ИОАНН ГРАММАТИК

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Патриарх Константинопольский Иоанн VII Грамматик во время гадания на воде в лохани. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 2)
Патриарх Константинопольский Иоанн VII Грамматик во время гадания на воде в лохани. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 2)
Иоанн VII Грамматик (греч. ᾿Ιωάννης (᾿Ιαννὴς) ὁ Γραμματικός; + ок. 863 ?), б. патриарх Константинопольский (21 января 837 - 4 марта 843)

Родился в конце VIII века. Происходил из армянского рода Морохарзаниев, представители которого жили в Константинополе. Иоанн активно поддержал иконоборчество и был одним из участников конфликта, возникшего в Византии в связи с почитанием священных изображений. В источниках со стороны иконопочитателей он упоминается с негативными эпитетами, частично восходящими к Ветхому Завету: Илила (῾Υλιλᾶς или ῾Υλζιλᾶς, толкуемое как "помощник диавола"), Ианнис (егип. маг, противостоявший Моисею), и даже обвиняется в колдовстве ("леканомантии"). В этот период подобное обвинение неизбежно сопровождало всякого, кто, как Иоанн, славился ученостью, отсюда еще одно прозвище Леканомантис. За начитанность и филологические занятия Иоанн получил прозвище Грамматик.

По одним источникам, род Иоанна Грамматика был знатного происхождения, по другим - простого, но первое вероятнее. Племянником Иоанна был Лев Философ (Математик), при имп. Феофиле (829-842) ставший архиепископом Фессалоники. При патриархе Никифоре I (806-815) Иоанн Грамматик постригся в монахи и был рукоположен во чтеца в монастыре Пресвятой Богородицы Одигон в Константинополе. Там он, по сведениям свт. Фотия I, патриарха Константинопольского, занимался писанием икон, что, впрочем, некоторыми учеными оспаривается [1]. Сообщения о карьере Иоанна Грамматика при патриархе Никифоре нельзя считать достоверными. По-видимому, ни в диаконы, ни в пресвитеры он посвящен не был, однако состоял в т. н. императорском клире.

После прихода к власти в 813 году имп. Лев V Армянин принял решение вернуться к иконоборчеству, осужденному на VII Вселенском Соборе 787 года. Комиссия, сформированная им 4 июня 814 года, должна была найти в дворцовой библиотеке святоотеческие свидетельства против почитания икон. Иоанн Грамматик наряду с единственным иконоборцем-архиереем еп. Силлейским Антонием Кассиматой стал одним из двух ведущих членов комиссии. Патриарх Никифор пытался отлучить Иоанна Грамматика от Церкви, но принесенное тем своевременное покаяние не дало святителю такой возможности. Однако на Соборе в храме Св. Софии 24 декабря 814 года Иоанн Грамматик был анафематствован как сообщник еп. Антония Силлейского.

За деятельное участие в иконоборческом Соборе весной 815 года император поставил Иоанна Грамматика игуменом в монастырь святых Сергия и Вакха в Константинополе (что не обязательно подразумевало рукоположение во пресвитера, как свидетельствует сохранившаяся печать с надписью: "Иоанна монаха, игумена св. Сергия и синкелла" - [2]). Попытка Льва V добиться поставления Иоанна Грамматика в патриархи в 815 году не увенчалась успехом из-за противодействия придворных, которые заявили, что Иоанн Грамматик слишком молод и недостаточно известен.

При имп. Феофиле Иоанн Грамматик уже в 829 году стал синкеллом патриарха Антония I Кассиматы, а после его смерти - патриархом. Он несомненно имел интеллектуальное влияние на имп. Феофила, но сообщения источников о том, что Иоанн Грамматик был его наставником в детстве, вероятно, недостоверны, учитывая слишком небольшую разницу в их возрасте. Иоанн Грамматик принимал активное участие в преследованиях иконопочитателей, в частности святых Иоанна Психаита, Макария Пелекитского, Никиты Мидикийского, братьев Феофана и Феодора Начертанных.

