КАЛЛИСТ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Патриарх Каллист I Константинопольский
Патриарх Каллист I Константинопольский
Каллист I Агиорит (кон. XIII в. - 1363/1364), патриарх Константинопольский, святитель, исихаст, аскетический писатель

Память 20 июня (Греч. [1]), в Соборах Афонских преподобных и Константинопольских святителей (Греч.)

Родился в конце XIII века.

Около 1313-1314 года, будучи на Афоне - возможно, монахом Иверского монастыря [2], - встретил там преподобного Григория Синаита и со временем стал одним из его ближайших учеников. Жил со святым Григорием в скиту Магула. Когда преподобный Григорий предпринял первое путешествие в Парорию, отправился вместе с ним. После краткого пребывания в Парории, а затем в Константинополе, Каллист вместе со своим сподвижником Марком был послан преподобным Григорием на Святую Гору. Однако гражданская война, которая шла зимой 1327-1328 года, или другие причины задержали преподобного Григория в Царьграде. Через несколько недель Каллист вернулся в столицу, но весной 1328 года снова удалился на Афон, куда через несколько месяцев наконец прибыл и его учитель [3]. Когда преподобный Григорий отправился в Парорию во второй раз, Каллист вместе со своим сподвижником Марком (в целом они подвизались вместе с Марком 28 лет) остался в скиту Магула [4]. Там Каллист был рукоположен во пресвитера и в качестве насельника скита подписал в 1340 году Святогорский томос [5]. В середине 1340-х годов вернулся в Иверский монастырь [6]. Возможно стал игуменом монастыря [7] в период до 1350 года [8].

В 1342 году принял участие в поездке святогорских монахов к императрице Анне Савойской с целью примирить её с Иоанном Кантакузином и избежать усугубления гражданского противостояния. Не исключено, что именно благодаря этой миротворческой миссии Каллист позднее пользовался до определенного времени благоволением Иоанна Кантакузина, выразившимся, в частности, в возведении его на патриарший престол [9].

По возвращении на Афон в 1343-1345 годах принял участие в полемике с богомилами и стал членом той группы афонских монахов, которые ратовали за изгнание еретиков со Святой Горы [10].

В начале 1345 года вместе с несколькими монахами попал в руки турецких пиратов, но в июне того же года был освобождён: собравшиеся в Карее представители афонского монашества приняли решение продать пришедший в полное запустение монастырь Каллиграфа и на вырученные средства выкупить пленников [11].

В январе 1346 года в качестве представителя Иверского монастыря отправился за хрисовулом Стефана Душана для этой обители, а в 1349 году был членом афонской делегации на Собор в Скопье [12].

Свт. Каллист I Константинопольский
Свт. Каллист I Константинопольский

Патриаршество

После кончины патриарха Исидора Вухира император Иоанн Кантакузин предложил на патриарший престол кандидатуру Каллиста. По приказу императора был отправлен корабль, который забрал Каллиста с пристани Иверского монастыря и вместе с сопровождавшими его афонскими монахами доставил в Константинополь. 10 июня 1350 года в столице состоялось его избрание патриархом Константинопольским [13].

Стал вторым после Исидора паламитским патриархом на Константинопольском престоле и твёрдо поддерживал святителя Григория Паламу и его сторонников. Никифор Григора именует Каллиста "другом" Паламы [14]. При нём в во Влахернском дворце в 1351 году было созвано два Поместных Cобора, в очередной раз утвердивших паламитское учение [15].

Показал себя ревностным пастырем, радевшим о нравственном совершенствовании клира и церковного народа. В декабре 1350 года избрал из числа константинопольских священников наиболее благоговейных и опытных и особым постановлением назначил их в качестве экзархов в каждый приход, с тем чтобы они наблюдали за остальными клириками и давали наставления и указания [16]. К этому постановлению примыкает другое, изданное в сентябре 1352 года, в котором патриарх указывал, что священники и монахи, несмотря на многочисленные устные и письменные увещания, предаются пороку пьянства, допускают незаконные браки, четверобрачие, кровосмешение и многоженство [17]. Эти злоупотребления побудили святителя издать два постановления, посвященные вопросам брака: в них содержались запреты венчания несовершеннолетних, благословения четвёртого брака и заключения брачных союзов в недозволенных степенях родства [18]. Кроме того, патриарх Каллист назначил в Константинополе особых духовников из числа наиболее достойных священников, которым одним только было вверено совершение исповеди; соответствующее постановление снова сопровождалось увещанием, в котором патриарх указывал на необходимость для духовников быть несребролюбивыми и печься только о спасении души пасомых, не склоняясь ни на какие посулы [19].

