Мелетий (Метаксакис) |
В миру Метаксакис Еммануил, родился 21 сентября 1871 года в селе Парсас, Лассити на Крите и получил при крещении имя Иммануил.
Жизнеописание
Начало пути
В 1889 году поступил в семинарию Святого Креста в Иерусалиме. В 1892 году был пострижен в монашество с именем Мелетий и рукоположен во иеродиакона митрополитом Фаворским Спиридоном. В 1899 году находился с миссией в Антиохии Сирийской.
В 1900 году, после окончания богословского образования, был принят в Святогробское Братство, и патриарх Дамиан Иерусалимский назначил его секретарём Священного Синода Иерусалимской Патриархии. Спустя два года, в 1902 году был удостоен звания архимандрита и назначен генеральным секретарем Иерусалимской Патриархии. В 1903 и 1905 годах посетил с визитом Александрию, в 1906 году - Австрию и Россию. В 1907 году в качестве представителя Иерусалимского Патриархата участвовал на переговорах с представителем Константинопольской Патриархии митрополитом Анхиальским Василием и Александрийским патриархом Фотием в результате которых был урегулирован вопрос об избрании нового архиепископа Кипра [1] .
В 1908 году, тот же патриарх Дамиан изгнал Мелетия вместе с архимандритом Хризостомом, будущим Афинским архиепископом, из Святой Земли за "деятельность против Святого Гроба" [2].
В 1909 году Мелетий посетил Кипр и, по некоторым данным, здесь, вместе с двумя другими православными священнослужителями, вступил в ряды английской масонской ложи [3]. В марте следующего 1910 года становится митрополитом Китийским на Кипре. После смерти 13 ноября 1912 года патриарха Константинопольского Иоакима III Мелетий выдвигал свою кандидатуру на Константинопольский престол, но Священный Синод решил, что «с канонической точки зрения» он «не может быть зарегистрирован как кандидат на патриарший престол в Константинополе». Затем Мелетий пытался стать Кипрским архиепископом. Но его снова его постигла неудача, во многом обусловленная его нескрываемыми политическими амбициями и модернизмом [4].
В 1913 и 1914 дважды посетил Святую Гору Афон и написал исследование, направленное против российского вмешательства на Афоне [5].
Митрополит Афинский
В 1916 году он уезжает в Грецию, где, при поддержке своего родственника, также масона, Елевферия Венизелоса, находившегося во главе греческого правительства, стал в ноябре 1918 года митрополитом Афинским. На протяжении всей своей деятельности в Греции Мелетий проявил себя как крайний "венизелист" - приверженец анти-монархического курса на сближение с либеральными режимами, модернизма, и националистического экспансионизма.
Будучи митрополитом Афинским, Мелетий с группой единомышленников посетил Великобританию, где вёл переговоры о единстве между Англиканской и Православной Церквами.
4 августа 1918 года Священный Синод Элладской Православной Церкви под председательством митрополита Мелетия принял решение об организации греческих приходов в США в одну епархию. 22 августа митрополит Мелетий в сопровождении епископа Родостолуского Александра (Демоглу), архимандрита Хризостома (Пападопулоса) и профессора афинского университета А. Амелизатоса прибыл в Нью-Йорк. Пробыв здесь три месяца, митрополит Мелетий заложил фундамент для будущей Греческой Православной Архиепископии в Северной Америке, инкорпорировав независимые греческие приходы и назначив епископа Александра своим представителем в Америке. В скором времени это привело к созданию первой параллельной юрисдикции в среде православных в Северной Америке, находившихся до этого под управлением Русской Православной Церкви. Его действие стало первым в ряду последующих размежеваний по этническому принципу, когда различные группы в Америке выходили из подчинения Русской Церкви, терзаемой внутренними раздорами, и обращались к своим национальным Церквям.
17 ноября 1920 года, в связи с резкой сменой политического курса страны приведшей к власти премьер-министра Димитрия Гунариса и вдовствующую королеву Ольгу, министр религий известил митрополита Мелетия, что королевским указом митрополит Феоклит (Минопулос) восстанавливается в своих правах главы Элладской Церкви. Несмотря на протесты митрополита Мелетия и аппеляции к королеве и Константинопольскому патриарху, он был низложен "за неканонические деяния", фактически низведён до положения простого монаха и заключен в монастыре святого Дионисия Строфадского на острове Закинфе [6].
