Евдоксий Антиохийский (греч. Εὐδόξιος; + 370), епископ Константинопольский (с 360), один из ересиархов арианства
По утверждению Филосторгия, Евдоксий происходил из г. Арабис в Малой Армении [1]. По-видимому, его можно отождествить с Евдоксием, которого тот же историк причисляет к ученикам сщмч. Лукиана, пресв. Антиохийского. Свт. Афанасий Великий упоминает Евдоксия среди антиохийских клириков, лишенных сана за сочувствие арианству свт. Евстафием Антиохийским [2].
Епископ Германикийский
Благодаря влиянию друзей (Евсевия, еп. Никомидийского, Павлина, еп. Тирского, и др.) Евдоксий после низложения и изгнания свт. Евстафия (327) получил епископскую кафедру в г. Германикия (Киликия).
Участвовал в Соборах в Антиохии (341), в Сардике (343) и отделившемся от него Соборе вост. епископов в Филиппополе (343), подписал окружное послание Филиппопольского Собора [3]. На Антиохийском Соборе 344 года был избран одним из делегатов, которые должны были доставить выработанное Собором исповедание («многострочное изложение», ἔκθεσις μακρόστιχος) имп. Константу I и зап. епископам [4]. В 351 году участвовал в I Сирмийском Соборе, осудившем еп. Фотина, ученика еп. Маркелла Анкирского [5], и в 355 году в Соборе в Медиолане, осудившем свт. Афанасия Великого [6].
В 357 году в ставке имп. Констанция II в Сирмии Евдоксий вместе с еп. Урсакием Сингидунским, еп. Валентом Мурсийским и др. епископами составил арианскую формулу веры (вторая сирмийская формула). В это время пришло известие о смерти еп. Леонтия Антиохийского, который был умеренным арианином и сумел объединить вокруг себя большинство богословских партий Востока, кроме ревностных никейцев - евстафиан, не признававших ни одного антиохийского епископа после изгнания свт. Евстафия. Под предлогом того, что дела паствы требуют его присутствия, Евдоксий покинул Сирмий, однако направился не в Германикию, а в Антиохию, где был избран епископом. Имп. Констанций утвердил переход Евдоксия с Германикийской на Антиохийскую кафедру.
Епископ Антиохийский
В Антиохии Евдоксий открыто поддерживал крайних ариан - аномеев во главе с Аетием [7]; в 358 году созвал Собор, утвердивший учение крайних ариан. Вторая сирмийская формула и усиление крайнего арианства вызвали беспокойство на Востоке со стороны умеренных противников Никейского Символа веры, из которых вскоре образовалась партия омиусиан. Первым выступил против аномеев Георгий, еп. Лаодикии Сирийской [8], вскоре на его призыв откликнулся Василий, еп. Анкирский [9]. В конце 358 года в Сирмий к имп. Констанцию прибыла делегация омиусиан во главе с еп. Василием Анкирским, который подал императору жалобу на Евдоксия и предложил исповедание, выработанное на Анкирском Соборе (Пасха 358). Ему удалось привлечь императора на свою сторону. На III Сирмийском Соборе (лето 358) было выработано новое исповедание, по сути повторявшее вторую формулу Антиохийского Собора 341 года с добавлением учения о том, что Сын подобен Отцу по сущности [10]. Евдоксий вместе с др. аномеями попал в опалу и был отправлен в изгнание в Малую Армению [9].
Однако успех партии еп. Василия Анкирского был недолгим. Имп. Констанций вскоре понял, что василиане составляют хотя и большую, но далеко не единственную богословскую партию на Востоке, к нему стали поступать жалобы от восточных епископов на тиранию василиан. Констанций решил созвать новый Вселенский Собор, который прекратил бы богословские споры в Церкви. Однако впоследствии под влиянием придворных церковных деятелей, в первую очередь арианских епископов Валента и Урсакия, планы императора изменились. Было решено созвать два Собора: зап. епископы должны были собраться в Аримине, восточные - в Селевкии Исаврийской (см. Аримино-Селевкийский Собор). При этом имп. постановлением предписывалось явиться на Соборы всем епископам. На местах это было истолковано так, что под «всеми» имеются в виду не только действующие, но и «опальные» епископы, и это дало возможность Евдоксию прибыть на Собор в Селевкии [11]. Поначалу Евдоксий примкнул к партии крайних ариан во главе с еп. Акакием Кесарийским [12]. На заключительном заседании Собора 30 сентября 359 года омиусианским большинством Евдоксий был низложен с Антиохийской кафедры, и на его место тут же был поставлен некий Анниан [13].