Святитель также боролся против распространившегося среди его паствы увлечения магией [20]. В 1351 году им было издано учительное послание (Διδασκαλία) по поводу обращения некой Амарантины, прежде занимавшейся магией, но не без воздействия поучений Каллиста осознавшей свое нечестие, покаявшейся и принявшей монашество [21]. В этом послании указывал на то, что именно из-за пристрастия народа к магии на империю обрушиваются стихийные бедствия, эпидемии, междоусобные войны, нашествия иноплеменников и прочие бедствия.

Несмотря на то что он взошёл на патриарший престол при поддержке императора Иоанна Кантакузина, оставался верным сторонником законного наследника императорского трона, императора Иоанна Палеолога. В столкновении между Кантакузинами и Палеологами, которое произошло в 1351 году, встал на сторону последних. В апреле 1353 года Иоанн Кантакузин попытался заставить Каллиста прекратить литургическое поминовение законного императора Иоанна Палеолога и короновать сына Иоанна Кантакузина Матфея как своего соправителя [22], но патриарх настаивал на сохранении законных принципов престолонаследия и отказался повиноваться. Святитель удалился в монастырь святого Афанасия, а затем в монастырь святого Маманта, при этом не сложив с себя сана, что не позволяло избрать нового патриарха и совершить чин венчания Матфея. Все уговоры Иоанна Кантакузина оказались тщетными: патриарх отказался вернуться в Патриархию и подписать свое отречение. Тогда 14 августа 1353 года Синод низложил Каллиста [23] и избрал на его место в соответствии с указаниями Иоанна Кантакузина Филофея Коккина. В ответ на это Каллист отплыл на остров Тенедос, к изгнанному императору Иоанну Палеологу, где продолжал действовать как патриарх. Хотя патриарх Филофей также принадлежал к лагерю паламитов, Каллист выступил против него.

За успешным вступлением в Константинополь Иоанна Палеолога 22 ноября 1354 года последовали отречение Иоанна Кантакузина от престола, удаление Матфея Кантакузина, и оставление Филофеем патриаршества. В 1355 году святитель Каллист вернулся на предстоятельскую кафедру и оставался патриархом до конца земной жизни.

Как свидетельствует его гомилетическое наследие, патриарх усиленно призывал клириков и монахов жить в согласии с канонами Церкви и оставить нерадение. Побуждал народ к сознательному участию в богослужении и увещевал чаще прибегать к таинству Покаяния. Был ревностным противником унии с Римом и деятельно боролся против антипаламизма, мусульманства и богомильства, что также нашло отражение в его проповедях.

Уделял особое внимание устроению дел епархий, которые оказались вне пределов империи. Так как многие епархии оказались опустошены, а их епископы - изгнаны из своих епархий латинянами или турками, патриарх переводил изгнанников на другие кафедры, поручая надзор за их епархиями соседним архиереям, а оставшимся без средств к существованию епископам давал для жительства и управления монастыри [24]. С его именем связано основание или перестройка монастыря Пантократор на Святой Горе Афон. Отказался поставлять литовского претендента на Всероссийский митрополичий престол Феодорита, но затем признал обособленность Литовской митрополии, рукоположил для неё митрополита Романа, а в 1361 году разбирал вопрос о границах Всероссийской и Литовской митрополий.

Развил широкую деятельность во взаимоотношениях с другими поместными Церквами. Связям с Болгарской Церковью способствовало торжество в ней исихазма и паламизма, но их омрачали трения в отношении канонической юрисдикции: Тырновский патриарх Феодосий II распространял свою духовную власть на земли Валашского господарства и даже рукоположил литовского ставленника Феодорита в митрополиты Киевские. Патриарх Каллист отказался признавать Феодорита, а в 1359 году, в ответ на просьбу Валашского воеводы Николая Александра, принял Церковь Валашского господарства под свой омофор и положил начало Унгро-Влахийской митрополии [25]. В декабре 1355 года патриарх Каллист издал учительное послание, обращенное к тырновским священникам и монахам, в котором, в частности, шла речь о том, что они при крещении совершают лишь одно погружение или даже окропление, а при миропомазании вместо мира, приготовленного Константинопольским патриархом, используют миро от мощей святых Димитрия и Варвара; описанная практика признавалась недопустимой [26]. В 1361-1362 годах Каллист заставил Болгарского патриарха признать верховенство Константинопольского Патриархата, в результате чего отношения между Церквами нормализовались [27].

Патриарх Каллист также пытался восстановить связи с Кипрской [28], Антиохийской [29] и Александрийской Церквами [30].

