Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Григорий Палама. Икона посл. трети XIV в. Собр. ГМИИ.
Свт. Григорий Палама. Икона посл. трети XIV в. Собр. ГМИИ.
Григорий Палама (греч. Γρηγόριος Παλαμᾶς, Παλαμᾶζ, Παλαμάς, Παλαμά; 1296 - 1357), архиепископ Солунский, богослов исихазма, антилатинcкий полемист, святитель, отец и учитель Церкви

Память 14 ноября, в неделю 2-й седмицы Великого Поста и в Соборах Афонских преподобных, Ватопедских (Греч.), Касторийских (Греч. [1]), Лемносских (Греч.) и Фессалоникийских (Греч.) святых, а также вместе со своей святой семьей (Греч.)

Родился в 1296 году в Константинополе в богатой семье. Воспитанием и обучением Григория Паламы руководил лучший учитель своей эпохи - Феодор Метохит, крупнейший политический деятель, философ и писатель, великий логофет при императоре Андронике II Палеологе [2].

Отказавшись от светской карьеры сановника, предложенной ему, в 20 лет он принял иночество в одной из афонских обителей. Около трёх лет провел вместе с своим духовным наставником Никодимом Исихастом Ватопедским, от которого и принял монашеский постриг. Позже его духовным наставником был преподобный Григорий Византийский. Учителем святителя Григория в исихастской практике был подвизавшийся на Афоне преподобный Никифор Уединенник. Учителями его также стали Константинопольские патриархи Григорий II Киприот и Афанасий I, а также святитель Феолипт Филадельфийский [3].

В 1336 году в скиту святого Саввы занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.

Особенно известен спор его с Варлаамом Калабрийским и Акиндином о Фаворском свете; Палама в этом споре отстаивал учение Церкви, что свет этот не есть творение, но свет присносущный (нетварный; см. также исихазм). По этому поводу в 1341 в Софийском Константинопольском храме под председательством патриарха созван был Собор, на котором Палама обличил заблуждение Варлаама так, что последний решил удалиться в Италию.

В 1344 году патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил святого Григория от Церкви и заключил в темницу.

В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, подвижник был освобождён и возведен патриархом Исидором I Вухиром, его другом и соратником, в сан митрополита Солунского вместо низложенного Иакинфа [4].

Свт. Григорий Палама. Фреска ок. 1371 г. Роспись церкви святых Бессребреников Афонского Ватопедского монастыря.
Свт. Григорий Палама. Фреска ок. 1371 г. Роспись церкви святых Бессребреников Афонского Ватопедского монастыря.
Однако святитель не мог войти в город вплоть до 1350 года, когда Иоанн Кантакузин вернул себе контроль над Фессалоникой и одержал победу над «зилотами», которые подняли восстание еще в 1342 году [5] и упорно отказывались признавать Иоанна Кантакузина императором. Кроме того, среди населения Фессалоники, по всей видимости, было много сторонников Акиндина [6].

Не имея возможности попасть в Фессалонику, Григорий Палама посетил Афон, где встретился с серб. кор. Стефаном Душаном [7], привлекшим к тому времени на свою сторону посредством богатых даров многих афонских монахов и установившим в 1345 году над Афоном сербскую власть. Кор. Стефан неск. раз беседовал с Григорием Паламой, пытаясь заручиться его поддержкой и обещая пожаловать ему «целые города и области для получения доходов» [7], но Григорий сохранил верность императору и, более того, встал на защиту прота Нифонта [8], которого обвиняли в мессалианстве серб. монахи, стремившиеся поставить серб. прота [9].

Тогда Стефан с целью избавиться от Григория Паламы послал его в Константинополь в качестве посредника между ним и византийским двором [10]. После кратковременного пребывания в Константинополе святитель выехал в Фессалонику, но, вновь не получив возможности занять кафедру, отправился "по поручению Великой Церкви" на Лемнос, где посредством проповеди "исправлял грубые варварские нравы тамошнего народа" [10].

В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины святой Григорий вернулся в Солунь.

В 1357 году его давняя болезнь усилилась.

Скончался 14 ноября 1357 года [11].

Полемика с Варлаамом

Афонские иноки были крайне взволнованы нападками Варлаама и обратились к одному из выдающихся византийских подвижников и ученых – Григорию Паламе с просьбой поговорить с Варлаамом и убедить его прекратить словесные и письменные на них нападки и не оскорблять святых мужей, почитающих божественный свет.

Палама, имевший и раньше повод высказываться против богословско-философских воззрений Варлаама, теперь со всей силой своего ученого таланта и литературного уменья выступил против порицателя византийского монашества и его резких суждений о богоугодной исихии.

Икона святителя Григория Паламы
Икона святителя Григория Паламы
Он написал (в период 1338-1340) девять слов против Варлаама, разделив их на три триады. Варлаам ответил своему литературному противнику сочинением «Κατα ̀ μασαλιανω̃ν» («Против мессалиан»). В спор вмешались и другие лица: Палама нашел себе сочувствие у вселенского патриарха Филофея, царицы Анны и ее сына Иоанна Палеолога, у царедворца, а позднее императора, Иоанна Кантакузина и, конечно, в среде византийских, особенно афонских безмолвников, а Варлаам имел сторонников в лице богослова и философа Григория Акиндина и историка Никифора Григоры. Таким образом, составились две партии - варлаамитов и паламитов, - в спор разгорелся с большой силой.

