Свт. Григорий Палама. Икона посл. трети XIV в. Собр. ГМИИ. |
Память 14 ноября, в неделю 2-й седмицы Великого Поста и в Соборах Афонских преподобных, Ватопедских (Греч.), Касторийских (Греч. [1]), Лемносских (Греч.) и Фессалоникийских (Фесс.) святых, а также вместе со своей святой семьей (Греч.)
Родился в 1296 году в Константинополе в богатой семье. Воспитанием и обучением Григория Паламы руководил лучший учитель своей эпохи - Феодор Метохит, крупнейший политический деятель, философ и писатель, великий логофет при императоре Андронике II Палеологе [2].
Отказавшись от светской карьеры сановника, предложенной ему, в 20 лет он принял иночество в одной из афонских обителей. Около трёх лет провел вместе с своим духовным наставником Никодимом Исихастом Ватопедским, от которого и принял монашеский постриг. Позже его духовным наставником был преподобный Григорий Византийский. Учителем святителя Григория в исихастской практике был подвизавшийся на Афоне преподобный Никифор Уединенник. Учителями его также стали Константинопольские патриархи Григорий II Киприот и Афанасий I, а также святитель Феолипт Филадельфийский [3].
В 1336 году в скиту святого Саввы занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни.
Особенно известен спор его с Варлаамом Калабрийским и Акиндином о Фаворском свете; Палама в этом споре отстаивал учение Церкви, что свет этот не есть творение, но свет присносущный (нетварный; см. также исихазм). По этому поводу в 1341 в Софийском Константинопольском храме под председательством патриарха созван был Собор, на котором Палама обличил заблуждение Варлаама так, что последний решил удалиться в Италию.
В 1344 году патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил святого Григория от Церкви и заключил в темницу.
В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, подвижник был освобождён и возведён патриархом Исидором I Вухиром, его другом и соратником, в сан архиепископа Солунского.
Однако святитель не мог войти в город вплоть до 1350 года, когда Иоанн Кантакузин вернул себе контроль над Фессалоникой и одержал победу над «зилотами», которые подняли восстание еще в 1342 году [4] и упорно отказывались признавать Иоанна Кантакузина императором. Кроме того, среди населения Фессалоники, по всей видимости, было много сторонников Акиндина [5].
Не имея возможности попасть в Фессалонику, Григорий Палама посетил Афон, где встретился с серб. кор. Стефаном Душаном [6], привлекшим к тому времени на свою сторону посредством богатых даров многих афонских монахов и установившим в 1345 году над Афоном сербскую власть. Кор. Стефан неск. раз беседовал с Григорием Паламой, пытаясь заручиться его поддержкой и обещая пожаловать ему «целые города и области для получения доходов» [6], но Григорий сохранил верность императору и, более того, встал на защиту прота Нифонта [7], которого обвиняли в мессалианстве серб. монахи, стремившиеся поставить серб. прота [8].
Тогда Стефан с целью избавиться от Григория Паламы послал его в Константинополь в качестве посредника между ним и византийским двором [9]. После кратковременного пребывания в Константинополе святитель выехал в Фессалонику, но, вновь не получив возможности занять кафедру, отправился "по поручению Великой Церкви" на Лемнос, где посредством проповеди "исправлял грубые варварские нравы тамошнего народа" [9].
В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины святой Григорий вернулся в Солунь.
Скончался мирно 14 ноября 1359 года.
Свт. Григорий Палама. Фреска ок. 1371 г. Роспись церкви святых Бессребреников Афонского Ватопедского монастыря. |
Полемика с Варлаамом
Афонские иноки были крайне взволнованы нападками Варлаама и обратились к одному из выдающихся византийских подвижников и ученых – Григорию Паламе с просьбой поговорить с Варлаамом и убедить его прекратить словесные и письменные на них нападки и не оскорблять святых мужей, почитающих божественный свет.