Евдоксий вместе с Акакием Кесарийским направился в Константинополь к находившемуся там имп. Констанцию с жалобой на действия Селевкийского Собора. Здесь он встретился с посольством Ариминского Собора во главе с епископами Валентом Мурсийским и Урсакием Сингидунским, предоставившими императору омийскую исповедальную формулу, и примкнул к ним. Вскоре сюда же прибыло и официальное посольство Селевкийского Собора во главе с епископами Василием Анкирским, Евстафием Севастийским и Сильваном Тарсийским. На состоявшемся в присутствии императора диспуте победу одержали омии во главе с Урсакием и Валентом. Омиусиане вынуждены были отступить, и в ночь на 1 января 361 г. все присутствовавшие епископы подписали ариминскую формулу. Когда был зачитан отрывок одного из приписываемых Евдоксию сочинений, где выражается идея о неподобии Сына Отцу, Едоксий поспешил отречься от этих слов, заявив, что эти слова принадлежат Аетию, что и было подтверждено последним [14]. Таким образом, Евдоксию удалось вернуть расположение императора.
Епископ Константинопольский
Состоявшийся в конце января - начале февраля 360 года Собор в Константинополе для утверждения ариминской формулы низложил Константинопольского епископа омиусианина Македония I; по инициативе императора на его место был избран Евдоксий [15]. Он согласился с принятым Константинопольским Собором осуждением последнего, но продолжал поддерживать сторонников и учеников Аетия, в т. ч. Евномия, которого Евдоксий возвел на кафедру г. Кизик. Однако Евномий, недовольный тем, что Евдоксий склонял его подписать ариминскую формулу и осудить Аетия, предпочел удалиться на родину в Каппадокию [16]. Тесные связи Евдокия со сторонниками Аетия не нравились Акакию Кесарийскому, который выдвинул перед имп. Констанцием обвинения как против Евномия, так и против Евдоксия. Но вскоре Акакий изменил свою позицию, т. к. на Соборе в Антиохии (361) против Евномия не было выдвинуто серьезных обвинений. Т. о., неудача Акакия лишь усилила позиции Евдоксия.
С приходом к власти имп. Юлиана Отступника (ноябрь 361) политика Евдоксия в отношении аномеев изменилась. Имп. Юлиан, памятуя о дружбе своего покойного брата цезаря Галла с Аетием, вернул последнего из ссылки. Евдоксий пригласил Аетия в Константинополь и одобрил рукоположение его во епископа, в котором сам участия не принимал [17]. Евдоксий также написал арианскому Антиохийскому еп. Евзоию, чтобы тот отменил все постановления, связанные с осуждением Аетия. Хотя Евзоий и выразил недовольство по этому поводу, считая, что оправдать Аетия должен тот, кто его осудил, т. е. сам Евдоксий, однако созвал Собор (ок. 362) из девяти епископов и восстановил Аетия в церковном общении [18]. Но дальнейшие события, в т. ч. усиление нетерпимости к христианам со стороны имп. Юлиана Отступника, помешали Евдоксию завершить объединение омиев и аномеев. Позже Евдоксий окончательно разошелся с Евномием и Аетием.
О деятельности Евдоксия при имп. Иовиане (363-364) подробностей не известно, в этот период он продолжал управлять арианствующей паствой в Константинополе, не вмешиваясь в церковно-политические споры. Положение изменилось с приходом к власти имп. Валента (364). Хотя религиозная политика последнего в пользу омиев определилась лишь в 365 г., тем не менее с самого начала он поддерживал Евдоксия. Император испытывал уважение к Константинопольскому епископу, и накануне похода против готов в 367 г. Евдоксий крестил Валента [19]. Император считал, что, приняв компромиссную ариминскую формулу, можно установить мир в Церкви, и в этом вопросе Евдоксий активно его поддерживал. По словам Филосторгия, Евдоксий не жалел сил для обличения своих бывших соратников Евномия и Аетия [20]. Поведение последних раздражало Евдоксия, т. к. аномеи начали устанавливать параллельную иерархию. Дело дошло до того, что Аетий и Евномий обосновались в Константинополе, смущали проповедями народ и, наконец, рукоположили еп. Пимения вместо Евдоксия.
