Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН IX АГАПИТ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн IX Агапит (Возлюбленный), Иеромнемон (греч. ᾿Ιωάννης Θ΄ Ιερομνήμων ή Αγαπητός; + 1134), патриарх Константинопольский (1111 - 1134), святитель

Память 18 июля (Греч. [1]) и в Соборе Константинопольский святителей (Греч.)

Родился в Халкидоне, племянник митрополита местной кафедры.

24 мая 1111 года поставлен Константинопольским патриархом.

О церковной жизни в патриаршество Иоанна Агапита известно мало; деятельность патриаршего ведомства и Священного Синода осталась почти не зафиксированной в источниках. Пребывание Иоанна Агапита на престоле характеризовалось отсутствием крупных инициатив в управлении Церковью, особенно после смерти византийского имп. Алексея I Комнина в 1118 году. По всей видимости, Иоанн Агапит не принимал активного участия и в богословских диспутах в Константинополе в 1112-1113 годов, в которых участвовали послы папы Пасхалия II и несколько византийских богословов (в т. ч. митр. Евстратий Никейский, Никита Сеид, Иоанн Фурн).

В патриаршество Иоанна Агапита в Церкви разгорелся спор о мнении митр. Евстратия Никейского о том, что человеческая природа Христа "рабски почитает" (προσκυνεῖ δουλικῶς) Его Божество, причем не только на земле, но и на небе (т. е. после Воскресения). По мысли Евстратия, сотворенная человеческая природа Спасителя устремлена к своему Создателю и совершенствуется Им, поклоняется Ему, воздерживается от зла, хотя и способна на него. Свою точку зрения митр. Евстратий отстаивал в двух трактатах (Словах) со ссылками на свт. Кирилла Александрийского. С письменным опровержением его мнения выступил мон. Никита Сеид. 26 апреля 1117 года состоялся Собор в Константинополе архиереев во главе с Иоанном Агапитом [2]. На нем митр. Евстратий отрекся от некоторых выраженных им мнений, назвав их следствием незнания, невнимания и поспешности; было решено уничтожить оба его сочинения. В выступлении на Соборе Иоанн Агапит предложил оставить Евстратия в сане, но запретить в служении до того времени, пока последующий Собор архиереев во главе с патриархом не снимет это наказание. О сочинениях Евстратия Иоанн Агапит сказал, что "некоторые из них содержат проявление еретической мысли, нек-рые являют неправильное мнение, другие и явно чужды Церкви". Из сохранившейся речи на Соборе митр. Никиты Ираклийского (Никиты из Серр) известно, что ряд участников Собора хотели лишить Евстратия сана. Согласно же сохранившемуся протоколу голосования, 8 из 22 присутствовавших архиереев высказались за пожизненное запрещение его в служении, в то время как остальные поддержали предложение Иоанна Агапита.

Недостаточно обоснованным представляется мнение исследователя П. П. Иоанну, согласно которому Иоанн Агапит и имп. Алексей старались защитить Евстратия от интриг, имевших сугубо политические причины. В действительности разбирательство, кажется, было вызвано именно религиозными основаниями, а поведение Иоанна Агапита исчерпывающе объясняется стремлением проявить милосердие к осужденному. Нет оснований и полагать вместе с В. Грюмелем и Ж. Даррузесом, что Евстратий был лишен сана летом 1117 года, т. е. спустя более месяца после осуждения его сочинений Собором [3].

По мнению Грюмеля и Даррузеса, Иоанну Агапиту принадлежит запрет духовенству (в т. ч. и монахам) выступать защитниками в гражданском суде, ввиду того что такая деятельность является оплачиваемой (16 февраля 1115 [4]). 8 декабря 1116 года Архиерейский Собор в Константинополе постановил вернуть под власть митрополитов опустевшие и перешедшие в распоряжение светских лиц монастыри, как и любую приносящую доход церковную недвижимость, сданную внаем мирянам-посредникам [5]. В августе 1133 года, подтверждая хрисовул имп. Алексея, Иоанн Агапит признал независимость монастыря св. Иоанна Богослова на Патмосе как от местного архиерея, так и от патриарха. За патриархом сохранялось лишь право на поминание его имени за богослужением, а также на третейский суд в случае разногласий между игуменом и братией.