Палама, имевший и раньше повод высказываться против богословско-философских воззрений Варлаама, теперь со всей силой своего ученого таланта и литературного уменья выступил против порицателя византийского монашества и его резких суждений о богоугодной исихии.
Он написал (в период 1338-1340) девять слов против Варлаама, разделив их на три триады. Варлаам ответил своему литературному противнику сочинением «Κατα ̀ μασαλιανω̃ν» («Против мессалиан»). В спор вмешались и другие лица: Палама нашел себе сочувствие у вселенского патриарха Филофея, царицы Анны и ее сына Иоанна Палеолога, у царедворца, а позднее императора, Иоанна Кантакузина и, конечно, в среде византийских, особенно афонских безмолвников, а Варлаам имел сторонников в лице богослова и философа Григория Акиндина и историка Никифора Григоры. Таким образом, составились две партии - варлаамитов и паламитов, - в спор разгорелся с большой силой.
Весь жгучий предмет спора сосредоточивался на вопросе о существе в энергии Божества (ή Θεία ουσία καὶ ὲνέργεια): есть ли энергия само существо Божие или же нет. К постановке этого вопроса пришли посредством другого: что такое был свет Господня Преображения на Фаворе - существо Божие или нет.
Основная мысль Варлаама заключалась в том, что божественное озарение есть наука и знание, которое дается в удел тем, кто чист сердцем и исполняет заповеди Божий. Таково именно было осияние учеников светом Господним во время пробуждения на горе Фаворе; оно имело целью сообщение высшего знания апостолам и не было по природе своей чем-либо невещественным или излиянием самого существа Божия, но только призраком, мысленным образом, созданным именно для этой цели.
Палама же и афонские монахи отстаивали то мнение, что воссиявший на Фаворе свет, по учению отцов Церкви, хотя и не есть самое существо Божие, но и не мысленный образ: это есть неразлучно присносущное Божественному существу проявление и осуществление, иначе – это есть естественное свойство и энергия (φυσικη ̀χάριζ καί ένέργεια) Божества.
Варлаам возражал на это: если осияние учеников на Фаворе было действием сообщения им Божественного существа, то надо заключить, что этот свет тождествен с существом Божиим и что существо Божие может сообщаться человеку и доступно человеческим чувствам.
Не существо, - отвечал Палама, - а энергия Божественная, благодать и слава, уделяемая от существа Божия святым. Притом энергия Божественная нераздельна от существа Божия, как неразделен Сын от Отца или Дух Святый, или как неотделим луч от солнца и теплота от огня; значит в таком учении нет мысли о двоебожии. И подобно тому, как существо солнца, т.е. диск его как неделимый выше лучей и сияния, посылаемого человеческим глазом, точно так же, согласно учению церкви, и божественное существо как неделимое и невидимое выше посылаемых ему сияний, энергий и благости, которую сообщает святым Пресвятая Троица.
Варлаам и его сторонники возражали против такого понимания взаимоотношений сущности Божества и Его энергии и в дальнейшей полемике пришли к пантеистическим воззрениям.
Учение Варлаама как еретическое вызвало осуждение Церкви. По поводу него созывались соборы в 1341, 1347, 1351, 1352 и 1368. На этих соборах учение Паламы и его сторонников было признано согласным с учением церкви, а Варлаам и его ученики анафематствованы. В 1351 году сам святитель, вслед за патриархом Каллистом, подписал Соборный томос против единомышленников Варлаама и Акиндина [10].
Икона святителя Григория Паламы |
- Анафема тем, которые принимают воссиявший от Господа свет при Божественном Его преображении то за образ и тварь и призрак, то за самое существо Божие, и которые не исповедуют, что Божественный тот свет не есть ни существо Божие, ни тварь, но несозданная и физическая благодать и осияние и энергия, всегда происходящая из самого существа Божия.
- Анафема тем, кто принимает, что Бог не имеет физической энергии, а одно только существо, и что нет никакого различия между существом Божиим и энергией, кто не хочет думать, что как соединение Божественного существа и энергии неслиянно, так и различие неизменно.
