Свт. Игнатий Патриарх Константинопольский (мозаика). Храм Св. Софии в Константинополе |
Память 23 октября.
В миру Никита, сын византийского императора Михаила Рангави и Прокопии. В детстве он был назначен почётным командующим нового отряда императорской гвардии, Иканатоев.
Но в 813 году его отец был низвергнут с престола и заключен в монастырь, а Игнатий, еще ребенком, был оскоплен по приказанию императора Льва Армянина [1]. В 14 лет он сделался монахом. Им было основано три монастыря на Принцевых островах - местом ссылки царственных особ в Восточной Римской Империи. Пробыв в монастырях 33 года, 4 июля 847 года святой императрицей Феодорой он был возведен в на престол Константинопольского патриарха как стойкий борец против иконоборчества.
Первое патриаршество
В современных ему богословских спорах он стал главою строго консервативной церковной партии в Константинополе и открыто заявлял свое несочувствие к тому просветительному движению, которое господствовало еще при его предшественнике Мефодии. Популярный среди народа, он навлек на себя нерасположение высшего духовенства Византии. Патриарх Игнатий настаивал на лишении сана священнослужителей которые соучаствовали в иконоборческой политике и снял сан с архиепископа Сиракузского Асбеста, который отправился с жалобой к папе Римскому Льву IV, положив начало новому периоду трений между Римской и Констанитинопольской Церквями.
В 856 году регентсво императрицы Феодоры было упразднено императором Михаилом III, который был еще малолетним, в то время как в действительности бразды правления взял его дядя - Варда, человек неблагочестивый и порочный. Святой Патриарх увещал Варду оставить греховную жизнь и смело обличал его беззакония. Когда в 857 году Варда хотел заставить святителя постричь в монахини святую царицу Феодору, мать императора, чтобы удалить ее от управления государством, то святой патриарх Игнатий не только не согласился на это, но даже всенародно отлучил Варду от Причастия [2]. Не посмев напрямую свергнуть патриарха, Варда свалил на святителя вину за мелкий бунт и, убедив императора в правдивости обвинения, сослал Игнатия на остров Теревинф, один из Принцевых островов. По приказу Варды святителя мучили пятнадцать дней, заставляя отречься от сана, но не добились ничего.
Ссылка
Всё же Варда поставил в патриархи протоспафария и государственного секретаря Фотия, искусного и опытного дипломата, ученейшего человека своего времени и выдающегося богослова. В законность этого постановления была сомнительной, так как Игнатия устранили без суда, светской властью, и никак не могли принудить к отречению. В результате в Константинопольской Церкви возник раскол на «игнатиан» и «фотиан».
Спор Игнатия и Фотия был вовсе не личный: в лице Игнатия на патриарший престол взошла монашеская партия «зилотов» – крайних аскетов, консерваторов, образовавшаяся в среде православных как крайняя степень противодействия реформационным и светско-научным стремлениям иконоборцев. Фотий же принадлежал к православной партии «политиков», которые высоко ценили науку, преклонялись перед военными и законодательными заслугами иконоборцев и требовали, в своей оппозиция им, не застоя, а развития в стане православных. К этой партии принадлежали патриархи Тарасий (дядя Фотия, руководитель VII Вселенского собора), Никифор и Мефодий (доставивший в 843 году второе торжество православию и окончательно примиривший его с правительством).
В 859 году собор утвердил Фотия и отлучил Игнатия за непокорство Церкви, а в 861 году состоялся ещё один собор, на этот раз с участием легатов папы Николая I Родоальда, еп. Порто и Захарии, еп. Ананьи, который вновь утвердил Фотия. Легаты, превысив данные папой полномочия, подписали это определение.
Игнатиане не покорились, в их числе такие видные люди как прп. Николай Исповедник, Студийский игумен, ученик прп. Феодора Студита. Некоторые из них бежали в Рим и изложили дело в воззвании к папе от лица Игнатия на суд собора. Обороняя свободу Церкви от светской власти, эти представители игнатиан были готовы признать римский примат в его римском толковании прямого управления над Вселенской Цековью.