Американское изгнание
В феврале 1921 года, после изгнания с кафедры, митрополит Мелетий, так и не признавший своего низложения, снова отбыл в Америку. Здесь его с почетом встретили антироялисты-венизелиты и поставленный им для Северной Америки архиепископ Александр (Демоглу), которого новый Синод безуспешно попытался отозвать назад в Грецию.
15 сентября того года митрополит Мелетий создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки, которая была официально признана штатом Нью-Йорк в следующем году. В ноябре 1921 года митрополит Мелетий совершил открытие первой в Америке греческой семинарии, деньги на создание которой пожертвовал Э. Венизелос. Временно семинария была размещена в одной из комнат центрального отделения ИМКА в Бруклине, Нью-Йорк [7].
Святитель Николай (Велимирович), также находившийся в США в связи с разладом в жизни православных, в отчёте Архиерейскому Собору Сербской Православной Церкви от 13/26 июня 1921 года сообщал:
В Америке Мелетий близко соотносился с англиканцами. Митрополит принимал участие в конференциях, совместных молитвах и богослужениях с англиканским духовенством [10]. 17 декабря 1921 года греческий посол в Вашингтоне известил префектуру в Фессалониках, что Мелетий "в облачении принял участие в англиканском богослужении, кланялся с англиканцами на молитве, целовал их престол, проповедовал и позднее благословил присутствовавших!" Когда Священный Синод Элладской Церкви узнал о деятельности Мелетия, в ноябре 1921 года была сформирована специальная комиссия с целью расследования его случая. Между тем, пока расследование еще продолжалось, Мелетий неожиданно был избран патриархом Константинопольским. Комиссия продолжила работу, и на основании её выводов 29 декабря 1921 года Синод изверг Мелетия из священного сана за целый ряд нарушений канонического права, а также за учинение схизмы [11]. Мелетий Метаксакис и Александр Демоглу были объявлены раскольниками, причем Синод пригрозил объявить раскольниками и всех последовавших за ними. Вопреки этому решению 24 января 1922 года он был возведён на Цареградский престол, а позднее, под сильным политическим давлением, постановление о его извержении было отозвано 24 сентября того же года [12].
Митрополит Константинопольского патриаршего Синода Герман (Каравангелис), который в то время законным путем уже был избран патриархом Константинопольским, сообщает об обстоятельствах связанных с неожиданным изменением ситуации следующее:
После этого договора, 23 ноября 1921 года, было принято предложение Синода Константинопольской Патриархии отложить избрание патриарха. Сразу за тем, епископы голосовавшие за то, чтобы отложить избрание, были заменены другими, так что два дня спустя, 25 ноября 1921 года Мелетий был избран. Отстранённые епископы тем временем встретились в Фессалониках и издали сообщение о том, что «избрание Мeлетия совершено противно святым канонам», и обещали, что проведут «честное и каноническое избрание Патриарха Константинополя» [14]. Спустя два месяца Мелетий всё таки стал Константинопольским патриархом, с пощью политических кругов около Венизелоса и англичан.
Патриарх Мелетий (Метаксакис) |
На Константинопольском престоле
Возведение Мелетия на Константинопольский престол произошло в разгар греко-турецкой войны, в которой союзники во главе с Англией поддержали греческую попытку захвата у Турция обширных территорий в Малой Азии. Как ярый борец за политические идеи панэллинизма, энергичный модернист и реформатор, Мелетий начал ряд реформ и повлиял на принятие многочисленных постановлений, имевших весьма трагические последствия. Так, в 1922 году, без предварительного уведомления прочих поместных Православных Церквей, Синод его Патриархии издает энциклику, которой признаёт действительность англиканского рукоположения [15].
