Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЕРЕМИЯ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Патриарх Константинопольский Иеремия II Трано́с
Патриарх Константинопольский Иеремия II Трано́с
Иереми́я II Трано́с (греч. Ιερεμίας Β΄ Τρανός; + 1596), патриарх Константинопольский

Родился между 1530 и 1536 годами в Анхиале, ныне Поморие, Болгария, в знатной семье, связанной с родом Кантакузинов. Воспитывался в небольшом монастыре Иоанна Крестителя на Чёрном море, близ Созополя, где, вероятно, и принял монашество. Учился у митр. Иерофея Монемвасийского, митр. Арсения Тырновского, и Дамаскина Студита, одного из самых ярких филологов и проповедников той эпохи. С юных лет Иеремию отличала любовь к просвещению. В период патриаршества он основал в Константинополе издательство. Митр. Иерофей Монемвасийский, сопровождавший Иеремию в путешествии на Русь, называет его "мудрым" (σοφός) и характеризует как знатока канонического права. Однако в хронике Псевдо-Дорофея Монемвасийского патр. Иеремия именуется "малограмотным и необразованным" (ἀγράμματος, ἄπειρος παιδεύσεως), хотя не исключено, что такое определение принадлежит к числу ошибок и искажений, нередко встречающихся в этом сочинении [1]. Уже будучи первосвятителем, Иеремия продолжил образование в патриаршей школе в Константинополе, изучая диалектику, риторику и этику под рук. Иоанна Зигомалы, а также сочинения классических авторов с его сыном Феодосием. В течение всей жизни патр. Иеремия продолжал изучать богословие, философию, историю Церкви и другие науки.

Около 1568 года Иеремия был избран митрополитом Ларисы. В период его епископства в г. Трикала (Фессалия) была основана школа, где преподавали грамматику, литературу и риторику. Здесь учился буд. архиеп. Арсений Элассонский, которому Иеремия покровительствовал.

Патриаршество

В мае 1572 года патр. Иеремия сменил на патриаршем престоле Митрофана III, обвиненного в симпатиях к Риму. Избранию Иеремии способствовала протекция его родственника и земляка Михаила Кантакузина, весьма богатого человека, пользовавшегося покровительством великого везира Мехмед-паши Соколлу.

Патриарх Иеремия сразу проявил себя как активный церковный деятель и реформатор. Одним из первых его шагов в качестве первоиерарха было принятие решительных мер по борьбе с симонией. Иеремия занялся реставрацией зданий патриаршего собора (церковь Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной)) и патриаршей резиденции, совершил несколько поездок по территории Греции с целью укрепления контроля над иерархией и восстановления церковной дисциплины. В это время Константинопольский Патриархат испытывал серьезные финансовые затруднения из-за возраставших требований оттоманского фиска, а также из-за того, что значительное число церковных налогов не поступало в казну Патриархии, оседая в епархиях.

После смерти покровителей Иеремии - Михаила Кантакузина (5 марта 1578) и Мехмед-паши Соколлу (11 октября 1579) - Священный Синод низложил Иеремию и вернул престол Митрофану III. Однако Иеремия успел заслужить поддержку и любовь народа, и после кончины Митрофана, в августе 1580 года, Священный Синод снова избрал Иеремию. Вскоре он встретил противодействие со стороны партии иерархов, стремившейся сделать патриархом состоятельного племянника Митрофана митр. Феолипта Филиппопольского. Противники Иеремии стали распространять ложный слух, что Иеремия проповедует христианство среди турок, что было запрещено османскими законами. Феолипт договорился с митр. Пахомием Кесарийским, человеком честолюбивым и имевшим хорошие связи при султанском дворе, чтобы тот за деньги добился у султана назначения на патриарший престол и передал его Феолипту, получив взамен Филиппопольскую митрополию. В результате султан без церковного избрания объявил Пахомия патриархом, а Иеремия был сослан на остров Родос (1584-1587). Заняв патриаршую кафедру, Пахомий не собирался уступать ее, но он не встретил поддержки со стороны иерархов и народа и вскоре был низложен партией Феолипта. Посредством подкупа влиятельных лиц и интриг Феолипт занял Константинопольскую кафедру, однако большинство в Церкви его не признало. Известие же о заточении Иеремии вызвало острую реакцию среди православных. В Риме появился проект освобождения Иеремии и переноса резиденции Вселенского Патриарха на территорию Речи Посполитой. В благодарность за освобождение Иеремия должен был содействовать заключению унии между Римом и Россией. Сведения об этих планах сохранились в переписке иезуита Антонио Поссевино, папского нунция Альберта Болоньетти и кардинала ди Комо [2].

