Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Григорий Палама. Икона посл. трети XIV в. Собр. ГМИИ.
Свт. Григорий Палама. Икона посл. трети XIV в. Собр. ГМИИ.
Григорий Палама (греч. Παλαμα̃ζ; 1296 - 1359), митрополит Солунский, богослов исихазма, святитель, отец и учитель Церкви

Память 14 ноября, в неделю 2-й седмицы Великого Поста и в Соборах Афонских преподобных, Ватопедских (Греч.), Касторийских (Греч. [1]), Лемносских (Греч.) и Фессалоникийских (Фесс.) святых, а также вместе со своей святой семьей (Греч.)

Родился в 1296 году в Константинополе в богатой семье. Воспитанием и обучением Григория Паламы руководил лучший учитель своей эпохи - Феодор Метохит, крупнейший политический деятель, философ и писатель, великий логофет при императоре Андронике II Палеологе [2].

Отказавшись от светской карьеры сановника, предложенной ему, в 20 лет он принял иночество в одной из афонских обителей. Около трёх лет провел вместе с своим духовным наставником Никодимом Исихастом Ватопедским, от которого и принял монашеский постриг. Позже его духовным наставником был преподобный Григорий Византийский. Учителем святителя Григория в исихастской практике был подвизавшийся на Афоне преподобный Никифор Уединенник. Учителями его также стали Константинопольские патриархи Григорий II Киприот и Афанасий I, а также святитель Феолипт Филадельфийский [3].

В 1336 году в скиту святого Саввы занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.

Особенно известен спор его с Варлаамом Калабрийским и Акиндином о Фаворском свете; Палама в этом споре отстаивал учение Церкви, что свет этот не есть творение, но свет присносущный (нетварный; см. также исихазм). По этому поводу в 1341 в Софийском Константинопольском храме под председательством патриарха созван был Собор, на котором Палама обличил заблуждение Варлаама так, что последний решил удалиться в Италию.

В 1344 году патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил святого Григория от Церкви и заключил в темницу.

В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, подвижник был освобождён и возведён патриархом Исидором I Вухиром, его другом и соратником, в сан архиепископа Солунского

Однако святитель не мог войти в город вплоть до 1350 года, когда Иоанн Кантакузин вернул себе контроль над Фессалоникой и одержал победу над «зилотами», которые подняли восстание еще в 1342 году [4] и упорно отказывались признавать Иоанна Кантакузина императором. Кроме того, среди населения Фессалоники, по всей видимости, было много сторонников Акиндина [5].

Не имея возможности попасть в Фессалонику, Григорий Палама посетил Афон, где встретился с серб. кор. Стефаном Душаном [6], привлекшим к тому времени на свою сторону посредством богатых даров многих афонских монахов и установившим в 1345 году над Афоном сербскую власть. Кор. Стефан неск. раз беседовал с Григорием Паламой, пытаясь заручиться его поддержкой и обещая пожаловать ему «целые города и области для получения доходов» [6], но Григорий сохранил верность императору и, более того, встал на защиту прота Нифонта [7], которого обвиняли в мессалианстве серб. монахи, стремившиеся поставить серб. прота [8].

Тогда Стефан с целью избавиться от Григория Паламы послал его в Константинополь в качестве посредника между ним и византийским двором [9]. После кратковременного пребывания в Константинополе святитель выехал в Фессалонику, но, вновь не получив возможности занять кафедру, отправился "по поручению Великой Церкви" на Лемнос, где посредством проповеди "исправлял грубые варварские нравы тамошнего народа" [9].

В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины святой Григорий вернулся в Солунь.

Скончался мирно 14 ноября 1359 года.

Свт. Григорий Палама. Фреска ок. 1371 г. Роспись церкви святых Бессребреников Афонского Ватопедского монастыря.
Свт. Григорий Палама. Фреска ок. 1371 г. Роспись церкви святых Бессребреников Афонского Ватопедского монастыря.

Полемика с Варлаамом

Афонские иноки были крайне взволнованы нападками Варлаама и обратились к одному из выдающихся византийских подвижников и ученых – Григорию Паламе с просьбой поговорить с Варлаамом и убедить его прекратить словесные и письменные на них нападки и не оскорблять святых мужей, почитающих божественный свет.