Патриарх Иоанн скончался в конце апреля 1134 года.

В греческой рукописной традиции известен сборник гомилий, приписываемый Иоанну Агапиту, т. н. "Константинопольский патриарший гомилиарий". В различных рукописях авторами гомилиария указываются Иоанн Агапит, а также Константинопольские патриархи XIII-XIV вв. Герман II, Иоанн XIII Глика, Иоанн XIV Калека, Филофей. Эти патриархи, видимо, были лишь заказчиками позднейших изданий гомилиария. Сборник известен в двух редакциях, вторая (пространная) приписывается некоему дидаскалу Марку Критскому и содержит ряд дополнений на греч. народном языке. Первая (краткая) редакция в большинстве рукописей приписана Иоанну Агапиту, однако остается неясной степень действительного участия Иоанна Агапита в создании сборника. По оценке Х. Г. Бека, большинство проповедей являются сочинениями Иоанна Ксифилина Младшего и были объединены Иоанном Агапитом в общее собрание с несколькими произведениями других авторов. Большая часть содержания гомилиария остается неизданной.

Литература

  • Mansi. Т. 19. Col. 1061;
  • Mikloshich, Müller. Vol. 6. Col. 101-103;
  • Nicet. Chon. Thesaur. 23 // PG. 140. Col. 136-137;
  • Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 1. Σ. 159; Vol. 3. P. 349;
  • Zepos. JGR. Т. 1. P. 650-653;
  • Успенский Ф. И. Мнения и постановления Константинопольских поместных Соборов XI и XII вв. о раздаче церковных имуществ (харистикарий) // ИРАИК. 1901. Т. 5. С. 1-48;
  • Joannou P.-P. Eustrate de Nicée: trois pièces inédites de son procès (1117) // RÉB. 1952. Vol. 10. P. 24-34;
  • idem. Das Semeioma gegen Eustratios von Nikaia (1117): Der Nominalismus und die menschliche Psychologie Christi // BZ. 1954. Bd. 47. S. 369-378;
  • Μανάθης Κ. ᾿Α. Θεόδωρου τοῦ Προδρόμου λόγος εἰς τὸν πατριάρχην Κωνσταντινουπόλεως ᾿Ιωάννην τόν ᾿Αγαπητὸν // ΕΕΒΣ. 1974. Τ. 41. Σ. 227-242.
  • Dyobuniotes K. ῾Ο πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως ᾿Ιωάννης Θ´ ὁ ᾿Αγαπητὸς // ΕΕΒΣ. 1941. Τ. 17. Σ. 130-143;
  • Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 629-631;
  • DTC. T. 8. Col. 644-645;
  • DHGE. T. 26. Col. 1202;
  • RegPatr, N 999-1006b;
  • Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos. L., 1993. P. 275-276, 306, 318, 323-325;
  • Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni. Camb., 1995. P. 74-76, 151;
  • Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. М., 2001. С. 158-163;
  • Бармин А. В. «Опровержительные слова» Евстратия Никейского (в печати).

Использованные материалы



[1]  "Ιωάννου (Θ`), πατριαρχών Κων/πόλεως", месяцеслов на официальном сайте Элладской Православной Церкви, http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=7&id=320; "Άγιος Ιωάννης Θ' Πατριάρχης Κωνσταντινούπολης", страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/2155/saint.aspx.

[2]  RegPatr, N 1003-1003a

[3]  RegPatr, N 1003b

[4]  RegPatr, N 999

[5]  RegPatr, N 1000

Редакция текста от: 30.07.2020 07:49:32

"ИОАНН IX АГАПИТ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google