Рижский Рождественский собор |
- Официальный сайт: http://www.pravoslavie.lv
- Каноническая территория: Латвия
- Богослужебный язык: церковнославянский и латышский
- Календарь: юлианский
- Кафедральный собор: Рождественский в г. Риге
- Предстоятель: Александр, Высокопреосвященнейший Митрополит Рижский и всея Латвии
- Состав: 3 архиерея; 2 епархии; 88 священнослужителей (2011) [1]; 124 прихода (2012) [2]; 3 монастыря; 1 высшая духовная школа; 370 тыс. членов (2011) [3]
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Каноническое устройство
Православная Церковь в пределах обособившейся Латвии была выделена в самоуправляемую Церковь в составе Московского Патриархата Томосом святителя Тихона, патриарха Всероссийского, за № 1026 от 6/19 июля 1921 года. К 1936 году Латвийская Церковь неканоническим путем вошла в состав Константинопольского Патриархата при сохранении автономного статуса. В 1940 году эта автономия была упразднена.
После повторного обретения Латвией независимости решение о подтверждении самостоятельности Латвийской Церкви было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви в августе 1992 года, закреплено Томосом патриарха Алексия II от 22 декабря 1992 года и утверждено Московским Архиерейским Собором в конце 1994 года. В декабре 1992 года на Рижском Вселатвийском Соборе духовенства и мирян предстоятелем Церкви был подтвержден епископ Александр (Кудряшов), которому в помощь был избран Синод Латвийской Православной Церкви. После Собора, в конце декабря того же года, Латвийская Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемник автономной Латвийской Православной Церкви до 1940 года. Церковное управление осуществляется согласно Уставу Латвийской Церкви, составленному на основе Устава 1936 года.
Епархии
Исторический очерк
Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы), о которой знали издревле. В летописи Нестора (по Лаврентьевскому списку) говорится: «Дньпръ бо потече из Волковского леса, и потечетъ на полъдне, а Двина из того же леса потече на полуношьс и внидет в море Воряжское».
По Двине, согласно древнему преданию, апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков, Смоленск и Великий Новгород, самораспространялось и православие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Православие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, вендами (славянского происхождения).
Примечательно, что именно венды дали такие названия, как река Вента, Виндава (Вентспилс), Венден (Цесис). Характерно, что германцы вендами называли русских, а эстонцы русского именовали словом «венед».
Издревле племена, проживавшие на территории современной Латвии, широко общались между собой. Это особенно прослеживается в лексике. Так, в латышском языке во всех областях духовной и материальной культуры имеется множество лексических заимствований: baznīса (божница), svētīt (святить), svece (свеча), Lieldienas (Пасха-Великдень), zvanīt (звонить), nеdēļa (неделя); gads (год) и пр.
О раннем самораспространении православия на территории Латвии говорят найденные предметы быта, крестики, образки св. Георгия тех далеких лет.
Археологические данные говорят о том, что православные люди проживали не только по берегам Двины, но и Гауи, Венты, Лиелупе, Рижского залива, а также в ряде немецких, шведских, финских и даже германских земель. При этом достоверно известно, что в истории не было ни одного случая насильственного насаждения в этих краях православной веры.
К началу XI века на территории Латвии уже были такие выдающиеся православные духовные центры, как Ерсика. Здесь, по свидетельству хроники католика Генриха Латышского, было несколько храмов с богато украшенными иконами, утварью из дорогих металлов, великолепными фресками.
На правом берегу устья Даугавы (Двины) находилась первая построенная в этих краях церковь, освященная во имя св. Николая, покровителя плавающих и путешествующих.
Католическое миссионерство в этом регионе началось гораздо позже. Для этого вначале было испрошено разрешение Полоцкого князя Владимира, который дал на это свое согласие. С этих пор Православная Церковь на несколько веков оказалась в тяжелейших условиях. Уже в конце XII и в начале XIII века в здешних краях началось насильственное насаждение «латинянской» веры. Рыцари ордена Меченосцев огнем и мечом разорили и уничтожили такие православные духовные центры, как Ерсика, Атзеле, Люцане (Лудза), Кукенойс (Кокнесе), древнее Толово (между Смилтене и Валмиерой), Венден (Цесис) и другие. И только церковь Святителя Николая в Риге выстояла и оставалась действующей еще около трех столетий.
В середине XVI века Ливония развалилась. Земли к северу от Двины отошли к Великому княжеству Литовскому. Курляндское епископство было продано Датскому королю. Северная часть вместе с Ревелем (Таллинном) подпала под власть короля Швеции Густава П.Адольфа. Курляндия осталась во власти Польши. В Даугавпилсе прочно обосновались иезуиты.
