Амасийская митрополия Константинопольской Православной Церкви
Первым проповедником христианства в Амасии, по преданию, был «апостол Понта» святой Андрей Первозванный. В Похвальном слове святителю Василию Амасийскому говорится, что апостол Петр, «пробыв много дней в Амасии, первым научил и освятил ее»; это отчасти подтверждает и 1-е соборное Послание апостола Петра, направленное «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Таким образом христианская община в Амасии существовала с апостольских времен. Первым епископом Амасийской кафедры предание называет Никития, поставленного апостолом Петром [1]. В источниках упоминания о епископах Амасии встречаются с III века. При Лицинии мученический венец принял епископ этого города священномученик Василий (+ ок. 322).
При императоре Диоклетиане (284-305) Понт был разделен на 3 более мелкие провинции, и Амасия стала митрополией одной из них, Диоспонта, переименованного равноапостольным Константином Великим в честь его матери в Еленопонт. Соответственно и Амасийская кафедра возвысилась в достоинство митрополии. В ряду митрополий Константинопольского Патриархата Амасия занимала высокое 12-е место. В ее подчинении находились 6 епископий: Амис(ос), Синоп(а), Ивора (Пимолисса), Андрапа, Леонтополь (Залихи), Зила. В XV веке Амасийская митрополия переместилась на 13-е, а позже - на 11-е место, причем подчиненные кафедры в этот период в списках кафедр уже не упоминались. В период турецкого господства, когда население Амасии значительно сократилось, резиденция епископа была перенесена в приморский город Амис.
В 1666-1678 годах Кафская епархия в Крыму находилась под временным управлением митрополитов Амасийских.
Архиереи
- Никитий (I в. ?)
- Федим (ок. 240)
- свт. Афинодор, брат свт. Григория Чудотворца (? - ок. 270)
- Мелетий (упом. в 297)
- сщмч. Василий (+ ок. 322)
- Евтихиан (упом. в 325)
- Евлалий (упом. в 343/44)
- свт. Астерий (380...410)
- Палладий (упом. в 431)
- Мелетий
- св. Селевк, преемник Мелетия (упом. в 458)
- Мамант (491...518)
- Стефан (упом. в 553)
- Иоанн (упом. в 680 и 692)
- Даниил (упом. в 787)
- Феофилакт (в 792 перенес в А. мощи св. Исихия)
- Василий II
- Никифор (упом. в 868)
- Малакен (ок. 900)
- свт. Стефан (до 925)
- Лев (упом. в 1166 и 1170)
- Михаил, преемник Льва
- Стефан (упом. в 1197)
- Каллист Лимнийский (с 1315)
- Михаил (упом. в 1370)
- Иосиф Лимнийский (упом. в 1384)
- Иоасаф (упом. в 1439)
- Даниил (ок. 1450)
- Савватий (1546-1547)
- Геннадий (1563)
- Иоасаф (1572-1578)
- Григорий (1617-1623)
- Мелетий (1623-1626, 1633-1635)
- Захария (1626-1633)
- Иезекииль (1635-1641)
- Митрофан (1641-1644)
- Арсений (1644-1652)
- Косма (1652-1656)
- Герасим (1656-1665)
- Косма (1665-1668)
- Герасим (1668-1672)
- Иоасаф, Иоанникий и Дионисий (до 1724)
- Агапит (ок. 1725)
- Каллиник (1732)
- Вениамин (1756)
- Гавриил (до 1766)
- Дионисий (1771-1780)
- Паисий (1780-1809)
- Неофит (1809-1826, ?-1828)
- Дионисий (1826-1827, 1831-1835)
- Мелетий (Панкалос) (1828-1831)
- Каллиник (1835-1847, позже Патриарх К-польский)
- Кирилл (1847-1855)
- Софроний (1855-1863)
- Софроний (1864-1887)
- Анфимий (Алексудис) (1887-1909)
- Герман (Каравангелис) (1909)
- Павел (Меневисоглу) (с 5 мая 2014)
Литература
- Le Quien. OC. T. 1. Col. 520-532.
- Anderson, Cumont F., Grégoire H. Studia Pontica. Brux., 1906. N 2. Р. 146-184; 1910. N 2. Р. 108-148.
- Vailhé S. // DHGE. T. 2. Col. 964-970
- Darrouzès. Notitia. Passim
- Симонян Г. Г. Ушаматеан Понтакан Амасио [Памятная книга Понтийской Амасии]. Венеция, 1966 (на арм. яз.).
- Kappert P. Die osmanischen Prinzen und ihre Residenz Amasya im 15. und 16. Jh. Istanbul, 1976.
- Uluс L. H. Amasya // The Dictionary of Art / Ed. J. Turner. 1996. Vol. 1. P. 756-757.
Использованные материалы
- Статья "Амасия", Православная Энциклопедия:
[1] "Vita sancti Basilei", ActaSS, Apr. T. 3. P. XLVII.