Важнее всего, с 10 мая по 8 июня 1923 года по инициативе Мелетия в Константинополе состоялся так называемый "Всеправославный конгресс", изначально им поданный как "Комиссия", который вопреки постановлениям соборов 1583, 1587 и 1593 годов принял решение об изменении календаря Православной Церкви. Этот небольшой съезд - собралось лишь восемь клириков и четверо мирян от пяти (неофициально - шести) поместных Церквей - присвоил себе полномочия установить не только новый календарь, но и позволить вступление в брак после рукоположения в диакона и пресвитера, второбрачие священников, и стижку волос и ношение вне храма светской одежды духовенством во всей Православной Церкви. Конгресс объявил о созыве в 1925 году "Всеправославного Собора". На этом собрании присутствовал и англиканский епископ Чарльз Гор, сидевший по приглашению Мелетия с правой стороны от него и принимавший участие в работе этого конгресса. По поводу этого собрания преподобный архимандрит Иустин (Попович) писал в представлении Архиерейскому Собору Сербской Церкви от 7 мая 1977 года:
Противоречивыми остаются сведения об отношении Мелетия к святителю патриарху Московскому Тихону и обновленцам. С одной стороны Константинопольский конгресс призвал весь христианский мир способствовать освобождению патриарха Тихона. С другой стороны, в послании обновленческого Синода по поводу избрания Мелетия на Александрийскую кафедру в 1926 году говорится:
Как Вселенский патриарх Мелетий особое внимание посвятил попыткам переустройства отношений между Поместными Православными Церквами в мире, особенно в касательно диаспор. Его решения, письма, томосы и энциклики, были не только предметом распрь, но, иногда, логически противоречили друг другу. Так, не признавая автокефалии Албанской Церкви под предлогом того, что православное население составляет меньшинство, Мелетий, наперекор актам Русской Церкви, признал отделение Польской Церкви, которая точно также находилась в меньшинстве в Польше.
Мелетий стремился напрямую подчинить Константинопольской кафедре православные диаспоры всех земель. Не спрашивая Афинский Синод, в 1922 году он использовал свои связи с греческой диаспорой в Америке и подчинил её себе издав Томос об основании архиепископии для Северной и Южной Америки в Нью-Йорке, с тремя епископиями – в Бостоне, Чикаго и Сан-Франциско. Для подчинения себе других диаспор в том же году он назначил экзарха для всей Западной и Центральной Европы в Лондоне с титулом митрополита Фиатирского, после чего начал оспаривать право митрополита Евлогия управлять русскими приходами в Западной Европе.
Подобные действия продолжались и в 1923 году. Хотя Сербская Церковь уже имела свою епархию в Чехословакии где в те годы возраждалось Православие, 4 марта 1923 года патриарх Мелетий хиротонисал архимандрита Савватия во «архиепископа Праги и всей Чехословакии», и дал ему Томос № 1132 о восстановлении древней Кирилло-Мефодиевской архиепископии, которую потом определил под юрисдикцию Константинопольской патриархии [18]. 9 июля 1923 года Мелетий подчинил себе епархии Русской Церкви в Финляндии в форме автономной Финской Церкви, а Томосом от 7 июля 1923 [19] сделал то же в отношении Эстонской Церкви. Наконец, под председательством Мелетия Константинопольский Синод решает, что для православной диаспоры в Австралии необходимо образовать новую епархию, с кафедрой в Сиднее, подчиненную Константинополю, что было сделано уже в 1924 году.
Волна нестроений и возмущений всколыхнувшая православный мир в связи с юрисдикционными преобразованиями совместилась с негодованием по поводу мелетиевских новшеств, особенно в отношении «нового календаря». Продиктованный сверху, навязанный в противоречии с прежними соборными решениями, вводимый под политическим давлением, т. н. «новый календарь» вызвал расколы и кровавые уличные столкновения. В Стамбуле дошло до серьезных волнений, во время которых население громило Патриаршие покои и подвергло самого Мелетия телесным побоям. [20] 1 июня 1923 года здесь собралась большая группа возмущённого духовенства и верующих, которые напали на Фанар с целью свергнуть Мелетия и выгнать его из города. Именно эти волнения дали начало т. н. Турецкой Православной Церкви. Однако Мелетий продержался в весьма накаленной атмосфере еще месяц, до того как 1 июля 1923 года, под предлогом болезни и необходимости лечения, покинул Стамбул. 10 июля, взяв трехмесячный отпуск и предоставив Синоду все права по управлению Церковью, он удалился на Афон. Потом при сильном давлении греческого правительства и вмешательстве Афинского архиепископа, патриарх Мелетий наконец подал в отставку со своего поста 20 сентября 1923 года.
