Варшавский Марие-Магдалининский кафедральный собор |
- Официальный сайт: http://www.orthodox.pl/
- Каноническая территория: Польша (большинство верующих проживают в восточных частях страны); в "диаспоре" представлена в Бразилии
- Богослужебный язык: основной церковнославянский; как исключение в некоторых приходах польский [1]; в Бразилии португальский
- Календарь: юлианский
- Кафедральный собор: Марие-Магдалининский в г. Варшаве (при нём резиденция предстоятеля)
- Предстоятель: Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши
- Место в диптихе: 13 (Рус.) или 12 (Конст.)
- Состав: 12 архиереев; 8 епархий; ок. 420 священнослужителей (2012) [2]; 237 приходов (226 в Польше, 11 за границей - 2012) [2]; 13 монастырей (11 в Польше, 2 за границей - 2012) [3]; 3 высшие духовные школы; ок. 500-600 тыс. членов (2012) [4]
Каноническое устройство
Епархии Польской Православной Церкви по состоянию на 2007 г. Работа пользователя Albertus |
Епархии
- Варшавская
- Белостокская
- Вроцлавская
- Лодзинская
- Люблинская
- Перемышльская
- За рубежом:
- Рио-де-Жанейрская
- Экстерриториальные:
- Войска Польского
Исторический очерк
Христианство пришло в пределы нынешней Польши с юго-запада из Моравского княжества, с запада из Германии и с востока из Киевской Руси. В 966 году в Гнездно принял крещение польский князь Мешко (Мечислав) I, за которым массово крестился и его народ. С X века на часть Польши распространялась Владимиро-Волынская епархия Киевской митрополии Константинопольской Церкви, из которой в XI-XII веках была выделена Перемышльская, а в XIII веке - Холмская епархии. С отпадением Римской Церкви от Православия с запада страны начинает распространяться римо-католицизм. После того как в 1385 году князь Ягайло объявил о своём выборе в пользу римо-католицизма, многие последовали за ним и Православие перестало быть преобладающей верой в Польско-Литовском государстве.
За века могущества польско-литовской Речи Посполитой её короли радели о насаждении римо-католицизма в своей державе и Православие продолжало умаляться. В 1596 году бывшие ранее православными архиереи польско-литовских земель во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняли унию с на Брестском Соборе. Православие оказалось вне закона до 1632 года, верующие подверглись тяжкому гонению, и многие приняли унию. Затем Киевский митрополит святитель Петр (Могила) провел ряд преобразований которые, ценой сближения с римо-католическими образцами, утвердили Православие как терпимую веру в Речи Посполитой. Однако, давление государства и римо-католического клира поддерживало динамику перехода православных в униатство на протяжении последующего века.
Вместе с переподчинением Киевского престола, с конца XVII века православные Польши перешли под омофор Московского патриарха. Одновременно, в течении XVIII века шло поглощение Речи Посполитой соседними государствами, причём к концу столетия бо́льшая часть, под именем Царства Польского, вошла в состав Российской империи. В этих землях Православие превратилось из теснимой веры меньшинства в господствующую государственную, что обусловило массовый переход униатов в Православие на протяжении следующего века. С 1785 для окормления православных в Польше было учреждено Переяславское коадъюторство Киевской митрополии, а с 1793 года его заместила Минская епархия. С 1799 года польские земли вошли в Волынскую епархию. В 1840 году специально для Царства Польского была образована Варшавская епархия, а с 1905 года существовала также отдельная Холмская кафедра.
В связи с провозглашением в 1918 году независимости Польши указом патриарха Московского и всея Руси святителя Тихона Православной Церкви в Польше в 1921 году была дарована "широкая поместная автономия." В середине июня 1922 года митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский) под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на создание автокефальной Польской Церкви. Вместо священноначалия в Москве было решено обратиться в Константинополь и 13 ноября 1924 года Константинопольский патриарх Григорий VII подписал Томос № 4588 о создании в Польше автокефальной Православной Церкви. Эта автокефалия не была признана Московским Патриархатом, но Русская Православная Церковь Заграницей приняла её. В 1920-30-х годах в рамках политики полонизации и окатоличивания в Польше было разрушено или конфисковано более половины православных храмов, был снесен Варшавский Александро-Невский кафедральный собор.