Палама, имевший и раньше повод высказываться против богословско-философских воззрений Варлаама, теперь со всей силой своего ученого таланта и литературного уменья выступил против порицателя византийского монашества и его резких суждений о богоугодной исихии.

Он написал (в период 1338-1340) девять слов против Варлаама, разделив их на три триады. Варлаам ответил своему литературному противнику сочинением «Κατα ̀ μασαλιανω̃ν» («Против мессалиан»). В спор вмешались и другие лица: Палама нашел себе сочувствие у вселенского патриарха Филофея, царицы Анны и ее сына Иоанна Палеолога, у царедворца, а позднее императора, Иоанна Кантакузина и, конечно, в среде византийских, особенно афонских безмолвников, а Варлаам имел сторонников в лице богослова и философа Григория Акиндина и историка Никифора Григоры. Таким образом, составились две партии - варлаамитов и паламитов, - в спор разгорелся с большой силой.

Весь жгучий предмет спора сосредоточивался на вопросе о существе в энергии Божества (ή Θεία ουσία καὶ ὲνέργεια): есть ли энергия само существо Божие или же нет. К постановке этого вопроса пришли посредством другого: что такое был свет Господня Преображения на Фаворе - существо Божие или нет.

Основная мысль Варлаама заключалась в том, что божественное озарение есть наука и знание, которое дается в удел тем, кто чист сердцем и исполняет заповеди Божий. Таково именно было осияние учеников светом Господним во время пробуждения на горе Фаворе; оно имело целью сообщение высшего знания апостолам и не было по природе своей чем-либо невещественным или излиянием самого существа Божия, но только призраком, мысленным образом, созданным именно для этой цели.

Палама же и афонские монахи отстаивали то мнение, что воссиявший на Фаворе свет, по учению отцов Церкви, хотя и не есть самое существо Божие, но и не мысленный образ: это есть неразлучно присносущное Божественному существу проявление и осуществление, иначе – это есть естественное свойство и энергия (φυσικη ̀χάριζ καί ένέργεια) Божества.

Варлаам возражал на это: если осияние учеников на Фаворе было действием сообщения им Божественного существа, то надо заключить, что этот свет тождествен с существом Божиим и что существо Божие может сообщаться человеку и доступно человеческим чувствам.

Не существо, - отвечал Палама, - а энергия Божественная, благодать и слава, уделяемая от существа Божия святым. Притом энергия Божественная нераздельна от существа Божия, как неразделен Сын от Отца или Дух Святый, или как неотделим луч от солнца и теплота от огня; значит в таком учении нет мысли о двоебожии. И подобно тому, как существо солнца, т.е. диск его как неделимый выше лучей и сияния, посылаемого человеческим глазом, точно так же, согласно учению церкви, и божественное существо как неделимое и невидимое выше посылаемых ему сияний, энергий и благости, которую сообщает святым Пресвятая Троица.

Варлаам и его сторонники возражали против такого понимания взаимоотношений сущности Божества и Его энергии и в дальнейшей полемике пришли к пантеистическим воззрениям.

Учение Варлаама как еретическое вызвало осуждение Церкви. По поводу него созывались соборы в 1341, 1347, 1351, 1352 и 1368. На этих соборах учение Паламы и его сторонников было признано согласным с учением церкви, а Варлаам и его ученики анафематствованы. В 1351 году сам святитель, вслед за патриархом Каллистом, подписал Соборный томос против единомышленников Варлаама и Акиндина [10].

Икона святителя Григория Паламы
Икона святителя Григория Паламы
Результаты соборных постановлений выразились в следующих статьях Синодика, провозглашаемого в Неделю Торжества Православия, вошедших в его состав в 1352 году:

  1. Анафема тем, которые принимают воссиявший от Господа свет при Божественном Его преображении то за образ и тварь и призрак, то за самое существо Божие, и которые не исповедуют, что Божественный тот свет не есть ни существо Божие, ни тварь, но несозданная и физическая благодать и осияние и энергия, всегда происходящая из самого существа Божия.
  2. Анафема тем, кто принимает, что Бог не имеет физической энергии, а одно только существо, и что нет никакого различия между существом Божиим и энергией, кто не хочет думать, что как соединение Божественного существа и энергии неслиянно, так и различие неизменно.
  3. Анафема тем, кто принимает, что всякая физическая возможность и энергия Божества есть создание.
  4. Анафема тем, которые говорят, что если допустить различие в существе и энергии Божества, то значит мыслить Бога существом сложным.
  5. Анафема тем, кто думает, что одному только существу Божию свойственно имя Бога, а не энергии.
  6. Анафема тем, кто принимает, что существо Божие может быть приобщаемо (т.е. людям), и кто не хочет допустить, что приобщение свойственно благодати и энергии.
  7. Вечная память святейшему митрополиту Солунскому Григорию Палама, который низверг еретиков Варлаама и Акиндина, дерзнувших назвать физическую и нераздельную энергию и возможность Божества, а равно и все физические свойства Святой Троицы созданными, а также привносить учение о платоновских идеях и эллинские мифы.

Рака с мощами свт. Григория Паламы. Фессалоникийский собор во имя святителя Григория Паламы.
Рака с мощами свт. Григория Паламы. Фессалоникийский собор во имя святителя Григория Паламы.

Мощи и почитание

Святитель Григорий был причислен к лику святых вскоре после смерти, ибо еще при жизни сподобился откровений и имел дар исцеления. Его тело было погребено в соборе Святой Софии в Фессалониках, где от его мощей стали происходить чудеса, а в монастыре Великая Лавра на Афоне и в Кастории началось его местное почитание как святого. Константипольский патриарх святитель Каллист I запросил у фессалоникийцев точное изложение сведений об этих чудесах, на основе которого преемник Каллиста на Константинопольской кафедре святитель Филофей Коккин составил Похвальное слово и службу в честь новоявленного святого [11]. Прославление состоялось в 1368 году, когда синодальным деянием его празднование было установлено в день его кончины - 14 ноября.

Открытая рака с мощами свт. Григория Паламы
Открытая рака с мощами свт. Григория Паламы
Пересказ Жития святителя Григория на новогреческом языке, сделанный преподобным Афанасием Паросским, был издан в Вене в 1784 году и вошёл в сборник "Неон Эклогион", составленный преподобным Никодимом Святогорцем (Венеция, 1803). В этом Житии говорилось о новых чудесах святителя и излагалось засвидетельствованное Иерусалимскими патриархами Нектарием и Досифеем II чудесное потопление анафематствовавших Григория Паламу католиков на острове Санторин (Тира) в 1660 году.

После того, как в 1523 году Софийский собор в Фессалониках был превращён мусульманами в мечеть, мощи Григория Паламы были перенесены сначала во Влатадский монастырь, а затем в митрополичий собор города, где они находились до пожара 1890 года. Оставшись невредимыми в огне, святые мощи были помещены в новом кафедральном соборе, освященном во имя святителя Григория в 1914 году. Ныне частицы мощей также хранятся в Фессалоникийском монастыре Успения Пресвятой Богородицы в районе Панорама; в афонских монастырях Эсфигмен, Ксенофонт, Дионисиат, Пантелеимон и принадлежащем ему ските Новая Фиваида; а также в лавре Саввы Освященного [12]. В 1628, 1631, 1632 и 1642 годах частицы мощей святителя привозились из Северной Греции в Москву в дар российским государям [13]; ныне в России частица его мощей хранится в Мещовском Георгиевском монастыре [14].

В иконописной традиции изображается в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони [простой или крещатой] или сакосе, омофоре) и сапожках с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке [15]. Типом грек, сед, волосы кудрявы, борода большая, широковатая; лицо приятное со слезливыми глазами; кроток, очень умен [16].

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю,/ мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́,/ пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь, глас 8

Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние,/ богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче,/ Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Прему́дрости Свяще́нный и Боже́ственный орга́н,/ богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́,/ воспева́ем тя Григо́рие богоглаго́льниче:/ но я́ко ум Уму́ пе́рвому предстоя́й,/ к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м:// ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.