Несмотря на действия аномеев и сопротивление небольшой православной общины, руководимой тайно проживающим в столице Антиохийским еп. Евстафием, положение Евдоксия в Константинополе при имп. Валенте оставалось прочным. Правление Евдоксием Константинопольской Церковью длилось 11 лет [21].
Скончался Евдоксий в 370 году в Никее.
Приверженцев и последователей Евдоксия именовали евдоксианами (см.).
Богословские воззрения
Созомен [22] причисляет Евдоксия к наиболее значительным богословам и писателям середины IV века, однако до настоящего времени не сохранилось ни одного сочинения Евдоксия, вследствие чего его догматические взгляды с трудом поддаются реконструкции. Представление о них можно составить лишь на основании единственного сохранившегося фрагмента из слова «О воплощении» [23], являющегося кратким исповеданием веры в составе сб. «Doctrina patrum». Принадлежность Евдоксия в дошедших катенах фрагментов толкования на Книгу пророка Даниила (CPG, 3410) исследователи подвергают сомнению.
По свидетельству церковных историков, в своих богословских предпосылках Евдоксий всегда был строгим арианином. Несмотря на внешний отказ от воззрений Аетия, Евдоксий «не отвергал учения Аетия, поскольку оно было и его собственное» [24]. Он лишь в личных интересах принял формулу омиев, так что его размежевание с Аетием и Евномием было чисто внешним. По утверждению Феодорита Киррского, Евдоксий говорил Евномию: "Придет время… и мы будем проповедовать во всеуслышание то, что теперь скрываем, научим невежд, а кто станет спорить, того либо убедим, либо принудим, либо накажем" [25].
Согласно отрывку из «Doctrina patrum...», Бог, именуемый также Отцом, является единственным нерожденным и «безотчим» (ἀπάτορα) началом. Он никого не чтит (ἀσεβῆ), поскольку никого нет выше Его. Сын, Он же Господь Иисус Христос, по существу меньше Отца. Он «правильно» (ὀρθῶς) чтит Отца, поэтому оказывается «благочестивым» (εὐσεβής). Он называется «единородным», поскольку превосходит все творение, будучи «наилучшим из всего творения» (κρείττων), которое получило бытие лишь «после Него». Он называется также «первородным», т. к. отличается от творений и является первым из них (ἐξαίρετον κα πρώτιστόν ἐστι τῶν κτισμάτων). Из этого, по воззрениям Евдоксия, следует, что Сын имеет тварную природу. Хотя значимость Сына в создании и спасении мира чрезвычайно велика, бытие Сына в арианском богословии Евдоксия связывается в первую очередь не с учением о Св. Троице, а с домостроительством.
Евдоксий писал именно о воплощении Сына (σαρκωθέντα), а не о Его вочеловечении (οὐκ ἐνανθρωπήσαντα), потому что считал, что Сын не воспринял человеческую душу. По мнению Евдоксия, какую роль в человеке выполняет душа, ту же роль во Христе выполняет Сын, при этом восприятие плоти было необходимо для Его видимого явления и сообщения с людьми. Евдоксий отказывался признавать две природы во Христе, считая, что совершенной человеческой природы в Нем не было: вместо души во плоти был Бог. Это означает, что говорить можно только о единой природе как о результате восприятия плоти (μία τὸ ὅλον κατὰ σύνθεσιν φύσις). Такой подход близок к еретическому учению Аполлинария, еп. Лаодикийского, с тем принципиальным отличием, что Аполлинарий признавал Сына совершенным Богом. Православное учение о единосущии Отца и Сына Евдоксий отвергал на том основании, что вследствие реальности страданий и смерти Христа Он не может быть единосущным непричастному страданию и смерти Отцу. Из такого хода рассуждения очевидно, что именно Сын является единым субъектом всех действий Христа. Отнесение каких-либо действий или состояний отдельно к телу или отдельно к Божеству во Христе для Евдоксия неприемлемо. Т. о., действие в понимании Евдоксий относится к лицу, а не к природе, как было установлено в позднейшем правосл. богословии. Евдоксий на основании утверждения, что страдания одного лишь тела или души Иисуса Христа были бы бесполезны для спасения мира, учил о реальности и спасительности страданий Самого Сына. Страдание Христос претерпел по домостроительству, но в чем именно оно состоит, Евдоксий не уточнял. Поскольку плоть понимается им прежде всего как завеса, посредством которой люди воспринимают явленное во Христе Божество, то само искупление имеет, по-видимому, либо дидактический характер, либо характер заместительной жертвы, причем последнее подтверждается тем, что Евдоксий делает особый акцент на спасительности Христовых страданий для мира.