Ни одна из Поместых Православных Церквей не приняла решений конгресса касательно брака духовных лиц после рукоположения, их второбрачия и принятия мирской одежды из-за их вопиющих противоречий с церковным Преданием и канонами. Новый календарь, и то за исключением Пасхалии, сразу ввели только три Поместные Православные Церкви: Константинопольская, Элладская и Румынская. В остальных этого не произошло из-за опасения дальнейших волнений и расколов, а также благодаря сильному отпору многих иерархов. Так, Иерусалимский патриарх заявил, что новый календарь неприемлем для его Церкви ввиду опасности прозелетизма и распространения унии на Святой Земле. Самая серьёзная оппозиция исходила со стороны Александрийской Церкви, чей патриарх Фотий I, после договора с патриархами Антиохийским Григорием IV, Иерусалимским Дамианом и архиепископом Кипрским Кириллом III, созвал Поместный собор постановивший что нет абсолютно никакой необходимости в перемене календаря. Собор выразил большое сожаление, что этот вопрос вообще оказался на повестке дня, констатировав при этом, что изменение календаря представляет опасность для единства Православия не только в Греции, но во всем мире.
Мелетий (Метаксакис) и англиканский архиепископ Ланг. Конференция в Ламбете, 1930 г. |
На Александрийской кафедре
После своей отставки и «великой катастрофы» – поражения Греции в войне с Турцией в 1924 году с последовавшим судьбоносным обменом населения между двумя странами, – Мелетий оказался в Александрии, где с помощью политической поддержки был назван вторым кандидатом на трон Александрийского Патриархата. Египет был в то время под британским мандатом и египетское правительство имело право подтвердить кандидатуру одного из двух представленных кандидатов на трон патриарха. Целый год оно тянуло со своим решением, чтобы 20 мая 1926 года под нажимом англичан подтвердить кандидатуру Мелетия на престол папы и патриарха Александрийского. Тогда Мелетий, под предлогом заботы о единстве греческой диаспоры с родиной, ввел новый календарь и в Александрийской Церкви.
На новой кафедре патриарх Мелетий проявил себя не менее деятельным, но здесь его энергия нашла себе приложение в организации и расширении пришедшего в упадок древнего Патриархата. При нём были составлены документы до наших дней являющиеся основой устройства Александрийской Церкви: «Положение о священническом служении» (15.V.1930), «Положение о Синоде» (13.XI.1931), «Органический закон Греко-православной Александрийской Патриархии» (27.VI.1934). Мелетий укрепил за Александрийским Патриархатом юрисдикцию надо всей Африкой, и, объезжая континент, учредил кафедры в Йоханнесбурге (1928), Бенгази, Тунисе (1931), Судане и Эфиопии [21]. Для подготовки клира он основал Свято-Афанасиевское духовное училище в 1928 году, преобразованное в 1934 году в высшую духовно-педагогическую семинарию. В период его предстоятельства велось активное строительство новых храмов и благотворительных учреждений.
В 1930 году, в качестве главы церковной делегации Мелетий (Метаксакис) принял участие и в конференции в Ламбете, где вёл переговоры о единстве между англиканцами и православными и признал силу англиканских хиротоний. Он также поучаствовал в Ватопедской межправославной комиссии в том же году по вопросу предстоящего диалога с нехалкидонскими Восточными Церквами.
Перед концом жизни, несмотря на серьезную болезнь, Мелетий пытался выдвинуть свою кандидатуру и на престол патриарха Иерусалимского. Однако, после тяжелой шестидневной агонии, 28 июля 1935 года он скончался в Цюрихе (Швейцария) и был похоронен в Каире с большими почестями.
Оценки
Личность Мелетия вызывала немало недвусмысленных откликов. Так, митрополит Керкирский Мефодий (Кондостанос) называл его «беглец со святых мест, из Китии, из Афин, из Константинополя, Мелетий Метаксакис – непостоянный и неспокойный властолюбивый дух, злой демон». Собрат-масон Александр Зервудакис писал что «очень немного таких которые, как брат Мелетий, приняли масонство и сделали его своим жизненным опытом. И было для нас настоящей потерей то, что он был призван... так скоро в вечность...» [22]. По оценке церковного историка священника Срболюба Милетича, Мелетий (Метаксакис) – «один из величайших реформаторов Православной Церкви оставил после себя нестабильное, болезненное и тревожное положение, последствия которого будут ощущаться еще много десятилетий, а вероятнее всего и веков» [23].
Сочинения
- Αι αξιώσεις των Αραβοφώνων Ορθοδόξων της Παλαιστίνης, ΚΠ, 1909.