Догматические диспуты с Иоанном Грамматиком - один из общих сюжетов житий исповедников эпохи иконоборчества. Являются ли эти тексты описанием действительных событий или используется общий литературный мотив, установить невозможно. Вероятно, именно из-за радикальной иконоборческой позиции Иоанн Грамматик не стал патриархом после смерти патриарха Феодота I в 821 году, т. к. имп. Михаил II хотел прийти к компромиссу в церковных делах. Как раз между 821 и 826 годами издатель датирует три письма прп. Феодора Студита Иоанну Грамматику [3], выдержанные в весьма уважительном тоне и посвященные богословской полемике, главным образом относительно почитания икон. Тем не менее прп. Феодор обращается к Иоанну Грамматику только как к грамматику, т. е. ученому, не называя церковных чинов.

Еще будучи синкеллом, Иоанн Грамматик руководил одним или несколькими византийскими посольствами в Багдад к халифу аль-Мамуну, ему удалось уговорить бежавшего в халифат логофета Мануила вернуться в Византию. О византийском посольстве 832 года писали арабские авторы ат-Табари и аль-Масуди [4]. Византийские хронисты сообщали, что под впечатлением от посещения Сирии Иоанн Грамматик построил дворец Вриас в Константинополе в арабском стиле, причем Продолжатель Феофана [5] называл Иоанна Грамматика главным архитектором. В хронике Симеон Логофет [6] называет Иоанна Грамматика свойственником (греч. σύντεκνος) св. имп. Феодоры (точное значение слова неясно, возможно "кум"); этим, вероятно, объясняются близкие отношения Иоанна Грамматика с императорским двором. Если брат Иоанна Грамматика Арсавир - одно лицо с патрикием и магистром Арсавиром, мужем Каломарии, сестры имп. Феодоры [7], то патриарх и императрица находились в свойстве.

21 января 837 года состоялась патриаршая хиротония Иоанна Грамматика.

Непосредственно о патриаршестве Иоанна Грамматика сохранилось мало сведений. Сообщение о созыве им иконоборческого Собора в Константинополе в 837 году, хотя и считается учеными "несколько подозрительным" [8], тем не менее может соответствовать действительности, если считать, что именно тогда анафеме были преданы свт. Фотий и его отец спафарий Сергий. При Иоанне Грамматике на патриарших печатях впервые появилась надпись: "Епископ Константинополя Нового Рима" [9].

Иоанн Грамматик был низложен 4 марта 843 года.

Об обстоятельствах низложения и ссылки Иоанна Грамматика существуют различные полулегендарные истории. Можно считать достоверным, что после смерти имп. Феофила имп. Феодора начала переговоры с оппозицией иконопочитателей о прощении своего покойного мужа. Когда в начале 843 года соглашение было достигнуто, смещение Иоанна Грамматика стало неизбежным. Обстоятельства его низложения представлены в хронике Псевдо-Генесия [10]. В ней сообщается, что, когда патрикий Варда, брат Феодоры, явился со стражей к Иоанну Грамматику, тот отказался добровольно оставить престол под тем предлогом, что был ранен друнгарием виглы Константином Армянином. Однако, проведя расследование, Варда уличил Иоанна Грамматика во лжи (тот сам нанес себе заведомо неопасные ранения), и это послужило основанием для низложения патриарха. Иоанн Грамматик был сослан в монастырь Клидион, где он будто бы приказал слуге выколоть глаза Спасителю, Богородице и архангелам, изображенным на находившихся там иконах, поскольку не мог вынести их взгляда. Имп. Феодора хотела ослепить его, но потом приговорила к шести (по др. сведениям, к 200) ударам бичом. Иоанна Грамматика сослали в его имение Психа, недалеко от Константинополя, где он умер, вероятно, в 863 году, но в любом случае до 867 года. Иоанн Грамматик наряду с Феодотом и Антонием был предан анафеме Константинопольским Собором 843, что зафиксировано в синодике в Неделю Православия. Спустя несколько лет по приказу имп. Михаила III останки Иоанна Грамматика были эксгумированы, преданы поруганию на константинопольском ипподроме вместе с костями имп. Константина V и сожжены.

