Портрет Константинопольского Патриарха Кирилла (Лукариса). 1632 г., Женева, Швейцария. |
Память 27 июня (Александр., Конст. [1], РПЦЗ [2]), в Соборах Константинопольских святителей (Греч.), Родосских (Греч.) и Додеканесских (Греч.) святых [3]
Родился в 1572 году в Ираклионе на Крите. Был взят на воспитание своим дядей, Александрийским патриархом святителем Мелетием (Пигасом).
Получал образование у ученого монаха Мелетия (Власта), который преподавал в школе Синайского подворья. После получения общего образования продолжал учёбу под началом писателя и проповедника епископа Кифирского Максима (Маргуния). Завершал образование в греческой коллегии в Венеции в 1584-1588 годах и в Падуанском университете в 1589-1593 годах.
В 1593 году был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера патриархом Александрийским Мелетием, который не оставлял своего питомца без внимания и поддержки.
Подвизался в Анкарафском монастыре на Крите [4]. Был начальником греческого монастыря на Крите (Анкарафского?).
Приближенность к Царьградскому патриаршему двору, особенно к патриарху Иеремии II, расширила его осознание состояния Православной Церкви. Кирилл решил оставить спокойную жизнь в одном из богатейших критских монастырей и отправился в Египет, где Александрийская Патриархия прозябала в нищете [5].
Деятельность в юго-западной Руси
Прибыв в Речь Посполитую стал учителем греческого языка и ректором Острожского училища. В качестве экзарха Александрийского патриарха присутствовал на Брестском Соборе 1596 года. После того как собор провозгласил унию с Римом, в 1597 году Александрийский патриарх Мелетий, как местоблюститель Константинопольского патриаршего престола, объявил русских епископов-униатов низложенными, а до поставления новых епископов назначил Кирилла одним из наместников Вселенского престола в южной России. Однако, так-как в Речи Посполитой развернулись гонения на православных, Кирилл как и ряд других греческих клириков бежал из страны.
По выезде из польских земель посетил Виттенберг, Женеву и другие центры Западной Европы.
Когда Польский король Сигизмунд III обратился к святителю Мелетию (Пиге) за содействием к умиротворению юго-западной Руси, волновавшейся по поводу введения унии, патриарх в 1600 году вновь послал Кирилла в качестве своего уполномоченного. Ничего не успев сделать, Кирилл снова скоро вынужден был вернуться в Александрию.
Патриарх Александрийский
Кирилл (Лукарис), патриарх Александрийский |
В 1612 году краткосрочно был местоблюстителем Константинопольского патриаршего престола.
Одной из главных забот для патриарха Кирилла стала борьба с римо-католической экспансией в юго-западной Руси и на Ближнем Востоке. На поместном Каирском Соборе он осудил латинскую пропаганду среди христиан Египта. Его западный опыт подталкивал его к сближению с другими европейскими силами сопротивления католичеству. В выстраивании этих связей патриарх Кирилл пользовался живой поддержкой послов Англии и Нидерландов в Порте. В первую очередь он стал налаживать контакты с англиканами - в Англию были направлены на учебу несколько молодых греков, патриарх передал в дар Английскому королю Иакову т. н. "александрийский кодекс" Святой Библии, а также послал архиепископу Кентерберийскому Вильяму Лауду ценный список Пятикнижия с арабским переводом. Несколько позднее контакты были завязаны и с женевскими кальвинистами.
Патриарх Константинопольский
Патриарх Кирилл (Лукарис) |
Свое управление Константинопольской Церковью патриарх Кирилл проводил будучи в центре религиозно-политической борьбы за влияние между римо-католиками и протестантами. Из-за происков своих врагов Кирилл был четыре раза свергаем с престола османским правительством, но через короткие промежутки времени вновь восстановляем. Впервые он был сведен с престола в 1623 году, но возвращен в том же году; во второй раз - в 1633 году, возвращен в том же году; в третий раз - в 1634 году, заточен на острове Тенедос, возвращен в том же году; в четверный раз - в 1635 году, возвращен в 1637 году. Каждый раз патриарх был переизбираем голосом православного духовенства при поддержке мирян. Важную роль играли дипломатические представители противоборствующих западных лагерей - Франции и Австрии с одной стороны; Голландии, Англии и Швеции с другой.
В период особенно деятельной пропаганды иезуитов, патриарх неизменно видел в них главную угрозу Церкви. По его словам, они "ищут нашего уничтожения и разрушения Патриархата и всей Церкви греков" [8]. Главные меры патриарха были направлены против иезуитской пропаганды - одно время он даже добился формального изгнания иезуитов из пределов Османской империи. Основанная им в Константинополе типография в частности печатала полемические сочинения против латинян.
В свою очередь проводники влияния римо-католицизма - главным образом иезуиты, Congregatio de Propaganda Fide, и дипломатические представители Франции и Австрии - были первыми противниками патриарха, использовавшими зачастую политическое давление и клевету для умаления его влияния. Самым важным их оружием на политическом уровне были обвинения в государственной измене. Однако, самым эффективным для подрыва его авторитета среди православных были обвинения в отступничестве от Православия в кальвинизм.