Литература
- Николај (Велимировић), еп., Сабрана дела, књ. 10, Хилместир, 1983, 467.
- Панев, Живко, священник, Вопрос диаспоры – Исторический и канонический обзор, Париж, рукопись.
- Сава (Јањић), jеромонах, Екуменизам и време апостасије, Призрен, 1995, 11.
- Сибев Т., Вопрос церковного календаря, Синодальное издание, Софија, 1968, 33-34.
- Троицки, Сергије, Црквена јурисдикција над православном дијаспором, Сремски Карловци, 1932, 4.
- Encyclical on Anglican Orders, from the Oecumenical Patriarch to the Presidents of the Particular Eastern Orthodox Churches, 1922:
- http://www.ucl.ac.uk/~ucgbmxd/patriarc.htm (не действ.)
- https://www.slideshare.net/SpyridonVoykalis/ep-anglican-orders1922
- «The Julian Calendar», Orthodox Life, No. 5, 1995, 26.
- Batistos D., Proceedings and Decisions of the Pan-Orthodox Council in Constantinople, May 10 - June 8, 1923, Athens, 1982.
- Delimpasis, A. D., Pascha of the Lord, Creation, Renewal, and Apostasy, Athens, 1985, 661-663.
- Englezakis, Benedict, Studies on the History of the Church of Cyprus, 4th - 20th Centuries, Vaparoum, Ashgate Publishing Limited, Aldershot, Hampshire, Great Britain, 1995, 440.
- Theodosius, Metropolitan, Archbishop Of Washington, «The Path To Autocephaly And Beyond: "Miles To Go Before We Sleep"»:
- Zervoudakis, Alexander I., «Famous Freemasons», Masonic Bulletin, No. 71, January - February, 1967.
- Филлипс Андрей, свящ., "Behind the Sourozh Phenomenon: Spiritual Freedom or Cultural Captivity? Meletios Metaksakis, Metropolitan, Archbishop, Pope and Patriarch" // Статья о. Андрея Филлипса на сайте Orthodox England:
- Ермилов П. В., диак., Мелетий IV, патриарх Константинопольский // Православная энциклопедия, Т. 44. М., 2016. С. 563-570:
Использованные материалы
- Милетич Срболюб, свящ.; Игнатий (Шестаков), иеродиакон, пер. с сербского, "Мелетий Метаксакис: митрополит, архиепископ, папа и патриарх", портал Православие.Ru, 23 июня 2006:
- Фотий (Сиромахов), еп. Триадицкий, "Роковой шаг по пути к отступлению (исторический очерк о введении нового календаря, его вдохновителях и совершителях)", русская версия сайта Православна беседа:
- Митрофан (Шкурин), игум., "Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг. (По материалам Антирелигиозной комиссии)", Вестник церковной истории, № 3, 2006, Москва, ЦНЦ "Православная энциклопедия", 162-175:
- "Александрийская Православная Церковь", Православная Энциклопедия, т. I, Москва, 2000, 559-594:
- Биография на официальном сайте Константинопольского Патриархата:
- Шкаровский М. В., "Элладская Православная Церковь в 1917-1950-х гг.", ч. 1, архив портала Богослов.Ru, 3 сентября 2010:
[1] Κωνσταντινίδης Χριστόφορος, Το Αρχιεπισκοπικό Ζήτημα της Κύπρου – ΙΙI, портал о Святой Горе Афон Πεμπτουσία, 6 апреля 2013, http://www.pemptousia.gr/2013/04/το-αρχιεπισκοπικό-ζήτημα-τη...-2/
[2] Batistos D., Proceedings and Decisions of the Pan-Orthodox Council in Constantinople, May 10 - June 8, 1923, Athens, 1982. По этому поводу архимандрит Мелетий (Метаксакис) в 1909 году в издал брошюру "Претензии арабоязычных Православных Палестинцев" (греч. Μελέτιος (Μεταξάκης), Αρχιμ., Αι αξιώσεις των Αραβοφώνων Ορθοδόξων της Παλαιστίνης, ΚΠ, 1909) в которой была дана критика деятельности патриарха Дамиана.
