Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН КАЛЕКА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн XIV Калека (греч. ᾿Ιωάννης ὁ Καλέκας; 1283 - 1347), патриарх б. Константинопольский (1334 - 1347), византийский ученый, юрист, ритор и писатель

Родился в 1283 году в городе Апрос во Фракии, в незнатной провинциальной семье; по месту рождения известно его прозвище Иоанн Апрен (᾿Απρηνός). Классического образования не получил, коснувшись "эллинской мудрости", по словам историка Никифора Григоры, лишь "кончиком пальца". Как пишет Григора, Иоанн Калека был человеком небольшого роста, с приятным лицом и живой речью. Обладал прекрасной памятью: через 2-3 часа мог повторить наизусть то, что прочел. Произнося проповеди, рассуждал так, как будто читал по книге; никогда не запинался из-за забывчивости. Таланты Иоанна Калеки были достаточно поздно замечены вел. домеcтиком Иоанном Кантакузином. Иоанн Калека некоторое время был его духовником; до февраля 1334 года был священником дворцового клира. Иоанн Калека был женат, имел сына и дочь, которая после возвышения отца вышла замуж за вел. стратопедарха Иоанна Ватаца, потомка никейских императоров. Ввиду предстоящей церковной карьеры Иоанн Калека развелся с женой.

В 1334 году кандидатура Иоанна Калеки была предложена на патриарший престол Иоанном Кантакузином с одобрения имп. Андроника III Палеолога. Свящ. Синод Константинопольской Церкви сначала воспротивился избранию, но 10 дней спустя, в феврале 1334 года, Иоанн Калека был возведен в сан митрополита Фессалоники, что давало ему возможность быть избранным патриархом. Вскоре он был поставлен патриархом Константинопольским.

В качестве мотива избрания Иоанна Калеки историк Церкви протопр. Иоанн Мейендорф предполагает желание имп. Андроника и его окружения ослабить возросшее за годы междоусобной войны императоров Андроника II и Андроника III (1320-1328) влияние Церкви на государственные дела и в особенности избавиться от влияния монашества на патриаршее ведомство. В 1329 году с целью ослабления авторитета синодального суда был создан институт "вселенских судей ромеев". В контексте этой судебной реформы понятна потребность императора в патриархе-юристе, тем более что в марте 1334 года компетенция "вселенских судей ромеев" была значительно расширена. Вероятно, в связи с этими событиями в течение более трех лет канцелярия патриаршего ведомства Великой церкви после восшествия Иоанна Калеки на престол не издала ни одного документа. Первый акт за подписью Иоанна Калеки появился лишь в июле 1337 года. Молчание Патриархии исследователь О. Крестен объясняет нежеланием "создавать конкуренцию" деятельности "вселенских судей ромеев", хотя логичнее было бы предположить отсутствие строгого разграничения юрисдикции вселенских судей и Свящ. Синода. В патриаршество Иоанна Калеки его канцелярия отказалась от подробной формы синодального акта (с перечислением всех присутствовавших на заседании Свящ. Синода), которая использовалась при патриархе Исаие, и вернулась к сокращенной форме, характерной для времени патриаршества Иоанна XIII Глики.

Зимой 1334/35 года в Константинополь прибыла папская делегация в составе доминиканцев Рикардо Англико и Франческо ди Камерино, назначенных курией епископами в Крым. Велись переговоры о возобновлении унии Церквей. Иоанн Калека поручил составить ответную речь придворному философу и историку Никифору Григоре, хотя зачитал ее папским посланцам сам, как видно из письма Григоры. Еще зимой 1331/32 года Григора одержал убедительную победу в публичном диспуте с Варлаамом Калабрийским, и обращение к нему Иоанна Калеки для помощи в ведении дискуссии с легатами было вполне оправданным решением. Речь, написанная Григорой, состоит из цитат его же диалога "Флорентий, или О мудрости" (написан зимой 1332/33), осуждающего силлогизмы и латинскую образованность. В речи, в частности, рассматривается возможность создания церковного третейского суда, который мог бы решать догматические споры Церквей без созыва Вселенского Собора. Без сомнения, это предложение было внесено Иоанном Калекой, т. к. Григора не знал юриспруденции. Эта идея позднее подробно рассматривалась в трактатах Варлаама Калабрийского.

