Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАСАФ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоасаф II Великолепный (греч. ᾿Ιωάσαφ ὁ Β´ Μεγαλοπρεπής; + после 1565), патриарх Константинопольский (август 1556 - январь 1565)

Родился близ Янины (Северная Греция), получил образование в Нафплионе у Иоанна Зигомалы.

Между 1535 [1] и 1540 годами [2] Иоасаф взошел на Адрианопольскую кафедру.

В августе 1556 года вступил на патриарший престол после гибели патриарха Дионисия II Галатянина и добился снижения соответствующей выплаты султану (пешкеша) с 3 до 2 тысяч золотых монет.

При нем завершилась перестройка комплекса зданий Патриархата в монастыре Богородицы Паммакаристос [3]. Были предприняты шаги по возрождению греческого образования. При патриаршей резиденции была открыта богословская и философская школа, в которой имели возможность обучаться не только дети из богатых греческих семей, но и из неимущих, получавшие дотации от Церкви (одним из преподавателей школы в эти годы был Иоанн Зигомала). Патриарх Иоасаф добился некоторого снижения налогов для православного населения Османской империи, организации финансовой отчетности в патриаршем ведомстве Великой церкви (учреждение реестра пожертвований).

При патриархе Иоасафе II произошла активизация контактов Константинопольского Патриархата с Россией. Прямой обмен дипломатическими миссиями и переписка Константинопольских патриархов возобновились в 1556 году после долгого перерыва. Патриарх Дионисий II незадолго до своей кончины отправил в Москву митр. Иоасафа Евгрипского (Европского) и Кизического с просьбой о пожертвовании средств на ремонт "Великой церкви", т. е. патриаршей резиденции в храме Богородицы Паммакаристос. В феврале 1557 года митр. Иоасаф, в сопровождении русского посланника Феодорита, архим. суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, был отпущен в Константинополь с грамотами от царя Иоанна IV Васильевича и с богатыми дарами. Царь передал в дар патриарху соболей на 1 тыс. золотых, 200 золотых вручил митр. Иоасафу, а также еще 200 золотых пожаловал брат царя кн. Юрий Васильевич. В письме к патриарху царь напоминал патриарху о том, что, по его сведениям, в Константинополе при покойном патриархе Дионисии состоялся Собор, благословивший венчание Иоанна на царство и употребление им царского титула. Царь Иоанн хотел бы получить подтверждение этого соборного постановления в особой грамоте с благословением от Иоасафа II и других архиереев Константинопольской Церкви. Царь также обращался к патриарху с просьбой неустанно молиться о здравии его и его семьи [4]. К грамотам был приложен составленный царем Иоанном Помянник великих и удельных князей и княгинь - список членов русской правящей фамилии, который Иоанн предлагал внести в синодики для поминовения на патриарших богослужениях в Константинополе и на Св. Горе Афон [5].

Летом 1557 года патриарх Иоасаф в послании Иоанну IV благословил его как царя всея Руси от имени Константинопольского Вселенского престола, поблагодарил за присланные дары [6]. Митр. Иоасаф Евгрипский, написавший письмо Иоанну одновременно с Иоасафом, заверил царя в том, что соборное рассмотрение вопроса о венчании Иоанна на царство должно состояться в скором времени и что отношение Константинопольской Церкви к нему будет, несомненно, положительным [7]. Осенью 1558 года царь Иоанн отправил послания турецкому султану Сулейману I, четырем восточным патриархам, в т. ч. Иоасафу, и монастырю св. Екатерины на Синае, поручив доставить их софийскому архим. Геннадию и купцу Василию Позднякову. В письме к Иоасафу II царь информировал его о "милостынях", направленных предстоятелям других восточных Церквей, а также прислал в дар патриарху соболью шубу [8]. В ответном письме (1560) Иоасаф II благодарил Иоанна за милость и сообщил о смерти архидиак. Геннадия во время путешествия [9].