В хрониках Продолжателя Феофана [11] и Псевдо-Симеона Магистра [12] сохранились также легендарные повествования об Иоанне Грамматике. В одном из них рассказано о том, как Иоанну Грамматику удалось отразить нашествие некоего племени, возглавляемого тремя вождями. Патриарх приказал разбить головы трехглавой статуе, стоявшей на константинопольском ипподроме, читая при этом заклинания. Между вражескими предводителями возникла междоусобица, в которой двое из них погибли, а третий едва спасся и отступил. В другом сообщается о секретном подвале, который был в имении его брата Арсавира. Там патриарх будто бы предавался оргиям с женщинами, в т. ч. с монахинями, которые помогали Иоанну Грамматику заниматься колдовством и гаданиями при участии бесов. Предсказания часто сбывались.

Сочинения

Из сочинений Иоанна Грамматика сохранились лишь незначительные фрагменты. Е. Э. Липшиц [13] предложила отождествить его с неким писателем Иоанном, автором ямбов, однако оснований для доказательства этого предположения недостаточно. А. Камбилис [14] полагает, что Иоанн Грамматик составил сборник гном (нравоучительных изречений), ставший одним из главных источников для "Гномология" Иоанна Георгидиса. Главным трудом Иоанна Грамматика, по-видимому, был флорилегий текстов из творений отцов Церкви на тему о неприемлемости почитания икон.

Публикации:

  • Gouillard J. Fragments inédits d'un antirrhétique de Jean le Grammarien // RÉB. 1966. Vol. 24. P. 171-181.