Благодаря вмешательству французского посла в Константинополе патр. Иеремия вернулся из ссылки и в третий раз взошел на патриарший престол [3]. За время правления Пахомия и Феолипта многие храмы были разграблены, патриаршая казна опустела. Турецкое правительство конфисковало за долги патриаршую резиденцию - церковь Богородицы Паммакаристос, превратив ее в мечеть Фетхие-джами. Патр. Иеремия ненадолго нашел пристанище во дворце валашских господарей, где те останавливались во время пребывания в столице. Нужно было устраивать новый кафедральный собор и резиденцию. В 1588 году патр. Иеремия в поисках средств, подобно патриарху Иоакиму V Антиохийскому, ездившему в 1586 году на Русь с целью сбора пожертвований для своей Церкви, решил отправиться в Москву.

Поездка на Русь и учреждение Патриаршества на Руси

Патриарх Константинопольский Иеремия II Трано́с
Патриарх Константинопольский Иеремия II Трано́с
В начале мая 1588 году Иеремия II со свитой, в которую входили митр. Иерофей Монемвасийский, архим. Христофор, архидиакон Леонтий и другие, прибыл на границу Османской империи и Польши. Выбор пути в Москву через польско-литовские земли определялся желанием патр. Иеремии посетить Западнорусскую митрополию, входившую в Константинопольский Патриархат. О проблемах и нестроениях в митрополии Иеремия знал по письмам кн. Константина Константиновича Острожского, православного Львовского братства и др. Патр. Иеремия II обратился к великому коронному гетману Яну Замойскому с просьбой о проезде через земли Речи Посполитой и о возможности сделать первую остановку в Замостье (Замосце), имении Я. Замойского близ османско-польской границы. 20 мая в Замостье к свите патр. Иеремии присоединился вызванный им из Львова свт. Арсений Элассонский. 3 июня константинопольское посольство прибыло в Вильно, где оставалось 12 дней. Иеремия утвердил здесь устав Свято-Троицкого виленского братства и благословил по всем храмам митрополии читать его грамоту о защите православной веры. Пообещав рассмотреть дела митрополии на обратном пути, патр. Иеремия продолжил поездку в Москву.

В конце июня патр. Иеремия прибыл в Смоленск, откуда обратился к царю Феодору Иоанновичу с просьбой о разрешении посетить Москву. На Руси еще не было известно о переменах на Константинопольской кафедре, и в Москве ожидали, согласно грамоте 1587 года, прибытия Константинопольского патриарха Феолипта и Иерусалимского патриарха с наказом от всех восточных патриархов, "как соборовать и учинить патриарха" на Руси. Поэтому, послав навстречу Иеремии II почетного пристава С. Пушечникова с разрешением приехать в Москву, царь поручил приставу узнать у Иеремии, "каким обычаем патриарх к государю поехал и ныне патриаршество Цареградское держит ли, и нет ли кого другого на этом месте, где Феолипт, бывший прежде патриархом, кто из них двух по возвращении Иеремии будет патриаршествовать, и кроме его нужды, что едет за милостынею, есть ли с ним от всех патриархов с соборного приговора к государю приказ; честь же к патриарху держать великую, такую же, как к нашему митрополиту" [4].

11 июля 1588 года патр. Иеремия прибыл в Москву, где был встречен с большими почестями и размещен на Рязанском подворье. Через пять дней Иеремия был принят царем Феодором Иоанновичем и царицей Ириной, одарен серебром, деньгами, соболями. Иеремия передал царю и царице привезенные в Москву святыни, в т. ч. шуйцу апостола Иакова, перст свт. Иоанна Златоуста, часть мощей равноапостольного императора Константина. После торжественного приема состоялись переговоры патр. Иеремии с Борисом Годуновым, во время которых выяснилось, что патриарх Иеремия не готов обсуждать договоренности 1586 года русского правительства с Антиохийским патриархом Иоакимом об учреждении Патриаршества на Руси и приехал только "ради милостыни на церковное строение". Иеремия настаивал, что без соборного обсуждения он такой важный вопрос решить не может.

