Арсений Авториан (греч. ̓Αρσένιος Αὐτωρειανός; 1200 - 1273), патриарх Константинопольский (1254 - 1260; 1261 - 1265), святитель
Память 11 октября (Греч. [1]), 28 октября (Греч. [2]) и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.)
В миру Георгий, родился в 1200 году в знатной константинопольской семье Феодора (или Алексея) Агаллиана, судьи дрома, и Ирины Каматиры. Отец в конце жизни принял монашество с именем Арсений. Сын последовал его примеру и постригся с именем Геннадий, а после смерти отца взял его монашеское имя.
Сначала Арсений подвизался в монастыре на горе Оксия в Вифинии, затем переселился в обитель близ Аполлониадского озера. Участвовал в посольстве, которое было отправлено в 1253 году императором Иоанном III Дукой Ватацем в Рим для переговоров по вопросу объединения Церквей.
В ноябре 1254 года по настоянию Никейского императора Феодора II Дуки Ласкаря Арсений был избран патриархом, хотя наиболее вероятным кандидатом считался Никифор Влеммид, славившийся ученостью и непреклонностью перед сильными мира сего.
Первые годы правления были спокойными, но после смерти Феодора II начались смуты, связанные с отстранением от власти его малолетнего сына Иоанна IV Дуки Ласкаря. Патриарх вместе с Георгием Музалоном был назначен опекуном Иоанна IV, но Михаил Палеолог, распоряжавшийся государственным имуществом, присвоил себе полномочия регента, торжественно обещав отказаться от власти по достижении Иоанном совершеннолетия. Однако в январе 1260 года Михаил VIII Палеолог венчался на царство и заключил под стражу законного наследника. Все, чего мог добиться патриарх, было сохранение жизни Иоанну IV. Вскоре Михаил VIII потребовал от Арсения Авториана добровольного отречения от патриаршего престола. Тот отказался и был изгнан (февраль-март 1260), на его место возвели Никифора II, бывш. митр. Эфесского.
Эти события вызвали церковный раскол, однако после смерти Никифора II имп. Михаил VIII примирился с Арсением, который в июне 1261 года был возвращен на патриарший престол. После освобождения Константинополя и восстановления Византийской империи он торжественно венчал Михаила VIII на царство (сентябрь 1261). Но когда на праздник Рождества Христова, 25 декабря 1261 года, по приказанию Михаила VIII был ослеплен 9-летний Иоанн IV, патриарх отлучил императора от Церкви.
После этого император Михаил VIII созвал Собор архиереев для суда над Арсением по надуманным обвинениям (в т. ч. в связях с иконийским султаном Кылыч-Арсланом II). Патриарх был смещен и сослан на остров Проконис (весна-лето 1265), где в 1273 году умер.
На стороне патриарха Арсения выступил ряд иерархов: Алексий Евхаитский, Феодор Ираклийский, Константин Неокесарийский. Неприятие сторонниками Арсения Автриана его изгнания вызвало длительный (до 1310) церковный раскол, получивший название «арсенитского».
Почитание
В 1284 году сын Михаила VIII император Андроник II Палеолог позволил перенести мощи патриарха Арсения из Прокониса в Константинополь, в храм Св. Софии. Почитание Арсения Авториана как святителя началось, видимо, сразу после его смерти, была составлена служба. Гробница Арсения Авториана привлекала особое внимание русских паломников: о нетленных и прославившихся многочисленными исцелениями мощах святителя говорится в Анонимном хождении в Царьград кон. XIII - нач. XIV в., в паломничествах Стефана Новгородца (1348/49), Игнатия Смольнянина (1389-1393), Зосимы, диак. Троице-Сергиева монастыря (1419-1420) [3].
Сочинения
Из произведений, приписываемых Арсению Авториану, ему бесспорно принадлежит только «Завещание», в котором он излагает свою биографию и предает анафеме Михаила VIII и его сторонников [4]. Стихи на Светлое Христово Воскресение [5] и канон на елеосвящение, надписанные именем Арсения, скорее всего являются творениями свт. Арсения, архиеп. Керкирского.
Литература
- Акрополит. Летопись. 53, 76-77, 84, 88;
- Пахимер. История. Passim; Григора. История. III 1, 3; IV 1, 4;
- Νικολόπουλος Π. Γ. ̓Ακολουθία ἀνέκδοτος εἰς ̓Αρσένιον Αὐτωρειανόν, πατριάρχην Κωνσταντινουπόλεως // ΕΕΒΣ. 1977/78. T. 43. Σ. 365-383;
- idem. ̓Ανέκδοτος λόγος εἰς ̓Αρσένιον Αὐτωρειανὸν // Ibid. 1981/82. T. 45. Σ. 406-461.
- Троицкий И. Е. Арсений, патриарх Никейский и К-польский. CПб., 1873;
- Успенский. История. Т. 3. С. 485, 510-513; Gardner A. The Lascarids of Nicaea. L., 1912. P. 175;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ̓Αρσένιος Αὐτωρειανός // Hellenika. 1928. T. 1. Σ. 78-94;
- Γεννάδιος, μητρ. ῾Ηλιουπόλεως. ῾Ιστορία τοῦ οἰκουμενικοῦ πατριαρχείου. ̓Αθῆναι. 1953. Σ. 305;
- Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 521;
- Geanakoplos D. Emperor Michael and the West. Camb., 1959. P. 52;
- Darrouzès J. Documents inédits d'ecclésiologie Byzantine. P., 1966. P. 65-77;
- Angold M. Byzantine Government in Exile: Government and Society under the Laskarids of Nicaea (1204-1261). Oxf., 1975. P. 82-93;
- PLP. T. 1, N 1694;
- Macrides R. Saint and Sainthood in the Early Palaiologan Period // The Byzantine Saint / Ed. S. L. Hackel. L., 1981;
- Мейендорф И. Византия и Московская Русь. П., 1990. С. 140;
- Talbot A. M. Arsenios Autoreianos // ODB. Vol. 1. P. 187;
- Κοντογιανοπούλου Α. Το σχίσμα των Αρσενιτών (1265-1310) // Βυζαντιακά. 1998. Τ. 18. Σ. 177-235.
Использованные материалы
- Н. Д. Барабанов "Арсений Авториан" // Православная энциклопедия, т. 3, с. 424-425
[1] "Αρσακίου, Αρσενίου, Αττικού, Νεκταρίου, Σισινίου και Φιλοθέου του θεολόγου, πατριαρχών Κπόλεως", - Месяцеслов на официальном сайте Элладской Православной Церкви, http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=10&id=41.
[2] "Άγιος Αρσένιος ο Αυτωρειανός Πατριάρχης Κωνσταντινούπολης", частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов): - https://www.saint.gr/5351/saint.aspx
[3] Книга хожений: Записки рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 82, 93, 101, 121
[4] PG. 140. Col. 947-958
[5] Ibid. Col. 937-940