Литература

  • Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Geirgius Monachus / Rec. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 32, 95-96, 98-99, 154-156, 185 [Продолжатель Феофана]; 606, 635, 644, 647-650 [Псевдо-Симеон Магистр];
  • Leo Gramm. Chron. P. 208, 221, 228;
  • Vita et conversatio… Theodori abbatis monasterii Studii // PG. 99. Col. 233-328;
  • Vita S. Nicetae confessoris // ActaSS. Apr. T. 1. P. 18-27;
  • S. Macarii monasterii, Pelecetes hegumeni, acta graeca / Ed. J. van den Gheyn // AnBoll. 1897. Vol. 16. P. 142-163;
  • Acta graeca SS. Davidis, Symeonis et Georgii Mitylenae in insula Lesbo / Ed. J. van den Gheyn // Ibid. 1899. Vol. 18. P. 209-259;
  • Gouillard. Synodikon. P. 57;
  • Gouillard. La Vie d'Euthyme de Sardes († 831), une oevre du patriarche Méthode // TM. 1987. Vol. 10 P. 1-101;
  • Iosephi Genesii Regum libri quattuor / Rec. A. Lesmueller-Werner, I. Thurn. B., 1978. P. 20, 44, 58-59;
  • Georg. Mon. Chron. 1978. Vol. 2. P. 778, 798-799, 802;
  • Житие Константина // Сказания о начале славянской письменности / Пер.: Б. Н. Флоря. М., 1981. С. 74;
  • Μαρκόπουλος ᾿Α. Βίος τῆς αὐτοκράτειρας Θεοδώρας (BHG 1731) // Σύμμεικτα. 1983. Τ. 5. Σ. 249-285;
  • Oikonomides N. A Collection of Dated Byzantine Lead Seals. Wash., 1986. N 47, 49;
  • The Life of Michael the Synkellos / Ed. M. B. Cunningham. Belfast, 1991. P. 68-70, 103;
  • Theodori Studitae Epistulae / Rec. G. Fatouros. B., 1992. Vol. 2. P. 212, 269-270, 472-473, 511-519, 596-597;
  • Texte zum byzantinischen Bilderstreit: Der Synodalbrief der drei Patriarchen des Ostens von 836 und seine Verwandlung in sieben Jahrhunderten / Hrsg. H. Gauer. Fr./M. etc., 1994. S. 104, 108-110, 112;
  • Scriptor Incertus / Introd. E. Pinto; A cura di F. Iadevaia. Messina, 19972. P. 47-49.
  • RegPatr, N 413; RegImp, N 421-425;
  • Dvornik Fr. Les légends de Constantin et de Méthode vues de Byzance. Prague, 1933. P. 71-79;
  • Grumel V. Jean Grammaticos et saint Théodore Studite // EO. 1937. Vol. 36. P. 181-189;
  • The Homilies of Photius, Patriarch of Constantinople / Ed. C. Mango. Camb. (Mass.), 1958. P. 240-243. (DOS; 3);
  • Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 499;
  • Липшиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры: VIII - 1-я пол. IX в. М.; Л., 1961. С. 296-301;
  • Laurent V. Jean VII le Grammairien // Catholicisme. 1964. T. 6. Fasc. 24. P. 513-515;
  • Lemerle P. Le premier humanisme byzantin: Notes et remarques sur enseignement et culture à Byzance des origines au Xe siècle. P., 1971. P. 135-147;
  • Gero S. John the Grammarian, the Last Iconoclastic Patriarch of Constantinople: The Man and the Legend // Byzantina: Nordisk tidskrift för byzantinologi. Uppsala, 1974/75. Vol. 3/4. P. 25-35;
  • LexMA. Bd. 5. Sp. 549-550;
  • Treadgold W. T. The Byzantine Revival: 780-842. Stanford (Calif.), 1988. P. 489;
  • Talbot A.-M., Cutler A. John VII Grammatikos // ODB. Vol. 2. P. 1052;
  • Lilie R.-J. Ioannes VII. (837-843) // Die Patriarchen der ikonoklastischen Zeit: Germanos I.- Methodios I. (715-847). Fr./M.; N. Y., 1999. S. 169-182;
  • Stiernon D. Jean VII le Grammairien // DHGE. T. 27. Col. 84-117;
  • Афиногенов Д. Е. «Повесть о прощении имп. Феофила» и Торжество Православия. М., 2004;
  • Баранов В. А. Аристотель в иконоборческом споре: на чьей стороне? // Византия: общество и Церковь / Отв. ред.: С. Н. Малахов. Армавир, 2005. С. 134-146;
  • Sénina T. A. (mon. Kassia). Notices sur l'atmosphère intellectuelle à l'époque du second iconoclasme // Scrinium. СПб., 2008. Т. 4. С. 318-340.

Использованные материалы



[1]  Θωτίου ὁμιλίαι / ᾿Επ. Β. Λαούρδας. Θεσσαλονίκη, 1959. ῾Ομ. XV. 140. 24. 30

[2]  Oikonomides. 1986. N 47

[3]  Theodori Studitae Epistulae. 1992. P. 492, 528, 546

[4]  Vasiliev A. A. Byzance et les Arabes. Brux., 1935. Vol. 1. P. 289, 329

[5]  Theoph. Contin. 1838. P. 98-99

[6]  Leo Gramm. Chron. P. 228

[7]  см. Treadgold. 1988. P. 368

[8]  RegPatr, N 413

[9]  печать ГЭ. M-571

[10]  Iosephi Genesii Regum. IV 3, 12-15. 1978

[11]  Theoph. Contin. 1838. P. 155-157

[12]  Theoph. Contin. 1838. P. 649-650

[13]  Липшиц. 1961

[14]  Kambylis A. Ein versteckter Hexameter in Ioannes Georgides, Sentent. 542 // JÖB. 1987. Bd. 37. S. 95-100

Редакция текста от: 04.01.2020 14:56:57

"ИОАНН ГРАММАТИК" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google