Кирилл II Контарис (+ 1640), б. патриарх Константинопольский (4-11 октября 1633; 15 марта 1635 - 26 июня 1636; 20 (?) июня 1638 - июнь 1639)
Родился в Македонии, получил образование в иезуитской коллегии в Галате (Пере).
Около 1618 года был поставлен митрополитом Веррии (отсюда традиционное именование "Кирилл из Веррии", так он подписывал патриаршие грамоты).
В 1631 года Кирилл Контарис посетил Москву и привез грамоты патриарха Кирилла I Лукариса [1].
В начале 1630-х годов Кирилл примкнул к противникам патриарха Кирилла I Лукариса, выступавшим против него из-за публикации под его именем прокальвинистского "Исповедания веры".
4 октября 1633 года в результате решения нескольких митрополитов Кирилл Контарис был избран патриархом Константинопольским, однако не смог выплатить необходимый взнос Высокой Порте и 11 октября был сослан на остров Тенедос. Там он составил прошение к вернувшемуся на Константинопольский престол Лукарису и получил позволение вновь занять Веррийскую кафедру. Однако Контарис остался в оппозиции к патриарху.
В марте 1635 года при поддержке дипломатов из католических государств (прежде всего австрийского посланника Й. Р. Шмида фон Шварценхорна) добился низложения Лукариса и 15 марта 1635 года занял его место. Однако тесные связи Кирилла с католиками вызывали недовольство в Константинопольской Церкви и 26 июня 1636 года он был смещен и сослан на Родос, а Лукарис возвращен в столицу. Положение Лукариса, вновь занявшего патриарший престол после краткого патриаршества Неофита III, было неустойчивым.
В феврале-марте 1637 года при финансовой поддержке Шмида фон Шварценхорна Кириллу Контарису удалось вернуться из ссылки. 25 марта 1637 года датировано послание Контариса и еще 12 архиереев к Шмиду фон Шварценхорну, в котором они просили помощи в борьбе с Лукарисом и избавлении Церкви от кальвинизма, "врага обеих Церквей, Западной и Восточной" [2]. В апреле 1637 года Кирилл Контарис отправил папе Римскому Урбану VIII послание с описанием бед, обрушившихся на Константинопольскую Церковь из-за Лукариса [3]. Урбан VIII поручил подготовить ответ Кириллу Конгрегации пропаганды веры. В послании, датированном 2 октября 1637 года были перечислены условия, при выполнении которых Кирилл мог рассчитывать на финансовую поддержку, в их числе было и принятие католического исповедания веры [4].
В июне 1638 года Лукарис был обвинен в государственной измене, арестован и казнен, а Кирилл Контарис в третий раз стал патриархом.
24 сентября 1638 года под председательством Кирилла Контариса состоялся Собор в Константинополе, в котором приняли участие патриархи Иерусалимский Феофан IV и Александрийский Митрофан (Критопулос). Собор предал анафеме Кирилла Лукариса и его учение: Лукарис обвинялся в том, что "оклеветал всю Восточную Христову Церковь, будто бы она мыслит, как Кальвин (καλβινοφρονοῦσαν)" [5]. В начале 1639 года Кирилл Контарис обязал клириков и мирян приносить ему лично на проверку любые сочинения, подписанные именем Лукариса [6]. Однако уже в послании к кард. Антонио Барберини (младшему) от 18 апреля 1639 года Контарис писал, что по совету последнего опубликовал синодальное послание о предании огню творений Лукариса без специального расследования [7].
Летом 1638 года представители католических государств и папского престола получили от Контариса устные уверения в готовности подписать католическое исповедание веры. Одним из первых распоряжений Кирилл Контарис удовлетворил прошение французских посланников о позволении отправлять службу по католическому обряду в церкви св. Феодора в Саталии (Атталии, ныне Анталья) [8]. Переговоры продолжались всю осень, а 15 декабря 1638 года в присутствии Шмида фон Шварценхорна и патриаршего викария Анджело Петрикки Контарис подписал католическое исповедание веры и подтвердил свою верность папе Римскому Урбану VIII [9]. Это вызвало негодование как иерархов Константинопольской Церкви, так и султана.