В первые годы Второй мировой войны восточные пределы межвоенной Польши отошли к СССР и были выведены из состава Польской Церкви, всё еще находившейся в расколе с Московским священноначалием. Затем, в ходе Великой Отечественной войны, автокефалисты на Украине, оправдывали свою раскольническую деятельность номинальным подчинением митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому).
По итогам войны Польша оказалась в советской сфере влияния и вошла в социалистический лагерь. В условиях холодной войны взамен прежних связей с Константинопольским Патриархатом стали налаживаться связи с Московским. В июне 1948 года делегация во главе с архиепископом Белостокским Тимофеем (Шрёттером) обратилась к Русской Церкви с ходатайством о даровании автокефалии Польской Церкви и 22 июня того года был подписан соответсвующий Акт.
После падения коммунистического режима в Польше Церковь получила возможность расширить свою благотворительную социальную деятельность. В 1996 году был создан центр "Элеос" для более действенной помощи нуждающимся; были созданы ряд сестричеств, домов опеки, служб помощи бездомным.
Предстоятели
[5]- Георгий (Ярошевский) ((15 сентября 1921) 12 февраля 1922 - 8 февраля 1923)
- Дионисий (Валединский) (8 февраля - 27 февраля 1923) в/у, архиеп. Волынский
- Дионисий (Валединский) (27 февраля 1923 - 6/17 апреля 1948)
- Серафим (Ляде) (23 декабря 1939 - 24 сентября 1940) упр., архиеп. Берлинский
- Тимофей (Шрёттер) (1945) в/у, еп. Люблинский
- Тимофей (Шрёттер), 2-й раз (6/17 апреля 1948 - 7 июля 1951) заместитель митрополита, архиеп. Белостокский
- Макарий (Оксиюк) (7 июля 1951 (8 июля 1951) - 2 марта 1961) после 8 декабря 1959 - на лечении
- Тимофей (Шрёттер), 3-й раз (8 декабря 1959 - 5 мая 1961) заместитель митрополита, архиеп. Белостокский
- Тимофей (Шрёттер) (5 мая 1961 - 20 мая 1962)
- Георгий (Коренистов) (20/24 мая 1962 - 26 мая 1965) в/у, архиеп. Лодзинский
- Стефан (Рудык) (26 мая 1965 - 26 марта 1969)
- Георгий (Коренистов) (26 марта 1969 - 24 января 1970) в/у, архиеп. Лодзинский
- Василий (Дорошкевич) (24 января 1970) (1 марта 1970) - 11 февраля 1998)
- Савва (Грыцуняк) (c 12 мая 1998 (31 мая 1998))
Статистика
- 1931 - По данным последней официальной довоенной переписи Польши: 3.762.484 православных верующих, 11,8% населения страны (из них 40% украинцы/русины; 24% белорусы; 12% поляки; 3% русские) [6]
- 1939 - 4.220.000 верующих [7]
- перед концом Второй мировой войны - более 4 млн. верующих, 5 епархий, 10 архиереев, 1.579 приходов, 1.725 священников, 1.579 певчих, 1.947 часовен, 1.965 кладбищ [8]
- 1945 (после установления новых границ и обмена населением) - около 450.000 верующих, 2 епархии, 3 архиерея, 169 приходов, 190 священников, 169 певчих, 223 часовни, 234 кладбища [9]
- 1951 - 160 священнослужителей [10]
- 1953 - 138 священнослужителей [11]
- 1970 - 195 священнослужителей, 215 приходов, 300 освящённых помещений [12]
- 1980 - По официальным данным государственной статистики: 292 священнослужителей, 231 приход, 300 освящённых помещений [13]. По эмигрантскому изданию Orthodox Monitor: 580.000 зарегистрированных верующих, 290 священнослужителей, 233 прихода, 301 освящённых помещений, 2 монастыря (мужской и женский), 19 монахов и 15 монахинь [14]
- 1981 - 550 тыс. верующих [15]
- 1986 - 850 тыс. верующих [15]
- 1989 - ок. 950-1.000 тыс. верующих [15]
- 1999 - 570 тыс. членов [16]
- 2006 - 600 тыс. членов; 380 священнослужителей; 240 приходов; 8 монастырей (5 муж. и 3 жен.) [17]
- 2012 - ок. 500 тыс. верующих; 237 приходов (226 в Польше, 11 за границей); ок. 420 священнослужителей; 13 монастырей (11 в Польше, 2 в Бразилии) [2] / 600 тыс. верующих; ок. 100 монашествующих [3]
Учебные заведения
- Варшавская Христианская богословская академия (совместно с другими неримокатолическими христианскими исповеданиями Польши)
- Кафедра православного богословия в Белостокском университете
- Варшавская духовная семинария
- Иконописная школа
- Псаломщицко-регентская школа
Церковно-общественные организации
- Братство православной молодежи (с 1980)
- Братство святых Кирилла и Мефодия (с 1989, с уклоном к просветительской деятельности)
- Братство святого Николая (с 1995, с уклоном к паломнической и благотворительной деятельности)
Ставропигии
- Яблочинский Онуфриевский монастырь (мужской, с 1999)
Литература
- Wynot, Edward D., Jr., "Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989," East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.