Сочинения
Fragmenta in Danielem // Scriptorum veterum nova collectio / Ed. A. Mai. R., 1825. Vol. 1(2). P. 161-222; Εὐδοξίου Κωνσταντινουπόλεως ᾿Αρειανοῦ ἐκ τοῦ περ σαρκώσεως λόϒου // Doctrina patrum de incarnatione verbi / Ed. F. Diekamp. Münster, 1907, 1981r. P. 64-65.
Литература
- Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Серг. П., 19142;
- Jugie M. Eudoxe // DTC. T. 5. Col. 1484-1487;
- Tetz M. Eudoxius-Fragmente? // StPatr. 1961. Vol. 3. P. 314-324;
- Spanneut M. Eudoxe // DHGE. 1963. T. 15. Col. 1337-1340;
- Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. L., 19752. Vol. 1. P. 244-245;
- Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975;
- Brennecke H. C. Studien zur Geschichte der Homöer: Der Osten bis zum Ende der homoöischen Reichskirche. Tüb., 1988;
- Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy 318-381. Edinb., 1988. P. 583-588;
- Metzler K. Eudoxius von Konstantinopel // LACL. 1998. S. 206.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев, Д. С. Румянцев. Евдоксий // Православная энциклопедия, т. 17, с. 133-135
[1] Philost. Hist. eccl. IV 4
[2] Athanas. Alex. Hist. arian. 4
[3] Hilar. Pict. Fragmenta historica // CSEL. 45. P. 75
[4] Athanas. Alex. De Synod. 26; Socr. Schol. Hist. eccl. II 19; Sozom. Hist. eccl. III 11
[5] Hilar. Pict. Fragmenta historica // CSEL. 45. P. 170
[6] Mansi. T. 3. Col. 236
[7] Socr. Schol. Hist. eccl. II 37; Sozom. Hist. eccl. IV 12; Theodoret. Hist. eccl. II 20, 27
[8] Sozom. Hist. eccl. IV 13
[9] Philost. Hist. eccl. IV 8
[10] Sozom. Hist. eccl. IV 15
[11] Sulp. Sev. Chron. II 42. 3
[12] Philost. Hist. eccl. IV 11; Socr. Schol. Hist. eccl. II 38
[13] Socr. Schol. II 40; Sozom. Hist. eccl. IV 22
[14] Спасский. 1914. С. 402-403
[15] Philost. Hist. eccl. V 1; Socr. Schol. Hist. eccl. II 43
[16] Philost. Hist. eccl. VI 3
[17] Ibid. VI 6; ср.: Julian. Apost. Ep. 31
[18] Philost. Hist. eccl. VII 5-6
[19] Theodoret. Hist. eccl. IV 12; Theoph. Chron. // PG. 108. Col. 172
[20] Philost. Hist. eccl. IX 3
[21] Sozom. Hist. eccl. VI 13; ср.: Socr. Schol. Hist. eccl. IV 14
[22] Sozom. Hist. eccl. III 14
[23] Περ σαρκώσεως, De incarnatione; ср.: CPG, 3405
[24] Socr. Schol. Hist. eccl. IV 13
[25] Theodoret. Hist. eccl. II 25