Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КОНСТАНТИЙ МУДРЫЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Константий I Мудрый, патриарх Константинопольский
Константий I Мудрый, патриарх Константинопольский
Константий I Мудрый (Констанций; греч. - Κωνστάντιος ὁ Α´) (1770 - 1859), архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский, патриарх б. Константинопольский, игумен Екатерининского монастыря на Синае, богослов, историк, археолог.

Родился в 1768 или 1770 году на синайском подворье св. Иоанна Предтечи в константинопольском квартале Балат, где постоянно проживал его дядя, архиеп. Синайский Кирилл I (1759 - 1790). Окончил народную школу прихода Ксилопорта, а затем патриаршую школу в квартале Фанар.

По завершении обучения принял монашество, был рукоположен во диакона и в 1787 (или 1788) году сопровождал архиеп. Кирилла в Молдавское княжество для инспектирования монастырей и подворий, принадлежавших Синайскому монастырю.

Продолжил образование в Яссах, в т. ч. овладел французским языком. Там на него обратил внимание главнокомандующий русской армией граф П. А. Румянцев-Задунайский; по его рекомендации в 1790 году Константий отправился в Киев, где было синайское подворье - киевский Екатерининский монастырь, и поступил в Киевскую духовную академию. В течение четырёх лет Константий прослушал полный курс обучения, изучил латинский, русский и церковнославянский языки и усовершенствовался в нравственно-аскетическом отношении.

В 1794 году, по окончании академии, он вернулся в Константинополь и через год отправился в Каир на Джуванийское подворье Синайского монастыря

В начале 1796 году он был вызван в Константинополь, рукоположен во иеромонаха, а затем получил сан архимандрита и в 1797 году был назначен игуменом греческого монастыря вмц. Екатерины в Киеве.

За восемь лет управления успел благоустроить монастырь. В Киеве начал заниматься археологией и историей, познакомился со многими российскими учеными. Пользовался расположением Московского митр. Платона (Левшина). Высшее духовное начальство неоднократно привлекало его в качестве посредника к переговорам с представителями Восточной Церкви.

Получив в начале 1804 года извещение о заочном избрании архиепископом Синайским, архим. Константий, по свидетельству людей, хорошо его знавших, "не столько обрадовался сему лестному избранию, сколько болезновал о предстоящем удалении из России" [1]. Приняв "единственно из послушания Церкви" новое назначение, Константий оставался в Киеве до получения одобрения Российского Синода и высочайшего соизволения на отъезд и лишь в начале осени 1804 года отправился через Одессу в Константинополь и затем в Иерусалим.

Архиепископ Синайский

В ноябре 1804 года хиротонисан во епископа Синайского с возведением в сан архиепископа. Хиротония состоялась в Иерусалиме.

Однако политическая ситуация на Ближнем Востоке не сразу позволила ему прибыть в Каир или на Синай, чтобы приступить к своим обязанностям. В 1805 году командир албанского корпуса янычар Мухаммад Али сместил османского наместника Египта Хуршид-пашу и занял его место, однако полностью подавить мамлюкскую оппозицию ему удалось только в 1811 году. 1805 год архиеп. Константий провел в Палестине в ожидании благоприятных обстоятельств для безопасного следования либо морем через Египет, либо через Аравийскую пустыню в Синайский монастырь.

В 1806 году он переехал на синайское подворье на Кипре, но из-за боевых действий между Великобританией и Францией в Средиземноморье мирное морское сообщение было прекращено, и Константий был вынужден остаться на острове на несколько лет. В 1811 или 1813 году Константий переселился в Константинополь, проводя зиму на синайском подворье в квартале Балат, а лето - на острове Антигона в Мраморном море, "разделяя время между должностными занятиями по своей епархии и учеными упражнениями, а отчасти занимаясь садоводством" [2]. Благодаря Константию синайское подворье стало местом, где для ученых бесед собирались патриархи, архиереи, политические деятели, ученые, дидаскалы, проповедники и другие клирики. Константий содействовал учреждению и поддержанию греческих школ, оказывая им в т. ч. и финансовую помощь. Во время греческой национально-освободительной революции 1821-1829 годов он жил преимущественно на острове Антигона, где по-прежнему занимался археологией и историей. Уединенный образ жизни позволил ему избежать репрессий со стороны османских властей, жертвами которых стали многие греческие иерархи во главе со патриархом Константинопольским Григорием V.