В ноябре-декабре 1560 года [10] Иоасаф II и Священный Синод Константинопольской Церкви составили соборное послание царю Иоанну о признании за ним царского титула. Под документом поставлены подписи патриарха Иоасафа II и 36 др. иерархов [11]. Грамота была доставлена в Москву митр. Иоасафом в сентябре 1561 года. Патриарх признавал полную справедливость принятия Иоанном царского титула на основании как его родства с византийскими императорами (среди предков Иоанна была кнг. Анна, жена вел. кн. Всеволода Ярославича и сестра визант. имп. Константина IX Мономаха), так и дарования (легендарного) византийцами царского титула и знаков власти вел. кн. Владимиру Святославичу. Палеографическое исследование грамоты, проведенное В. Э. Регелем, показало, что подписи, за исключением подписи самого патриарха Иоасафа II, а также митр. Иоасафа, написаны одной рукой [12]. Регель поставил под сомнение историчность Собора, не упоминающегося в греч. источниках, и заключил, что Иоасаф II, зависевший от денежной помощи из России, по собственной инициативе составил грамоту от имени Собора. Исследование грамоты, проведенное Б. Л. Фонкичем, частично подтвердило выводы Регеля: подписи некоторых иерархов (митрополитов Феоны Солунского, Иоасафа Фиванского) неподлинны, большинство подписей сделано 2-3 писцами. Тем не менее этих обстоятельств "не достаточно, чтобы сделать вывод о неподлинности самой грамоты" [13].

В личных письмах Иоанну, отправленных одновременно с соборной грамотой, Иоасаф II называл Иоанна единственным прибежищем для Вселенской Церкви, пребывающей в угнетении, благодарил царя за поддержку в обновлении патриаршей резиденции в Константинополе, сообщал об открытии школы при Великой церкви [14].

Отправляя митр. Иоасафа в Москву, патриарх, вероятно, предполагал, что Иоасаф от его имени проведет повторную церемонию коронации Иоанна. Однако в Москве митрополит попал под подозрение в тайных контактах с кор. Польши и Литвы Сигизмундом II Августом. Царь Иоанн был удовлетворен привезенными Иоасафом из Константинополя грамотами, но отказался от устроения церемонии и даже не принял митрополичьего благословения. Несмотря на то что Иоасафу удалось доказать свою невиновность [15], подозрение в отношении его литовских связей сохранялось, и он был отпущен в Константинополь лишь осенью 1564 года окольным путем через Грузию и Трапезунд (проезд через Литву или Крым был уже невозможен из-за начавшейся Ливонской войны) [16]. В 1565 году митр. Иоасаф скончался в Грузии, а все подарки, отправленные царем Иоанном с ним в Константинополь, были присвоены царем Кахети Левоном [17].

В период патриаршества Иоасафа II предпринимались не увенчавшиеся успехом попытки наладить диалог с лютеранами. Лютеранский богослов Ф. Меланхтон через выступившего посредником диак. Димитрия отправил Иоасафу II личное послание, а также греч. перевод Аугсбургского исповедания. Димитрий прибыл в Константинополь в конце 1559 года и был принят Иоасафом II, однако, ознакомившись с документами, патриарх решил не давать ответа и позже утверждал, что документы получены не были [18]. В то же время сохранившееся в составе Никоновской летописи под 1561 года послание Иоасафа II митр. Макарию, "обличая злославимую и богомерзкую Люторскую ересь", выдержано в резком тоне и свидетельствует о решительном неприятии Иоасафом II лютеранства [19].

Конфликты патриарха с греческой знатью (в т. ч. с архонтом Михаилом Кантакузином) и церковными иерархами привели к низложению Иоасафа II. 15 января 1565 года (по др. данным, 8 января - [20]) по инициативе патриарха для решения текущих церковных вопросов был созван Собор в Константинополе. Однако участники Собора (52 иерарха) обвинили Иоасафа II в симонии, распродаже церковного имущества и совершении незаконных рукоположений и низложили его.

Иоасаф II был сослан на Афон, его имущество конфисковано. Позже он вернулся в Адрианополь, откуда писал великому ритору Великой церкви послания с просьбой устроить новое разбирательство его дела в присутствии восточных патриархов [21]. Иоасафа II продолжали поддерживать Иоанн и Феодосий Зигомалы. Последний осуждал хрониста Мануила Малакса за то, что тот включил в свое сочинение постановление Собора, низложившего патриарха [22].

