Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФИНЛЯНДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Успенский собор, Хельсинки
Успенский собор, Хельсинки
Финляндская Православная Церковь, автономная поместная Церковь в составе Константинопольского Патриархата

Каноническое устройство

Высшей законодательной властью в Финляндской Церкви являются Поместный и Архиерейский Соборы. Поместный Собор созывается раз в три года архиепископом и состоит из 32 избранных на него клириков и мирян. Исполнительной властью, отвечающей за проведение принятых решений в жизнь, является Церковное управление, состоящее из епископов, асессора-юриста (секретаря) и двух членов, одного духовного звания и одного мирянина, избираемых на Поместном Соборе. Владыка Хельсинкский является архиепископом - предстоятелем Церкви. Другие епархиальные архиереи носят титул митрополитов. Все члены клира избираются прихожанами.

Наряду с Евангелическо-Лютеранской церковью Финляндии Финляндская Православная Церковь является второй государственной церковью. Приходы субсидируются из налоговых средств. Основы православного вероучения преподаются православным учащимся в начальной школе и гимназиях. За организацию православного школьного обучения отвечают комунны и руководство школ.

Устройство Финляндской Православной Церкви на 2006 г.
Устройство Финляндской Православной Церкви на 2006 г.

Епархии

Исторический очерк

Монашеская миссия

Предание Валаамского монастыря гласит, что апостол Андрей Первозванный, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом. Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство. Нет единого взгляда на эти свидетельства, но ясно что не позднее XII века Христианство распространялось по Финляндии, как с Востока так и с Запада: из Новгорода и из Швеции. Вместе с отпадением Западной Церкви от Православия эти два потока сделались раздельными и в духовным отношении.

Центрами Православия в этих землях были монастыри, в большинстве небольшие, но также и великие обители как Валаамская, Соловецкая, Коневская и Свирская. На исходе первой трети XVI века преподобный Трифон, просветитель лопарей, основал близ берега Баренцева моря Печенгский Троицкий монастырь.

Шведское владычество

Однако в ходе продолжавшихся на протяжении столетий русско-шведских войн многие монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI века карельские земли оказались под шведским владычеством. Шведский епископ в Выборге занялся энергичным обращением в лютеранство православных финнов и карел. Часть начеления, не желавшая изменять вере, бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была по большей части обращена. Из-за государственного давления число православных в Финляндии сокращалось, и к концу XVII века они имели всего семь погостов и несколько церквей в городах. Эти приходы, продолжавшие действовать в Восточной Карелии и на Карельском перешейке, по-прежнему подчинялись митрополитам Новгородским.

В то же время, хотя Финляндия оставалась под властью Швеции, после завоевания Петром I Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге. Т.н. "Старая Финляндия" и Карелия оставались в подчинении Новгородского владыки, управляясь викарными епископами Корельскими (позже Кексгольмскими) и Ладожскими до 1764 года, после чего вошла в ведение Санкт-Петербургской епархии. Большинство паствы в "русской Финляндии" составляли чины гарнизонных войск.

Русская Финляндия

В 1809 году в результате русско-шведской войны за передел сфер влияния в Финляндии между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мир, по которому бывшие шведские земли в Финляндии отошли к Российской Империи. В результате этих перемен число православного населения в Финляндии выросло в десять раз. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. В 1823 году для православных Финляндии было создано в Выборге духовное правление, возглавляемое протоиереем местного собора, а в 1841 году - Выборгское викариатство с епископом, подчиненным митрополиту Санкт-Петербургскому.

При этом, почти все православные жили на востоке Великого Княжества: в Выборгской и Куопиоской губерниях. Немалую долю составляли военные, многие храмы в Финляндии в XIX веке возводились именно для нужд гарнизонов. Положение изменилось лишь в царствование Александра III, когда русское население в стране начало постепенно увеличиваться. К 1885 году относится основание Братства прпп. Сергия и Германа Валаамских. В 1886 году началось восстановление Трифоно-Печенгской обители.

В то же время, вторая половина XIX века отмечена пробуждением национального самосознания у православных карел. К 1850-м годам относятся первые переводы богослужебных текстов на финский, согласно имеющимся сведениям уже в 1870-е на нем иногда свершались церковные службы, а 1880-е финский стал все сильнее проникать в церковный обиход.

Финская епархия Русской Церкви

В 1892 году была основана самостоятельная епрахия Выборга и всей Финляндии, первым архиереем которой стал известный архиепископ Антоний (Вадковский). Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари. За время его правления были построены новые храмы, была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула, позднее получившая статус монастыря. Архиепископ Антоний поощрял процесс утвержения финского в церковной жизни, в его правление была учреждена Комиссия для перевода богослужебных книг на финский язык. Стали выходить журнал "Aamun Koitto" ("Утренняя заря") на финском и "Рождественские" и "Пасхальные" листки на русском.

С 1905 по 1917 год епархию возглавлял архиепископ Сергий (Страгородский), позже патриарх Московский и всея Руси. Он активно посещал приходы и стремился узнать нужды верующих и духовенства. 4 декабря 1905 года Высочайше был утвержден приходской устав для православных приходов в Финляндии, что содействовало упорядочению их внутренней жизни.