В июне 1639 года Кирилл Контарис был низложен (при этом формальные обвинения, выдвинутые против него, были связаны с финансовыми злоупотреблениями [10]), арестован и сослан в Тунис. 30 марта 1640 года он прибыл в г. Сус и отправил оттуда послание кард. Барберини с просьбой дать ему денег на подкуп османского чиновника, отвечавшего за его охрану [11]. Впоследствии Контарис продолжал писать и Барберини, и лично Урбану VIII (послания от 15 апреля 1640 года [12]), однако те не оказали ему поддержки.
24 июня 1640 года Кирилл Контарис был задушен по приказу османского паши, вынуждавшего его принять ислам.
Литература
- Hurmuzaki E. Documente privitóre la Istoria Românilor. Bucur., 1882. Vol. 4. Pt. 1: 1600-1649. P. 639-641;
- Παπαδόπουλος-Κεραμεύς ᾿Α. ᾿Ανάλεκτα ῾Ιεροσολυμητικῆς σταχυολογίας. Πετρούπολις, 1897. Τ. 4. Σ. 97-102;
- Hofmann G. Patriarchen von Konstantinopel: Kleine Quellenbeiträge zur Unionsgeschichte // De Oriente: Documenta, studia et libri. R., 1933. S. 5-40. (OrChr; 32);
- Καρμίρης ᾿Ι. Τὰ δογματικὰ κα συμβολικὰ μνημεῖα τῆς ᾿Ορθοδόξου Καθολικῆς ᾿Εκκλησίας. Graz, 19682. Τ. 2. Σ. 642-655.
- Γεδεών. Πίνακες. Σ. 558-561, 567-568;
- Соколов И. И. Кирилл II Контарис // ПБЭ. 1909. Т. 10. С. 353-356;
- Hofmann G. Griechische Patriarchen und Römische Päpste: Untersuchungen und Texte. R., 1929. Tl. 2. Bd. 1: Patriarch Kyrillos Lukaris und die Römische Kirche. S. 32-35, 102-112. (OrChr; 15, 1); R., 1930. Tl. 2. Bd. 3: Patriarch Kyrillos Kontaris von Berröa, sein Anschluss an die Katholische Kirche und sein Heldenhafter Tod. (OrChr; 20, 1);
- Γριτσόπουλος Τ. ᾿Α. Κύριλλος ὁ Β´ // ΘΗΕ. Τ. 7. Στ. 1189-1191;
- Hering G. Ökumenisches Patriarchat und europäische Politik, 1620-1638. Wiesbaden, 1968. S. 281-321;
- Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. Camb., 1968. P. 283-286;
- Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 11, 431;
- Podskalsky. Griechische Theologie. S. 171-172;
- Флоря Б. Н. К истории установления политических связей между русским правительством и высшим греческим духовенством // Связи России с народами Балканского полуострова. М., 1990. С. 8-42.
Использованные материалы
- Л. В. Луховицкий. "Кирилл II Контарис" // Православная энциклопедия, т. 34, с. 559-560
[1] Флоря. 1990. С. 25, 40
[2] Hofmann. 1929. S. 103-107
[3] Hofmann. 1930. S. 20-23; 1933. S. 17-20
[4] Hofmann. 1933. S. 25
[5] Καρμίρης. 1968. Σ. 652-655
[6] Hofmann. 1929. S. 109-111
[7] Hofmann. 1933. S. 20-21
[8] Hofmann. 1930. S. 35-37
[9] Hofmann. 1930. S. 37
[10] Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. 1897. Σ. 97-102
[11] Hofmann. 1933. S. 23-24
[12] Hofmann. 1933. S. 24-27