В отношениях с Сербской Церковью в 1353 году подверг церковному отлучению Сербского царя Стефана Душана вместе с Сербским патриархом, митрополитами и клиром и всех, кто решились бы на общение с ними, по причине антиканонического, по мнению Каллиста, провозглашения Печского архиепископа святителя Иоанникия II патриархом [31]. В 1363 году отправился в Серры для встречи с вдовой Стефана Душана. По императорскому повелению он должен был выступить посредником в деле о заключении мира с сербами и договориться об их военной помощи в борьбе против турок; вероятно намечалось и снятие анафемы с Сербской Церкви. По пути посетил на Афоне святого Максима Кавсокаливита, который предсказал ему скорую кончину [32]. В конце июля или в августе 1363 или 1364 года скончался в Серрах, возможно от моровой язвы, эпидемия которой свирепствовала в то время [33]. Высказывалось также мнение, что святитель был отравлен сербами [34], но Иоанн Кантакузин не считал эти слухи соответствующими действительности [35].

Почитание

Патриарх Каллист был погребён в присутствии афонских монахов в кафедральном соборе Серр [36]. Возможно, место его захоронения находилось в парекклисионе, прилегающем к северо-западному углу нартекса храма святых Феодоров (Серрской старой митрополии) [37]. Не исключено, что этот парекклисион был возведён как специальная усыпальница для патриарха Каллиста [38]. Вскоре Каллист стал почитаться во святых, память его совершается 20 июня [39].

Нередко святого Каллиста смешивают с его младшим соимённым современником, Константинопольским патриархом Каллистом II Ксанфопулом, из-за чего происходит путаница между их изображениями и житиями [40].

Подпись патриарха Каллиста I под соборным Томосом 1351 г.
Подпись патриарха Каллиста I под соборным Томосом 1351 г.

Сочинения

Литературное наследие святителя Каллиста довольно обширно, но лишь небольшая его часть издана и соответственно исследована. Из крупных работ перу святителя Каллиста принадлежит два знаменитых "исихастских" жития: Житие Григория Синаита и Житие Феодосия Тырновского, а также сборник аскетических "Глав". Известны также десятки его проповедей и многочисленные молитвословия.

Агиографические сочинения

Житие Григория Синаита

Является основным источником сведений о жизни и деятельности преподобного Григория. Дошло до нас в греческом оригинале и славянском переводе, созданном, вероятно, вскоре после составления оригинальной версии в среде учеников преподобного Григория Синаита. Впервые было издано в греческом оригинале И. В. Помяловским по рукописи ГИМ. Син. греч. № 281 [41]. Именно это издание на протяжении столетия использовалось исследователями византийского исихазма и агиографической литературы XIV века, несмотря на то что содержит целый ряд существенных недостатков и основано фактически на одной рукописи. Славянский перевод был издан позднее П. А. Сырку [42]. Этот перевод содержит существенные дополнения, не имеющие соответствий в греческом оригинале. Вопрос о происхождении этих дополнений по-разному решается учеными. Новыми изданиями греческого оригинала и славянского перевода стали публикации А. Деликариса и Х.-Ф. Байера [43]. В первом из них опубликованы славянский перевод на основе древнейшей рукописи [44] и в качестве приложения греческий оригинал по рукописям ГИМ. Син. греч. № 293 и Ath. Laur. I 117 [45], а во втором - греческий текст с обширным критическим аппаратом, учитывающим все известные на сегодня рукописи этого памятника.

Церковнославянский перевод преподобного Паисия (Величковского), иногда упоминаемый исследователями, представляет собой переработку древнего славянского перевода. Русский перевод Жития Григория Синаита был выполнен И. И. Соколовым в 1904 году на основе издания Помяловского [46]. Перевод Жития, помещаемый в Афонском патерике [47], сделан по новогреческому пересказу оригинального Жития, опубликованному преподобным Никодимом Святогорцем в составе сборника "Неон Эклогион" [48]. В 2006 году Байер опубликовал перевод Жития Григория Синаита на русский язык в составе критического издания греческого текста памятника, однако этот перевод нельзя признать удовлетворительным в первую очередь с литературной точки зрения, как нарушающий многие нормы современного русского языка. Предпринимались переводы и на другие языки [49].

Житие Феодосия Тырновского

Ценный источник сведений не только о жизни святого Феодосия, но и об истории византийского и болгарского монашества. Сохранилось только в славянском переводе, в составе одной рукописи (из собрания Рыльского монастыря: Код. № 61. Л. 282-294 об.), возможно в переработанном виде, что породило многочисленные дискуссии по поводу авторства этого текста [50]. Первое издание этого памятника сильно искажало текст, поскольку издатель последовательно заменял сербские и болгарские средневековые формы церковнославянских слов характерными для церковнославянского языка XVIII века [51]. Критическое издание было подготовлено В. Златарским [52]. Были сделаны переводы на современный болгарский язык [53].