Весь жгучий предмет спора сосредоточивался на вопросе о существе в энергии Божества (ή Θεία ουσία καὶ ὲνέργεια): есть ли энергия само существо Божие или же нет. К постановке этого вопроса пришли посредством другого: что такое был свет Господня Преображения на Фаворе - существо Божие или нет.

Основная мысль Варлаама заключалась в том, что божественное озарение есть наука и знание, которое дается в удел тем, кто чист сердцем и исполняет заповеди Божий. Таково именно было осияние учеников светом Господним во время пробуждения на горе Фаворе; оно имело целью сообщение высшего знания апостолам и не было по природе своей чем-либо невещественным или излиянием самого существа Божия, но только призраком, мысленным образом, созданным именно для этой цели.

Палама же и афонские монахи отстаивали то мнение, что воссиявший на Фаворе свет, по учению отцов Церкви, хотя и не есть самое существо Божие, но и не мысленный образ: это есть неразлучно присносущное Божественному существу проявление и осуществление, иначе – это есть естественное свойство и энергия (φυσικη ̀χάριζ καί ένέργεια) Божества.

Варлаам возражал на это: если осияние учеников на Фаворе было действием сообщения им Божественного существа, то надо заключить, что этот свет тождествен с существом Божиим и что существо Божие может сообщаться человеку и доступно человеческим чувствам.

Не существо, - отвечал Палама, - а энергия Божественная, благодать и слава, уделяемая от существа Божия святым. Притом энергия Божественная нераздельна от существа Божия, как неразделен Сын от Отца или Дух Святый, или как неотделим луч от солнца и теплота от огня; значит в таком учении нет мысли о двоебожии. И подобно тому, как существо солнца, т.е. диск его как неделимый выше лучей и сияния, посылаемого человеческим глазом, точно так же, согласно учению церкви, и божественное существо как неделимое и невидимое выше посылаемых ему сияний, энергий и благости, которую сообщает святым Пресвятая Троица.

Варлаам и его сторонники возражали против такого понимания взаимоотношений сущности Божества и Его энергии и в дальнейшей полемике пришли к пантеистическим воззрениям.

Свт. Григорий Пала'ма. Фреска (1820 г., автор монах Митрофан из Визии). Скит Кавсокали́вия, Афон
Свт. Григорий Пала'ма. Фреска (1820 г., автор монах Митрофан из Визии). Скит Кавсокали́вия, Афон
Учение Варлаама как еретическое вызвало осуждение Церкви. По поводу него созывались соборы в 1341, 1347, 1351, 1352 и 1368. На этих соборах учение Паламы и его сторонников было признано согласным с учением церкви, а Варлаам и его ученики анафематствованы. В 1351 году сам святитель, вслед за патриархом Каллистом, подписал Соборный томос против единомышленников Варлаама и Акиндина [12].

Результаты соборных постановлений выразились в следующих статьях Синодика, провозглашаемого в Неделю Торжества Православия, вошедших в его состав в 1352 году:

  1. Анафема тем, которые принимают воссиявший от Господа свет при Божественном Его преображении то за образ и тварь и призрак, то за самое существо Божие, и которые не исповедуют, что Божественный тот свет не есть ни существо Божие, ни тварь, но несозданная и физическая благодать и осияние и энергия, всегда происходящая из самого существа Божия.
  2. Анафема тем, кто принимает, что Бог не имеет физической энергии, а одно только существо, и что нет никакого различия между существом Божиим и энергией, кто не хочет думать, что как соединение Божественного существа и энергии неслиянно, так и различие неизменно.
  3. Анафема тем, кто принимает, что всякая физическая возможность и энергия Божества есть создание.
  4. Анафема тем, которые говорят, что если допустить различие в существе и энергии Божества, то значит мыслить Бога существом сложным.
  5. Анафема тем, кто думает, что одному только существу Божию свойственно имя Бога, а не энергии.
  6. Анафема тем, кто принимает, что существо Божие может быть приобщаемо (т.е. людям), и кто не хочет допустить, что приобщение свойственно благодати и энергии.
  7. Вечная память святейшему митрополиту Солунскому Григорию Палама, который низверг еретиков Варлаама и Акиндина, дерзнувших назвать физическую и нераздельную энергию и возможность Божества, а равно и все физические свойства Святой Троицы созданными, а также привносить учение о платоновских идеях и эллинские мифы.

Рака с мощами свт. Григория Паламы. Фессалоникийский собор во имя святителя Григория Паламы.
Рака с мощами свт. Григория Паламы. Фессалоникийский собор во имя святителя Григория Паламы.

Мощи и почитание

Ещё при жизни святитель Григорий сподобился откровений и имел дар исцеления. Его тело было погребено в соборе Святой Софии в Фессалониках, где от его мощей стали происходить чудеса; в монастыре Великая Лавра на Афоне и в Кастории началось его местное почитание как святого. Святитель Каллист I, патриарх Константинопольский, запросил у фессалоникийцев точное изложение сведений о происходивших чудесах, на основе которого преемник Каллиста на Константинопольской кафедре святитель Филофей Коккин составил Похвальное слово и службу в честь новоявленного святого [13]. Уже в конце февраля - марте 1368 года Григорий Палама был канонизирован, и синодальным декретом празднование его памяти было установлено в Великой церкви [14] в день его кончины - 14 ноября.