Однако в этих тяжелейших условиях Православная Церковь не была уничтожена. В 1570 г. в Юрьеве (Тарту) основывается православная епископская кафедра, на которую был поставлен преосвященнейший епископ Корнилий.
В Илуксте, по свидетельству иезуита А. Посевина, проживали (1582 г.) только православные. Но именно в эти годы начинается повсеместное насаждение униатства как переходной ступени обращения Православной Церкви в католичество.
Середина XVII века связана с экономическим возрождением Курляндии. Герцог Екаб способствует расселению в районе современного Екабпилса исключительно православных людей, бежавших от религиозных преследований. Вскоре древняя слобода у поместья Гольмгоф возводится в степень города с названием Якобштадт. К этому времени здесь уже были построены церкви св. Николая и Святодуховcкая с мужским монастырем.
Однако шведы, захватив Курляндию, разорили герцогство и взяли в плен самого герцога Екаба. Вновь началось преследование православия.
Отношение к православию начало несколько меняться после 1710 года, когда шведский генерал-губернатор Риги Штромберг подписал капитуляцию, а рижский магистрат, немецкое дворянство и бюргерство преподнесли графу Шереметеву ключи от Риги и на Ратушной площади приняли присягу на верность России. Но здесь, в районе устья Двины, уже не было ни одного православного храма.
Постепенно Православная Церковь возвращалась к своим истокам. Стали строиться храмы, открываться новые приходы.
В начале XIX века начинается обсуждение вопросов, связанных с самостоятельностью управления церквами Прибалтийских губерний.
14 сентября 1836 года учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, ставшее в 1850 году самостоятельной епархией.
В первую мировую войну с приближением фронта началась эвакуация. Взятие немецкими войсками Риги сопровождалось захватом православных храмов и уникальных произведений церковного искусства. По распоряжению властей снимали колокола и увозили в Германию.
В девятнадцатом году к власти пришли большевики. Они расстреляли эстонского епископа Платона (Кульбуша), временно управлявшего Рижской епархией. По всей территории начался разгром и грабеж церквей, монастырей, захват церковных зданий, репрессии духовенства.
В конце девятнадцатого года произошла смена властей. Большевики во главе с П. Стучкой покинули Ригу. У Православной Церкви появилась надежда на государственную поддержку. Но этого не случилось. Новые чиновники продолжали беззаконие. Ряд государственных структур самочинно захватывали лучшие здания, принадлежавшие Православной Церкви. Так, в Рижскую духовную семинарию с анатомикумом вселился университет, Министерство иностранных дел захватило летнюю резиденцию архиепископа Рижского и Митавского. Военное ведомство разместилось в Рижском духовном училище. Было отнято здание Гольдингенской семинарии, принадлежавшей Петро-Павловскому православному братству.
Тяжелая участь постигла кафедральный Рижский Рождественский собор. Он был объявлен государственной собственностью. Его намеревались либо приспособить для государственных нужд, либо вообще взорвать и смести с лица земли. Унижению и притеснению подвергся Рижский Св. Троице-Сергиев женский монастырь. У него, кроме зданий, были отняты луга «Спилвс», лесные угодья под Митавой, земля и усадьба основательниц обители, завещанные монастырю. В официальных бумагах монастырь стал именоваться «бывшим», т.е. ликвидированным, и все его имущество, вплоть до белья монахинь, было описано.
Православная Церковь тех лет столкнулась и с другим беззаконием. При попустительстве властей, церковные здания стали самочинно захватывать другие конфессии. Так, Рижский православный Алексеевский мужской монастырь со всем имуществом, прекрасно обустроенной церковью, архиерейским домом - резиденцией главы Рижской епархии - заняла католическая курия. Лютеране-эстонцы, воспользовавшись тем, что настоятель храма православный протоиерей Александр Вэратс находился в отъезде, самочинно заняли православную Петро-Павловскую церковь и зарегистрировались в Минюсте как «Лютеранская эстонская община». Минюст медлил с регистрацией Православной Церкви в целом, утверждая, что она вообще не является латвийской.
В этой ситуации архиепископ Иоанн (Поммер) занял жесткую принципиальную позицию. Он направляет правительству Латвии «Меморандум», в котором говорит о дискриминационном отношении к Православной Церкви, о незаконном захвате властями и другими конфессиями недвижимости, принадлежащей Православной Церкви Латвии. В своем письме от 14 марта 1922 года к председателю Учредительного собрания Владыка, указывая на беззаконие по отношению к Православной Церкви, говорил, в частности, о том, что у православного эстонского прихода в Риге незаконно отнят лютеранами Петро-Павловский собор. «Этот храм, - писал архиепископ, - сооружен православными и для православных и всегда был бесспорной собственностью Православной Церкви».