Разносторонняя судебная практика Иоанна Калеки в период его патриаршества отражена в сохранившихся актах Константинопольского Патриархата. Значительная часть документов относится к рутинной деятельности патриаршего суда (рассмотрение споров о церковном имуществе, возвращение митрополитов, бежавших в Константинополь со своих кафедр). Несомненно участие Иоанна Калеки в осуждении "вселенских судей ромеев", обвиненных в коррупции в 1337 году. По мнению Крестена, документы об этом процессе были намеренно изъяты (похищены) из актов Патриархии. Вероятно, Иоанн Калека был информатором Никифора Григоры и единственным из визант. историков, кто сообщает о ходе судебного разбирательства. Взвешенная и продуманная позиция Иоанна Калеки по отношению к судейской коррупции обнаруживается в решении по делу Михаила Кавасилы в 1342 году.

Большую опасность Иоанн Калека видел в распространении моды на магию в Константинополе. Против мага Георгия Церенца направлены два решения синодального суда в ноябре 1338 года. Иоанн Калека был вынужден призывать как население, так и клир не только воздерживаться от волхвования, но и дистанцироваться от разного рода магов, требовал от судебных властей столицы поддержки в преследовании тех, кто занимались магией.

В связи с быстрым распространением ислама в ходе тюркских завоеваний в регионах с традиционно греческим православным населением и захватом османами Никеи (1331) был поднят вопрос об отношении Церкви к христианам, вынужденно перешедшим в ислам, и к тем, кто сохраняют православную веру на территории мусульманских государств. В 1338-1339 годах Священный Синод обещал жителям Никеи, перешедшим в ислам, спасение души в случае их возвращения в православие.

В 1337/38 году митрополит г. Филиппы был осужден за развратное поведение и государственную измену. В 1339 году ему были возвращены все доходы, но в сане он не был восстановлен. Тогда же различные церковные штрафы были наложены на жителей Янины за нарушение клятв верности императору. В мае 1340 года Иоанн Калека потребовал от митрополита Трапезунда положить конец скандалу, вызванному конкубинатом Трапезундского имп. Василия Великого Комнина. В этих случаях имп. Андроник III, очевидно, использовал патриарший суд в собственных политических целях.

Сложными были взаимоотношения Константинопольской Церкви с Русской митрополией; иногда в этих связях Иоанн Калека становился объектом манипуляции со стороны различных сил. Так, в июле 1339 году митрополит Киевский Феогност обратился в Священный Синод с запросом о процедуре канонизации своего предшественника митр. Петра. Взойдя на престол, Иоанн Калека дал краткий ответ о действующих на этот счет церковных правилах, ибо канонизация местных святых не входила в компетенцию Константинопольского Патриархата. Но Феогност использовал ответ Иоанна Калеки как подтверждение канонизации митр. св. Петра Константинопольской Церковью. Вероятно, подобного рода недоразумение было и в случае возведения в сан митрополита еп. Феодора Галицкого, рукоположенного митр. Феогностом. Иоанн Калека преобразовал Галицкую епархию в митрополию после 1341 или в начале 1347 года. Однако в 1347 году правительство победившего Иоанна Кантакузина ликвидировало Галицкую митрополию, причем в ее создании обвинили опального Иоанна Калеку. Хрисовулы об упразднении были отправлены вел. кн. Симеону Гордому, митр. Феогносту и литов. кн. Любарту. Личное вмешательство императора в церковные дела заставляет думать, что ликвидация митрополии была связана с деньгами Московского вел. кн. Симеона Гордого, которые Кантакузин вместо восстановления купола собора Св. Софии отдал турецким наемникам, приведшим его к власти.