- Анафема тем, кто принимает, что всякая физическая возможность и энергия Божества есть создание.
- Анафема тем, которые говорят, что если допустить различие в существе и энергии Божества, то значит мыслить Бога существом сложным.
- Анафема тем, кто думает, что одному только существу Божию свойственно имя Бога, а не энергии.
- Анафема тем, кто принимает, что существо Божие может быть приобщаемо (т.е. людям), и кто не хочет допустить, что приобщение свойственно благодати и энергии.
- Вечная память святейшему митрополиту Солунскому Григорию Палама, который низверг еретиков Варлаама и Акиндина, дерзнувших назвать физическую и нераздельную энергию и возможность Божества, а равно и все физические свойства Святой Троицы созданными, а также привносить учение о платоновских идеях и эллинские мифы.
Рака с мощами свт. Григория Паламы. Фессалоникийский собор во имя святителя Григория Паламы. |
Мощи и почитание
Святитель Григорий был причислен к лику святых вскоре после смерти, ибо еще при жизни сподобился откровений и имел дар исцеления. Его тело было погребено в соборе Святой Софии в Фессалониках, где от его мощей стали происходить чудеса, а в монастыре Великая Лавра на Афоне и в Кастории началось его местное почитание как святого. Константипольский патриарх святитель Каллист I запросил у фессалоникийцев точное изложение сведений об этих чудесах, на основе которого преемник Каллиста на Константинопольской кафедре святитель Филофей Коккин составил Похвальное слово и службу в честь новоявленного святого [11]. Прославление состоялось в 1368 году, когда синодальным деянием его празднование было установлено в день его кончины - 14 ноября.
Открытая рака с мощами свт. Григория Паламы |
После того, как в 1523 году Софийский собор в Фессалониках был превращён мусульманами в мечеть, мощи Григория Паламы были перенесены сначала во Влатадский монастырь, а затем в митрополичий собор города, где они находились до пожара 1890 года. Оставшись невредимыми в огне, святые мощи были помещены в новом кафедральном соборе, освященном во имя святителя Григория в 1914 году. Ныне частицы мощей также хранятся в Фессалоникийском монастыре Успения Пресвятой Богородицы в районе Панорама; в афонских монастырях Эсфигмен, Ксенофонт, Дионисиат, Пантелеимон и принадлежащем ему ските Новая Фиваида; а также в лавре Саввы Освященного [12]. В 1628, 1631, 1632 и 1642 годах частицы мощей святителя привозились из Северной Греции в Москву в дар российским государям [13]; ныне в России частица его мощей хранится в Мещовском Георгиевском монастыре [14].
В иконописной традиции изображается в богослужебном облачении (подризнике, епитрахили, поясе, поручах, палице, фелони [простой или крещатой] или сакосе, омофоре) и сапожках с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке [15]. Типом грек, сед, волосы кудрявы, борода большая, широковатая; лицо приятное со слезливыми глазами; кроток, очень умен [16].
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю,/ мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́,/ пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.
Тропарь, глас 8
Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние,/ богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче,/ Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Прему́дрости Свяще́нный и Боже́ственный орга́н,/ богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́,/ воспева́ем тя Григо́рие богоглаго́льниче:/ но я́ко ум Уму́ пе́рвому предстоя́й,/ к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м:// ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.