После подписания Адрианопольского мира в 1829 году архиеп. Константий участвовал в восстановлении церковной жизни Константинопольского Патриархата. При патриархе Агафангеле (1826-1830) он, "как человек ученый, приглашался в Патриархию для обсуждения проекта об обязанностях вселенского патриарха и Священного при нем Синода, составленного при Патриархе ввиду общего расстройства церковных дел" [3]. Есть сведения, что кандидатура Константия, пользовавшегося общим уважением и доверием духовенства, паствы и даже турецких властей, неоднократно выдвигалась при очередном освобождении Константинопольской кафедры, но он каждый раз уклонялся от патриаршества, предпочитая спокойный и независимый образ жизни [4]. В 1805 году был избран архиепископом Синайским и жил в Синайском подворье на Кипре и в Константинополе. Владыка Константий был ученым архиереем, знал греческий, латинский, французский и русский языки, был сведущ в византийской истории и археологии. Он приглашался в Константинопольскую Патриархию для обсуждения составленного при патриархе Агафангеле проекта об обязанностях Вселенского патриарха и Священного Синода Константинопольской Церкви для упорядочения расстроенных церковных дел.

Патриарх Константинопольский

6 июля 1830 года был поставлен на Константинопольскую патриаршую кафедру, сохранив при этом звание и должность архиепископа Синайского.

Вступив на патриарший престол, он прежде всего исхлопотал у Высокой Порты разрешение о возвращении из изгнания бывших патриархов Анфима III, Хрисанфа и Агафангела. Патр. Константий пытался улучшить экономическое положение Константинопольской Патриархии, в т. ч. принял меры к уменьшению ее громадного долга. За четыре года его патриаршества были открыты начальные народные школы в Константинополе, общая школа в Филиппополе (ныне Пловдив, Болгария) и коммерческое училище на острове Халки (1831), приведены в должный порядок быт и жизнь константинопольских монастырей и патриаршей школы (во главе которой был поставлен известный дидаскал Н. Логадис), восстановлена патриаршая типография и предпринято исправление богослужебных книг при участии иером. Варфоломея из монастыря Кутлумуш. Патриарх Константий благоустроил патриаршую резиденцию на Фанаре, восстановил храм «Живоносного Источника» иконы Божией Матери монастыря в Балыклы, при котором началось строительство народной больницы.

Патриарх энергично и систематически защищал права и привилегии греков. Так, в 1830 году ему удалось опротестовать и отменить насильственное перемещение Софийского митр. Иоакима в Видин, в 1831 году он предотвратил попытку османских властей в Визии завладеть церковными средствами, предназначенными для вдов и сирот. Он стремился открывать школы при монастырях на их средства, вверять их надзору духовенства и вести учебное дело на основе церковности. Он живо интересовался церковной проповедью - сам часто произносил поучения и побуждал к этому других клириков. Патриарх Константий был большим любителем церковного пения и требовал, чтобы архиереи подражали ему в благоговейности и торжественности богослужения. Он старался оградить свою паству от инославной пропаганды, проявлял заботу и о греках диаспоры. 20 октября 1832 года он направил греческой общине Калькутты послание, в котором убеждал прихожан твердо держаться Православия и давал протосинкеллу Анании ряд указаний насчет духовного руководства паствой.

