Антоний IV (+ 1397), патриарх Константинопольский (1389 - 1390, 1391 - 1397)
До избрания был иеромонахом, вероятно, афонского монастыря Дионисиат.
12 января 1389 года был поставлен патриархом Константинопольским.
После того как 14 апреля 1390 года Иоанн VII Палеолог сверг с помощью турок своего деда Иоанна V и на время занял императорский трон (апрель-сентябрь 1390), в июле 1390 года патриархом вместо Антония был вторично поставлен Макарий (1390-1391). Вскоре, по воцарении Мануила II, Антоний был восстановлен на патриаршей кафедре. В феврале 1392 года патриарх венчал императора с сербской княжной Еленой Драгаш.
К конце XIV века Византия вследствие наступления османов оказалась в тяжелейшем внешнеполитическом положении. Патриарх Антоний участвовал в организации помощи империи для борьбы с турками, пытался поднять престиж Константинополя, внимательно следил за положением дел в подвластных ему епархиях (в т. ч. на Руси и в Валахии). Сразу по восшествии Антония IV на кафедру Константинопольский Поместный Собор в феврале 1389 года подтвердил низложение и отлучение митр. Киевского Пимена, утвердив Предстоятелем Русской Церкви свт. Киприана. В том же году патриарх Антоний направил с отправлявшимся в Россию Киприаном Патриаршую и Соборную грамоту к новгородцам с предписанием подлежать, как и ранее, суду митрополита; новгородцы не подчинились, и в 1393 году патриарх вновь обращался к Новгороду с посланиями аналогичного характера. Узнав, что в Москве прекратили поминать на литургии византийского императора, Антоний IV направил вел. кн. Василию I Дмитриевичу послание (ок. 1393), в котором укорял его за отказ оказывать Константинополю воздававшуюся издревле честь и писал, что "невозможно для христиан иметь Церковь и не иметь царя"; поминание императора было восстановлено. В 1390-х годах патриарх Антоний воспрепятствовал попыткам еп. Луцкого Иоанна занять митрополичий престол в Галиче при поддержке польского короля Владислава Ягайло (1386-1434). Король (до 1392 сохранявший титул великого князя литовского и усиленно проводивший обращение литовцев в католичество) направил патриарху предложение созвать Собор для переговоров о соединении с Римской Церковью, нашедшее поддержку у митр. Киприана. В своем ответе (1397) Антоний IV указал на несвоевременность подобного мероприятия и просил польского короля, объединившись с Сигизмундом Венгерским, прогнать турок, подступивших к Константинополю.
Вскоре по восшествии патриарха Антония на престол (1389) патриарший экзарх мон. Григорий был отправлен в занятые османами зап. епархии для сбора церковных доходов. Для решения спорных вопросов Антоний IV неоднократно посылал своих представителей в Валахию (1395, 1397) и на Русь (в 1393 архиеп. Михаил Вифлеемский разбирал вопрос о передаче Нижнего Новгорода и Городца из Суздальской епархии в прямое подчинение митрополиту). В 1394 году особым указом патриарх Антоний утвердил устав (типик) Афона. Около 1397 года патриарх писал на Русь к кн. Василию Дмитриевичу и митр. Киприану, призывая оказать денежную помощь; в ответ в Константинополь была послана значительная сумма. Антоний IV проявлял интерес к делам других восточных патриархатов.
Скончался в 1397 году.
Литература
- ActaCP. T. 2. P. 112-114, 156-292;
- История РЦ. Кн. 3. Прил. 3, 11-12 [2 грамоты к новгородцам; к кн. Василию; о пособии];
- Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Повесть о Митяе. СПб., 20002. Т. 1. Прил. 4. С. 456-463 [грамота о Пимене и Киприане, 1389]
- Γεδεών Μ. Πατριαρχικοὶ Πίνακες. Κωνσταντινούπολις, 1885. Αθήνα, 1996r. Σ. 337-340;
- Карташев. Очерки. Т. 1. С. 334-338;
- Barker M. Manuel II Palaeologus, 1391-1425: A Study in Late Byzantine Statesmanship. New Brunswick, 1969. P. 105-110, 150-153;
- Живоjиновић М. О аутентичности светогорског типика патриjарха Антониjа од маjа 1394 // ЗРВИ. 1970. T. 12. С. 79-90;
- Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. Camb., 1981. P. 75-76, 236-240, 253-257, 307-310;
- Sorlin I. Un acte du patriarche Antoine IVe en version slave // REB. 1985. T. 43. P. 253-258.
Использованные материалы
- П. И. Жаворонков. "Антоний IV" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 656