Открытая рака с мощами свт. Григория Паламы
Открытая рака с мощами свт. Григория Паламы
Пересказ Жития святителя Григория на новогреческом языке, сделанный преподобным Афанасием Паросским, был издан в Вене в 1784 году и вошёл в сборник "Неон Эклогион", составленный преподобным Никодимом Святогорцем (Венеция, 1803). В этом Житии говорилось о новых чудесах святителя и излагалось засвидетельствованное Иерусалимскими патриархами Нектарием и Досифеем II чудесное потопление анафематствовавших Григория Паламу католиков на острове Санторин (Тира) в 1660 году.

После того, как в 1523 году Софийский собор в Фессалониках был превращён мусульманами в мечеть, мощи Григория Паламы были перенесены сначала во Влатадский монастырь, а затем в митрополичий собор города, где они находились до пожара 1890 года. Оставшись невредимыми в огне, святые мощи были помещены в новом кафедральном соборе, освященном во имя святителя Григория в 1914 году. Ныне частицы мощей также хранятся в Фессалоникийском монастыре Успения Пресвятой Богородицы в районе Панорама; в афонских монастырях Эсфигмен, Ксенофонт, Дионисиат, Пантелеимон и принадлежащем ему ските Новая Фиваида; а также в лавре Саввы Освященного [15]. В 1628, 1631, 1632 и 1642 годах частицы мощей святителя привозились из Северной Греции в Москву в дар российским государям [16]; ныне в России частица его мощей хранится в Мещовском Георгиевском монастыре [17].

В иконописной традиции изображается в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони [простой или крещатой] или сакосе, омофоре) и сапожках с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке [18]. Типом грек, сед, волосы кудрявы, борода большая, широковатая; лицо приятное со слезливыми глазами; кроток, очень умен [19].

Молитвословия

Тропарь, глас 8 (из Триоди постной)

Правосла́вия свети́льниче, / Це́ркве утвержде́ние и учи́телю, / мона́хов добро́то, / богосло́вов побо́рниче непребори́мый, / Григо́рие чудотво́рче, / Фессалони́тская похвало́, / пропове́дниче благода́ти, // моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.

Тот же тропарь, ин извод (из Минеи-ноябрь)

Правосла́вию наста́вниче, / святи́телем украше́ние, / богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, / Григо́рие чудотво́рче, / Солу́ню вели́кая похвало́, / пропове́дниче благода́ти, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8 (из Триоди постной и Минеи-ноябрь)

Прему́дрости свяще́нный и боже́ственный орга́н, / богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́, воспева́ем тя, / Григо́рие богоглаго́льниче: / но я́ко ум, Уму́ пе́рвому предстоя́й, / к Нему́ ум наш, о́тче, наста́ви, да зове́м: // ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.

Свт. Григорий Палама
Свт. Григорий Палама

Сочинения

Издание сочинений Григория Паламы началось в XVII веке, но до XX века носило фрагментарный характер. В 1627 году стараниями Н. Метаксаса вышли в свет 2 слова «Против латинян» [20]. В 1630 году П. Аркудий опубликовал в Риме трактат святителя «Против Иоанна Векка», включив его в издание сочинений этого Константинопольского патриарха, защитника Лионской унии [21]. В 1672 году в Париже Ф. Комбефис издал 2 гомилии на Преображение Господне [22]. Он же подготовил к изданию латинский перевод «Жития прп. Петра Афонского», первого сочинения Григория Паламы, и предложил его Ж. Болланду для публикации. Этот перевод с греческим текстом по рукописи [23] появился в июньских Acta Sanctorum [24].

В самом конце XVII века ряд сочинений святителя, включая Святогорский томос и «Исповедание веры», был опубликован в фундаментальном богословском сборнике «Томос любви» [25] против латинян патриарха Иерусалимского Досифея II, намеревавшегося осуществить полное издание сочинений Григория Паламы. В 1702 году в Париже Ж. Буавен, использовавший в своих комментариях к «Истории» Никифора Григоры неизданные сочинения святителя, опубликовал его письмо к Анне Палеологине по рукописи [26].

В 1776 году в Москве немецкий эллинист Христиан Фридрих фон Маттеи издал 10 гомилий Григория Паламы [27]. В 1779 году по той же рукописи он издал диалог «Феофан» [28].

К осуществлению замысла патриарха Досифея в XVIII веке был близок прп. Никодим Святогорец, глава движения колливадов, издавший в 1782 году в Венеции «Добротолюбие», в которое вошли 2-й трактат из 1-й «Триады в защиту священнобезмолвствующих», Святогорский томос, «150 глав» и 3 аскетических трактата Григория Паламы. К 1798 году по просьбе своего друга прп. Афанасия Паросского он подготовил для издания в Вене трехтомное собрание сочинений Григория Паламы на основе афонских рукописей, которые были конфискованы австр. полицией из венского греческого издательства вместе с тайно публиковавшейся там литературой в поддержку освободительной борьбы греков против османского ига. Однако Константину Визурулису, знатному представителю греческой общины в Вене, удалось добыть один из томов и вернуть его на Афон в Великую Лавру (подробнее см.: [29]). Предисловие прп. Никодима к этому изданию было опубликовано в журнале ᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια [30].

2-я пол. XIX века была отмечена изданием полного корпуса гомилий Григория Паламы. Cначала попечительством Иерусалимского патриарха Кирилла II в 1857 году было выполнено издание 41 гомилии [31], а несколькими годами позже К. Икономос опубликовал вместе с письмом «К Иоанну и Феодору» и 4 молитвами святителя оставшиеся 22 гомилии, сопроводив их введением и примечаниями. В 1890 году было издано письмо «К анониму» [32]. В 1892 году в сопровождающих посмертное издание «Истории Афона» еп. Порфирия (Успенского) «Оправданиях» [33] наряду с другими текстами, имеющими отношение к богословским спорам XIV века, были опубликованы отрывки из «Триад», 2 первых писем «К Акиндину», 3 слов «Против Григоры», а также пространные выдержки из «150 глав» [34]. В 1895 году еп. Арсений (Иващенко) независимо от Икономоса издал письмо «К Иоанну и Феодору» и 2 гомилии (49 и 50).