При нем были установлены отношения с правительством Греции во главе с И. Каподистрией, который желал создания независимой Церкви на освобожденных от турок территориях, но считал, что автокефалия должна быть получена каноническим путем. Переговоры, шедшие по этому вопросу в 1830-1831 годах с Константинопольским патриархом, были прерваны после убийства Каподистрии. Автокефалия Элладской Православной Церкви была провозглашена в 1833 году, при новом правителе Греции - кор. Оттоне I, однако восточные патриархи отказались ее признать как объявленную в одностороннем порядке, без согласия Синода Константинопольской Православной Церкви. Несмотря на церковный конфликт, урегулированный только в 1850 году, патриарх Константий продолжал своими советами содействовать установлению должного церковного порядка и сохранению догматического единства с Константинопольской Церковью. При участии патриарха были упорядочены церковные дела в Сербии, которой была предоставлена внутренняя церковная автономия.

В 1831 году по распоряжению патриарха на Крите из-за запустения острова и малочисленности населения было осуществлено слияние ряда епархий: Кидонийская была объединена с Кисамской, Иерская - с Ситийской, Аркадийская - с Петрской, Авлопотамская - с Рефимнской, Лампская - со Сфакийской, Херсонесская и Гортинская - с Критской митрополией.

Особым покровительством патриарха пользовались афонские монастыри. В 1830 году он разрешил спор между монастырем Пантократор и скитом Илии пророка, причем встал на сторону русских иноков. В 1832 году ввел дифференцированный подход при уплате хараджа: насельники крупных монастырей стали платить больше, а монахи из бедных келлий - меньше. В 1833 году патриарх подтвердил киновиальное устройство Пантелеимонова монастыря и избрание игуменом иером. Герасима, в 1834 году - установил общежительный устав в монастыре Дохиар.

Патриарх Константий предоставил большому числу монастырей ставропигиальные права (напр., Неа-Мони на Хиосе, Троянскому в Тырновской епархии, вмч. Георгия Победоносца в Васесе на острове Карпатос и др.) или подтвердил их ставропигиальный статус (Влатадона в Фессалонике, Анастасии св. Узорешительницы муж. ставропигиального монастыря на полуострове Халкидики, монастырей Успения Пресв. Богородицы (Моливдоскепасту) близ Коницы, св. Отцов в Янине и др.), что защищало обители от произвола и разорения.

Патриарх предписал игумену монастыря Сумела в Трапезундской митрополии строго следить за возрастом вступающих в брак (15 лет для жениха и 14 для невесты). Браки католиков и других инославных с православными разрешались только после их присоединения к православной Церкви.

Деятельность патриарха Константия распространялась и на другие Поместные Церкви. Он взял на себя заботы об уплате долгов Святогробского братства в Иерусалиме, оказывал помощь Антиохийскому престолу. Так, в послании от 13 августа 1830 года он поручил Рымникскому епископу "взять на себя попечительство о принадлежавшем Антиохийскому престолу монастыре св. Спиридона в Бухаресте, так как управлявший им игумен недобросовестно понимал свои обязанности в отношении и к монастырю и к Антиохийской Церкви" [5]. Позже Антиохийский патриарх Мефодий (1823-1850) в поисках дополнительных средств обратился к патриарху Константия с просьбой "исхлопотать от русского правительства ежегодную в пользу Антиохийского престола субсидию в сто рублей" [5]. Однако патриарх не успел удовлетворить это ходатайство.

Патриарх Константий был обвинен в приверженности России и 18 августа 1834 года лишен кафедры вследствие доноса великому везирю Тырновского митр. Константия (позднее ставшего преемником Константия I на Константинопольском престоле), интриг бывшего валашского чиновника Панайота (Панайотакиса) Ангелопулоса и вмешательства британского посланника в Константинополе Дж. Понсонби. Не исключено, что в низложении Константия I сыграл свою роль и торжественный прием, оказанный патриархом российским морякам под командованием гр. Н. Н. Муравьёва-Карского, направленного в 1832 году на Босфор для оказания дипломатической помощи султану Махмуду II при обострении отношений с Египтом.