Свт. Григорий Палама. Икона |
Труды
- «Житие Петра Афонского», ок. 1334
- "Слова аподиктические" ("доказательные") (содержат обсуждение проблемы Filioque), ок. 1335
- Несколько писем к Варлааму и к более позднему оппоненту, Акиндину (на тему Filioque, а также о вопросе богопознания)
- Три триады (9 трактатов) "В защиту священно-безмолвствующих", 1338 - 1340
- "Святогорский Томос" (манифест афонских монахов, составленный святителем Григорием), 1340
- Семь «Антирритиков против Акиндина» (полемика о божественных энергиях), 1342-1345
- Сочинение «К Ксении о страстях и добродетелях» (обширный аскетический трактат, посвященный борьбе со страстями и стяжанию христианских добродетелей), 1345-1346
- 4 опровержительных слова "Против Григоры", 1355-1357
- 63 гомилии (посвящены преимуществено аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике)
См. также
- Сайт посвященный свт. Григорию Паламе
Литература
- Ф.И. Успенский, Очерки по истории византийской образованности, СПб., 1892;
- его же. Синодик в Неделю православия, Одесса, 1893;
- епископ Порфирий Успенский, История Афона, ч. 3, отд. 2, СПб., 1892;
- Г. Недетовский, Варлаамитская ересь, «Труды КДА», 1873, февраль;
- П.А. Сырку, К истории исправления книг в Болгарии в 14 в., СПб., 1899.
Использованные материалы
- "Григорий Палама", Православная энциклопедия, т. 13, с. 12-41:
- http://www.pravenc.ru/text/168057.html (материал использован частично)
- Дионисий (Шленов), игум., Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение:
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т., Большая Российская Энциклопедия, 1995.
- "Святитель Григорий Палама", календарь поратала Православие.Ru:
- "Неделя 2-я Великого Поста, Святителя Григория Паламы", портал Православие.Ru, 16 марта 2014:
[1] Имя свт. Григория Паламы в списке святых епархии "Τοπική Αγιολογία", страница сайта "῾Ιερὰ Μητρόπολις Καστορίας", https://www.imkastorias.gr/arxeio-arthron/category/topiki-agiologia/, он изображен на иконе Собора Касторийских святых - https://www.imkastorias.gr/arxeio-arthron/anakoinoseis/i-syn...on/, А. В. Захарова, О. В. Лосева, Д. Чешмеджиев. "Касторийская митрополия". Святые, особо почитаемые в митрополии // "Православная энциклопедия", Т. 31, С. 602-636, https://www.pravenc.ru/text/1681333.html?ysclid=lfjy654ppr72...t_3
[2] Сухарников Евгений, "Григорий Палама: отец и учитель Церкви", федеральный портал История.РФ, 14 ноября 2017, https://histrf.ru/biblioteka/b/grighorii-palama-otiets-i-uch...kvi
[3] Мейендорф И. Ф., прот., Жизнь и труды святителя Григория Паламы, гл. "Учителя св. Григория Паламы", https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/zhizn-i-trudy-svj...1_1. Выдвигается также предположение о том, что учителем будущего святителя был и преподобный Григорий Синаит. См. рассмотрение этой версии в 3-й главе книги игум. Петра (Пиголя), Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники, https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-...3_4
[4] Сantасus. Hist. 3. 28
[5] Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 611-612
[6] Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 615
[7] PLP, N 20683
[8] см.: Meyendorff. Introduction. P. 138
[9] Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 616
[10] Καρμίρης, Ι. Τὰ δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκλησίας, τὸμ . Ά, 2η ἔκδ., Ἀθήνα, 1960, 374-407. См. подпись святителя в конце текста томоса: "Смиренный митрополит Салоник пречестный экзарх всей Фессалии Григорий": http://rwmiosini.blogspot.com/2017/06/1-1351.html
[11] BHG, N 718; Idem // PG. 151. Col. 551-656.
[12] Meinardus. P. 189; Πεντζίκης. Σ. 41, 110, 411.
[13] Муравьев. С. 52, 132, 144, 231.
[14] "Частица мощей Святителя Григория Паламы", официальный сайт Мещовского Георгиевского монастыря, http://sgmmm.ortox.ru/svjatyni_monastyrja/view/id/1203273
[15] Новый сводный иконописный подлинник, иконописная школа при МДА, 2008г.
[16] Статья Справочника для иконописца от иконописной мастерской Елеон - http://eikon.org.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=81:...=17