Гомилетические сочинения

Гонис насчитывает 64 гомилии, несомненно принадлежащие святителю Каллисту [54]. Однако три из этого числа содержались в эскориальском кодексе, погибшем в огне [55]. Кроме того, две гомилии сохранились не полностью [56]. Изданы лишь "Похвальное слово Иоанну Постнику" (BHG, 892; Gelzer. 1886), гомилии на Успение Пресвятой Богородицы (BHG, 1112m), на Усекновение главы Иоанна Предтечи (BHG, 258v) и на Воздвижение Креста Господня (BHG, 424) [57].

Эта часть литературного наследия святителя наиболее интересна и наименее изучена, хотя гомилии содержат ценнейшие сведения по истории паламитских споров и церковной жизни Византии того времени. Часть гомилий посвящена полемике с Никифором Григорой [58], по крайней мере некоторые из этих гомилий являются первыми паламитскими полемическими текстами, направленными против Григоры: творения святителей Григория Паламы и Филофея Коккина, посвященные той же теме, появляются несколько позже. Значительная часть гомилий представляет собой различные увещания, обращенные как к монашествующим, так и к более широким кругам верующих.

Сведения о том, что в XVII веке беседы святителя Каллиста были изданы в Киеве, не соответствуют действительности: речь идет о ложно надписанном "Гомилиарии" Иоанна IX Агапита [59].

Главы

Сборник из 109 глав в полном объёме сохранился в составе единственной рукописи (Matsouki Ecclesiae S. Paraskeuae (olim Monasterii Bylizas 5)) [60] и имеет заголовок Святейшего патриарха Константинопольского господина Каллиста 100 Глав о чистоте души, как мало-помалу она очищается и возводится к созерцанию [61]. По мнению Риго, "Главы" были написаны около 1360 года [62]. Возможно, изначально это собрание глав представляло собой сотницу, но потом к ней были добавлены главы (о чем может свидетельствовать непропорциональный объем последних глав, особенно 109-й); также писцы могли разделить какие-то главы [63]. Выборка из 14 глав, сделанная на основе этого собрания, была издана в греческом Добротолюбии [64] и входит во все последующие издания этой антологии. Все 14 глав Добротолюбия находят соответствия в собрании из 109 глав: так, 1-я гл. из Добротолюбия соответствует 17-й, 2-я - 18-й, 3-я - 19-й, 4-я - 12-й и 13-й, 5-я - 35-й, 6-я - 37-й, 7-я - 34-й, 8-я - 38-й, 9-я - 45-й, 10-я - 46-й, 11-я - 56-й и 57-й, 12-я - 74-й, 13-я - 87-й и 14-я - 96-й.

Долгое время считалось, что автором "Глав" являлся другой Каллист: назывались Ксанфопул или Ангеликуд; во втором издании греческого Добротолюбия в качестве продолжения 14 глав Каллиста были напечатаны главы, принадлежащие Каллисту Ангеликуду, но под именем "Каллиста патриарха". Ещё в 1980 году Гонис относил "Главы" к сомнительным творениям, и лишь исследование Риго в 2005 году подтвердило их авторство.

109 глав представляют собой аскетический труд, содержащий темы, характерные для писателей-исихастов XIV века. Так, в частности, многие главы посвящены внутренней молитве и трезвению, соединению ума с сердцем, причем особое значение придается молитвенному призыванию в сердце имени Иисуса. Святитель Каллист рассуждает и о Фаворском свете и Богоявлении на Синае, что характерно также для его гомилий [65].

14 глав были переведены на славянский язык, по всей видимости, в XVIII веке и вошли в состав славянского Добротолюбия [66]. Русский перевод глав был выполнен святителем Феофаном Затворником и включается в 5-й том русского Добротолюбия [67].

Молитвы

Святителю Каллисту принадлежит 13 молитв, вошедших в византийский Евхологий [68]. Кроме того, в рукописях сохранилось немало других молитвословий, надписываемых его именем, но признать эти атрибуции по разным причинам не представляется возможным [69]. Возможно, патриарх является также составителем гимнографических текстов: канона преподобному Антонию и с меньшей долей вероятности канона преподобному Онуфрию [70].