Оценки поведения Иоанна Калеки в династической гражданской войне в Византии (1341-1347) между Палеологами и Кантакузинами противоречивы. 10 июня 1341 года Константинопольский Собор в присутствии Иоанна Калеки и имп. Андроника III должен был рассмотреть обвинения Варлаама Калабрийского против монахов-исихастов и свт. Григория Паламы. Политическая ситуация осложнялась тем, что и Варлаам, и Иоанн Калека, и лидер исихастов Григорий Акиндин фактически входили в одну "партию" сторонников Иоанна Кантакузина. Все участники Собора согласились решить спор на основе принципа "ойкономии" - погасить остроту конфликта частичными уступками с обеих сторон и любой ценой предотвратить его дальнейшее развитие. Варлааму запретили выдвигать обвинения против Паламы, а также обязали стороны отказаться в будущем от обсуждения догматических вопросов. Варлааму не грозила анафема, но предлагалось полное прощение при условии отказа от своих обвинений. Два спорных вопроса: о божественности Фаворского света и об Иисусовой молитве - разрешались в пользу монахов. Г. Вайс замечает, что изданный Собором томос не утверждал характерных паламитских идей вроде разделения божественной сущности и энергии, хотя подборка цитат из творений св. отцов Церкви тенденциозна в пользу Паламы. Церковно-правовая аргументация томоса, несомненно, составлена Иоанном Калекой, а богословская скорее всего принадлежит Григорию Акиндину, который в этот момент становится наиболее авторитетным богословом Византии вместо Никифора Григоры, уклонившегося от участия в Соборе.

После внезапной кончины имп. Андроника III (15.06.1341) по причине малолетства его наследника Иоанна V Палеолога политическая обстановка обострилась. Патриарх собрал верных членов Свящ. Синода и синклитиков и перенес резиденцию в имп. дворец Влахерны, став опекуном Иоанна V и имп. Анны Савойской. Византийские историки оценивали этот поступок Иоанна Калеки по-разному: Кантакузин в своей "Истории" обвинил Иоанна Калеку в подготовке гос. переворота (с ним согласен Мейендорф); Никифор Григора считал, что силы, поддерживавшие Иоанна Калеку, были весьма незначительны и патриарх стал "игрушкой" борющихся политиков (того же мнения придерживается Вайс).

В июле (авг. считается спорной датой) 1341 года без согласия Иоанна Калеки (хотя патриарх и участвовал в заседаниях) Иоанн Кантакузин созвал новый Собор, на котором председательствовал как император. На Соборе паламитам не удалось ни осудить Акиндина, ни ввести специфические паламитские идеи в томос. Иоанн Калека подписал соборный томос, в котором по-прежнему не было каких-либо окончательных решений и анафем. Позиция Иоанна Калеки видна из его распоряжения Феодору Дексию прочесть отрывок из сочинения свт. Василия о невозможности познать Бога, что Григорий Акиндин истолковал в свою пользу [1]. Патриарху же принадлежит присоединенный к томосу запрет продолжать дискуссию.

До сентября 1341 года ситуация оставалась неопределенной. Осенью в политическую борьбу вступают братья Асаны и Иоанн Апокавк. Последний обещает Иоаннк Калеке поддержку, но отношения между ними остаются напряженными, т. к. Апокавк не перестает интриговать против Иоанна Калеки. В это время Кантакузин собирался поддержать Григория Паламу. До Иоанна Калеки доходит слух, пущенный, вероятно, Апокавком, что Палама должен стать патриархом вместо него. 26 октября 1341 года Кантакузин в Дидимотихе был провозглашен императором. 19 ноября 1341 года Иоанн Калека в Константинополе короновал Иоанна V, тем самым окончательно разорвав отношения с партией Кантакузина.

Летом 1342 года к сторонникам патриарха присоединяются и влиятельные "архонты", в основном родственники Ирины-Евлогии Хумнены Палеологины, покровительницы Григория Акиндина. Ирина настроила против Паламы женщин из влиятельных семей. Осенью 1342 года Иоанн Калека позволил Акиндину устно полемизировать с Паламой, т. к. последний уже начал полемику, нарушив запрет. Весной 1343 года Палама и шесть его учеников были схвачены в храме Св. Софии. Палама отправлен в дворцовую тюрьму. Авторитет Иоанна Калеки пострадал из-за вопиющего нарушения права убежища в храме. В марте 1343 года появилось распоряжение Иоанна V, которое подтверждало право убежища в храме, но только для тех, кто ищут его в специально отведенных для этого местах. Участие Иоанна Калеки в составлении этого документа несомненно.