[3] По утверждению историка-масона Александра Зервудакиса, офицера британского Министерства обороны в 1944-1950 годах. Согласно с этими данными, один из двух других священнослужителей – будущий митрополит Василий, официальный представителель Константинопольской Патриархии. См. Zervoudakis, Alexander I., "Famous Freemasons," Masonic Bulletin, No. 71, January - February, 1967 (греч.: Βλ. περιοδικὸν "Τεκτονικὸν Δελτίον," "῎Οργανον τῆς Μεγάλης Στοᾶς τῆς ῾Ελλάδος," ἀριθ. 71/᾿Ιανουάριος-Φεβρουάριος 1967, σελ. 25: Διάσημοι Τέκτ.·., Μελέτιος Μεταξάκης, ὑπὸ ἀδ.·., ᾿Αλεξ. ᾿Ι. Ζερβουδάκη). Членство Мелетия в масонской ложе подтверждается и официальным списком "Великой Ложи Греции", где он относится к ложе "Гармония". См. http://www.grandlodge.gr/Famous_gr_home.html (недейств.) или http://grandlodge.gr/διακεκριμενοι-ελληνες-τεκτονες/. Биография Мелетия (Метаксакиса) приведена на том же официальном веб-сайте "Великой Ложи Греции" http://www.grandlodge.gr/μελέτιος-β΄-μεταξάκης/. По другим данным, был приобщен к масонской ложе "Гармония" 15 марта 1910 года в Константинополе.
[4] Englezakis, Benedict, Studies on the History of the Church of Cyprus, 4th - 20th Centuries, Vaparoum, Ashgate Publishing Limited, Aldershot, Hampshire, Great Britain, 1995, 440.
[5] Παπαδάκη, Λουκά Δ., "Δεύτερη επιστολή - αναφορά του Μελετίου Μεταξάκη προς τον Ελευθέριο Βενιζέλο γύρω από το αγιορειτικό ζήτημα", портал о Святой Горе Афон Πεμπτουσία, 19 августа 2011, http://www.pemptousia.gr/2011/08/δεύτερη-επιστολή-–-αναφορά-...τί/
[6] Мосс В., Православная Церковь на перепутье (1917-1999), СПб., 2001, с. 92.
[7] New York Times, 7.11.1921.
[8] Николај (Велимировић), еп., Сабрана дела, књ. 10, Хилместир, 1983, 467.
[9] Милетич, Срболюб, священник; Игнатий (Шестаков), иеродиакон, пер. с сербского, «Мелетий Метаксакис: митрополит, архиепископ, папа и патриарх», http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...873.
[10] The Struggle against Ecumenism, Boston, 1998, p. 30; свящ. Димитрий Успенский, "Знамение над Афинами", Старый стиль лучше новых двух, М., 2004, с. 132.
[11] Delimpasis, A. D., Pascha of the Lord, Creation, Renewal, and Apostasy, Athens, 1985, p. 661.
[12] Свящ. Димитрий Успенский. Указ. соч. С. 132-133; Delimpasis A.D. Op. cit. P. 661.
[13] Delimpasis, 662.
[14] Delimpasis, 663.
[15] Encyclical on Anglican Orders, from the Oecumenical Patriarch to the Presidents of the Particular Eastern Orthodox Churches, 1922, http://www.ucl.ac.uk/~ucgbmxd/patriarc.htm.
[16] Фотий Триадицкий, еп., «Роковой шаг по пути к отступлению. О "Всеправославном конгрессе" в Константинополе», http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk100-4.htm.
[17] Митрофан (Шкурин), игумен, «Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг. (По материалам Антирелигиозной комиссии)», Вестник церковной истории, № 3, 2006, Москва, ЦНЦ «Православная энциклопедия», 162-175, http://sedmitza.ru/index.html?did=40102.
[18] Троицки, Сергије, Црквена јурисдикција над православном дијаспором, Сремски Карловци, 1932, 4.
[19] В своей статье священник Срболюб Милетич указывает что Константинопольский Синод издал данный Томос 23 августа 1923 года.
[20] «The Julian Calendar», Orthodox Life, No. 5, 1995, 26.
[21] Статья «Александрийская Православная Церковь» Православной Энциклопедии также указывает Триполийскую епархию среди учрежденных патриархом Мелетием в 1931 году. По другим данным, епархия существовала и ранее - возможно он ее восстановил. См. ст. Триполийско-Ливийская епархия.
[22] Цитаты по Фотий Триадицкий, http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk100-4.htm.
[23] Милетич, http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...873.