Библиография

Сочинения

  • Gretser J. Opera omnia de sancta cruce. Ingolstadii, 1616. T. 2. Col. 1347-1363.
  • Goar. Euchologion. P. 613-614, 618-619, 635-636, 648-655.
  • Θιλοκαλία. ῾Ενετίῃσιν, 1782. Σ. 1100-1102 (= PG. 147. Col. 813-817; Θιλοκαλία. ᾿Αθῆναι, 1893. Σ. 411-412; Θιλοκαλία. ᾿Αθῆναι, 1963. Τ. 4. Σ. 296-298).
  • Увещание К-польского патриарха Каллиста к клиру г. Тернова относительно терновского патриарха и обряда крещения / Пер.: Г. Недетовский // ТКДА. 1871. № 6. С. 555-572.
  • Бодянский О. Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Феодосия, иже в Тернове постничествовавшегося, ученика блаженнаго Григория Синаита / Списано св. Патриархом Константина града кир Калистом // Чтения в обществе истории и древностей российских. 1860. Кн. 1. Отд. 3. С. I-IV, 1-22.
  • Gelzer H. Kallistos' Enkomion auf Johannes Nesteutes // ZWTh. 1886. Bd. 29. S. 56-89.
  • Жизнь святого Григория Синаита. Пер. И. И. Соколова, М., 1904 (переизд: Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита, описанные Каллистом, святейшим архиепископом Константинопольским / СТСЛ. Серг. П., 2005).
  • Златарски В. Н. Житие и жизнь прп. отца нашего Феодосия, иже в Търнове постничьствовавшаго, ученика суще блж. Григория Синаита / Съписано светейшим патриархом Константина града кир Каллистом // СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 1-41 (отд. отт.: София, 1904).
  • Εὐστρατιάδης Σ. ῾Ο οἰκουμενικὸς πατριάρχης Κάλλιστος ὡς ἐκκλησιαστικὸς ῥήτωρ // ᾿Εκκλησιαστικὸς Θάρος. 1911. Τ. 8. Σ. 112-137.
  • Δελικάρη Α. ´Αγιος Γρηγόριος ο Σιναϊτης. Η δράση και η συμβολή του στη διάδοση του ησυχασμού στα Βαλκάνια. Θεσσαλονίκη, 2004.
  • Байер Х.-Ф. Каллист I, патриарх Константинополя. Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита. Екатеринбург, 2006.
  • Rigo A., ed. Callisto I patriarca, i 100 (109) Capitoli sulla purezza dell'anima: Introd., ed. e trad. // Byz. 2010. Vol. 80. P. 333-407.