Оказавшись фактически под домашним арестом на Рязанском подворье, Иеремия пошел на уступки, предложив Москве автокефалию, подобную той, что имела Охридская архиепископия. При этом необходимо было поминать Константинопольского патриарха за богослужением и получать от него св. миро. Но к этому времени Русская Церковь полтора века была фактически автокефальной. Советник Иеремии митр. Иерофей Монемвасийский осудил патриарха даже за эту уступку русским. Однако Иеремия продолжил поиски компромисса: он был готов сам, устав от бесконечных невзгод в Константинополе, остаться патриархом на Руси. Русская сторона предложила Иеремии II в таком случае резиденцию во Владимире, в Москве при государе останется митрополит Иов. Иеремия соглашался стать русским патриархом только при условии размещения его в Москве. Переговоры Годунова с Иеремией продолжались почти полгода. После 13 января 1589 года Иеремия дал обещание поставить на Руси патриарха из русских и благословить дальнейшее поставление патриарха на Руси Собором русских архиереев; царь же должен был отпустить его в Константинополь.

17 января 1589 года Феодор Иоаннович созвал боярскую Думу вместе с церковным Собором: в Москву прибыли три архиепископа, шесть епископов, пять архимандритов и три соборных монастырских старца. Царь объявил, что Иеремия не желает быть патриархом во Владимире. Феодор Иоаннович решил просить у Иеремии благословения на поставление Иова в патриархи града Москвы. В тот же день была собрана Дума с Освященным Собором и государь обратился к Иову, испросив у митрополита мнение относительно учреждения Патриаршества. Иов ответил, что он вместе со всеми архиереями и Освященным Собором "положили на волю благочестивого государя царя и великого князя". Процедура избрания и поставления патриарха была утверждена на основе чина патриаршего поставления в Византийской Церкви и русского чина митрополичьего поставления 1564 года. В греческом чине русскую сторону не устроило отсутствие повторной (а в случае с патриархом Иовом третьей) епископской хиротонии (повторение хиротонии было принято на Руси при перемещении архиерея с кафедры на кафедру). 19 января патриарху Иеремии был представлен чин наречения и поставления, и в тот же день он определил датой наречения 23 января, а поставление должно было совершиться в ближайшее воскресенье - 26 января.

23 января в Успенский собор прибыли Иеремия и члены Освященного Собора, за исключением митр. Иова. В приделе в честь Похвалы Богородицы, традиционном месте избрания кандидатов в митрополиты, было совершено избрание трех кандидатов на патриаршество. Затем все участвовавшие в выборах архиереи во главе с патр. Иеремией прибыли во дворец. Здесь патр. Иеремия доложил царю о кандидатах, и Феодор Иоаннович выбрал Иова. Только после этого избранного патриарха Московского призвали во дворец, и он впервые встретился с Иеремией. Здесь же, в царских палатах (а не в Успенском соборе, как предусматривалось в чине, согласованном с Иеремией), состоялось наречение Иова в патриархи. В Успенском соборе Иеремия и нареченный патриарх Иов отслужили краткий молебен.

Поставление первого русского патриарха происходило в Успенском соборе Московского Кремля 26 января 1589 года Иеремия с сонмом архиереев совершил над Иовом полную архиерейскую хиротонию.

В первых числах февраля патр. Иеремия несколько дней провел в Троице-Сергиевой лавре, с началом Великого поста вновь обратился с просьбой отпустить его в Константинополь, однако Годунов, ссылаясь на трудности пути зимой, уговорил его подождать еще некоторое время. Это было необходимо, чтобы подготовить для подписания Иеремией документ об учреждении Патриаршества в Москве - т. н. Уложенную грамоту. Характерной деталью этой грамоты, составленной в царской канцелярии, является упоминание о согласии всех восточных патриархов на учреждение в Москве Патриаршества, что на тот момент не соответствовало действительности. Следующим этапом утверждения Московского патриарха должно было стать внесение его в патриаршие диптихи на достаточно высокое место. Русские претендовали на то, чтобы Московский патриарх поминался в диптихе третьим, после Константинопольского и Александрийского, перед Антиохийским и Иерусалимским патриархами. После подписания грамоты Иеремия, получив от царя щедрые подарки (в т. ч. 1 тыс. руб. на строительство здания Патриархии в Константинополе), уехал в мае 1589 года из Москвы.

15 июля патр. Иеремия II прибыл в Вильно, где к этому времени уже находились митрополит Онисифор, епископы и значительная часть священнослужителей. Недавно вступивший на престол король Сигизмунд III по просьбе кн. Острожского дал патриарху универсал, которым подчинил ему всех духовных лиц православного вероисповедания и предоставил свободу суда в делах Западнорусской митрополии [5]. 21 июля патриарх Иеремия издал окружную грамоту ко всем епископам митрополии с требованием низложить священников двоеженцев и троеженцев [6]. Патриарх вместе с западнорусскими архиереями низложил митр. Онисифора как двоеженца. 27 июля король Сигизмунд пожаловал грамоту на митрополию архимандриту минского Вознесенского монастыря Михаилу (Рогозе). Иеремия сначала отказывался рукополагать архим. Михаила, но затем согласился под давлением власти, предупредив, что не берет на себя ответственность за этот выбор. Хиротония состоялась в Вильно 1 августа 1589 года. В связи с поставлением нового митрополита Иеремия издал грамоту ко всем православным о непозволительности под угрозой отлучения кому-либо из духовных лиц самовольно священнодействовать и собирать милостыню в польских землях [7].