Отстаивая интересы Латвийской Православной Церкви, владыка добился того, что Сейм несколько раз обсуждал вопросы возвращения Православной Церкви Алексеевского мужского монастыря, архиерейского дома, Петро-Павловского храма и другой недвижимой собственности, принадлежащей Православной Церкви Латвии. Однако острые дебаты в Сейме не дали никаких результатов.
В начале 30-х годов развернулось открытое гонение и преследование архиепископа Иоанна (Поммера), которое длилось несколько лет и завершилось трагически. Глава Латвийской Православной Церкви был зверски убит, и это преступление века осталось нераскрытым.
Вскоре Православная Церковь Латвии незаконно оказалась под юрисдикцией Константинополя. Но еще до начала второй мировой войны она вновь перешла под омофор Матери-Церкви - Русской Православной Церкви.
После войны шла непростая, в условиях воинствующего атеизма, жизнь. Уцелевший собор продолжал оставаться духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды чудовищной войны и послевоенных преследований.
Но то, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы. Так, распоряжением Совета Министров Латв. ССР от 05.10.63 г., был закрыт и превращен в коммерческое предприятие Рождественский кафедральный собор. В Дзинтари бульдозерами сметена с лица земли церковь Казанской Божией Матери, построенная в 90-х годах XIX века Петро-Павловским братством на пожертвования.
Взорван Александро-Невский собор в Даугавпилсе, разрушен храм Св. Николая чудотворца в Резекне, закрыты храмы в Краславе, в пос. Граверы, в Колке, в Айнажи, в Кокнесе, в Сунтажи. Закрыты св. Успенская церковь в Даугавпилсе, церковь «Всех скорбящих Радосте» в Риге. Всего закрыто было около 40 храмов.
4 мая 1990 года провозглашается независимость Латвии. Святейший Патриарх и Священный Синод Русской Православной Церкви принимают решение о предоставлении Рижской епархии автономии. Для регистрации разрабатывается Устав на основе Устава 1936 года.
В декабре 1992 года в Риге созывается Вселатвийский Собор духовенства и мирян, который подтвердил назначение правящим архипастырем Латвийской Православной Церкви епископа Александра с титулом Рижский и всея Латвии. Собор избрал в помощь правящему архипастырю Синод Латвийской Православной Церкви.
После Собора, в конце декабря 1992 года, Латвийская автономная Православная Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемник автономной Латвийской Православной Церкви до 1940 года, несущая свою не прекращающуюся ни на один день духовную и спасительную миссию святого православия на территории Латвии, получившая свое историческое бытие в XI веке от Русской Православной Церкви, имеющая единые с ней святыни, святых угодников Божиих, единый церковный строй, богослужение и уклад духовной жизни.
За последующие десять лет в жизни Латвийской Церкви произошло много перемен. В этот период возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария (2-ой выпуск), полвека находившаяся под запретом. Функционируют курсы катехизаторов и преподователей Закона Божия при семинарии для учебных заведений Латвии. Регулярно издаются две газеты: «Православная жизнь» и «Виноградная лоза». Церковь участвует в общественной жизни. Возрождается к жизни главная святыня Латвийской Православной Церкви - Рижский Рождественский кафедральный собор. Из руин восстановлен собор св. прав. Симеона и Анны в Елгаве, Никольский морской собор в Лиепае. Полностью отстроена церковь латышского православного прихода во имя прп. Арсения Великого в Айнажи. Восстанавливается латышский приход в Колке. Завершается восстановление единоверческого храма Успения Пресвятой Богородицы в Даугавпилсе. Оборудованы храмы в пос. Седа, в г. Валке. Построены храмы в Саласпилсе, Огре. Возрождается Свято-Духовский монастырь. Совершена закладка ряда церквей и часовен.
12 марта 2013 года в составе Церкви была образована Даугавпилсская епархия, вместе с чем в Латвийской Церкви стало два правящих архиерея.
Предстоятели
- Александр (Кудряшов) (с 22 декабря 1992)
Статистика
- 2011 - 88 священнослужителей (возможно - число только священников); 370 тыс. верующих [3]
- март 2012 - 124 прихода [2]
Учебные заведения
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Латвийской Православной Церкви
- http://www.pareizticiba.lv - см. соотв. разделы
- Страница портала Иерархия церквей:
- Сидяков Ю., "Православие в Латвии в 20-30-е гг. ХХ века," сайт семинара SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS:
[1] Возможно - число только священников. "В Латвии подсчитали количество священников," ИА REGNUM, 19 июля 2012, http://www.regnum.ru/news/1553178.html
[2] "В составе Латвийской Православной Церкви образована новая епархия," официальный сайт Латвийской Православной Церкви, 13 марта 2013, http://www.pravoslavie.lv/index.php?newid=4909&id=6
[3] "В Латвии подсчитали количество священников," ИА REGNUM, 19 июля 2012, http://www.regnum.ru/news/1553178.html