В началавшейся переписке выяснилось, что Фотий и император считали спор домашним делом Патриархата и ожидали от папы формального признания совершившегося факта. Сам папа намекал, что не прочь согласиться с собором, если Риму уступят Фессалоникское викариатство, входившее некогда в Римскую церковную область. Фотий отвечал, что это дело императора, а в случае перенесения дела на суд вселенской Церкви соглашался признать за папой лишь такой же голос, как за прочими патриархами. Тогда папа Николай кассировал на соборе в Риме в 863 году решения собора 861 года, отлучил подписавших его легатов, и объявил Фотия лишенным священства и отлученным, а Игнатия – законным патриархом.
Однако Фотий не ушел с престола. В 864 (или 865) году был крещен болгарский князь Борис (Михаил): крещение совершал епископ, присланный от Фотия, восприемником был император Михаил III. Однако уже в 866 году, опасаясь, как бы церковная зависимость от Византии не перешла в политическую, князь Борис обратился в Рим с просьбой прислать ему епископов и священников. Латинские иерархи вытеснили греков, стали вводить filioque и латинские порядки, резко и несправедливо очерняя перед болгарами порядки греческие. Патриарх Фотий окружным посланием сообщил восточным патриархам о том, что делается в Болгарии, подверг латинские новшества резкой критике, особенно выдвигая незаконность искажения символа веры, и пригласил их на вселенский собор для суда над папой. В 867 году собор состоялся: латинское учение об исхождении Святого духа было объявлено ересью, а папа - низложенным, Западного императора Людовика II постановлено просить о выполнении этого решения.
Второе патриаршество
Но в том же году, в ночь с 23 на 24 сентября, император Михаил был убит. Его преемник и убийца Василий Македонянин тотчас низложил виднейших сторонников убитого и прежде всего – патриарха Фотия. 23 ноября 867 года Игнатий был возвращен на патриарший престол, а с преемником папы Николая, Адрианом II, были возобновлены сношения.
При Игнатии в 869 году в Константинополе собрался новый собор, на котором уполномоченные папы вместо суда над Фотием просто потребовали подписи под папской формулой его осуждения. Фотий был анафематствован и сослан в заточение; списки деяний собора 867 года обречены на истребление. Но собор не был полностью управляем папской волей, так как решение болгарского вопроса было предоставлено третейскому суду представителей Востока. Впоследствии Игнатий, несмотря на протесты пап, вернул Болгарию в церковную зависимость от Константинопольского престола. Собор 869 года, хотя и был очень немногочисленным, сильно уступая предыдущим фотиевским соборам [3], считается римо-католиками «VIII Вселенским».
Фотиева партия только выиграла от осуждения своего вождя на таком соборе и не думала сдаваться. Ни один епископ признавших Фотия не принял соборных определений, и сами игнатиане скоро отступились от деяний собора. Святитель Игнатий преследовал ту же линию что и его предшественник, и через несколько лет император Василий вернул Фотия ко двору и сделал его воспитателем царских детей. Патриарх Игнатий, узнав поближе своего бывшего соперника, тесно сошелся с ним и, умирая, завещал ему патриаршую кафедру.
Скончался 23 октября 877 года.
Почитание
Житие Игнатия было написано Давидом Никитой и уже во время второго патриаршества Фотия началось его почитание как святого. В Константинопольском Софийском соборе сохранилась мозаика с изобажением безбородого святителя Игнатия датируемая последней четвертью IX века.
Литература
- Голубков, В., "Константинопольские патриархи до Фотия", Христианское Чтение, 1867.
- Яреда, Г., "Отзывы о Фотии современников", Христианское Чтение, 1872, 1873.
- Лебедев, А. П., Очерки внутренней истории Византийской Церкви, Москва, 1878.
- Hergenröter, Photius patr. von Constantinop., 1866.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life4579.htm
[1] Таким образом он изключался из претендентов на императорский престол, так как скопцам было невозможно стать царями.
[2] Энциклопедический словарь "Христианство" уточняет что формальной причиной отлучения было объявлено сожительство Варды со снохой. См. Христианство: Энциклопедический словарь в 3 т., Большая Российская Энциклопедия, 1995; данные в статье Разделение Церквей.
[3] Собор начался с десятка членов; на девятом заседании их было менее 40; на последнем, десятом (28 февраля 870 г.), со всеми усилиями едва довели их число до 109.