В начале XX века в журнале ᾿Εκκλησιαστικὸς Θάρος Г. Папамихаил опубликовал 2-е письмо «К Акиндину» и 1-е «К Варлааму» [35]. В 1922 году К. Диовуниотис издал письмо «К своей Церкви» в журнале Νέος ῾Ελληνομνήμων. В 50-х годах XX века протопр. Иоанном Мейендорфом были подготовлены к изданию 1-е и 3-е письма «К Акиндину» [36] и «Триады в защиту священнобезмолвствующих» [37]. Эти публикации были использованы в критическом издании всех сочинений Григория Паламы, начавшемся в 1962 году в Фессалонике под общей редакцией П. К. Христу [38].

Кроме того, в 1981-1987 годах в серии «Греческие отцы Церкви» (῞Ελληνες πατέρες τῆς ᾿Εκκλησίας) было выпущено полное собрание творений Григория Паламы в 11 томах с параллельным новогреческим переводом (ΓΠΑΕ), в котором оригинальный греческий текст приводится на основе издания Христу, но без критического аппарата.

После начала издания Христу С. Курусис опубликовал 4 письма Григория Паламы на Афон [39], а в 1988 году Синкевич осуществил критическое издание «150 глав» [40]; в этом издании также опубликован трактат «Выдержка из «Сокровищницы» свт. Кирилла». Оба этих издания предшествовали выходу соответствующих томов под редакцией Христу [41].

"Первым печатным изданием творений Григория Паламы, из переведенных на русский язык, была небольшая книжечка, вышедшая в 1785 году в Москве и содержащая десять его "Слов" [42]. Приблизительно в то же время преп. Паисий Величковский переводит на славянский язык Греческое Добротолюбие [43], в котором содержатся некоторые сочинения Паламы. В киевском "Воскресном чтении" за 1841 году появилось принадлежащее ему "Исповедание православной веры". Некоторые из "Бесед" были напечатаны в различных журналах во второй половине прошлого столетия, а также и в нашем веке. Наконец, в 1975 году архим. Амвросием (Погодиным) было завершено дело перевода на русский язык полного текста "Бесед".

В пятом томе Добротолюбия, переведенного на русской язык в конце XIX в. свт. Феофаном Затворником находятся следующие сочинения Паламы: "Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания", "Десятословие по христианскому законоположению", "О священно-безмолвствующих" (2-й трактат первой триады), "О молитве и чистоте сердца, - три главы". В 1895 году в Новгороде еп. Арсением (Иващенко) изданы "Три творения..." [44], в числе которых находилось и "Послание к монахам Иоанну и Феодору", написанное Паламой 1345/46 году [45]. Сорок шесть (из 150-ти) "Глав естественных, богословских, этических и практических" были напечатаны еп. Порфирием (Успенским). Им же был переведен на русский язык и издан (в сокращении) "Святогорский Томос" и некоторые другие церковные акты того времени. Письмо Акиндину увидело свет в 1955 году в переводе о. И. Мейендорфа. "Беседы" 1 и 35 (в сокращении) и "Главы..." 30-33 напечатаны в "Памятниках византийской литературы IX–XIV веков» (М.: Наука, 1969).

Самое "личностное" произведение Паламы - "Письмо своей церкви" издано в переводах И. Экономцева и Г. М. Прохорова в последние десятилетия. В течение последних нескольких лет были изданы: Ответ Павлу Асеню в переводе Н. П. Холмогорова, Святогорский Томос в переводе Т. А. Миллер и, наконец, главное произведение Паламы: Триады в защиту священно-безмолвствующих в переводе В. Вениаминова (псевдоним Бибихина)" [46].

Творения свт. Григория имеются в переводе также Р. В. Яшунского [47], архим. Киприана (Керна), А. В. Маркова, Д. В. Бугая, А. Ю. Волчкевич, А. О. Крюковой, К. Михайлова, А. И. Сидорова, А. Г. Дунаева, А. И. Корнакова и др.

Свт. Григорий Палама. Икона
Свт. Григорий Палама. Икона
Сочинения свт. Григория Паламы