4 ноября 1344 года Григорий Палама был отлучен от Церкви вместе с будущим патриархом Исидором. В это же время Иоанн Калека сообщил монахам о содержании томоса 1341 года, запрещавшего дискуссии по богословским вопросам. В 1344-1345 годах начались преследования богомилов, укрывавшихся на Афоне, которые использовали полемику с Паламой для пропаганды своего учения. На Соборе в Карее (Афон) в 1344 году осуждены на изгнание монахи Великой Лавры Иосиф Критский (богомил, ересиарх, отрицавший рождение Христа), его ученик Георгий из Лариссы и еще четыре монаха.

В ноябре-декабре 1344 года Григорий Акиндин был рукоположен Иоанном Калекой во иерея. Это решение объяснимо в церковно-правовом контексте, т. к., согласно канонам, цитированным в томосе 1341 года, светский богослов не имел авторитета в Церкви. Вряд ли можно считать достоверным утверждение Паламы о том, что рукоположение Акиндина произошло против воли императрицы и Апокавка и вызвало протест синклитиков, обратившихся к Иоанну Калеке с письмом.

Тезис о смещении Иоанна Калеки в 1344-1346 годах епископов, поддерживавших Паламу, опровергается Вайсом, т. к. в это время лишились кафедр также некоторые противники Паламы.

11 июля 1345 года в Константинополе был убит великий дука Иоанн Апокавк, что вызвало волнения, продолжавшиеся месяц. Верховная власть в столице была передана паниперсевасту Исааку Ангелу и мистику Киннаму. Исследователи расходятся во мнениях об участии Иоанна Калеки в деятельности нового правительства и о его положении в политической борьбе в это время. 21 мая 1346 года Иоанн Кантакузин с супругой был коронован в Адрианополе титулярным Иерусалимским патриархом Лазарем (противником Иоанна Калеки). Там же Собор оппозиционных Иоанну Калеке епископов принял решение о низложении патриарха Константинополя (Мейендорф). Летом 1346 года Иоанн Калека советовал имп. Анне Савойской искать примирения с Кантакузином, но его мнение было отвергнуто, т. к. до осени Анна надеялась на западную военную помощь против узурпатора. Этот совет Иоанна Калеки привел к потере доверия к нему императрицы. В сентябре 1346 года Анна приняла жалобу на Иоанна Калеку, подписанную многими низложенными им митрополитами и епископами, которые обвиняли патриарха в симонии, непотизме и недостойном сана вмешательстве в политику.

2 февраля 1347 года на заседании Священного Синода под председательством Иоанна V, созванном имп. Анной Савойской, Иоанн Калека был низложен. Там же был подтвержден соборный томос 1341 года и были отлучены от Церкви Григорий Акиндин и его сторонники. 8 февраля паламиты открыли ворота Константинополя Кантакузину, новый Собор подтвердил низложение Иоанна Калеки. Он был заключен в монастырь св. Василия в Константинополе, затем переведен в Дидимотих и уже больным и морально сломленным возвращен в Константинополь, где 29 декабря 1347 года скончался «в железах».

Сочинения

Перу Иоанна Калеки принадлежат неизданные полемические сочинения против паламитов и "Апология". Опубликованы его "Объяснение томоса 1341 г." [2], акты, издававшиеся Константинопольским Священным Синодом в период его патриаршества [3]. Его "Речь на коронацию Иоанна V Палеолога" - образец стиля подобных произведений в XIV веке [4].