6 августа патриарх Иеремия прибыл в Брест, на литургии в день Преображения Господня он поставил своим экзархом Луцкого еп. Кирилла (Терлецкого). В изданной в тот же день грамоте патриарх предоставил экзарху право надзирать за западнорусскими священниками и судить их. Грамота была подписана также Киевским митр. Михаилом и большинством епископов митрополии [8]. Введением в Западнорусской митрополии должности Патриаршего экзарха патр. Иеремия стремился создать противовес власти митр. Михаила, не вызывавшего у него доверия, и обеспечить контроль над положением в митрополии. Особой грамотой Иеремия наделил экзарха теми же правами, которые он ранее предоставил митрополиту.

Из Бреста Иеремия отправился в Замостье, где встретился с епископами, а также издал несколько грамот, регулирующих взаимоотношения между епархиями [9].

Особое внимание Иеремии уделил укреплению православных братств. В Вильно он добился издания королем Сигизмундом грамоты, утверждавшей права Свято-Троицкого виленского братства, а в Замостье защитил права Львовского братства в конфликте с еп. Гедеоном (Балабаном).

Деятельность Иеремии в Западнорусской митрополии получила неоднозначную оценку в историографии. Историки Православия в Речи Посполитой митр. Макарий (Булгаков) [10], П. Н. Жукович [11], К. Ходыницкий [12] и другие считали, что во многом непоследовательные и небескорыстные действия восточных патриархов, в первую очередь Иеремии, способствовали углублению конфликтов среди православных в Польско-Литовском государстве и подтолкнули западнорусских епископов к заключению Брестской унии 1596 года. Однако анализ документов, связанных с вмешательством Иеремии в дела Западнорусской митрополии в 1588-1589 годах, не подтверждает эту точку зрения. Напротив, можно полагать, что поддержка, оказанная Константинопольским патриархом братствам в их противостоянии епископам, выступления первоиерарха против нарушителей канонов, включая низложение митрополита-двоеженца, свидетельствуют об искреннем и бескорыстном стремлении Иеремии к исправлению церковной жизни своей западнорусской паствы. Благодаря патр. Иеремии в Западнорусской митрополии возобновилась практика созыва Соборов с участием архиереев, духовенства и мирян. Сообщение о намерении патриарха созвать такой Собор в Вильно читается в нескольких документах 1588 года [13]. Собор прошел с участием Иеремии в 1589 году, на нем обсуждались многие вопросы, в т. ч. издание православных книг. С того времени Соборы в Западнорусской митрополии проводились ежегодно. Деятельность патр. Иеремии способствовала укреплению среди православных в Речи Посполитой авторитета Константинопольского патриарха как верховного пастыря, стремящегося к устранению нарушений в церковной жизни, а также как учителя, от которого можно ждать наставления в вопросах веры (в 1591 году львовские братчики просили патриарха прислать его антикатолические сочинения для публикации в братской типографии и использования в полемике с иезуитами).

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.
Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.
В Константинополь Иеремия вернулся лишь весной 1590 года. В мае был созван Собор, на котором предстояло утвердить патриаршее достоинство Московского первосвятителя. На этом Соборе в Константинополе присутствовали три восточных патриарха: Иоаким II, Иоаким Антиохийский и Софроний V Иерусалимский. Сильвестр Александрийский был болен и к началу Собора скончался. Замещавший его Мелетий (Пигас), вскоре ставший новым Александрийским патриархом, не поддерживал Иеремию, а потому приглашен не был. На Соборе было 42 митрополита, 19 архиепископов, 20 епископов. Патр. Иеремия должен был оправдывать свои действия в Москве. Собор признал патриарший статус за Русской Церковью в целом, а не за одним лишь Иовом, но утвердил за Московским патриархом пятое место в диптихе. Соборную грамоту в Москву отвез митр. Дионисий Тырновский. Проведенное в 1970-х годах палеографическое исследование подписей под этой грамотой выявило значительное количество (66 из 106) неподлинных подписей, а также некоторое количество подписей, полученных уже после окончания Собора [14]. Вероятно, патриарх Иеремия пошел на подлог в расчете на скорейшее получение милостыни из России и хотел создать более представительное впечатление о Соборе, чем он был на самом деле. Расчет патр. Иеремии оправдался, ему была послана щедрая милостыня: омофор, осыпанный жемчугом, золотые богослужебные сосуды, сорок сороков соболей, другие ценные меха. Однако русское правительство было недовольно отсутствием подписи Александрийского патриарха и решением о пятом месте патриарха Московского в диптихе. Поэтому царь Феодор в посланиях к Иеремии и Александрийскому патриарху Мелетию настаивал на утверждении грамоты об учреждении Патриаршества на Руси Александрийским патриархом и на третьем месте в диптихе.