  • "Слова аподиктические" ("доказательные") (содержат обсуждение проблемы Filioque), ок. 1335
  • Несколько писем к Варлааму и к более позднему оппоненту, Акиндину (на тему Filioque, а также о вопросе богопознания), 1336/37
  • "О молитве и чистоте сердца, три главы", 1336/37
  • Письмо (1-е и 2-е) к Варлааму, осень 1336, 1337
  • Письмо (1-е, 2-е, 3-е) к Акиндину, 1336, 1337, нач. 1341
  • Три триады (9 трактатов) "В защиту священно-безмолвствующих", 1338 - 1340
  • "Святогорский Томос" (манифест афонских монахов, составленный святителем Григорием), 1340
  • "Феофан", 1342
  • Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, или О божественности и о том, что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо. "Трактаты" / Григорий Палама. - [перев. с греч. и прим. архимандрита. Нектария (Яшунского)] - Краснодар : Текст. 2007.
  • Исповедание православной веры // Воскресное чтение. – Киев, 1814. – №3.
  • Исповедание православной веры святого Григория Паламы : [Текст памятника и исслед. : Перевод] / Иеромонах Илларион Святогорец. - Москва : Изд. Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1995.
  • ΟΜΟΛΟΓΙΑ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΠΙΣΤΕΩΣ ΕΚΤΕΘΕΙΣΑ ΠΑΡΑ ΤΟΥ ΙΕΡΩΤΑΤΟΥ ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΟΥ ΘΕΣ/ΝΙΚΗΣ ΚΥΡΙΟΥ ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ ΠΑΛΑΜΑ (1351 μ.Χ.) // Ἰω. Καρμίρη, Τὰ Δογματικὰ καὶ Συμβολικὰ Μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας, τ. Α΄, ἔκδ. β΄, ἐν Ἀθήναις 1960, σ. 407-410.
  • ῾Ομολογία τοῦ μητροπολίτου Θεσσαλονίκης Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ἐπὶ τῆς θείας καὶ ἱερᾶς συνόδου εἰς εὐήκοον πάντων ἀναγνωσθεῖσα καὶ ὑπὸ πάντων ὡς διὰ πάντων εὐσεβεστάτη στερχθεῖσά τε καὶ σεφθεῖσα. («Исповедание Григория Паламы, митрополита Фессалоникийского, прочитанное перед божественным и священным Собором во всеуслышание и подтвержденное и одобренное всеми как самое благочестивое во всем» (1351))
  • Семь «Антирритиков против Акиндина» (полемика о божественных энергиях), 1342-1345
  • "Послание к монахам Иоанну и Феодору", 1345-1346

  • К Ксении о страстях и добродетелях (обширный аскетический трактат, посвященный борьбе со страстями и стяжанию христианских добродетелей), 1345-1346
  • "Выдержка из «Сокровищницы» свт. Кирилла", 1348
  • "Письмо своей церкви" (из плена), 1354-1355
  • Против Иоанна Векка, ок. 1334/35 или ок. 1355
  • 4 опровержительных слова "Против Григоры", 1355-1357
  • 63 гомилии (посвящены преимуществено аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике), до 1337-1357
  • (Гомилия 1 - 1350 год; 6 - до 1349/50; 16 - 1347/49; 19 - до 1349/50; 31 - лето 1348; 32 - авг. 1357; 37 - кон. 1350; 39 - лето 1348; 40 - вероятно, до 1337; 44 - 7 сент. 1351; 53 - 1333; 63 - 1351 год).

Публикации [48]

  • PG. 150-151
  • Μεταξᾶς Ν. Λόγοι ἀποδεικτικοὶ δύο. Κωνσταντινούπολις, 1627
  • Arcudius P. Opuscula aurea theologica quorundam clarissimorum virorum graecorum... circa processionem Spiritus Sancti. R., 1630
  • Combefis F. Auctarium Novissimum Bibliothecae Patrum. P., 1672
  • Δοσίθεος. Τόμος ᾿Αγάπης. Яссы, 1698
  • Matthaei C. F., ed. Gregorii Thessalonicensis X orationes. M., 1776
  • Κλεοπᾶς Δ. Τοῦ Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ῾Ομιλίαι τεσσαράκοντα καὶ μία. ῾Ιεροσόλυμα, 1857
  • Οἰκονόμος. ῾Αγίου Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ῾Ομιλίαι κβ´... ὅ τε ἐπιστολιμαῖος Λόγος πρὸς ᾿Ιωάννην Θεόδωρον τοὺς φιλοσόφους καὶ τέσσαρες εὐχαί... ᾿Αθῆναι, 1861
  • Treu M. ᾿Επιστολὴ Γριγορίου τοῦ Παλαμᾶ πρὸς Δαβὶδ μοναχὸν Δισύπατον // ΔΙΕΕ. 1890. Τ. 3. Σ. 229-234
  • Арсений (Иващенко), еп. Св. Григория Паламы, митр. Солунского, три творения, доселе не бывшие изданными. Новгород, 1895
  • Meyendorff J. Une lettre de Grégoire Palamas à Akindynos // Θεολογία. 1953. Τ. 24. Σ. 557-582
  • idem. L'origine de la controverse palamite: La première lettre de Palamas à Akindynos // Ibid. 1955. Τ. 26. Σ. 77-90
  • idem., ed. Grégoire Palamas. Défense de saints hésychastes. Louvain, 1959, 1973 2. (SSL. EtDoc.; 30-31)
  • Κουρούσης Σ. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ τέσσαρες ἀνέκδοτοι ἐπιστολαὶ πρὸς ῞Αγιον ῎Ορος // ΕΕΒΣ. 1963. Τ. 32. Σ. 343-376

Собрания сочинений свт. Григория на греческом языке:

  • ΓΠΣ (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα). Τόμοι 1-6. (Ἐπιμελείᾳ Π. Κ. Χρήστου). Θεσσαλονίκη, 1962–1992, 2015 [49]
    • Τ. 1. Λόγοι αποδεικτικοί, αντεπιγραφαί, ἐπστολαὶ πρὸς Βαρλαὰμ καὶ Ἀκίνδυνον ὑπὸ ἡσυχάζοντων / ἔκδ. B. Bobrinsky; Π. Παπαευαγγέλου; J. Meyendorff; Π. Κ. Χρήστου. Θεσσαλονίκη: Βασιλικὸν Ἵδρυμα ἐρευνῶν. 1962, 1988
    • Τ. 2. Πραγματεῖαι / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου; Ν. Α. Ματσούκας; Γ. Μαντζαρίδης; Β. Σ. Ψευτογκάς. Θεσσαλονίκη: Κυρομάνος, 1966, 1994
    • Τ. 3. Ἀντιρρητικοὶ πρὸς Ἀκίνδυνον / πρόλ., εἰσαγ. Π. Κ. Χρήστου; ἔκδ. Λ. Κοντογιάννης; Β. Φανουργάκης. Θεσσαλονίκη: Βασιλικὸν
    • Ἵδρυμα ἐρευνῶν, 1970
    • Τ. 4. Δογματικαῖ πραγματείαι καὶ επιστολαὶι γραφείσαι κατὰ τὰ ἔτη 1348–1358 / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου, Β. Δ. Φανουργάκης, Β. Σ. Ψευτογκάς. Θεσσαλονίκη: Βασιλικὸν Ἵδρυμα ἐρευνῶν, 1988
    • Τ. 5. Κεφάλαια ἑκατὸν πεντήκοντα, ἀσκητικὰ συνγγράματα, εὐχαί / ἔκδ. Π. Κ. Χρήστου. Θεσσαλονίκη: Κυρομάνος, 1992
    • Τ. 6. Ὁμιλίαι / ἔκδ. Β. Σ. Ψευτογκάς. Θεσσαλονίκη: Κυρομάνος, 2015 [50]
  • Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά Άπαντα τα Έργα. Τόμοι 1-12. ΕΠΕ (Έλληνες Πατέρες της Εκκλησίας), Πατερικαί Εκδόσεις «Γρηγόριος ο Παλαμάς», Θεσσαλονίκη, 1981-1987

Литература

  • Ф. И. Успенский, Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1892;
  • его же. Синодик в Неделю православия, Одесса, 1893;
  • Порфирий (Успенский), еп., История Афона, ч. 3, отд. 2, СПб., 1892;
  • Г. Недетовский, Варлаамитская ересь, «Труды КДА», 1873, февраль;
  • П. А. Сырку, К истории исправления книг в Болгарии в 14 в., СПб., 1899.
  • Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий) / Д.И. Макаров. - Санкт-Петербург: «Издательство Олега Абышко», 2003.
  • https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/antropologija-i-k...y/5
  • Хризостомос А. Стамулис. "Святитель Григорий Палама в современном греческом богословии" (пер. игумена Дионисия (Шлёнова)) //
  • Наследие Святых отцов в XX веке: Итоги исследований / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т; [сост. и науч. ред. П. Б. Михайлов]. – Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012

Использованные материалы

  • М. М. Бернацкий, А. А. Турилов, прот. В. Асмус, Э. П. А., диак. Михаил Желтов, Н. В. Герасименко, Е. М. Саенкова. "Григорий Палама" // "Православная энциклопедия", т. 13, с. 12-41:
  • Дионисий (Шленов), игум. "Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение":
  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т., Большая Российская Энциклопедия, 1995.
  • "Святитель Григорий Палама", календарь портала "Православие.Ru":
  • "Неделя 2-я Великого Поста, Святителя Григория Паламы", портал "Православие.Ru", 16 марта 2014:
  • "Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставления". 26 ноября 2007 г., страница официального сайта Московского патриархата:



[1]  Имя свт. Григория Паламы в списке святых епархии "Τοπική Αγιολογία", страница сайта "῾Ιερὰ Μητρόπολις Καστορίας", https://www.imkastorias.gr/arxeio-arthron/category/topiki-agiologia/, он изображен на иконе Собора Касторийских святых - https://www.imkastorias.gr/arxeio-arthron/anakoinoseis/i-syn...on/, А. В. Захарова, О. В. Лосева, Д. Чешмеджиев. "Касторийская митрополия". Святые, особо почитаемые в митрополии // "Православная энциклопедия", Т. 31, С. 602-636, https://www.pravenc.ru/text/1681333.html?ysclid=lfjy654ppr72...t_3

[2]  Сухарников Евгений, "Григорий Палама: отец и учитель Церкви", федеральный портал История.РФ, 14 ноября 2017, https://histrf.ru/biblioteka/b/grighorii-palama-otiets-i-uch...kvi

[3]  Мейендорф И. Ф., прот., Жизнь и труды святителя Григория Паламы, гл. "Учителя св. Григория Паламы", https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/zhizn-i-trudy-svj...1_1. Выдвигается также предположение о том, что учителем будущего святителя был и преподобный Григорий Синаит. См. рассмотрение этой версии в 3-й главе книги игум. Петра (Пиголя), Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники, https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-...3_4

[4]  Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 613; PLP, N 29453

[5]  Сantасus. Hist. 3. 28

[6]  Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 611-612

[7]  Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 615

[8]  PLP, N 20683

[9]  см.: Meyendorff. Introduction. P. 138

[10]  Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 616

[11]  Русский византолог И. И. Соколов (1865 - 1939) датировал кончину святителя 1360-м годом (см.: Соколов И. И. "Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии". Раздел VI: "Жизнь и деяния св. Григория Паламы от собора 1341 г. до его кончины (†1360 г.)". - В кн.: Соколов И. И. "Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии", "Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в.", "Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела" / вступ. ст. А. В. Маркидонова. - СПб: Издательство Олега Абышко, 2004 (Научно-популярное издание), https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/svt-grigorij-palama-...1_6).

