Свт. Григорий Богослов |
Память 19 января, 25 января, в Соборах Вселенских учителей и святителей и Константинопольских святителей (Греч.)
Родился в христианской семье знатного рода в 329 году в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским. Мать, святая Нонна, молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу.
Благочестию научен был своей матерью Нонной. Светским наукам учился сначала на родине, у дяди своего, учителя красноречия Амфилохия, а потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах, где жил вместе со своим знаменитым другом, Василием Великим. Дружба, заложенная еще в школе Кесарии, выросла в глубокие духовные узы. Вместе с ними учился и Юлиан - будущий император-отступник от христианской веры.
В 358 году святой Григорий покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз. Здесь он почти в 30-летнем возрасте принял от своего отца святое крещение. Вскоре по приглашению святого Василия он удалился в пустыню, чтобы подвизаться рядом с ним.
По требованию отца святой Григорий в 361 году вернулся в Назианз и против своей воли принял сан пресвитера. Чувствуя, что для него неизмеримо ближе уединение и безмолвная молитва, чем пастырская деятельность, святой Григорий снова поспешил в пустыню к святому Василию. Там, в уединении, он укрепился духом, нашел силы вернуться к пастве и с честью исполнять свой долг.
Когда отец его по простоте подписал полуарианский символ и тем возбудил против себя православную паству, Григорий явился примирителем ее с епископом.
Святитель Василий Великий поставил святого Григория епископом города Сасима, но, чтобы поддержать престарелого отца, святитель Григорий остался в Назианзе и, после смерти отца, некоторое время управлял паствой этого города, предоставив власть в Сасиме другому епископу.
Затем он оставил Назианз и удалился в Селевкию.
По смерти императора Валента II (+ 378), группа константинопольских православных, не желавшая принимать епископа Демофила, пригласила святителя Григория возглавить их. Получив согласие святителя Василия Великого, святитель Григорий прибыл в Константинополь на предстоятельский престол. Повсюду господствовали еретики - ариане и аполлинаристы. И чем громче звучала его проповедь, тем более увеличивалось собрание храма и тем сильнее росло сопротивление еретиков.
Во время болезни святителю был нанесен удар. Тот, кого он считал своим другом, философ Максим, был тайно посвящен на место святителя Григория в самом Константинополе. Пораженный неблагодарностью Максима, святитель решил оставить кафедру, но верная паства удержала его. Народ изгнал самозванца из города. 24 ноября 380 года в столицу прибыл святой царь Феодосий I Великий и, подтвердив свой указ против еретиков, вернул православным главный храм, куда торжественно ввел святителя Григория. Вскоре на жизнь святителя было подготовлено покушение, но тот, кто должен был стать убийцей, сам явился к святому со слезами раскаяния.
В 381 году на Втором Вселенском Соборе святитель Григорий был утвержден в сане Константинопольского архиепископа. По кончине святителя Мелетия Антиохийского председательствовал на Соборе. Но когда прибыли те, кто и ранее действовал против святителя Григория в пользу Максима, многие, особенно египетский и македонский епископат, отказались признавать восшествие Григория на Константинопольскую кафедру. Святитель решил пожертвовать собою для мира Церкви. Объявив императору о своем желании оставить столицу, святитель Григорий еще раз явился на Собор, в прощальном слове попросив отпустить его с миром. По возвращении на родину удалился в любезное своему сердцу уединение в Арианз.
Скончался 25 января 389 года и был погребён в Назианзе.
За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова [1] и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (святым Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений.
Часть главы св. Григория Богослова. Афон. Ватопед |
Мощи
В 950 году святые мощи святителя Григория перенесли в Константинополь в церковь Святых Апостолов. В 1204 году, когда Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами, мощи перевезли в Рим, где они был помещены в специально построенную гробницу в соборе святого Петра. 26 ноября 2004 года основная часть мощей была возвращена Константинопольской Церкви вместе с мощами Иоанна Златоуста, после чего святыню положили в храме святого Георгия в Фанаре.
Значительные части мощей также находятся в Греции: на Афоне пребывают его левая рука (в монастыре Кутлумуш) и реликварий с честной главой (в монастыре Ватопед); в городе Янине в Никольской церкви в Копани обретается его десница. Нетленные частицы мощей святителя Григория до сих пор источают благоухание.
Среди малых частиц мощей особо примечательна частица честной главы святителя подаренная в 1653 году царю Алексею Михайловичу и поныне пребывающая в Успенском кремлёвском соборе города Москвы.
В греческом посёлке Неа Карвали существует большая часть мощей, также издавна чтимая как останки "святителя Григория", и ныне предположительно отождествляемая с мощами отца вселенского учителя - одноимённого святителя Григория Назианзина Старшего (см. подробнее).
Десница свт. Григория Богослова. Церковь Св. Николая "в Копани". Янина, Эпир, Греция |
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Па́стырская свире́ль Богосло́вия твоего́ / ри́торов победи́ трубы́ / я́коже бо глубины́ ду́ха изыска́вшу, / и добро́ты веща́ния приложи́шася тебе́. / Но моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Григо́рие, / спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 3
Богосло́вным язы́ком твои́м сплете́ния ри́торская разруши́вый, сла́вне,/ правосла́вия оде́ждею, свы́ше истка́нною, Це́рковь украси́л еси́,/ ю́же и нося́щи, с на́ми зове́т, твои́ми ча́ды:/ ра́дуйся, о́тче,// Богосло́вия у́ме кра́йнейший.
Труды
Сочинения его состоят из 243 писем, 507 стихотворений и 45 речей, между которыми самые важные - пять слов о богословии, в защиту никейского православия против ариан.
- Электронные сборники творений святителя
Использованные материалы
- Настольная книга священнослужителя, М., 1979.
- Страницы календаря портала Православие.Ru:
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- "Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский", официальный сайт прихода Московского Неопалимовского храма - патриаршем подворье в Очаково-Матвеевском:
- http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/svyatitel-grigorij-...ij/ - материал использован частично
- Минея январь, ч. 2, М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2002, с. 336, 345-346:
- "Церковь святого Григорий Назианзина Богослова", туристический сайт Kavala Tour:
[1] До этого наименование "Богослов" было усвоено только любимому ученику Христову - святому евангелисту Иоанну.