Александрийский патриарх Мелетий, который критиковал Иеремию за его действия в Москве, изменил свое отношение и на состоявшемся в Константинополе 12 февраля 1593 года Соборе восточных патриархов признал учреждение Патриаршества на Руси. На Соборе еще раз со ссылкой на 28-е прав. Халкидонского Собора было подтверждено, что Патриаршество в Москве, в городе православного царя, законно и что в дальнейшем право избрания Московского патриарха будет принадлежать русским архиереям, тем самым был окончательно решен вопрос об автокефалии Русской Православной Церкви: Константинопольский Собор признал ее законной. Собор 1593 года подтвердил пятое место русского первосвятителя в диптихе.

Отношения с Римско-католической Церковью

Отношения с Римско-католической Церковью в период патриаршества Иеремии со стороны греков отличались сдержанностью. Помня печальный опыт своего предшественника патриарха Митрофана III, Иеремия хотя и переписывался с папой Григорием XIII (в частности, по поводу реформы календаря) и даже принимал от него подарки, но переговоров об унии избегал. Католики вели активную работу, направленную на заключение унии с православной Церковью. В 1577 году папа основал в Риме Коллегию св. Афанасия, где могли обучаться православные юноши, преимущественно греки с островов, находившихся под венецианской властью (Хиос, Корфу (Керкира), Крит, Кипр); поступали туда и выходцы из Константинополя. Иеремия отправил туда на учебу двоих племянников [15]. Подобные школы иезуиты основывали и на территории Османской империи - в Фессалонике и Смирне (ныне Измир, Турция). Действия Римского престола, направленные на пропаганду идей унии Церквей среди православных, не могли не вызвать возражения со стороны Константинополя. В частности, отправка иезуита Антонио Поссевино в Москву в качестве папского представителя в 1582 году, пытавшегося склонить к унии царя Иоанна IV; основание тем же Поссевино Папской коллегии на территории Литовского княжества в Вильно, где могли учиться и русские, принявшие католичество; перевод на греческий, издание и распространение среди греков в Османской империи актов Ферраро-Флорентийского и Тридентского Соборов и прочие действия, призванные внедрять идею унии среди православных.

Одной из тем переписки между Иеремией II и Григорием XIII была реформа календаря, проведенная папой в октябре 1582 года. Это событие не стало неожиданностью для Иеремии, поскольку в мае того же года он был извещен о реформе папским легатом Ливием Челлини де Фолиньо. Первоначально патр. Иеремия отнесся к проекту реформы положительно и был согласен ее принять (во всяком случае так сообщал де Фолиньо в письмах кард. Джироламо Сирлето). В феврале 1583 года Григорий XIII направил патриарху официальное обращение с предложением принять реформу, где изложил ее мотивы, указав, что этот вопрос уже поднимался на Соборе во Флоренции. Ответ Иеремии сопровождался драгоценными дарами: перстом свт. Иоанна Златоуста и рукой прмч. Андрея Критского. Патр. Иеремия просил отложить введение нового календаря на два года, "чтобы наши братья совершенно не беспокоились по поводу реформы в течение этого срока". В письме дожу Николо да Понте патриарх предостерегал, что следует избегать нововведений, поскольку они могут привести к смущению среди паствы и даже к расколам. В июле 1583 года патриарх подтвердил свой отказ от реформы в письме киевскому воеводе кн. Константину Константиновичу Острожскому, с которым ранее переписывался по поводу подготовки к первому печатному изданию славянской Библии в 1581 году. Князь, чьи дети были католиками и который благосклонно относился к идее календарной реформы, переслал Антонио Поссевино письмо Иеремии для перевода его на латынь. Сам Поссевино написал патриарху пространное письмо о преимуществах перехода на новый календарь. В августе 1583 года Иеремия пытался воспрепятствовать введению нового календаря среди православных общин в Молдавии. Он предупреждал армянские общины в Польше и православных в Западной Руси о неприемлемости григорианской реформы. Однако группа иерархов в Галиции, склонных к унии, воспротивилась призывам Иеремии; в послании Львовского еп. Гедеона (Балабана) к пастве предписывалось принять реформу, введенную польским кор. Стефаном Баторием (позже он разрешил своим подданным использовать тот или иной календарь на выбор). Наконец, в письме Гавриилу Севиру, датированном июлем 1588 года, Иеремия ответил на просьбу греческой общины в Венеции перейти на григорианский календарь категорическим отказом.