Точная дата кончины Иоасафа II неизвестна.

Литература

  • Historia politica et patriarchica Constantinopoleos / Rec. I. Bekker. Bonnae, 1849. P. 179-189;
  • Соборная грамота духовенства православной Восточной Церкви, утверждающая сан царя за вел. кн. Иоанном IV Васильевичем, 1561 г. / Изд. кн. М. А. Оболенским. М., 1850;
  • Analecta byzantino-russica / Ed. V. Regel. Petropoli, 1891. P. LI-XCVIII, 72-85;
  • РИБ. Т. 22. Кн. 2. С. 67-74;
  • Россия и греч. мир в XVI в. / Подг.: С. М. Каштанов. М., 2004. T. 1.
  • Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 71-122;
  • Γεδεών. Πίνακες. 1890. Σ. 510-515;
  • Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142. С. 26-33;
  • Benz E. Wittenberg und Byzanz: Zur Begegnung und Auseinandersetzung der Reformation und der östlich-orthodoxen Kirche. Marburg, 1949. S. 71-73, 94-128;
  • ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 78-79;
  • Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. L., 1968. P. 198, 246-247, 330;
  • Фонкич Б. Л. Из истории утверждения царского титула Ивана IV: Соборная грамота 1560 г. // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 247-251;
  • Βακαλόπουλος ᾿Α. ᾿Ε. ῾Ιστορία τοῦ νέου λληνισμοῦ. Θεσσαλονίκη, 19762. Τ. 2. Σ. 302-303;
  • Podskalsky. Griechische Theologie. S. 21-22;
  • Fedalto. Hierarchia. 1988. T. 1. P. 10;
  • DHGE. 2000. T. 27. P. 1389-1390.
  • Ἰωάσαφ Β´ // Сайт Константинопольского патриархата

Использованные материалы



[1]  DHGE. 2000. T. 27. P. 1389

[2]  Fedalto. Hierarchia. 1988. Т. 1. P. 313

[3]  Historia politica et patriarchica. 1849. P. 180

[4]  Россия и греч. мир. 2004. С. 210-224, № 86-96

[5]  Россия и греч. мир. 2004. С. 214-221, № 91; Каштанов С. М. Царский синодик 50-х гг. XVI в. // Там же. С. 388-430

[6]  Россия и греч. мир. 2004. С. 228-233, № 101-103

[7]  Россия и греч. мир. 2004. С. 233-235, № 104

[8]  Россия и греч. мир. 2004. С. 246-247, № 113

[9]  Россия и греч. мир. 2004. С. 254-255, № 121

[10]  Фонкич. 1974. С. 247-248

[11]  Соборная грамота. 1850. С. 11-14; РГБ. Ф. 181. № 175; греч. текст: Analecta byzantino-russica. 1891. P. 75-79; Россия и греч. мир. 2004. С. 381-386; рус. пер.: РИБ. Т. 22. Кн. 2. С. 68-71; Россия и греч. мир. 2004. С. 265-268, 386-388

[12]  Analecta byzantino-russica. 1891. P. LIII-LIV

[13]  Фонкич. 1974. С. 248-249

[14]  Россия и греч. мир. 2004. С. 268-275, № 129-130

[15]  Челобитная митр. Иоасафа о посещении им Литвы; см.: Россия и греч. мир. 2004. С. 275-280, № 132

[16]  Россия и греч. мир. 2004. С. 280-287, № 133-138

[17]  Россия и греч. мир. 2004. С. 287-288, № 140

[18]  Benz. 1949. S. 71-72; Runciman. 1968. P. 246-247

[19]  ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 334-339

[20]  ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 79

[21]  Crusius M. Turcograeciae libri octo. Lib. 4. Basileae, 1584. P. 290-291

[22]  Crusius M. Turcograeciae libri octo. Lib. 1. P. 96

Редакция текста от: 28.04.2020 19:15:06

"ИОАСАФ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google