"С каким безыскусственным восторгом и сердечным пастырским благословением, - вспоминал о тех событиях очевидец, - Святейший Константий принимал усердно посещавших его в патриаршей обители военачальников наших и офицеров морских и сухопутных! Но не довольствуясь этим, он поспешил еще испросить себе тогда у султана разрешение отправиться с причтом в русский лагерь, расположенный на азиатском берегу Босфора, куда прибыв, обошел, осенил крестом и окропил святою водою занятые нашими воинами палатки; причем русское войско, одушевленное благословением невиданного прежде Патриарха, обращавшегося к нему на русском языке, громко приветствовало его. При отъезде из лагеря он благословил главного вождя святою иконою с мощами в залог благословения и молитв своих о христолюбивом воинстве единоверной России" [6].

Разумеется, подобная демонстрация дружественных чувств не могла остаться незамеченной европейскими дипломатами и вряд ли пришлась по душе султану, для которого Россия продолжала оставаться враждебной державой.

Деятельность после отречения от Константинопольского престола

Оставаясь в должности архиепископа Синайского до кончины, Константий уделял большое внимание поддержанию благосостояния монастыря вмц. Екатерины. Кроме того, имея большой опыт в делах управления церковной недвижимостью, Константий от лица восточных патриархов вел переписку с Российским Синодом относительно прав греческих монастырей, подворья которых после Бухарестского мира (1812) оказались на территории Российской империи.

Деятельность архиеп. Константия была направлена на сохранение Православия и соблюдение церковных интересов в условиях активизации европейской дипломатии и ее вмешательства в дела Восточных Патриархатов. В качестве местоблюстителя Антиохийского престола для разрешения т. н. "дела о камилавках" (греко-униатский патриарх Максим в целях прозелитизма предложил униатскому духовенству употреблять облачения православных священников) он обращался в Российский Синод. В результате российским дипломатам удалось добиться от Высокой Порты фирмана в пользу православных. Сознавая необходимость развития духовного образования в Сирии, Константий ходатайствовал перед Синодом также и об открытии там православных школ и духовных училищ.

В 1850 году он неоднократно выступал в защиту прав Иерусалимской Православной Церкви на св. места Иерусалима и Вифлеема против притязаний католиков. Иерусалим, по его словам, "не вооруженною рукою, но дипломатическими хитрыми средствами сделался спорным яблоком или каменем соблазна" [7]. В ответ на брошюру Э. Боре "О святых местах на Востоке" Константий написал "Опровержение против исключительных притязаний Западной Церкви и римско-католических государей на право обладания святыми местами" [8]. Единственно действенной мерой "против пагубного наводнения пропаганды" он считал просвещение православной паствы и старался привлечь внимание российского императора "к западной политике, угрожающей Православной вере на Востоке": "Что мы, слабые Патриархи, можем сделать, если сильная десница Его Императорского Величества (ходатайством Святейшего Синода) не поддержит в сих восточных странах Православную веру как небесный ее защитник?" [9].

В 1850-х годах архиеп. Константий принял участие в дискуссии о способе принятия инославных в лоно Церкви: через крещение или через миропомазание. Полемика, начатая англиканским диак. У. Палмером в 1850 году, получила большой резонанс в Греции и на Западе. Британская дипломатия старалась использовать обрядовые различия в качестве повода к межцерковному конфликту. Дискуссия закончилась после того, как Константию был послан список с хранившейся в архиве иностранных дел грамоты Константинопольского патриарха Иеремии III имп. Петру I, в которой дозволялось нем. принцессе, избранной в невесты его сыну Алексею Петровичу, присоединиться к Православию через миропомазание.