Отношения с протестантами

Отношения с протестантами которые также не приняли григорианскую реформу в период правления Иеремии II, были активными. Еще Филипп Меланхтон, ученик Лютера, интересовался греческой культурой и искал контакта с Константинополем. Незадолго до смерти (1560) Меланхтон познакомился с черногорским клириком Димитрием, который согласился отвезти в Константинополь Аугсбургское исповедание, переведенное на греческий язык ученым-эллинистом Павлом Дольциусом. Константинопольский патриарх Иоасаф II (1556-1565), прочитав исповедание, был смущен многими его положениями, но, не желая портить отношения с лютеранами, не ответил, как будто не получал письма.

В 1570 году в Константинополь прибыл посол Габсбургов Давид фон Унгнад; вместе с ним приехал лютеранский ученый Герлах, имевший тесные контакты с протестантскими университетами Германии. Герлах подружился с протонотарием Великой церкви Феодосием Зигомалой, который представил его патриарху. Герлах познакомил Зигомалу с Крузием. Через Зигомалу Крузий вступил в переписку с Иеремией, что повлекло за собой установление более тесных контактов греческой Церкви с лютеранами. В 1574 году при посредничестве Унгнада и Герлаха из Германии в Константинополь были высланы шесть копий Аугсбургского исповедания. К патриаршей копии лютеран. богословы приложили письмо, в котором говорилось, что, по их пониманию, они приняли и сохранили веру апостольскую и св. отцов, которая была утверждена на Вселенских Соборах. 24 марта 1575 года Герлах лично передал Иеремии греческий перевод Аугсбургского исповедания и письма Крузия и Якоба Андреа. Теперь уже Константинопольская Церковь не могла игнорировать вероучительное послание лютеран, т. к. Унгнад и Герлах настойчиво просили дать на него ответ. Посовещавшись со Свящ. Синодом, Иеремия при помощи Ф. Зигомалы и его отца Иоанна составил полный ответ, представлявший собой комментарии на 21 статью исповедания.

Письмо патр. Иеремии было доставлено в Германию в 1576 году. Крузий и богослов А. Озиандер составили ответ на возражения патриарха, пытаясь доказать, что их взгляды мало отличаются от точки зрения патриарха. Письмо пришло в Константинополь, вероятно ок. 1578 года Иеремия по настоянию Герлаха написал ответ, где четко обозначил неприемлемые для православной Церкви пункты: Filioque, оправдание одной верой, признание только двух таинств вместо семи, отказ от почитания икон и мощей. В июне 1580 года лютеранские богословы, собравшись в Виттенберге, составили новое письмо в примирительном тоне. Ответ на него патр. Иеремия написал, по-видимому, в 1581 году, после своего возвращения на престол. Патриарх еще раз перечислил пункты разногласий, указал на то, что, судя по всему, их не преодолеть, и просил лютеран больше не писать ему по догматическим вопросам. На следующее письмо лютеран, почти повторявшее предыдущее, Иеремия не ответил.

Патриарх Иеремия II скончался в 1596 году в Константинополе.

Основными источниками сведений о жизни Иеремии являются «Турецкий дневник» Стефана Герлаха (Gerlach. 1674), капеллана посольства императора Свящ. Римской империи Максимилиана II Габсбурга к Высокой Порте во главе с Давидом фон Унгнадом (1573-1578); записки З. Швайггера (Schweigger. 1608), сменившего Герлаха в Константинополе; дневник проф. Тюбингенского университета М. Крузия (неизд. часть), другие дневники, воспоминания, посольские реляции и письма того времени. Среди эпистолярных источников следует выделить переписку Иеремии с православными иерархами и зап. лютеранскими учеными и богословами, а также переписку Крузия с Иеремией и отцом и сыном Зигомалами. Среди греч. корреспондентов Иеремии были Гавриил Севир, Александрийский патриарх Мелетий (Пигас), Максим Маргуний. Сведения об Иеремии также содержатся в «Политической истории Константинополя», которая была опубликована Крузием вместе с «Патриаршей историей» [16]. К главным источникам о визите Иеремии в Москву и об учреждении им Патриаршества на Руси относятся помимо офиц. греч. грамот рус. записи в Греческой посольской книге [17], а также ст. «О пришествии на Москву антиохийского патриарха Иоакима… и Иеремии патриарха Царяграда» в сб. ГИМ. Син. № 703 (2-я пол. XVII в.). Важным источником являются грамоты Иеремии.

