἐνέργειαν,/ Πόθῳ δὲ πολλάκις κα τὴν φύσιν./ Αὗται δ̓ ἐπεί σοι κοινα τυγχάνουσι,/ Μιᾶς κα Θεότητος, Τριάς, ᾄδομεν ἀκτίστου σε / ὁποτέραν ἂν λέγοι τις - ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 928; цитируется также антипаламитами Мануилом Калекой в трактате «О сущности и энергии» (PG. 152. Col. 312) и частично Димитрием Кидонисом в соч. «Против Паламы» (PG. 154. Col. 849); см. также: Mercati. 1931. P. 194
[30] Τσάμης. 1985. Σ. 382
[31] ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 85-100
[32] ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 92
[33] PG. 154. Col. 856; начало приведено также Мануилом Калекой, назвавшим песнопение «стихирой» - PG. 152. Col. 321, 324
[34] ГРМ. Инв. № ДР/М 16; описание: Варлаам [Денисов], архим. Описание рукописей собственной библиотеки прп. Кирилла Белозерского // ЧОИДР. 1860. Кн. 2. Отд. 3. С. 18-20
[35] напр., ГИМ. Син. слав. № 468, 1457 г.; № 470, XVI в.; № 774, XVI в.; РГБ. Троиц. Ф. 304/I. № 797, кон. XV в.; № 262, XVI в.; № 263, XVI в.; № 284, XVII в., и мн. др.; см. также: Попов. 1903 (в некоторых случаях неверно указаны шифры рукописей)
[36] старшие издания - Киев, тип. Лавры, 1625, 1629; Вильно, тип. Братства, 1628
[37] ярким примером здесь может служить акафист свт. Николаю; см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 367; Попов. 1903. С. 48-58
[38] Ταμεῖον. Σ. 224
[39] см., напр.: РГБ. Троиц. Ф. 304/I. № 262. Л. 45 об.- 58, XVI в.
[40] см., напр.: ῾Υμνολόγιον τὸ χαρμόσυνον, ἤγουν Χαιρετιστήριοι Οἶκοι εἰς ῾Αγίους κα ῾Εορτὰς τῆς ᾿Εκκλησίας / ῎Εκδ. ῾Ιερᾶς Μονῆς Σταυροβουνίας. Κύπρος, 1996. Σ. 60-70
[41] Παπαδόπουλος. 1890. Σ. 271, σημ. 961
[42] текст см.: ῾Υμνολόγιον τὸ χαρμόσυνον... Σ. 322-332
[43] Leonis Allatii De Octava Synodo Photiana. R., 1662. P. 543