Литература

  • ИАБ, 6. № 1577-1596.
  • Леонид (Кавелин), архим. Из истории юго-славянского монашества XIV ст. // ДЧ. 1871. Т. 1. Кн. 4. С. 351-368; Т. 2. Кн. 5. С. 16-33.
  • Арсений (Иващенко), еп. Очерк жизни и деятельности Каллиста, патриарха К-польского // Православное обозрение. 1873. Т. 2. № 6. С. 917-944.
  • Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Ч. 1. Кн. 1.
  • Сырку П. А. Житие Григория Синаита, составленное К-польским патриархом Каллистом: Текст слав. пер. Жития по ркп. XVI в. и ист.-археол. введение. СПб., 1909 (Памятники древней письменности и искусства, т. 172).
  • Соколов И. И. Каллист I // ПБЭ. 1907. Т. 8. С. 71-78:
  • Соколов И. И. Часть III. Деятельность византийских иерархов, клириков и монахов на поприще духовного просвещения и богословской науки в X-XV в. // Лекции по истории Греко-Восточной церкви: В 2-х тт. (Библиотека христианской мысли. Исследования). СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. Т. 1. С. 174-179:
  • Κουρίλας Εὐ. ῾Ιστορία τοῦ ἀσκητισμοῦ. ᾿Αθωνῖται. Θεσσαλονίκη, 1929. Τ. 1.
  • Киселков В. Сл. Патриарх-Калистовата грамота от 1355 г. // ДК. 1932. Кн. 50. С. 210-221.
  • Halkin F. Deux vies de S. Maxime le Kausokalybe ermite au Mont Athos (XIVe s.) // AnBoll. 1936. Vol. 54. P. 38-112.
  • Мошин В. Св. Патриjарх Калист и Српска Црква // ГлСПЦ. 1946. № 27(9). С. 192-206.
  • Meyendorff J. Introduction à l'étude de Grégoire Palamas. P., 1959 (Patristica Sorbonensia; 3; рус. пер.: Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды свт. Григория Паламы: Введ. в изуч. / Пер.: Г. Н. Начинкин. СПб., 1997).
  • Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Camb., 1981.
  • Παπαδόπουλος Στ. Κάλλιστος ὁ Α´ // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 264-265.
  • Andrés G., de. Catálogo de los códices griegos desaparecidos de la Real Biblioteca de El Escorial. [Madrid], 1968.
  • Papadakis A. Gregory Palamas at the Council of Blachernae, 1351 // GRBS. 1969. Vol. 10. P. 333-342.
  • Failler A. La déposition du patriarche Calliste Ier (1353) // RÉB. 1973. Vol. 31. P. 5-163.
  • Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975-1977. Bd. 1-2.
  • Богдановић Д. Каталог ћирилских рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978.
  • Γόνης Δ. Β. Τὸ συγγραφικὸν ἔργον τοῦ οἰκουμενικοῦ πατριάρχου Καλλίστου Α´. ᾿Αθῆναι, 1980.
  • Гонис Д. Цариградският патриарх Калист I и «Учителното Евангелие» // Palaeobulgarica. 1982. Т. 6. № 2. С. 41-55.
  • Γιαννάκης Γ. Ν., Σαββαντίδης Γ. Τὸ χειρόγραφο τῆς Βύλιζας στὸ Ματσούκι ᾿Ιωαννίνων // Δωδώνη Επιστημονική Επετηρίδα. 1983. Τ. 12. Σ. 253-261.
  • Rigo A. L'assemblea generale athonita del 1344 su un gruppo di monaci bogomili (ms. Vat. gr. 604, ff. 11r - 12r) // Cristianesimo nella storia. Bologna, 1984. Vol. 5. P. 475-506.
  • Rigo A. Monaci esicasti e monaci bogomili: Le accuse di messalianismo e bogomilismo rivolte agli esicasti ed il problema dei rapporti tra esicasmo e bogomilismo. Firenze, 1989; idem. Il monaco, la Chiesa e la liturgia: I Capitoli sulle gerarchie di Gregorio il Sinaita. Firenze, 2005.
  • Rigo A. I Capitoli sulla purezza dell'anima del patriarca Callisto I // BZ. 2007. Bd. 100. N 2. S. 779-784.
  • Soulis G. Ch. The Serbs and Byzantium during the Reign of Tsar Stephen Dushan (1331-1355) and his Successors. Wash., 1984.
  • Tinnefeld F. H. Faktoren des Aufstieges zur Patriarchenwürde im späten Byzanz // JÖB. 1986. Bd. 36. S. 110-111.
  • Hunger H. Die Exarchenlisten des Patriarchen Kallistos I. im Patriarchatsregister von Kostantinopel // ΚΑΘΗΓΗΤΡΙΑ: Essays Presented to J. Hussey for Her 80th Birthday / Ed. J. Chrysostomides. Camberley, 1988. P. 431-480.
  • Poljakov F. B. Die Absetzung des Patriarchen Kallistos I. in der Darstellung der altrussischen Chronistik // JÖB. 1988. Bd. 38. S. 341-352.
  • Hannick Chr. Patriarch Kallistos als Hymnograph // Ibid. 1990. Bd. 40. S. 331-348.
  • Talbot A. M., Cutler A. Kallistos I // ODB. 1991. Vol. 2. P. 1095.
  • Καφταντζῆς Γ. ῾Ο ναὸς τῶν ῾Αγίων Θεοδώρων Σερρῶν (παλιὰ μητρόπολη). Σέρρες, 1993.
  • Kresten O. Die Beziehungen zwischen den Patriarchaten von Konstantinopel und Antiocheia unter Kallistos I. und Philotheos Kokkinos im Spiegel des Patriarchatsregisters von Konstantinopel. Mainz; Stuttg., 2000.
  • Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien 865-1459. Münch., 2000.
  • Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001.
  • Μόσχος Δ. ῾Ο θεσμὸς τοῦ ἐξάρχου κατὰ τὸν Πατριάρχη Κάλλιστο Α´ - συμπεράσματα γιὰ τὸν κλῆρο κα τὴν κοινωνία τῆς Κωνσταντινουπόλεως τὸν 14ο αἰώνα // Θεολογία. ᾿Αθῆναι, 2002. Τ. 73(1). Σ. 195-218.
  • Hinterberger M. Die Affäre um den Mönch Niphon Skorpios und die Messalianismus-Vorwürfe gegen Kallistos I // Gregorio Palamas e oltre: Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV secolo bizantino / Ed. A. Rigo. Firenze, 2004. P. 211-248.
  • Congourdeau M.-H. Deux patriarches palamites en rivalité: Kallistos et Philothée // Le patriarchat œcuménique de Constantinople aux XIVe-XVIe siècles: rupture et continuité: Actes du colloque intern., Rome, 5-6-7 décembre 2005. P., 2007. P. 37-53.

