Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Римская церковь.

Христианство проникло в Рим очень рано. Христианские апокрифы и легенды II и III веков утверждают, что уже император Тиберий (ум. 37) слышал о Христе и даже будто бы хотел сопричислить его к римским богам; сюда же относятся легенды о проповеди в Риме святых Вероники и Марии Магдалины и рассказ Климента.

При императоре Клавдии (41-54) в Риме произошли бурные столкновения между христианами из евреев и евреями, вследствие чего все de jure евреи высланы из столицы. При Нероне (54-68) христиане стали в Риме очень заметной величиной, вероятно, благодаря апостолу Павлу, «невозбранно» проповедовавшему здесь целых два года, с 61 по 63 гг. (по Гарнаку – с 57 по 59; см. Деяния апостолов, 28:31). Когда Нерон обвинил христиан в поджоге Рима (летом 64-го года), их оказалось здесь, по словам Тацита, «несметное множество» (ingens multitudo).

Кем впервые принесено было христианство в Рим – неизвестно. Тацит говорит, что «подавленное на время (Пилатом) гибельное суеверие прорывалось вновь наружу не только в Иудее, но и в самом Риме», и объясняет это тем, что «в Рим стекается все, что есть в мире ужасного и порочного».

Верно тут то, что на Риме как на центре империи, бывшем в постоянных и оживленных сношениях с самыми отдаленными ее окраинами, отражались весьма скоро и сильно вообще все значительные явления духовной жизни провинции, не только «ужасные и порочные», но и высокие и спасительные. Мнение, что основателем римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 гг., был апостол Петр, – мнение, на котором уже с конца II в. римская кафедра основывает свои притязания на исключительно высокое положение во вселенской Церкви, – ошибочно.

Из Деяний апостольских (гл. 15) и послания к Галатам (гл. 2) известно, что еще около 50 г. an. Петр был не в Риме, а в Сирии и Палестине; в посланиях апостола Павла к Римлянам (писанном в 58 или в 53 гг., по Гарнаку), к филиппийцам, к Тимофею и др., писанных из Рима в 57-63 гг. или 61-63 гг., нет намека не только на епископство Петра в Риме, но даже вообще на его присутствие здесь.

Следовательно, ап. Петр мог прибыть в Рим лишь очень незадолго до гонения 64-го года. Наконец, древнейшие списки римских епископов утверждают, что первым епископом Рима был Лин, а первым епископом-мучеником – Телесфор (при имп. Адриане). Между тем самый факт мученичества ап. Петра удостоверен хорошо (Евангелие от Иоанна, гл. 21), равно как и то, что местом мученичества был Рим (послание Климента к коринфянам).

Отсюда следует, что в I-II вв. даже в самом Риме ап. Петра не считали первым епископом Рима. Зверские казни 64 г. не истребили совершенно христианства в Риме; при императоре Домициане оно проникло даже в род императора, в чем убеждает как факт казни двоюродного брата императора, Флавия Климента, за «безбожие и уклонение в иудейские обычаи», так и надписи катакомбы Домитиллы, ставящие вне сомнений принадлежность к христианской церкви женщины из дома Флавиев в 90-100 гг.

Однако Нероново гонение показало, что попытка сделать Рим центром вселенской Церкви была бы в I в. преждевременной. До конца II века таким центром была Малая Азия, с Ефесом, Смирной и Иераполем во главе. Только с середины IIв., благодаря мягкому отношению к христианской проповеди императора Антонина Пия, Римская церковь оправляется и расцветает. К концу II в. она опять занимает одно из виднейших мест, а в III в., в гонение Деция и Валериана, принимает на себя главные удары.

Впрочем, не следует представлять ее себе слишком грандиозной и в это время. В 252 г. в ней считалось 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 иподиаконов, 42 аколуфа, 52 чтеца, остиария и заклинателя; она кормила полторы тысячи беспомощных людей. Без своего чтеца и остиария не мог обойтись ни один молитвенный дом; следовательно, таких домов в Риме было никак не более 25 (если заклинателей было всего 2); полагая на каждый молитвенный дом даже 3 тыс. человек, что, вероятно, гораздо выше действительности, получаем 75 тыс. христиан на 750-850 тыс. всего населения города, т.е. менее 10 процентов.

О дальнейшей истории Римской церкви см.

О ее управлении

О ее отношении к восточным церквям

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Редакция текста от: 15.08.2013 15:36:03

"РИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google