Использованные материалы
- "Польская Православная Церковь," официальный сайт Русской Православной Церкви:
- Wynot, Edward D., Jr., "Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989," East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323-340.
- http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-varshava.html
[1] По состоянию на середину 2013 года было четыре храма с богослужением по-польски: во Вроцлаве, Варшаве и два в Белостоке. Данные прот. Ярослава Антосюка, сообщение от 21 июня 2013, http://drevo-info.ru/forum/3804.html
[2] "Польская Православная Церковь," официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html
[3] Махакеев Артем, "В Польше прошел международный съезд монашествующих," Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012, http://www.sobor.by/videonews/V_Polshe_proshel_megdunarodniy...hih
[4] Первая оценка по "Польская Православная Церковь," официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/134509.html; вторая - по заметке Махакеев Артем, "В Польше прошел международный съезд монашествующих," Белорусский православный информационный портал СОБОР.by, 10 сентября 2012, http://www.sobor.by/videonews/V_Polshe_proshel_megdunarodniy...hih
[5] При двойной дате, первая – дата избрания, вторая (в скобках) – дата интронизации.
[6] Drugi Powszechny Spis Ludnosci z dnia 9 IX 1931 r., “Statystyka Polska,” Seria C, z. 94a, таблицы 10, 13, 15, 16, по Wynot, Edward D., Jr., “Captive Faith: the Polish Orthodox Church, 1945-1989,” East European Quarterly, XXXVI, № 3, September 2002, 323. Разбивка по национальным категориям – по классификации довоенного Польского государства. Историк Януш Зарновский считает процент поляков завышенным, полагая что поляки составляли около 4% православных, тогда как остальные, вошедшие в эту категорию, были чехи, греки, цыгане и те обитатели восточных краёв страны которые назвались «местными». Zarnowski, Janusz, Spoleczenstwo Drugiej Rzeczypospolitej 1918-1939, Warszawa, Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1973, 375.
[7] Kosonocki, Witold, “Liczba i rozmieszczenie ludnosci prawoslawnei w Polsce,” Wiadomosci Metropolii Prawoslawnei w Polsce, 1939, № 3, 6-7, по Wynot, 323.
[8] Adamczuk, Lucjan, Mironowicz, Antoni, изд., Kosciol Prawoslawny w Polsce dawniej i dzis, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, Warszawska Metropolia Prawoslawna, 1993, 93-94, по Wynot, 326.
[9] Adamczuk и Mironowicz, 93-94, по Wynot, 326.
[10] Urban, Kazimierz, Weryfikacja duchowienstwa prawoslawnego w 1953 roku (przyczynek do polityki wyznaniowei pierwszej polowy lat piecdziesatych), № 358, в серии “Zeszyty Naukowe Akademii Ekonomicznej w Krakowe”, Krakow, 1992, по Wynot, 337, n. 10.
[11] Urban, по Wynot, 337, n. 10.
[12] Wynot, 330.
[13] Rocznik statystyczny 1980, 40, Warszawa, Glowny Urzad Statystyczny, 1980, 27, таблица 10/50, по Wynot, 330.
[14] Orthodox Monitor, 9-10, июль-декабрь 1980, 83, по Wynot, 339, n. 26.
[15] UChS Information Bulletin, 7/8, July/August 1989, 16-17 по Wynot, 335.
[16] Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999, http://www.orthodoxworld.ru/ru/segodnia/2/index.htm
[17] Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/europe/p...%3B