Молитвословия

Тропарь, глас 1-й

Пусты́нный жи́тель Ца́рствующаго гра́да,/ прия́л еси́ патриа́ршество богому́дре,/ и Святы́я Горы́ сла́ва, Серре́са сокро́вище,/ дру́же и защи́титель боже́ственных во Христе́ безмо́лвников./ Те́мже вси́, о́тче Ка́ллисте, ра́достно воспева́юще, вопие́м:/ сла́ва в тебе́ просла́вльшемуся Христу́,/ сла́ва чудоде́йствующему в тебе́,// сла́ва подаю́щему на́м тобо́ю награ́ды. [71]

Использованные материалы

  • Родионов О. А., "Каллист I (патриарх Константинопольский)", Православная энциклопедия, т. 29, с. 523-527:
  • "Όσιος Κάλλιστος Πατριάρχης Κωνσταντινούπολης", Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов):



[1]  "Ὁ Ἅγιος Κάλλιστος Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3908/sxsaintinfo.aspx

[2]  Δελικάρη, 2004, Σ. 31-32.

[3]  Житие Григория Синаита, 16.

[4]  Γόνης, 1980, Σ. 50-51; Podskalsky, 2000, S. 299.

[5]  PG, 150, Col. 1236cd; ΓΠΣ, Τ. 2, Σ. 577-578.

[6]  Δελικάρη, 2004, Σ. 32, σημ. 3; см. также Σ. 33.

[7]  Talbot, Cutler, 1991.

[8]  Основная версия событий этого периода жизни. По другой реконструкции, сначала поступил в Великую Лавру святого Афанасия (предположительно незадолго до 1314), затем подвизался в скиту Магула (1314-1340) и наконец поселился в Иверском монастыре (1342-1350). См. PLP, N 10478; Pavlikianov, 2001, P. 72. Кроме того, если верно предположение Ж. Лефора, что скит Магула в те годы уже принадлежал Иверской обители, то Каллист мог считаться монахом Иверона ещё раньше. См. Actes d'Iviron. Pt. 4: De 1328 au début du XVIe siècle / Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, V. Kravari. P., 1995. P. 5. Not. 25. (ArAth; 19).

[9]  Tinnefeld, 1986, S. 110-111.

[10]  Rigo, 1989.

[11]  Oikonomidès, N., ed., Actes de Docheiariou, P., 1984, p. 195-196 (ArAth; 13); Мошин, 1946, с. 194; Γόνης, 1980, Σ. 22. Подробное описание этого происшествия на основе афонских документов см.: Pavlikianov, 2001, p. 71-73.

[12]  Мошин, 1946, с. 195. Высказывалось мнение, что после кончины преподобного Григория Синаита Каллист стал епископом в одной из сербских епархий, созданных в Македонии царём Стефаном Душаном. Однако это маловероятно, поскольку созванный Стефаном в 1347 году Серрский Собор постановил, чтобы греческие архиереи удалились из захваченных сербами областей; на их место были поставлены епископы славянского происхождения. См. Леонид (Кавелин), 1871, т. 1, с. 353, прим. 2; с. 358; Сырку, 1909, с. LXXXV; Podskalsky, 2000, S. 411.

[13]  Cantacus. Hist. 4. 16. T. 3. P. 105. 23 - 106. 7; Niceph. Greg. Hist. 16. 1. T. 2. P. 871. 17 - 873. 16; RegPatr, N 2311; Γόνης. 1980. Σ. 22.

[14]  Niceph. Greg. Hist. 18. 1. T. 2. P. 871. 18-19.

[15]  RegPatr, N 2324, 2326; Meyendorff. 1959. P. 141-153 (ср.: Мейендорф. 1997. С. 130-142); Papadakis. 1969.

[16]  Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 306-312, N 135; RegPatr, N 2319, 2402; Арсений (Иващенко). 1873. С. 924-926; Hunger. 1988; Μόσχος. 2002; Γόνης. 1980. Σ. 22-23.

[17]  Арсений (Иващенко). 1873. С. 925.

[18]  Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 398-399, N 174; P. 416-423, N 181; Арсений (Иващенко). 1873. С. 926.

[19]  Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 309-312, N 3; см. рус. пер. этого постановления: Арсений (Иващенко). 1873. С. 926-929.

[20]  Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 188-190, N 86.

[21]  Арсений (Иващенко). 1873. С. 929.

[22]  [Краткие хроники]. 22. 10 // Schreiner. 1975-1977. Bd. 1. S. 181; Bd. 2. S. 282-283.

[23]  Cantacus. Hist. 4. 37. T. 3. P. 269. 7-275. 19; Failler. 1973. P. 5; Poljakov. 1988. S. 341-352.

[24]  Арсений (Иващенко). 1873. С. 933-934.

[25]  RegPatr, N 2411; Δελικάρη. 2004. Σ. 45, σημ. 40.

[26]  Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 436-442, N 186; Увещание. 1871. С. 555-557; Сырку. 1909. С. LV-LVII; см. там же издание слав. пер. этого послания: С. LVIII-LXIV.

[27]  RegPatr, N 2442; Киселков. 1932; Δελικάρη. 2004. Σ. 45, σημ. 41.

[28]  RegPatr, N 2443.