В греческих источниках кончины святителя до последнего времени указывался также как 1360 (см.: Γρηγόριος Παπαμιχαήλ. Αἱ ἡσυχαστικαὶ ἔριδες τοῦ ΙΔ΄ αἰῶνος καὶ ὁ θρίαμβος Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ (1341-1360) // 'Εκκλησιαστικὸς Φάρος 5. 1910; также: греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος - дата прослеживается здесь как минимум с 2013-го до 2025 года (ср. https://web.archive.org/web/20131106040741/https://www.synax...spx и https://web.archive.org/web/20250326104537/https://www.synax...spx). При этом календарь на официальном сайте Элладской Православной Церкви как минимум с 2007 по 2023 гг. относил кончину святителя к 1340 году (ср. https://web.archive.org/web/20070407191614/http://www.eccles...=75 и https://web.archive.org/web/20230603103739/https://www.eccle...=75).

В настоящее время учёными принята датировка смерти святителя - 1357 г. (см.: Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palama (1368) ed alcune altre questioni // Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 1993 [1994]. Vol. 30 (N. S.). P. 159. Not. 9); прежняя общепринятая дата - 1359. Новая дата была внесена также в официальный календарь РПЦ 2008 г. ("Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставления" // Официальный сайт Русской Православной Церкви (дата публикации: 26 ноября 2007 г.), https://www.patriarchia.ru/db/text/329454). С 2017 года и до сих пор в изданиях Московской патриархии дата смерти святителя стала указываться как 1357 год (см. Официальный календарь РПЦ на 2017 год, https://web.archive.org/web/20170924212553/http://calendar.r...331; М. М. Бернацкий, А. А. Турилов, прот. В. Асмус, Э. П. А., диак. Михаил Желтов, Н. В. Герасименко, Е. М. Саенкова. "Григорий Палама" // "Православная энциклопедия", т. 13. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006, с. 12-41, интернет версия опубликована 14 марта 2009 г.: http://www.pravenc.ru/text/168057.html).

[12]  Подпись святителя в конце текста томоса: "Смиренный митрополит Салоник пречестный экзарх всей Фессалии Григорий" (см.: Καρμίρης, Ι. Τὰ δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκλησίας, τὸμ . Ά, 2η ἔκδ., Ἀθήνα, 1960, 374-407, "Τόμος της εν Κωνσταντινουπόλει Συνόδου (1351 μ.Χ.)"; Μέρος Γ΄. // "Томос Константинопольского Собора (1351 года)". Ч. 3 // Греческий сайт "Ιερεύς Σωτήριος Αθανασούλιας". - http://sathanasoulias.blogspot.com/2015/12/1351_10.html; "Соборный томос, изложенный божественным и священным Собором, собравшимся против единомышленников Варлаама и Акиндина, в царствование благочестивых и православных царей наших Кантакузина и Палеолога" (1351) / Пер. с греч. и прим. А. И. Корнакова. – СПб.: Петроград, 2020, изд. 1-е., с. 58, https://rwmiosini.blogspot.com/search/label/документы вселен...ров.

[13]  BHG, N 718; Idem // PG. 151. Col. 551-656.

[14]  "Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставления" // Официальный сайт Русской Православной Церкви (дата публикации: 26 ноября 2007 г.), https://www.patriarchia.ru/db/text/329454.

[15]  Meinardus. P. 189; Πεντζίκης. Σ. 41, 110, 411.

[16]  Муравьев. С. 52, 132, 144, 231.

[17]  "Частица мощей Святителя Григория Паламы", официальный сайт Мещовского Георгиевского монастыря, http://sgmmm.ortox.ru/svjatyni_monastyrja/view/id/1203273

[18]  Новый сводный иконописный подлинник, иконописная школа при МДА, 2008 г.

[19]  Статья Справочника для иконописца от иконописной мастерской Елеон - http://eikon.org.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=81:...=17

[20]  Μεταξᾶς Ν. Λόγοι ἀποδεικτικοὶ δύο. Κωνσταντινούπολις, 1627

[21]  Arcudius P. Opuscula aurea theologica quorundam clarissimorum virorum graecorum... circa processionem Spiritus Sancti. R., 1630

[22]  Combefis. F. Auctarium Novissimum Bibliothecae Patrum. P., 1672

[23]  Paris. gr. 1239 (XV)

[24]  Acta Sanctorum. Iun. T. 2. P. 538-556

[25]  Τόμος ᾿Αγάπης, 1698

[26]  Paris. gr. 1238 (Paris, 1702 [= Niceph. Greg. Hist. Bd. 2. 1282-1283; PG. 148. Col. 1010-1012])

[27]  Matthaei C. F., ed. Gregorii Thessalonicensis X orationes. M., 1776 по рукописи ГИМ. Син. греч. 212, XVI век [Владимир (Филантропов), архим. Систематическое описание рукописей моск. Синодальной (Патриаршей) б-ки. М., 1894. С. 261-262

[28]  Matthaei C. F., ed. Gregorii Thessalonicensis X orationes. M., 1776. T. 2. P. 7-37

[29]  Antonio Rigo, ‘Nicodemo l’Aghiorita e la sua edizione delle opere di Gregorio Palamas’, in Adalberto Mainardi (ed.), Paiisij lo staretz (Magnano: Edizioni Qigajon, 1997, P. 165-182; Meyendorff. Introduction a l'Etude de Gregoire Palamas. Paris : Editions du Seiul. 1959, P. 337-338

[30]  ᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια. 1883. Τ. 4. Σ. 93-101

[31]  Κλεοπᾶς. Δ. Τοῦ Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ῾Ομιλίαι τεσσαράκοντα καὶ μία. ῾Ιεροσόλυμα, 1857

[32]  Treu M. ᾿Επιστολὴ Γριγορίου τοῦ Παλαμᾶ πρὸς Δαβὶδ μοναχὸν Δισύπατον // ΔΙΕΕ. 1890. Τ. 3. Σ. 229-234

[33]  Афон [История Афона] / [Соч.] доктора еллинской словесности еп. Порфирия Успенского. (Восток христианский). / Афон монашеский. Оправдания. Ч. 3. Т. 2. СПб., 1892, https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspenskij/istorija-afona...ja/

[34]  по ркп. Lavra 1945 (Ω 133), 1708 г.