Серьезной проблемой в отношениях Синайской архиепископии и Александрийской Православной Церкви оставался т. н. синайский вопрос. Поскольку богослужения синаитов на Джуванийском подворье в Каире привлекали множество верующих и тем самым лишали доходов Александрийских патриархов, те пытались либо запретить посещение служб посторонними лицами, либо закрыть церковь. В мае 1852 году Константий просил Александрийского патриарха Иерофея II снять запрет совершать богослужения на Джуванийском подворье, письменно обещая, что "всегда отправляться будет обедня зело рано и дверем затворенным, и никого из православных светских впускать не будут, чтобы тем не причинить малейшего убытка и ущерба свечам и кружке патриаршего храма" [10]. После очередного отказа Константий обратился за помощью к А. Н. Муравьёву, как к эпитропу Александрийской Православной Церкви. Он просил его ходатайствовать, чтобы "благодетельная к (Александрийскому - ред.) Патриаршему престолу Россия принудила его (Иерофея II - ред.) ради божественного дела снять запрещение, которое постыдно Православию пред лицем других христианских сект в Египте и еще более его сану" [11]. Свою просьбу Константий мотивировал и тем, что Иерофею II было разрешено прислать в Россию архиерея для сбора милостыни и открыть подворье Александрийской Православной Церкви в Москве. Муравьёв обратился к патриарху Иерофею с письмом, в котором описал нежелательные для Александрийского престола последствия: "Поверьте, что это охладит сердца всех к Вашему собственному делу, если даже меня, искреннего ревнителя Вашего, который не раз доказал Вам свою преданность, оно охлаждает, и Вы более потеряете здесь, нежели выиграете у себя, продолжая такого рода запрещение... Доколе синаиты не получат желанного разрешения служить у себя литургию, я совершенно отстранюсь от всего и буду ожидать с нетерпением по сему печальному вопросу решительного слова - разрешаю!" [12]. Муравьёв убеждал патриарха, что открытие в Москве подворья увеличит доходы Александрийской Церкви и "не убогие синаиты ей опасны, которые только громки именем их нынешнего архиепископа, а страшен ей соблазн, который распространяется повсеместно молвою о внутреннем несогласии Православных Церквей в Египте" [13].

Конфликт, связанный с богослужениями на Джуванийском подворье, разрешился только после окончания Крымской войны. В феврале 1858 года Иерофей II сообщил, что не только позволил синаитам совершать литургию на этом подворье, но и лично возглавил там первое богослужение. Много внимания на протяжении служения Константий уделял и синайскому подворью в Киеве.

В июле 1858 года российский посланник в Константинополе А. П. Бутенёв выступил с предложением о пожаловании Константию ордена св. равноап. кн. Владимира I степени. В отношении к управляющему МИД кн. А. М. Горчакову от 8 июля 1858 года Бутенёв перечислял заслуги старейшего греческого иерарха и обращал внимание на его связь с Россией и Российской Православной Церковью: 

"Если многоуважаемая личность сего Патриарха дает ему бесспорное право занять первое место между владыками Восточной Церкви, то для нас особенно памятна его непоколебимая преданность к России и Православию. Как ревнитель веры, он стоял и стоит еще бодро на страже Православия от всех иноверческих посягательств. Как питомец России, Патриарх Константий принадлежит к числу немногих остатков старины, которые словом и делом напоминают нынешнему греческому духовенству, как многим оно нам обязано и как неразрывно соединено его собственное будущее с судьбами России" [14].

27 сентября 1858 года последовало высочайшее соизволение на "сопричисление Патриарха Архиепископа Синайской Горы Константия к ордену св. Александра Невского".

В первых числах января 1859 года патриарх тяжело заболел и из-за отсутствия врачебной помощи на острове Антигона переехал в Константинополь, на синайское подворье.

Скончался 5 января 1859 года в Константинополе, "тихо, почти незаметно для окружающих" [15]. Был погребен в монастыре в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Балыклы. В 1865 году его прах был перенесен в монастырь вмц. Екатерины на Синае, благоустройству которого Константий посвятил большую часть своей жизни.

Тесные узы с молодости связывали патриарха Константия с Россией и Российской Православной Церковью. Бутенёв отмечал "пламенную любовь и преданность к русскому имени, которая с тех пор не покидала его" [16]. На протяжении архипастырского служения Константий находился в постоянной переписке с Синодом РПЦ по важнейшим проблемам Восточной Церкви, положив тем самым начало конструктивным отношениям между Российским Синодом и Восточными Патриархатами. Об отношении к Константию в России можно судить по словам митр. Филарета (Дроздова), сказанным им в 1859 году при получении известия о его кончине: "Светлый луч восточной иерархии угас кончиною Святейшего Патриарха Константия" [17].