[29]  Ibid., N 2391, 2397, 2415, 2416; Kresten. 2000.

[30]  Γόνης. 1980. Σ. 23.

[31]  Мошин. 1946. С. 199-202; см. также: Δελικάρη. 2004. Σ. 43, σημ. 39.

[32]  Об этом рассказывается в "Житии" прп. Максима Кавсокаливита. См. Halkin. 1936. P. 48. 6-10; ср.: Ibid. P. 94. 14-29.

[33]  Γόνης. 1980. Σ. 100-106; Podskalsky. 2000. S. 198, 298-299, Anm. 1311; о др. датировках см.: Δελικάρη. 2004. Σ. 40-41.

[34]  См., напр.: Κουρίλας. 1929. Σ. 123.

[35]  Cantacus. Hist. 4. 50. T. 3. P. 360. 21 - 361. 23.

[36]  Ibid. T. 3. P. 361. 24 - 362. 7; Мошин. 1946. С. 206.

[37]  Καφταντζῆς. 1993.

[38]  Δελικάρη. 2004. Σ. 44.

[39]  Γεδεών Μ. ᾿Ι. Βυζαντινὸν ῾Εορτολόγιον. Κωνσταντινούπολις, 1899. Σ. 116.

[40]  См., например, смешение деталей из их житий в справке на официальном сайте Православной Церкви в Америке: "Venerable Callistus Xanthopoulos of Mt Athos", https://oca.org/saints/lives/2018/11/22/103373-venerable-cal...hos

[41]  Помяловский И. В. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. СПб., 1894.

[42]  Сырку. 1909.

[43]  Δελικάρη. 2004; Байер. 2006.

[44]  Ath. Zogr. 214: Δελικάρη. 2004. Σ. 226-260.

[45]  Δελικάρη. 2004. Σ. 311-348.

[46]  Переиздан как Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита, описанные Каллистом, святейшим архиепископом Константинопольским / СТСЛ. Серг. П., 2005.

[47]  См., напр.: Афонский патерик. М., 1897. Ч. 1. С. 318-340.

[48]  Νικόδημος ῾Αγιορείτης. Νέον ᾿Εκλόγιον. ῾Ενετίῃσιν, 1803. Σ. 327-341.

[49]  О них см.: Γόνης. 1980. Σ. 41-44.

[50]  Γόνης. 1980. Σ. 75-80.

[51]  Бодянский. 1860; ср.: Γόνης. 1980. Σ. 72-73.

[52]  Златарски. 1904.

[53]  О них см.: Γόνης. 1980. Σ. 74-75.

[54]  Γόνης. 1980. Σ. 123-251.

[55]  Andrés. 1968. P. 264-265.

[56]  Γόνης. 1980. Σ. 129.

[57]  Εὐστρατιάδης. 1911.

[58]  Γόνης. 1980. Σ. 162-194.

[59]  Изд.: Беседы. Пер. митрополита Петра Могилы. [Киев], 1637. См. подробное рассмотрение проблемы: Γόνης. 1980. Σ. 298-309.

[60]  См. полное описание рукописи: Rigo. 2005. P. XXI-XXIV, XXIX-XXXIII. Ранее существовала также рукопись со 106 главами, Λ. III. 5 (581) из собрания Эскориала, но она погибла в пожаре 1671 года. См. Γόνης. 1980. Σ. 295; Rigo. 2007. P. 782; Idem. 2010. P. 340.

[61]  Rigo. 2010. P. 336, 342.

[62]  Rigo. 2010. P. 333.

[63]  Rigo. 2010. P. 334.

[64]  Θιλοκαλία. ῾Ενετίῃσιν, 1782. Σ. 1100-1102.

[65]  Rigo. 2010. P. 334-336.

[66]  Добротолюбие. М., 1793. Ч. 2. Л. 45 об.- 46 об.

[67]  "БЛАЖЕННОГО КАЛЛИСТА ПАТРИАРХА главы о молитве", Добротолюбие, т. 5, гл. 24, https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrotoljubie_tom_5/24

[68]  Goar. Euchologion. P. 613-614, 618-619, 635-636, 648-655; Γόνης. 1980. Σ. 264-265; подробный анализ см.: Ibid. Σ. 265-290.

[69]  Γόνης. 1980. Σ. 318-322.

[70]  Hannick. 1990.

[71]  "Όσιος Κάλλιστος Πατριάρχης Κωνσταντινούπολης", Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов), http://www.saint.gr/1946/saint.aspx ; пер. на русский: "Святитель Каллист, патриарх Константинопольский", Православный апологет, https://apologet.spb.ru/ru/977.html

Редакция текста от: 24.12.2018 12:04:32

"КАЛЛИСТ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google