Свт. Григорий Палама. Икона
Свт. Григорий Палама. Икона

Труды

  • «Житие Петра Афонского», ок. 1334
  • "Слова аподиктические" ("доказательные") (содержат обсуждение проблемы Filioque), ок. 1335
  • Несколько писем к Варлааму и к более позднему оппоненту, Акиндину (на тему Filioque, а также о вопросе богопознания)
  • Три триады (9 трактатов) "В защиту священно-безмолвствующих", 1338 - 1340
  • "Святогорский Томос" (манифест афонских монахов, составленный святителем Григорием), 1340
  • Семь «Антирритиков против Акиндина» (полемика о божественных энергиях), 1342-1345
  • Сочинение «К Ксении о страстях и добродетелях» (обширный аскетический трактат, посвященный борьбе со страстями и стяжанию христианских добродетелей), 1345-1346
  • 4 опровержительных слова "Против Григоры", 1355-1357
  • 63 гомилии (посвящены преимуществено аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике)

См. также

  • Сайт посвященный свт. Григорию Паламе

Литература

  • Ф.И. Успенский, Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1892;
  • его же. Синодик в Неделю православия, Одесса, 1893;
  • епископ Порфирий Успенский, История Афона, ч. 3, отд. 2, СПб., 1892;
  • Г. Недетовский, Варлаамитская ересь, «Труды КДА», 1873, февраль;
  • П.А. Сырку, К истории исправления книг в Болгарии в 14 в., СПб., 1899.

Использованные материалы

  • "Григорий Палама", Православная энциклопедия, т. 13, с. 12-41:
  • Дионисий (Шленов), игум., Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение:
  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т., Большая Российская Энциклопедия, 1995.
  • "Святитель Григорий Палама", календарь поратала Православие.Ru:
  • "Неделя 2-я Великого Поста, Святителя Григория Паламы", портал Православие.Ru, 16 марта 2014:



[1]  Имя свт. Григория Паламы в списке святых епархии "Τοπική Αγιολογία", страница сайта "῾Ιερὰ Μητρόπολις Καστορίας", https://www.imkastorias.gr/arxeio-arthron/category/topiki-agiologia/, он изображен на иконе Собора Касторийских святых - https://www.imkastorias.gr/arxeio-arthron/anakoinoseis/i-syn...on/, А. В. Захарова, О. В. Лосева, Д. Чешмеджиев. "Касторийская митрополия". Святые, особо почитаемые в митрополии // "Православная энциклопедия", Т. 31, С. 602-636, https://www.pravenc.ru/text/1681333.html?ysclid=lfjy654ppr72...t_3

[2]  Сухарников Евгений, "Григорий Палама: отец и учитель Церкви", федеральный портал История.РФ, 14 ноября 2017, https://histrf.ru/biblioteka/b/grighorii-palama-otiets-i-uch...kvi

[3]  Мейендорф И. Ф., прот., Жизнь и труды святителя Григория Паламы, гл. "Учителя св. Григория Паламы", https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/zhizn-i-trudy-svj...1_1. Выдвигается также предположение о том, что учителем будущего святителя был и преподобный Григорий Синаит. См. рассмотрение этой версии в 3-й главе книги игум. Петра (Пиголя), Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники, https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-...3_4

[4]  Сantасus. Hist. 3. 28

[5]  Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 611-612

[6]  Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 615

[7]  PLP, N 20683

[8]  см.: Meyendorff. Introduction. P. 138

[9]  Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 616

[10]  Καρμίρης, Ι. Τὰ δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκλησίας, τὸμ . Ά, 2η ἔκδ., Ἀθήνα, 1960, 374-407. См. подпись святителя в конце текста томоса: "Смиренный митрополит Салоник пречестный экзарх всей Фессалии Григорий": http://rwmiosini.blogspot.com/2017/06/1-1351.html

[11]  BHG, N 718; Idem // PG. 151. Col. 551-656.

[12]  Meinardus. P. 189; Πεντζίκης. Σ. 41, 110, 411.

[13]  Муравьев. С. 52, 132, 144, 231.

[14]  "Частица мощей Святителя Григория Паламы", официальный сайт Мещовского Георгиевского монастыря, http://sgmmm.ortox.ru/svjatyni_monastyrja/view/id/1203273

[15]  Новый сводный иконописный подлинник, иконописная школа при МДА, 2008г.

[16]  Статья Справочника для иконописца от иконописной мастерской Елеон - http://eikon.org.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=81:...=17

Редакция текста от: 04.07.2023 20:58:13

"ГРИГОРИЙ ПАЛАМА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google