Сергий I (+ 638), патриарх Константинопольский.
Происходил из монофизитской сирийской семьи, но, кажется, учителя его были православные.
В 610 году взошел на Цареградскую кафедру.
С 619 года и до самой смерти он был в дружеских отношениях с императором Ираклием, в отсутствие которого вместе с патрицием Вонозом управлял империей.
В 626 году благодаря энергии патриарха Сергия Царьград, осажденный аварами и славянами, был спасен. Патриарх Сергий в то время организовал ход с иконой Пресвятой Богородицы вокруг городских стен и опасность была отвращена. С этими событиями связан благодарственный проимий знаменитого Акафиста ко Пресвятой Богородице, авторство которого иногда приписывают самому Сегию.
Будучи правой рукой императора во всех его начинаниях, патриарх Сергий всегда старался оставаться в тени и даже в церковных делах действовал именем императора. Так, о своем религиозном эдикте, "Енфесисе", Ираклий уже по смерти Сергия писал папе Иоанну IV: "не я диктовал его, а патриарх Сергий составил его еще за пять лет до моего возвращения с Востока и упросил меня издать его с моим именем и подписью."
Сергий остался в истории как еретик-монофелит, подпавший анафеме VI Вселенского Собора. Мысль о монофелитстве ("единоволии") как способе примирить монофизитов с Халкидонским Собором явилась у него еще в 610-617 годах (см. моноэнергизм). В 622 году император Ираклий, - т.е. его устами Сергий, - побеждает с помощью учения о единоволии предстоятеля армянских монофизитов-акефалов, Павла Одноглазого. Вопрос о двух волях был так труден, что Гонорий Римский и Кир Фазидский (потом Александрийский), к которым обращался Сергий, не нашли в его формуле ничего еретического. Святой Максим Исповедник говорит, что Сергий оттолкнул его от себя своим "непостоянством" (το παλίμβολον) в догматическом вопросе. Это выражалось в том, что Сергий шел крайне осторожно, постоянно опрашивал авторитеты обеих сторон, которые хотел примирить, и не раз советовал императору бросить все дело, когда оно грозило привести вместо мира к новому раздору.
Оценки
Как догматист, Сергий впал в ошибку. При этом трудно говорить о его непокорстве голосу Вселенской Церкви. По оценке Б. Мелиоранского, чрезвычайная осторожность, "непостоянство" Сергия происходило от его чувства недостаточного знакомства со строем православной догматической мысли - можно думать, что если бы Сергий услышал соборный голос Церкви, он не отказал бы ему в повиновении. Однако, Сергий не дожил разгара деятельности Максима Исповедника и папы Римского Мартина [1].
Труды
Подробнее о вопросе авторства и участия патриарха Сергия в составлении первого акафиста - Акафиста ко Пресвятой Богородице - см. в ст. акафист.
Веские косвенные данные привели авторитетнейших западных юристов-византологов начала XX века [2] к мысли, что Сергию также принадлежит первая редакция Номоканона.
Использованные материалы
- Мелиоранский, Б., "Сергий, патриарх константинопольский," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
[1] Мелиоранский, Б., "Сергий, патриарх константинопольский," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict...htm
[2] Цахариэ фон-Лингенталь, Бинер, Геймбах, Мортрёлль.