Архиепи́скоп (греч.: άρχή + επί + σκοπος - "главный", "начало" + "над" + "смотритель" = "главный надсматривающий", "главный епископ") - архиерейский сан
История
Вскоре после административного переустройства Римской империи при св. царе Константине Великом, когда империя была разделена на четыре префектуры, каждая из которых состояла из диоцезов, которые, в свою очередь, состояли из провинций, церковное устройство было в целом приведено в соответствие гражданскому. Главных архиереев диоцезов стали именовать экзархами (лат.: викариями) и архиепископами. Таким образом архиепископ стоял иерархически ниже патриарха – главного архиерея префектуры, но выше митрополита – главного архиерея провинции.
Но уже в ранневизантийскую эпоху в Восточной империи, первоначально в Константинопольском Патриархате, титул архиепископа приобрел второе значение. Так стали называть епископов, чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, тем не менее изымались из ведения митрополита и переводились в прямое подчинение патриарха. Такие архиепископы занимали в диптихах места ниже митрополичьих.
Наконец, ещё позже сан архиепископа во втором значении сделался только отличием кафедры или лично архиерея, не связанным ни с какими особыми властными полномочиями в сравнении с обычными епископами.
В Русской Православной Церкви
Митрополит Леонтий, второй предстоятель Русской Церкви, входившей тогда в состав Константинопольского Патриархата, в некоторых греческих памятниках именовался архиепископом, что обозначало сан выше митрополичьего. Но в дальнейшем все русские предстоятели именовались митрополитами. При учреждении патриаршества на Руси в ходе переговоров патриарх Константинопольский Иеремия II предлагал даровать предстоятелю автокефальной Русской Церкви сан архиепископа в значении более высоком чем митрополит.
Однако, в истории Русской Церкви титул архиепископа с самого начала являлся только почётным отличием и не был связан с административными полномочиями. Первыми, с XII века, этим титулом стали величать Новгородских владык. Затем так стали титуловать епископов других кафедр - Ростовской, Крутицкой, позже Казанской, и других. В новейшей истории Русской Церкви титул являлся личным званием вплоть до 1 декабря 2017 года, когда была принята новая редакция "Положения о наградах Русской Православной Церкви". Согласно новому правилу, титул архиепископа усваивался епархиальным архиереям города и области, не входящих в митрополию; титул также мог быть дан архиереям на особо ответственных общецерковных постах.
Современное использование
Архиепископом в первом, высоком, значении стали именовать глав автокефальных Церквей. Наряду с титулом патриарха, архиепископами ныне именуются предстоятели Константинопольской (архиепископ Константинополя - Нового Рима), Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский) Православных Церквей. Архиепископами именуются также предстоятели Кипрской (архиепископ Новой Иустинианы), Элладской и Албанской Православных Церквей. В этом же смысле архиепископами титулуются главы автономных Православных Церквей - Синайской и Финляндской, архиепископий Охридской и Антиохийской Северо-Американской (вместе с митрополичьим титулом), полуавтономной Критской Церкви.
В Церквях русской традиции, а также в Церквях Иерусалимской и Грузинской (кроме патриаршего титула), архиепископский титул стоит ниже митрополичьего. В Русской Церкви проводится в жизнь положение, согласно которому архиепископами титулуются правящие архиереи епархий не входящих в митрополию, либо владыки несущие особо важные общецерковные послушания. В других Церквях этой группы титул архиепископа является лишь личным почётным отличием. В автокефальных и автономных Церквях русской традиции предстоятели носят титул архиепископа в качестве второстепенного, следующего за титулом митрополита. Так именуются митрополиты во главе Чехословацкой (архиепископ Прешовский/Пражский), Американской (архиепископ Вашингтонский) [1] и Японской (архиепископ Токийский) Церквей.
В Церквах Александрийской и Болгарской архиепископский титул не употребляется вовсе.
Использованные материалы
- Цыпин, Владислав, прот., "Предисловие", Соколов, И. И., Избрание архиереев в Византии IX-XV вв. (Историческо-правовой очерк). Избрание патриархов Александрийской церкви в XVIII и XIX столетиях, Санкт-Петербург, "Изд-во Олега Абышко", 2004, 6-7.
[1] Однако, в 1970-х глава Православной Церкви в Америке митрополит Феодосий (Лазор) был единственным носителем титула архиепископ в своей Церкви и предполагал сделать этот титул принадлежностью предстоятеля, на подобии практики Элладской Православной Церкви.