[35]  ᾿Εκκλησιαστικὸς Θάρος 1913, 1914

[36]  Meyendorff. J. L'origine de la controverse palamite. Le première lettre de Palamas à Akindynos // Θεολογία. 1955, Meyendorff J. Une lettre de Grégoire Palamas à Akindynos // Θεολογία. 1953

[37]  Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes / Introd., texte crit., trad. et notes: J. Meyendorff. Louvain, 1959, 19732. (SSL. EtDoc.; 30-31)

[38]  ΓΠΣ - Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. T. A΄- Ε΄. Θεσσαλονίκη, 1988–1992; опубликованы 5 томов

[39]  Κουρούσης Σ. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ τέσσαρες ἀνέκδοται ἐπιστολαὶ πρὸς ῞Αγιον ῎Ορος // ΕΕΒΣ. 1963

[40]  Sinkewicz R. E. A New Interpretation for the First Episode in the Controversy between Barlaam the Calabrian and Gregory Palamas // JThSt. 1980. Vol. 31. Р. 489-500

[41]  М. М. Бернацкий Сочинения. Издания. "Григорий Палама" // "Православная энциклопедия", т. 13, http://www.pravenc.ru/text/168057.html

[42]  "Святаго отца нашего Григория Палама, архиепископа Фессалонитскаго, Десять бесед, с присовокуплением двух бесед, одной Иоанна Златоустаго, а другой Амфилохия Иконийскаго и с учением Иоанна Дамаскина о пречистом Теле Господне". – М.: Тип. И. Лопухина, 1785, https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/desjat-besed/#source

[43]  "Άγιος Γρηγόριος ο Παλαμάς". Φιλοκαλία των Ιερών Νηπτικών. Τόμος Δ', страница сайта "Азбука веры", https://azbyka.ru/otechnik/greek/dobrotolyubie-filokalija-na...4/6

[44]  "Св. Григория Паламы, три неизданных творения", 1895

[45]  Слово к философам Иоанну и Феодору / Пер. с греч.: еп. Арсений (Иващенко). – Новгород, 1895.

[46]  Олег Климков. Опыт безмолвия: человек в миросозерцании византийских исихастов. Глава 3. Учение о человеке исихастов и их противников. 2. Теоретическое осмысление исихастской традиции: философско-богословское учение Григория Паламы, https://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-bezmolvija-chelovek-..._14

[47]  Роман Викторович Яшунский (в монашестве Иона, при хиротонии во иеромонаха Флоринитского синода — Нектарий)

[48]  Прот. В. Асмус, М. М. Бернацкий. "Учение Григория Паламы" (список сочинений в конце раздела) // "Православная энциклопедия", т. 13, с. 12-41, https://www.pravenc.ru/text/168057.html#part_20

[49]  В 2015 году вышел последний 6-й том "Омилии" из собрания сочинений святителя Григория Паламы: Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ΣΥΓΓΡΑΜΜΑΤΑ, τόμος ΣΤ´, ΟΜΙΛΙΑΙ. Ἐκδίδει Βασίλειος Στ. Ψευτογκᾶς. Θεσσαλονίκη 2015., https://mondios.livejournal.com/82346.html; Издания святоотеческих текстов и антологии // Ларионов, А. В., свящ., Ларионова, Н. Б. (2020). Панайотис К. Христу (1917–1995): патролог, богослов, политик. Метафраст, (2 (4), 147–183. с. 180-181, https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2020.4.008 и https://publishing.mpda.ru/index.php/metaphrast/article/view/794; Елиманов, В. Е. (2021). Различие сущности и энергии в онтологии свт. Григория Паламы: энергия как сущность в движении. Метафраст, (1 (5), 123–181. https://doi.org/10.31802/METAFRAST.2021.5.1.004; Яннис Димитракопулос. "Григорий Палама — экзистенциалист? Реконструкция подлинного значения его комментария на Исх. 3:14: «Ἐγώ εἰμι ὁ ὤν»", страница сайта "Научный журнал «ESSE: Философские и теологические исследования»", https://esse-journal.ru/yannis-dimitrakopulos-grigorij-palam...14/

[50]  Ψευτογκᾶς B. Σ., ἐπ. (2015) «<Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ> Ὁμιλίαι». Ἔκδ. Β. Σ. Ψευτογκᾶς. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ Συγγράμματα. Ἐπιμελείᾳ Β. Σ. Ψευτογκᾶ. T. Σ´. Θεσσαλονίκη: Ἐκδόσεις Κυρομάνος. Σ. 39–683 // Яннис Димитракопулос. "Григорий Палама — экзистенциалист? Реконструкция подлинного значения его комментария на Исх. 3:14: «Ἐγώ εἰμι ὁ ὤν»", страница сайта "Научный журнал «ESSE: Философские и теологические исследования»", https://esse-journal.ru/yannis-dimitrakopulos-grigorij-palam...14/

Редакция текста от: 08.11.2025 23:09:07

"ГРИГОРИЙ ПАЛАМА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google