Эстонская Православная Церковь
Была учреждена как автономная Церковь на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 10 мая 1920 года на территории вновь образованного Эстонского государства - т.е. части Псковской епархии и Ревельского викариатства.
В сентябре 1922 года Собор Эстонской Апостольской Православной Церкви принял решение об обращении к Константинопольскому патриарху Мелетию IV с прошением о принятии Эстонской Церкви под омофор Константинопольского Патриархата и даровании ей автокефалии. 7 июля 1923 года в Константинополе патриарх Мелетий IV вручил представительству Эстонской Церкви Томос о принятии Православной Церкви Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата как отдельного церковного автономного округа "Эстонская Православная Митрополия". Хотя среди православных Эстонии было немало противников отхода от священноначалия в Москве, сильное государственное давление обусловило переход под Константинопольский омофор.
По состоянию на 1940 год в Эстонской Апостольской Православной Церкви было 158 приходов: 134 прихода — в Таллинской епархии и 24 прихода — в Нарвской, клир составляли 150 пресвитеров и 30 диаконов [1].
Вскоре после аннексии Эстонии Советским Союзом, 10 ноября 1940 года Синод Эстонской Православной Церкви обратился к патриаршему местоблюстителю митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию с прошением о восстановлении Эстонской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата. По определению патриаршего местоблюстителя Эстонская Церковь 28 февраля 1941 года была воссоединена с Русской Православной Церковью. Но уже через несколько месяцев немецкие войска вторглись в СССР и митрополит Таллинский Александр заявил о своем разрыве с Русской Церковью и о повторном переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, тогда как епископ Нарвский Павел остался верен Московскому Патриархату. После оккупации Эстонии немецкие власти не препятствовали ни митрополиту Александру, ни епископу Павлу управлять приходами последовавшими за ними. Незадолго до освобождения Таллина от немецкой оккупации митрополит Александр покинул Эстонию, а Синод Эстонской Церкви вновь обратился с прошением о возвращении под омофор Московского первоиерарха и был принят.
В то время как православных в Эстонии окормляла Таллинская епархия Московского Патриархата, Эстонская Православная Церковь Константинопольского Патриархата некоторое время продолжала формально существовать в эмиграции. Согласно определению Константинопольского патриарха Димитрия I (протокол 267 от 3 мая 1978 года), "Патриарший и Синодальный Томос 1923 года относительно Эстонской Православной Церкви признается недействительным, так как стали возможными нормальные канонические контакты со Святой Русской Православной Церковью, в которой и раньше состояла Православная Церковь в Эстонии".
Однако, после повторного обретения Эстонией политической независимости, автономную Эстонскую Православную Церковь в пределах этой страны организовали как Константинопольский так и Московский Патриархаты. Русская Церковь приняла это решение первой. В августе 1992 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил подтвердить самостоятельность Эстонской Церкви, что было закреплено Томосом патриарха Алексия II от 26 апреля 1993 года, и утверждено Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 1994 года. Однако, 20 февраля 1996 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви принял решение о создании на территории Эстонии "Автономной Православной Эстонской Митрополии" в юрисдикции Константинопольского Патриархата на базе зарубежной церковной структуры с центром в Стокгольме.
Последовавший кризис дошел до того что в 1996 году Русская Церковь приостановила евхаристическое и каноническое общение с Константинопольским Патриархатом, а также поминовение имени патриарха Константинопольского Варфоломея за патриаршим богослужением. 16 мая того же года совместным решением Священных Синодов двух Патриархатов стороны договорились о восстановлении канонических отношений при условии четырёхмесячного моратория на исполнение решения Константинополя об учреждении его юрисдикции на территории Эстонии и снятия Московским Патриархатом канонических прещений с клириков, самовольно перешедших в константинопольскую юрисдикцию. Общение между двумя Церквами было восстановлено, но теперь из отношения на долгие годы омрачились "эстонским вопросом" - аномальным параллельным существованием двух Церквей: Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и Эстонской Православной Церкви Константинопольского Патриархата.
Использованные материалы
- "История Эстонской Православной Церкви МП. Православие на эстонской земле", официальный сайт Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата:
- "Томос Алексия Второго, Божией Милостию Патриарха Московского и всея Руси, епископу Таллиннскому и всея Эстонии Корнилию", официальный сайт Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата:
[1] Эстонская Апостольская Православная Церковь (1926-1941) // Седмица.Ru - http://www.sedmitza.ru/lib/text/430334/