Сочинения

Патриарх Константий является автором ряда богословских, исторических и полемических сочинений. Еще при жизни он именовался "иерархом-философом", а в историю вошел с эпитетом "мудрый". Он поддерживал научно-культурные контакты с многими российскими иерархами, церковными и дипломатическими деятелями.

Ему принадлежат исторические и топографические труды - описания Александрии [18] и Константинополя [19]. Им были написаны многочисленные пояснительные замечания и археологические справки, в т. ч. об обнаруженном при раскопках на константинопольском ипподроме древнем пьедестале и надписях на нем. Ценные сведения по церковной истории и археологии содержатся в его письмах к Муравьёву. Другим важным сочинением патр. Константия по истории и археологии Египта стали "Заметки о Египте: Описание всего древнего и нового Египта" [20].

В "Малые сочинения", изданные Ф. Аристоклисом после смерти патр. Константия [21], были включены его работы "О разностях в вере между православными и армянами", "О патриаршествовавших в Антиохии до сего дня", "О клириках, подвизавшихся в добродетели и воспитании после завоевания Константинополя", "Ответ на изданное под псевдонимом немецкое сочинение, обвиняющее российских богословов как допускающих второе крещение", "Об ангелах", "Синоптический трактат о том, когда, как и каким образом в разные эпохи папы посылали миссионеров на Восток для распространения папистского заблуждения" и др. Его перу принадлежит текст "Окружного послания единой святой кафолической и апостольской Церкви ко всем православным христианам", который был подписан Константинопольским патриархом Анфимом VI и другими Восточными патриархами и их Синодами и издан в Константинополе в мае 1848 года в ответ на энциклику папы Римского Пия IX "In Suprema Petri Apostoli sede" (6 января 1848), призывавшую православные Церкви к объединению с Римом.

Неизданными остаются такие сочинения патриарха Константия, как "Священный Катехизис в вопросах и ответах" [22], "О римских понтификах" [23], "О церкви Паммакаристос" [24], а также письма.

Литература

  • РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30 [письма К. к А. Н. Муравьеву]; Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 18 [письма А. Н. Муравьева к К.]; Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 10 [письма А. Н. Муравьева к Александрийскому патр. Иерофею II]
  • АВП РИ. Ф. 161. Оп. 46. Ед. хр. 14. Л. 1 об.- 2 об. [Дело о награждении К., архиеп. Синайского, орденом св. Александра Невского].
  • [Mouravieff A. N.]. Question religieuse d'Orient et d'Occident. Moscou, 1856. [T. 1]; St.-Pb., 1858. T. 2
  • он же (Муравьев А. Н.). Мои воспоминания. М., 1913
  • он же. Записка о состоянии Правосл. Церкви на Востоке. М., 1914
  • он же. Ответ г-ну Э. Боре на вопрос о святых местах // ППС. 2005. Вып. 40(103). С. 109-133
  • К. З. Воспоминания очевидца о великом Патриархе Константине // Странник. 1860. № 6. С. 246-255
  • Филарет (Дроздов), свт. Письма к А. Н. М[уравьеву]. К., 1869
  • он же. Собр. мнений. 1886. Т. 4
  • Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. зап. СПб., 1894-1902. Т. 1-8.
  • Γεδεών. Πίνακες. Σ. 689-692
  • он же. [Соколов И. И.] История Греческих Церквей в XIX в. // История Правосл. Церкви в XIX в. Пг., 1901; М., 1998р. Кн. 1: Православный Восток. С. 72-73
  • он же. К-польская Церковь в XIX веке. СПб., 1904. Т. 1. С. 224-231, 522-537
  • он же. Антиохийский Патриарх Мефодий (1823-1850): Краткий очерк его деятельности // СИППО. 1905. Т. 16. Вып. 1. С. 28-42
  • Базили К. М. Сирия и Палестина под тур. правительством в ист. и полит. отношениях. М.
  • Иерусалим, 2007
  • Лисовой Н. Н., Смирнова И. Ю. Иерофей, Патриарх Антиохийский, и его деятельность по мат-лам рос. архивов. Ч. 2 // ППС. 2008. Вып. 106. С. 193-251
  • Смирнова И. Ю. Межконфессиональный «треугольник»: К истории церк. дипломатии России, Франции и Англии в Св. Земле (30-е гг. XIX в.) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2011. Вып. 1. C. 66-91.