Отношение к протестантизму и "Исповедание веры"
Икона священномученика Кирилла (Лукариса) |
Тем временем кальвинисты - особенно голландский посол Корнелий ван Хааг с помощью проповедника Антония Легера - стали также использовать политическое влияние, дипломатию, деньги и другие средства для привлечения православных к своим взглядам. Богословские обсуждения, проповеди и беседы Легера склонили на его сторону многих из патриаршего окружения. Около того времени кальвинисты опубликовали в Женеве перевод Библии на новогреческий язык Максима Каллиполитиса - и патриарх Кирилл был вынужден благословить перевод, несмотря на его кальвинистский уклон. Другим знаком сближения с Западом был перевод в 1628 году летоисчисления на патриарших документах с отсчёта от Сотворения мира к отсчёту от Рождества Христова. Наконец, в 1629 году в Женеве на латинском языке появилось "Исповедание веры преосвященнейшего господина Кирилла Патриарха Константинопольскаго от имени и с согласия Патриархов Александрийского и Иерусалимкого и прочих Предстоятелей восточных Церквей, написанное в Константинополе в месяце Марте 1629 года" с откровенно кальвинистским учением. В следующие годы оно было издано также по-французски, по-немецки, по-английски, а 1633 году наконец по-гречески.
Икона священномученика Кирилла (Лукариса) |
Внутрицерковные дела и кончина
Среди приметных дел патриарха Кирилла по укреплению Церкви известно основание в 1627 году патриаршей типографии в Константинополе для печатания духовных книг. Особым посланием патриарх Кирилл призывал всех православных жертвовать средства на восстановление сгоревшего Афонского Симонопетрского монастыря. Синодальным решением от 1622 года был прославлен святой Герасим Кефалонский.
Патриарх поддерживал деятельные сношения со всей Русью. Известны 50 писем его к царю Михаилу Федоровичу и патриарху Московскому и всея Руси Филарету, в которых Кирилл предстаёт вполне приверженным Православию [11]. Патриарх Кирилл в 1623 году утвердил Луцкое церковное братство и дал его училищу устав, послуживший образцом для других братских школ.
В начале Азовского сидения враги Кирилла обвинили его перед османским правительством в том, что казаки захватили Азов по внушению патриарха, который якобы ждет только прибытия этих своих единоверцев к Константинополю, чтобы поднять греков против турок. По этому обвинению в 1638 году патриарх Кирилл был в пятый раз сведен с престола и по повелению султана Мурада IV - удавлен 27 июня [12] 1638 года. Тело его было брошено в море.
Оценки и почитание
Икона священномученика Кирилла (Лукариса) |
Впоследствии пять других поместных Соборов - Киевский в 1640 году; Ясский в 1642 году; Константинопольский и Вифлеемский в 1672 году; Константинопольский в 1691 году - подтверждали еретичество "Исповедания," но их суждения о патриархе Кирилле были иными. Так, подводя итоги Ясского Собора 1642 года святитель Петр (Могила) писал:
Вифлеемский Собор 1672 года, специально занимавшийся делом патриарха Кирилла, также совершенно оправдал его, засвидетельствовав, что Константинопольский Собор 1638 года проклял Кирилла не потому, что считал его автором исповедания, а за то, что Кирилл не написал опровержения на это приписываемое ему сочинение.
Мнение о патриархе Кирилле как о кальвинисте впоследствии поддерживалось западными исследователями, которые кроме "Исповедания," в частности, ссылались также на его обширную переписку с протестантскими учеными - особенно на письма 1618-1620 годов к голландцу Вельгельму. Эта точка зрения звучала и среди православных: так, в 2002 году протоиерей Валентин Асмус ссылался на заключение архимандрита Василия (Стефанидоса) о том что патриарх Кирилл всё же был автором пресловутого текста [14].
С другой стороны, в защиту православности взглядов патриарха Кирилла профессор Николай Тзиракис составил сравнительную таблицу обвинений Константинопольского Собора и слов самого Кирилла (Лукариса). По его заключению:
Другой православный исследователь жития патриарха Кирилла, епископ Арсений (Брянцев), оспорил подлинность корпуса, выдаваемого за переписку патриарха с протестантами.
6 октября 2009 года Священный Синод Александрийской Православной Церкви прославил патриарха Кирилла в лике священномучеников [16].
Литература
- Pichler, Geschichte des Protestantismus in der orient. Kirche im XVII Jahrh., Мюнхен, 1862.
- Оболенский М., кн., "Новые материалы для истории К. Л.," Православное Обозрение, 1860, № 1.
- Брянцев А., Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви (магистерская диссертация), изд. отдельной книгой: СПб., 1870, и в журнале Странник, 1868.
- Karmiris, Ioannis, Orthodoxia kai Protestantismos, Athens, 1937.