Сочинения

  • Ответы лютеранам / Пер.: архим. Нил. М., 1866.

Литература

  • Chytraeus D. Oratio de statu Ecclesiarum hoc tempore in Graecia, Asia etc. Witebergae, 1580;
  • Acta et scripta theologorum Wirtembergensium et Patriarchae Constantinopolitani Hieremiae. Witebergae, 1584;
  • Crusius M. Turcograeciae. Basiliae, 1584;
  • idem. Diarium Martini Crusii: 1596-1605 / Hrsg. W. Götz. Tüb., 1927-1958. 3 Bde;
  • Schweigger S. Ein newe Reyssbeschreibung aus Teutschland nach Constantinopel und Jerusalem. Nürnberg, 1608. Fr./M., 1995r;
  • Δωρόθεος Μονεμβασίας, μητρ. Βιβλίον ἱστορικόν. ᾿Ενετίησιν, 1631;
  • Gerlach S. Tage-Buch. Fr./M., 1674;
  • Historia politica et patriarchica Constantinopoleos / Ed. I. Bekker. Bonnae, 1849;
  • Σάθας Κ. Βιογραφικὸν σχεδίασμα περ πατριάρχου ῾Ιερεμίου Β´ (572-1594). ᾿Αθῆναι, 1870;
  • Analecta Byzantino-Russica / Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. N. Y., 1964r. P. XCVIII-CIV, 85-91;
  • Monumenta confraternitatis Stauropigiane leopoliensis / Ed. W. Mikloszcz. Leopolis, 1895. Т. 1;
  • Pirri P. Lo stato della Chiesa ortodossa di Costantinopoli e le sue tendenze verso Roma in una memoria del P. Giulio Mancinelli S.I. // Miscellanea P. Fumasoni-Biondi. R., 1947. Vol. 1. P. 79-103;
  • Kresten O. Das Patriarchat von Konstantinopel im ausgehenden 16. Jh.: Der Bericht des Leontios Eustratios in Cod. Tyb. Mb. 10. W. etc., 1970;
  • Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и мон-рями), 1588-1594 гг. / Подгот. изд.: М. П. Лукичев, Н. М. Рогожин. М., 1988.
  • Макарий. История РЦ. Кн. 6 (по указ.);
  • Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 129, 136, 149, 189-231, 237-241, 250-260;
  • Vogüé E.-M., de. De Byzance à Moscou: Les voyages d'un patriarche // Revue des deux Mondes. 1879. T. 14. N 3. P. 5-35;
  • Малышевский И. Патр. Иеремия II и кн. К. Острожский // ТКДА. 1886. № 1. С. 68-82;
  • Γεδεών. Πίνακες. Σ. 518-536;
  • Μυστακίδης Β. ῾Ο Πατριάρχης ῾Ιερεμίας Β´ ὁ Τρανὸς κα ἡ πρωσοποϒραφία αὐτοῦ // ᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια. 1894. Τ. 14. Σ. 283-285;
  • ῾Ο Πατριάρχης ῾Ιερεμίας Β´ ὁ Τρανὸς κα αἱ πρὸς τοὺς Διαμαρτυρομένους σχέσεις κατὰ τὸν ιστ´ αἰῶνα // Ibid. Σ. 300-320;
  • Παπαδόπουλος-Κεραμεύς Α. Πατριαρχικο κατάλογοι (1453-1636) // BZ. 1899. Bd. 8. S. 392-401;
  • Шпаков А. Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве: Царствование Федора Ивановича; Учреждение патриаршества в России. Од., 1912;
  • Florovsky G. An Early Ecumenical Correspondence: Patriarch Jeremias II and the Lutheran Divines // World Lutheranism of Today: A Tribute to A. Nygren. Stockholm, 1950. P. 98-110;
  • Καρμίρις Ι. ῾Ιερεμίας Β´ // ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 780-784;
  • Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. L., 1968 (рус. пер.: Рансимен С. Великая Церковь в пленении: История Греч. Церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. СПб., 2006. С. 253-257, 259-262, 335-337);
  • idem. Patriarch Jeremias II and the Patriarchate of Moscow // Aksum-Thyateira: A FS for Archbp. Methodios of Thyateira and Great Britain. L., 1985. P. 235-240;
  • Фонкич Б. Л. Из истории учреждения патриаршества в России: Соборные грамоты 1590 и 1593 гг. // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 251-260;
  • он же. Акт К-польского Собора 1593 г. об основании Моск. Патриархата // Cyrillomethodianum. Thessal., 1987. Vol. 11. P. 9-31;
  • Tillyrides A. Jeremias II Tranos, Patriarch of Constantinople (1536-1595) // ΕΘ. 1977. Τ. 59. Σ. 242-265;
  • idem. An Unpublished Letter of Jeremias II, Patriarch of Constantinople // Θεολογία. ᾿Αθῆναι, 1980. Τ. 51. N 1. S. 186-190;
  • Amato A. Il sacramento della penitenze nelle «Riposte» del patriarca Geremia II ai teologi luterani di Tübingen (1576, 1579, 1581) // Κληρονομία. Θεσσαλονίκη, 1979. Τ. 11. N 2. Σ. 289-316;
  • Travis J. Orthodox-Lutheran Relations: Their Historical Beginnings // GOTR. 1984. Vol. 29. P. 303-325;
  • Kowalchuk A. D. The Correspondence of Patriarch Jeremias Tranos with the Lutheran Scholars of Tubingen as it Relates to East-West Christian Relations // The Patristic and Byzantine Review. Kingston, 1985. Vol. 4. P. 202-208;
  • Tsirpanlis C. A Prosopography of Jeremias Tranos (1536-1595) and His Place in the History of the Eastern Church // Ibid. P. 155-174;
  • Zoppi J. J. The Correspondence of 1573-1581 between Lutheran Theologians at Tubingen and the Eastern Orthodox Patriarchate of Constantinople, and the Dispute concerning Sacred Tradition // Ibid. P. 175-195;
  • Moroziuk R. P. The Role of Patriarch Jeremias II Tranos in the Reformation of Kievan Metropolia // Ibid. 1986. Vol. 5. P. 104-128;
  • Wendebourg D. Reformation und Orthodoxie: Der ökumenische Briefwechsel zwischen der Leitung der Württembergischen Kirche und Patriarch Jeremias II. von Konstantinopel in den Jahren 1575-1581. Gött., 1986;
  • Podskalsky G. Die Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft, 1453-1821. Münch., 1988. S. 103-107 et passim;
  • idem. Die Einstellung des Ökumenischen Patriarchen (Jeremias II) zur Erhebung des Moskauer Patriarchats (1589) // OCP. 1989. Vol. 55. N 2. P. 421-437;
  • Флоря Б. Н. Вост. патриархи и западнорус. церковь // Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII вв. М., 1996. Ч. 1. С. 117-130;
  • Stiernon D. Jérémie II, patriarche de Constantinople // DHGE. T. 27. Col. 995-1001;
  • Hannick Ch., Todt K.-P. Jérémie II Tranos // TByz. 2002. T. 2. P. 551-615;
  • Гронек А. Портрет Константипольского патриарха Иеремии II из музея Ягеллонского ун-та в Кракове // Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 136-148.

