Евфимий III (ок. 1340 - 1416), патриарх Константинопольский
Родился около 1340 года в богатой и знатной константинопольской семье. Получил хорошее образование.
В юности принял монашеский постриг. Пользовался известностью оратора и полемиста, входил в круг придворных интеллектуалов, опекаемых имп. Мануилом II Палеологом, был известен как сторонник учения свт. Григория Паламы и активный участник полемики с латинянами.
По мнению Дж. Меркати, подтвержденному позже Р. Й. Лёнерцем и В. Лораном, в одном из писем Димитрия Кидониса именно буд. патриарх подразумевается под "добрым Евфимием", посланным весной 1384/85 г. Мануилом Палеологом в Рим для переговоров с папой Римским Урбаном VI по вопросу об унии Церквей. Не взяв на себя никаких обязательств, Евфимий тем не менее сумел понравиться папе Урбану VI, который принял его за сторонника сближения с Западной Церковью. По позднейшему известию, Евфимий, так же как и другие члены посольства, получил благословение Римского предстоятеля [1].
В 1390 году Евфимий был поставлен настоятелем Студийского монастыря в Константинополе. В том же году ему был пожалован титул протосинкелла.
Уже в 1397 году Евфимий был предложен в числе трех кандидатов на патриаршество, но сам снял свою кандидатуру.
25/26 октября 1410 года он был поставлен патриархом Константинопольским.
Патриарх Евфимий III безуспешно старался освободить Церковь от государственной опеки и восстановить ее независимость на управляемом латинянами Кипре. С недоверием относясь к переговорам императора с Констанцским Собором, патриарх велел выгравировать на строениях, прилегавших к собору Св. Софии, отрывки из решений семи Вселенских Соборов и Собора 879-880 гг., где осуждалось любое добавление к Символу веры.
Патриарх Евфимий III скончался 29 марта 1416 года во время одной из бурных бесед с императором, отстаивая церковные интересы.
До настоящего времени не сохранилось крупных сочинений, принадлежащих перу Евфимия III. Его наследие составляют три небольших текста в рукописи Vat. Urb. gr. 80. Fol. 8-9. Первый из них - записка имп. Мануилу II Палеологу по поводу спора между Димитрием Хрисолором и Антонио д'Асколи по этическим проблемам, связанным с существованием зла. Другой текст является сопроводительным письмом к этой записке, а третий - письмом, в котором Евфимий одобрял исправления, внесенные императором по совету патриарха в собственный трактат, посвященный природе зла.
Рукоположенный Евфимием св. Марк Евгеник (впосл. митрополит Эфесский) написал в память о нем канон [2]. Сохранилось также четыре адресованных ему письма имп. Мануила II [3], первое было написано в конце западноевроп. путешествия императора (1399-1403). Вопреки др. данным об исходе этого предприятия там сообщается об успешном наборе войска в помощь Византии. Во втором письме (1401) имп. Мануил II сообщает патриарху, что находится в добром здравии и хорошем расположении духа. В третьем письме (не позже 1410) Мануил II рассказывает Евфимию о процессе установления мира на Пелопоннесе, в четвертом предлагает патриарху прочитать и исправить свой этический трактат. Известно также адресованное Евфимию письмо Иосифа Вриенния [4].
Литература
- Lettres de l'empereur Manuel Paléologue / Publ. par E. Legrand. Amst., 1962r. P. 53, 54, 77-78, 84;
- The Letters of Manuel Palaeologus: Text, transl., not. / Ed. T. Dennis. Wash., 1977. P. XI-XII.
- Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone. Vat., 1931. P. 515-518;
- Laurent V. Les dates du patriarcat d'Euthyme II de Constantinople, 26 oct. 1410 - 29 mars 1416 // BZ. 1961. Bd. 54. S. 329-332;
- idem. Euthyme II // DHGE. T. 16. Col. 59-61.
Использованные материалы
- А. В. Бармин. "Евфимий III (II)" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 424-425
[1] PG. 160. Col. 160B
[2] REG. 1892. T. 5. P. 420-426; ΕΘ. 1912. Τ. 9. Σ. 124-147
[3] Letters of Manuel Palaeologus. 1977. Ep. 39, 40, 51, 54
[4] ᾿Ιωσὴφ Βριεννίου τὰ εὑρεθέντα. Lipsiae, 1784. T. 3. Σ. 141