Автономная Церковь

В результате переворота 1917 года в России Финляндия обрела независимость. Общение между местной епархией и священноначалием почти полностью прекратилось. В независимой Финляндии Православная Церковь сохранила статус государственной Церкви меньшинства. В это время большая часть православных прихожан по-прежнему проживала на востоке страны. В декабре 1920 года патриарху Московскому Тихону было отправлено прошение о даровании автономии Финляндской Православной Церкви, на которое 11 февраля 1921 года был дан положительный ответ.

Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, а также под государственным нажимом, в ноябре 1922 Православное Церковное Управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финлядскую Православную Церковь под омофор Константинопольского патриарха Мелетия IV. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского патриарха как автономная архиепископия. Патриарх Мелетий также рукоположил во епископа Сортавалского настоятеля прихода Эстонской Автономной Православной Церкви, вдового протоиерея-финна Германа (Аава).

С 1925 года в Финляндии существовали две епархии - Выборгская и Карельская. В этом году, после вынужденного отъезда архиепископа Серафима (Лукьянова), епископ Герман был избран на Церковном Соборе архиепископом Карельским и всея Финляндии. В довоенное время деятельность церкви была особенно активной именно в Карелии, где функционировала бо́льшая часть приходов Церкви.

В результате "зимней войны" СССР и Финляндии в 1939-1940 годах Финляндская Православная Церковь лишилась трех монастырей (Валаамского, Коневецкого и Линтульского) и многих храмов. Согласно финским источникам, более 50.000 прихожан, т. е. 60 % православных христиан страны, были вынуждены покинуть родные места; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. Так как беженцы рассеялись по всей Финляндии, постепенно стало расти число смешанных браков и крещение детей от них в лютеранство. В этих условиях первоочередное значение приобретало православное воспитание детей и молодежи. В 1943 году был основан Союз православной молодежи, в 1958 году - Православная студенческая ассоциация. Они открыли кружки и летние лагеря. Была также налажена издательская деятельность. Государство в 1949 году взяло на себя обязательство возвести для переселенцев новые храмы, и к началу 1960-х в разных городах были построены 14 церквей, 44 часовни и 19 домов для причта.

При архиепископе Германе, управлявшем Церковью до 1960 года, произошло окончательное обустройство жизни Православной Церкви в Финляндии. Владыка был надежным кормчим Церкви и привел ее к восстановлению молитвенного общения с Русской Православной Церковью, утраченного вследствие революции и ее последствий. В 1979 году последовало создание Оулуской епархии и Йоэнсууского викариатства. 1 января 2018 года архиепископская кафедра Финляндии была перенесена из Куопио в Хельсинки.

Предстоятели

Исторические титулы предстоятеля

  • архиепископ Карельский и всея Финляндии (упом. 1925 - 1 января 2018)
  • архиепископ Хельсинкский и всея Финляндии (с 1 января 2018)

Святые и святыни

Существующие в Финляндии православные храмы были построены в течение трех периодов: до присоединения Финляндии к Российской Империи, во времена Великого Княжества Финляндского (1809-1917), и после обретения независимости. Самые интересные постройки относятся ко второму периоду, ибо в межвоенный период их возводилось мало, а послевоенные храмы - в силу исторических причин в большинстве своем не отличаются художественными достоинствами.

Статистика

  • начало XIX в. в "Русской Финляндии", до присоединения "Шведской" [4] - 19 храмов и 27454 прихожан (в большинстве - военные русских гарнизонов)
  • 1838 [4] - 21 храм, 36.000 прихожан (из них: ок. 98 % в Выборгской и Куопиоской губерниях, в Нейшлоте 156, в Гельсингфорсе 256)
  • ок. 1863 [4] - 45.227 православных (3 % из 1,5 млн. жителей Финляндии)
  • накануне "зимней войны" 1939-1940 [4] - 46 священников, 80.000 верующих
  • 1940 - 81 631 человек [3]
  • 1990 - 55 924 человек [3]
  • cередина 2000-х [2] - Ок. 60.000 зарегистрированных прихожан (ок. 1.1 % населения Финляндии), 24 прихода, 2 монастыря
  • конец 2013 - 61 218 человек [3]

Средства массовой информации

  • Aamun Koitto
  • Ortodoksiviesti Paimen-Sanomat
  • Ortodoksia
  • Tuohustuli
  • Ortodoksinen kulttuuri

Учебные заведения

Организации

  • Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских
  • Союз Православной Молодежи
  • Православная Миссия
  • Союз Православного Студенчества
  • Союз Православных Учителей Финляндии
  • Союз Православного Духовенства
  • Союз Православных Регентов
  • Иконописцы Финляндии
  • Центр диаконии Православной Церкви Финляндии

Использованные материалы



[1]  110 священников, 50 диаконов. Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/europe/f...nt=

[2]  Данные официального сайта Церкви, извлеченные 24.II.2008. См. http://www.ort.fi/ru/church_today.php.

[3]  Kirkkoon liittyi enemmän kuin siitä erosi ("К Церкви присоединилось больше, чем вышло"), официальный сайт Финской Православной Церкви:http://www.ort.fi/uutiset/kirkkoon-liittyi-enemmaen-kuin-siitae-erosi

[4]  Данные по ст.: Куркимиес, И. Н., "Православные храмы в Финляндии", Невский архив: Историко-краеведческий сборник, вып. 5, СПб.: Лики России, 2001, 472-507, http://zarubezhje.narod.ru/texts/chss_1179.htm

Редакция текста от: 27.01.2022 19:48:54

"ФИНЛЯНДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google