Использованные материалы



[1]  см.: Лебедева И. Н. Поздние греч. хроники и их рус. и вост. переводы. Л., 1968. (ППС; 18)

[2]  Welykyj A. G. Litterae Nuntiorum Apostolicorum, historiam Ucrainae illustrantes. R., 1959. Vol. 1. P. 197-198, 263-265

[3]  Stiernon. 2000. P. 1000

[4]  Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 31

[5]  АЮЗР. Т. 1. С. 226-227

[6]  Monumenta. 1895. P. 181-182

[7]  Monumenta. 1895. P. 188-189

[8]  Monumenta. 1895. P. 193-194

[9]  Monumenta. 1895. P. 194-201, 203-210

[10]  Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 367-368

[11]  Жукович П. Н. Сеймовая борьба правосл. западнорус. дворянства с церковной унией (до 1609 г.). СПб., 1901. С. 90-92

[12]  Chodynicki K. Kościół prawosławny a Rzeczpospolita Polska: Zarys historyczny, 1370-1632. Warszawa, 1934. S. 339-340

[13]  Monumenta. 1895. N 105, 107

[14]  Фонкич. 1974

[15]  Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом: Генезис Брестской церковной унии 1595-1596. М., 2003. С. 271

[16]  новогреч. перевод Мануила Малакса соч. «О патриархах Константинопольских» Дамаскина Студита

[17]  РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 3; Посольская книга. 1988

Редакция текста от: 05.04.2020 19:29:53

"ИЕРЕМИЯ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google