Литература

  • Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 496; Vol. 2. P. 579, 780, 784, 813, 830, 926, 928, 1052; Vol. 3. P. 24, 541;
  • idem. Antirrh. S. 58 f., 100-111;
  • Cantacus. Hist.;
  • idem. Rescriptum confirmans synodalem sententiam contra Ioannem Calecam // Ibid. Col. 769-774;
  • idem. Tomus factus a patriarcha Ioanne et synodo contra falsam opinionem Barlaam // PG. 154. Col. 690-700;
  • Philotheus. Encomium Gregorii Palamae // PG. 151. Col. 611-612;
  • Tomus Synodicus I // PG. 151. Сol. 692;
  • Tomus Synodicus II // Ibid. Col. 719;
  • Miklosich, Müller. Vol. 2. P. 168-243;
  • Darrouzès J. Lettre inédite de Jean Cantacuzène // REB. 1959. T. 17. P. 15-17;
  • Κουρούσες Σ. Ι. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ τέσσαρες ἀνέκδοται ἐπιστολα πρὸς ῞Αγιον ῎Ορος // ΕΕΒΣ. 1963. Τ. 32. Σ. 334-340;
  • Meyendorff J. Le Tome synodal de 1347 // ЗРВИ. К. 1963. Кн. 8/1. С. 209, 215-218, 225-227;
  • Τσάμης Δ. Γ. ῾Ο Λόγος τοῦ ᾿Ιωσὴφ Καλοθέτου κατὰ τοῦ Νικηφόρου Γρηγορᾶ // ᾿Επιστημονική ᾿Επετηρίδα Θεολογικῆς Σχολῆς. Τμήμα Θεολογίας. Θεσσαλονίκη, 1973. Τ. 18. Σ. 219-252;
  • Schreiner P. Die Byzantinischen Kleinchroniken. W., 1977. Bd. 2. S. 244, 258-259, 268, 273;
  • Gregory Akindynos. Letters / Ed. A. Constantinides-Hero. Wash., 1983. N 109.
  • Успенский Ф. И. Синодик в Неделю православия. Од., 1893. C. 85;
  • Тихомиров Н. Д. Галицкая митрополия: Церк.-ист. исслед. СПб., 1896. С. 77-79, 86, 88;
  • Jugie M. La controverse Palamite (1341-1368) // EO. 1931. Vol. 30. P. 397-421;
  • Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti. Vat., 1931. P. 202, 537-538;
  • Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 728-729;
  • Meyendorff J. Les débuts de la controverse hésychaste // Byz. 1953. Vol. 23. P. 112, 117;
  • idem. Society and Culture in the XIVth Cent.: Religious Problems // Actes du XIV Congrès International des Études byzantines. Bucur., 1974. P. 52-53, 63;
  • idem. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relation in the XIVth Cent. Camb., 1981;
  • Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введ. в изучение / Пер.: Г. Н. Начинкин; Ред.: И. П. Медведев, В. М. Лурье. СПб., 1997;
  • Wirth P. Nichtentzifferte Rasuren und Tilgungen des Wiener Patriarchatsregisters // BZ. 1963. Bd. 56. S. 19;
  • Raybaud L.-P. Le gouvernement et l'administration centrale de l'empire Byzantin sous les premiers Paléologues (1258-1354). P., 1968. P. 67-69;
  • Weiss G. Joannes Kantakuzenos: Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jh. Wiesbaden, 1969. S. 31-32, 107-112, 118-123, 168; PLP, N 10288;
  • Kresten O. Der sogenannten «Absetzungsvermerk» des Patriarchen Ioannes XIV. Kalekas im Patriarchatsregister von Konstantinopel (Cod. Vind. Hist. gr. 47, f. 116 v.) // Βυζάντιος: FS für H. Hunger zum 70. Geburtstag. W., 1984. S. 214-216;
  • Киприан (Керн), архим. Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996. С. 29-55, 63-66, 300, 314;
  • Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 205-208;
  • Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Вост. Европе в XIV в. // Он же. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: Статьи. СПб., 20002. C. 44-95;
  • Красиков С. В. Политический фон папской миссии 1334/1335 г. в Константинополь // АДСВ. 2003. Т. 34. С. 380-391;
  • он же (имя изм.: Гаген С. Я.). Русские пожертвования на восстановление Св. Софии (1347) в религиозно-политическом контексте // Sacrum et Profanum. Севастополь, 2005. Вып. 1. С. 33-40;
  • он же. Эпизод в отношениях между Русью и Византией во время гражданской войны (1341-1354) // Проблемы истории России. Екатеринбург, 2005. Вып. 6. С. 9-26.

Использованные материалы



[1]  Успенский. 1893

[2]  PG. 150. Col. 864-872

[3]  Ioannes XIV. Kalekas und die Synode Juli 1341 // Hunger. Register. Bd. 2. S. 206-256; PG. 152. Col. 1215-1284

[4]  Joannou P. Joannes XIV. Kalekas Patriarch von Konstantinopel, unedierte Rede zur Krönung Joannes V. // OCP. 1961. T. 27. P. 38-45

Редакция текста от: 23.02.2020 21:50:24

"ИОАНН КАЛЕКА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google