ГЕРМАН I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Герман I Константинопольский
Свт. Герман I Константинопольский
Герман I (+ 740), патриарх Константинопольский (715 - 730), святитель

Память 12 мая и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.)

Родился в Константинополе в VII веке. Отец его, один из первых сенаторов в Византии, был убит по приказу императора Константина Погоната (668-685), а мальчика Германа оскопили и отдали в церковные клирики, где он глубоко изучил Священное Писание.

За святость жизни Герман был поставлен епископом в город Кизик.

По свидетельству прп. Феофана Сигрианского, еп. Кизический Герман был среди участников Константинопольского Собора 712 года, которые "письменно предали проклятию шестой Вселенский Собор" [1].

В 715 году он был поставлен патриархом Константинопольским. Святитель Герман твердо противостоял иконоборцам, возглавляемым императором-еретиком Львом III Исавром (717-741), однако силы были неравны, и в 730 году он вынужден был положить свой омофор в алтаре на престоле и оставить первосвятительскую кафедру. Тогда разгневанный император, обличенный накануне патриархом в ереси, послал воинов, которые подвергли святого побоям и изгнали из патриаршего дома. Святитель Герман был патриархом 14 лет и 5 месяцев и удалился в монастырь, где провел оставшиеся дни своей жизни.

Скончался в 740 году, в возрасте 95-ти лет, и погребен в монастыре Хора в Константинополе. Впоследствии, согласно западным источникам, мощи его были перенесены во Францию.

На VII Вселенском Соборе (787) имя патриарха Германа было вписано в диптих святых.

Творения

Свт. Герман Константинопольский. Фреска (1318 г.) Благовещенской церкви монастыря Грачаница, Косово, Сербия
Свт. Герман Константинопольский. Фреска (1318 г.) Благовещенской церкви монастыря Грачаница, Косово, Сербия
Святитель Герман известен как церковный писатель. Им написаны: "Созерцание предметов церковных или Толкование на литургию" и произведение, посвященное объяснению трудных мест Священного Писания, а также сочинение о праведном воздаянии после смерти. По богатству исторических сведений важны его сочинения о ересях, возникавших с апостольских времен, и о церковных соборах, происходивших в царствование императора Льва-иконоборца ("Περί αιρέσεων και Συνόδων"). Сохранились также три послания патриарха о почитании икон, которые читались на VII Вселенском Соборе ("Τρεις δογματικαί επιστολαί επί των εικονομάχων," к владыкам Иоанну Синадскому, Константину Накалийскому и Фоме Клавдиопольскому).

Другие сочинения его представляют собой гимны в похвалу святым, слова на праздники Введения во храм, Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы ("Οκτώ λόγοι") и на обновление храма в честь Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы ("Ομιλία").

На русском языке издано:

  1. Последовательное изложение церковных служб и обрядов и таинственное умозрение о значении их. - "Христианское чтение", 1855 (Прилож.: Пиcания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. I, с. 347-426).
  2. Проповедь на Введение во храм Пресвятой Богородицы - В кн.: Избранные слова в честь Пресвятой Богородицы СПб., 1868, с. 70-82.
  3. Слово к царю Льву Исаврянину о Кресте и о святых и о пречестных иконах, на еретики. - В кн.: "Сборник писаний святых отцев и учителей Церкви, относящихся до разъяснения догмата о почитании святых икон". Славян. пер. М., 1642.

Свт. Герман Константинопольский. Греческая фреска (XX в)
Свт. Герман Константинопольский. Греческая фреска (XX в)

Молитвословия

Тропарь свтт. Епифания Кипрского и Германа Константинопольского, греческий, глас 1

Дво́ицу служи́телей безнача́льнаго Божества́,/ богообра́зных догма́тов всему́дрых яви́телей,/ со Епифа́нием воспои́м боже́ственнаго Ге́рмана,/ я́ко све́тлии неизрече́нных тайноводи́тели,/ световодя́т зову́щия:/ Сла́ва венча́вшему вас,/ сла́ва возвели́чившему,// сла́ва утвержда́ющему ва́ми ве́ру правосла́вную.

Кондак свтт. Епифания Кипрского и Германа Константинопольского, глас 4 (Подобен: Вознесыйся:)

Священнонача́льник чу́дную дво́ицу восхва́лим, ве́рнии, по до́лгу,/ с Ге́рманом Боже́ственнаго Епифа́ния: / си́и бо попали́ша безбо́жных язы́ки,/ догма́ты прему́дрейшия возло́жше всем,// правосла́вно пою́щим при́сно благоче́стия вели́кое та́инство.

Ин кондак, греческий, глас 8

Я́ко Тро́ицы учи́телей богоглаго́ливых/ и небе́сных дарова́ний исто́чник двоето́чный,/ Ге́рмана со Епифа́нием восхва́лим./ Науче́ни бо боже́ственными осия́ньми,/ благоч'естия та́инство уясни́ша, и́мже вопие́м:// ра́дуйся, сопряже́ние богому́дрое.

Использованные материалы

  • "Святитель Герман, Патриарх Константинопольский" // Страница Издательства Московской Патриархии:
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.):
  • Минея. Май, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 12:
  • Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г. Маий 11-20 (24-2 иуниа) // Блог Наталии Бахаревой в ЖЖ:



[1]  Theoph. Chron. P. 382

Редакция текста от: 19.12.2020 11:40:26

"ГЕРМАН I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google