- Papadopoulos, Chrysostomos, Kyrillos Loukaris, Athens, 1938.
- Αρχιμ. Βασιλείου Κ. Στεφανίδου, Έκκλησιαστικη Ιστορία, Αθήναι, 1978, с. 705-708.
- Дворкин А. Л., Очерки по истории Вселенской Православной Церкви, Нижний Новгород, 2005, с. 852.
Использованные материалы
- "Кирилл Лукарис," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Paliouras, Athanasios; trans. Zigada, Helen, "Cyril I Lucaris," страница официального сайта Константинопольской Православной Церкви:
- Страницы официального сайта Александрийской Православной Церкви:
- http://www.patriarchateofalexandria.com/index.php?module=con...=en
- http://www.patriarchateofalexandria.com/index.php?module=new...373
- Максимов Г. В., "В защиту Благодатного огня," портал Православие.Ru, 26 апреля 2008:
- "Патриарх Александрийский Феодор заявил, что будет продолжать дело своих предшественников Патриархов Кирилла (Лукариса) и Мелетия (Метаксакиса)," газета Православие и мир, 17 мая 2011:
- Толстой М. В., Рассказы из истории Русской Церкви, кн. 5, гл. IV:
- Асмус В. В., прот., "К оценке богословия Святителя Петра Могилы, митрополита Киевского", Богословский сборник, вып. 10, М.: ПСТБИ, 2002, с. 224-241:
[1] "Митрополит Лаодикийский Феодорит — новый представитель Константинопольского Патриарха в Афинах" / Страница портала Седмица.Ru (12.02.2022), https://www.sedmitza.ru/text/10089921.html.
[2] "Священномуч. Кирилла, патр. Константинопольскаго (1638)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/June-2019.pdf.
[3] "Άγιος Κύριλλος Λούκαρις Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως", частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, http://www.saint.gr/4188/saint.aspx
[4] А. Ю. Никифорова, Анкарафу // Православная энциклопедия, т. 2, с. 446 - http://www.pravenc.ru/text/115536.html
[5] По словам патриарха Александрийского Феодора II, "Патриарх Александрийский Феодор заявил, что будет продолжать дело своих предшественников Патриархов Кирилла (Лукариса) и Мелетия (Метаксакиса)," газета Православие и мир, 17 мая 2011, http://www.pravmir.ru/patriarx-aleksandrijskij-feodor-zayavi...sa/.
[6] Так по данным официальных сайтов Константинопольской (http://www.ec-patr.org/list/index.php?lang=en&id=202) и Александрийской (http://www.patriarchateofalexandria.com/index.php?module=con...=en) Православных Церквей. По статье словаря Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm - в 1602 году.
[7] "Патриарх Александрийский Феодор заявил, что будет продолжать дело своих предшественников Патриархов Кирилла (Лукариса) и Мелетия (Метаксакиса)," газета Православие и мир, 17 мая 2011, http://www.pravmir.ru/patriarx-aleksandrijskij-feodor-zayavi...sa/.
[8] Цит. по Paliouras, Athanasios; trans. Zigada, Helen, "Cyril I Lucaris," страница официального сайта Константинопольской Православной Церкви, www.ec-patr.org/list/index.php?lang=en&id=202
[9] "Кирилл Лукарис," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm, со ссылкой на труд А. Брянцева Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви.
[10] По утверждению Иоанна Кармириса, цит. по Paliouras, Athanasios; trans. Zigada, Helen, "Cyril I Lucaris," страница официального сайта Константинопольской Православной Церкви, www.ec-patr.org/list/index.php?lang=en&id=202
[11] В предреволюционные годы эти письма хранились в Московском главном архиве министерства иностранных дел. "Кирилл Лукарис," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm, со ссылкой на труд А. Брянцева Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви.
[12] По Paliouras, Athanasios; trans. Zigada, Helen, "Cyril I Lucaris," страница официального сайта Константинопольской Православной Церкви, www.ec-patr.org/list/index.php?lang=en&id=202. Статья энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm указывает 28 июня.
[13] Цит. по Толстой, М. В., "Рассказы из истории Русской Церкви," кн. 5, гл. IV, http://www.ccel.org/contrib/ru/History/History32.html
[14] Асмус В. В., прот., "К оценке богословия Святителя Петра Могилы, митрополита Киевского", Богословский сборник, вып. 10, М.: ПСТБИ, 2002, 224-241, http://www.blagogon.ru/biblio/86/
[15] Перевод из сообщения пользователя Живого журнала rwmios f ("Алэксандроса Ромиопулоса", Александра Корнакова) от 11 ноября 2015 г. со ссылкой на кн.: Νικολάου Εμμ. Τζιράκη, Η περί μετουσιώσεως ευχαριστιακή έρις, υμβολή εις την ορθόδοξον περί μεταβολής διδασκαλίαν του ιζ΄ αιώνος, Διδακτορική διατριβή, Αθήνα, 1977, с. 84.
[16] http://www.patriarchateofalexandria.com/index.php?module=new...373