Использованные материалы

  • И. Ю. Смирнова, Л. А. Герд. "Констанций I" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 344-348
  • Лопухин, А. П., История Христианской Церкви в XIX веке. Том II. Православный христианский Восток, Петроград, бесплатное приложение к журналу Странник за 1901, (Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, репринт 1998 в 2-х томах, том "Православный Восток"), 72-73.
  • "Κωνστάντιος Α΄, πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως", страница сайта "Search Culture". (взята иллюстрация)



[1]  К. З. 1860. С. 249

[2]  К. З. 1860. С. 250

[3]  Соколов. 1901. С. 72

[4]  К. З. 1860. С. 251-252

[5]  Соколов. 1905. С. 31

[6]  К. З. 1860. С. 253-254

[7]  РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30. Л. 11

[8]  ᾿Απάντησις κατὰ τοῦ ζητήματος τοῦ κ. Εὐγενίου Βορὲ περ τῶν ἐν ῾Ιεροσολύμοις ῾Αγίων Τόπων. Κωνσταντινούπολις, 1851

[9]  РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30. Л. 7

[10]  РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30. Л. 36 об.

[11]  РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30. Л. 37

[12]  РГБ ОР. Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 10. Л. 57

[13]  РГБ ОР. Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 10. Л. 82 об.

[14]  АВП РИ. Ф. 161. Оп. 46. Ед. хр. 14, Л. 3-3 об.

[15]  К. З. 1860. С. 255

[16]  АВП РИ. Ф. 161. Оп. 46. Ед. хр. 14, Л. 1 об.- 2 об.

[17]  Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1886. С. 186

[18]  Древняя Александрия: Путешествие Киево-Екатерино-Греческаго монастыря архим. Константина. М., 1803 (парал. изд. на рус. и греч. языке, греч. заголовок: ᾿Αρχαία ᾿Αλεξανδρεία, ἤτοι ἱστορικὴ κα ἀρχαιολογικὴ περιγραφὴ τῆς πόλεως ταύτης)

[19]  Константиниада (Κωνσταντινιὰς παλαία τε κα νεώτερα: ἤτοι περιγραφὴ Κωνσταντινουπόλεως. Βενετία, 1824, Κωνσταντινούπολις, 18442; Θεσσαλονίκη, 1979; пер. на франц. язык: Constantiniade, ou description de Constantinople ancienne et moderne. Constantinople, 1846)

[20]  Αἰγυπτιακὰ, ἤτοι περιγραφὴ ἁπάσης τῆς Αἰγύπτου ἀρχαίας τε κα νεωτέρας. Κωνσταντινούπολις, 1841

[21]  ᾿Αριστοκλῆς Θ. Κωνσταντίου Α´ τοῦ ἀπὸ Συναίου ἀοιδίμου πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως τοῦ Βυζαντίου βιογραφία κα συγγραφα ἐλάσσονες ἐκκλησιαστικα κα φιλολογικα. Κωνσταντινουπόλις, 1866

[22]  ῾Ιερὰ Κατήχησις κατ᾿ ἐρωταπόκρισην

[23]  Περ τῶν ποντιφήκων τῆς Ρώμης

[24]  Περ τοῦ ναοῦ τῆς Παμμακαρίστου

Редакция текста от: 03.05.2022 12:46:50

"КОНСТАНТИЙ МУДРЫЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google