Афанасий V (Маргуний) (+ после 1718), патриарх б. Константинопольский
Родился на острове Крит. Учился в университете г. Галле (Саксония), где получил прекрасное образование, знал латинский, арабский, немецкий языки.
Около 1692 года был митрополитом Тырновским и Адрианопольским.
После низложения и ссылки на Афон патриарха Киприана на Константинопольский престол 27 или 28 мая 1709 года одновременно с Афанасием был избран митр. Кизический Кирилл, но по настоянию великого визиря Али-паши избрание это было признано недействительным.
Во время своего патриаршества Афанасий начал деятельность по исследованию и упорядочению литургико-канонических традиций Константинопольского Патриархата; издал книгу, содержащую церковное чинопоследование на весь год (1709), составил множество канонических постановлений и синодальных актов, занимался решением многих канонических вопросов.
После отставки Али-паши архиереи, поддержанные знатными греками, 4 декабря 1711 года низложили Афанасия и возвели на патриарший престол Кирилла IV. Существует мнение, что Афанасий был низложен за церковные нововведения и прозападный образ мыслей.
После ухода с патриаршей кафедры Афанасий жил в Константинополе, в 1718 году на некоторое время переехал в Яссы, затем вернулся в Константинополь, где и умер.
Труды
Афанасий V проявил себя также как мелург, автор немногих, но значительных музыкальных сочинений. Певческому искусству он учился у Баласиса, иерея и номофилакса, прозванного "лебедем музыки". В рукописях песнопения Афанасия V надписаны следующим образом: "митрополита Тырновского", "Адрианопольского", "патриарха, бывшего [митрополита] Тырновского и Адрианопольского", "Афанасия патриарха, Критского" или "бывшего [патриарха] Константинопольского". Ему принадлежат две херувимские песни, два воскресных причастна (на первый и первый плагальный (пятый) гласы), пять многолетий (архиереям Синая, Никомидии, экзарху Фессалии, правителю Угровлахии), два калофонических ирмоса, изданных протопсалтом Григорием [1], матима на Рождество Христово "Μυστήριον ξένον" (Таинство странное) первого гласа, а также избранные стихи (̓Εκλογαί) первого гласа св. вмц. Екатерине "῾Υπομένων ὑπέμεινα τὸν κύριον. ̓Αλληλούια" (Терпя потерпех Господа. Аллилуия; Пс 39, 2), как уточняется в надписаниях многих рукописей, "отобранные и переложенные (ἐκλεχθέντες καὶ τονισθέντες) господином Афанасием Тырновским через посредство кафигумена господина Никифора" [2]. Особое значение имеет сделанное Афанасием "толкование" (ἐξήγησις; в древнерусском пении аналогичным термином является розвод) погребального Трисвятого на второй плагальный (шестой) глас, ставшее вторым по времени случаем записи "экзегетическим" (или аналитическим) способом, что важно для уточнения границ второго (ок. 1670) и третьего (до 1814) периодов развития византийской нотации.
Литература
- Γεδεών Μ. ῾Ο πατριάρχης ̓Αθανάσιος Ε´ // ̓Επετηρὶς ῾Εταιρείας Κρητικῶν Σπουδῶν. 1940. T. 3. Σ. 193-205;
- ΘΗΕ. T. 1. Σ. 520-521; Μανούσακας Μ. Νέες εἰδήσεις γιά τόν κρητικό οἰκουμενικό πατριάρχη ̓A θανάσιο Ε´ τό Μαργούνιο (1709-1711) // Μνήμη Γεωργίου Ι. Κουρμούλη. ̓Αθῆναι, 1982;
- ῾Οι πατριάρχες τοῦ γένους ἀπὸ τὸν ἅλωση τῆς πόλης ἕως σήμερα. Βόλος, 1995. Σ. 95;
- Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1-3.
Использованные материалы
- Б. А. Нелюбов, Г. Статис. "Афанасий V" // Православная энциклопедия, т. 4, с. 22
[1] Καλοφωνικό Εἱρμολόγιον. Κωνσταντινούπολις, 1835. Σ. 166-169
[2] Iver. gr. 1009. Fol. 213