Свт. Анатолий Константинопольский. Фрагмент иконы Софии Премудрости Божией, кон. XIX-нач. XX в. (ЦАК МДА). |
Родился в Александрии и здесь же получил образование. Был рукоположен во диакона святителем Кириллом Александрийским.
В 431 году участвовал в III Вселенском Соборе в Ефесе.
В конце 440-х годов был апокрисиарием Александрийского патриарха в Константинополе. После низложения на разбойничьем Ефесском Соборе 449 года святителя Флавиана при выборах нового Константинопольского патриарха возникли разногласия; было принято решение избрать иногородного кандидата, и выбор пал на Анатолия. Склонявшийся к монофизитству патриарх Александрийский Диоскор I, надеясь, что Анатолий будет повиноваться ему, лично прибыл в Царьград и совершил рукоположение. Так в ноябре 449 года Анатолий взошёл на патриаршую кафедру Константинополя.
Новый патриарх обманул надежды монофизитов и остался верен Православию. В 450 году он подписал томос Римского святителя Льва Великого, где излагалось учение о двух природах во Христе. В 451 году был созван IV Вселенский Собор в Халкидоне, в котором патриарх Анатолий принял деятельное участие. В 458 году под его председательством в Константинополе прошёл Поместный Собор, который подтвердил решения, принятые в Халкидоне, и признал незаконным поставление монофизитского Александрийского патриарха Тимофея Элура.
С именем патриарха Анатолия связано усиление авторитета Константинопольской кафедры. Уже в 449 году патриарх вмешался в дела Никейской епархии, обвинив местного митрополита в неканоническом и жестоком обращении с клириками. В том же году, на Поместном Соборе в Константинополе был низложен Тирский епископ Фотий и город Тир был включен в состав Бейрутской епархии. Во время Халкидонского Собора патриарх Анатолий добился принятия 28-го правила, согласно которому Константинопольская кафедра стала равночестной Римской и закрепила за собой ряд преимуществ.
Патриарх Анатолий способствовал строительству новых церквей в столице, а также перенесению сюда мощей мучеников. В 450 году состоялось перенесение ризы и пояса Богоматери из Иерусалима в Константинополь, в храм Пресвятой Богородицы Халкопратийской. В том же году патриарх восстановил храм Богоматери Влахернской. С помощью императрицы святой Пульхерии он выстроил в 452 году храм в честь 40 мучеников Севастийских, перенеся в него мощи из храма святого Фирса. В 456 году патриарх выстроил храм святого Фомы. В 458 году по повелению патриарха состоялось перенесение мощей мученицы Анастасии Узорешительницы из Сирмия в посвященный ей столичный храм.
7 февраля 457 года венчал на царство императора Льва, что стало вероятно первым случаем коронации императора Константинопольским патриархом.
Патриарху Анатолию приписывалось авторство ряда стихир [2].
Скончался 3 июля 458 года в Константинополе.
Свт. Анатолий Константинопольский. Фрагмент греческой иконы XX-XXI в. |
Почитание
Сохранилось пространное житие патриарха Анатолия, написанное неизвестным автором ранее X века [3] и краткое житие в составе Императорского Минология 1034-1041 годов [4]. Согласно Типикону Великой церкви X века [5] и Синаксарю Константинопольской церкви [6] 20 ноября праздновалась память 4 патриархов, последовательно занимавших Цареградскую кафедру: Максимиана, Прокла, Анатолия и Геннадия. Однако в большинстве восточно-римских календарей память патриарха Анатолия отмечена 3 июля - в день кончины святого [7] В ряде рукописей XII века память патриарха Анатолия встречается под 7 июля [8]. В современном церковном календаре память патриарха Анатолия закрепилась на 3 июля.
Древнейшие русские месяцесловы относят празднование патриарха Анатолия к 20 ноября [9]. Под 3 июля он упоминается в русских календарях с XIV века. В 1-й половине XII века на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в котором 3 июля приводится краткое житие патриарха, а 20 ноября - память его без жития. Великие Минеи Четьи также помещают 3 июля житие, а 20 и 22 ноября - память без жития [10].
В греческой печатной Минее после 6-й песни канона на утрене помещен краткий Стишной Пролог [11] и житие святого.
Изображение патриарха Анатолия как святителя, в фелони, с омофором, с Евангелием в руках, имеется на фреске диаконника церкви Святой Софии в Охриде (Греция), и относится к 1050-м годам. Полуфигурный образ святителя 1317-1318 годов представлен в настенном минологии в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония). Изображение его в рост от 1717-1718 года имеется в церкви святителя Николая в Пелиново. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, начала XVIII века, описывает святителя как старца с округлой бородой, со свитком с надписью: «Царство Твое, Христе Боже, царство» [12] - и предлагает помещать его образ в композиции IV Вселенского Собора (451) рядом с изображением императора Маркиана [13].
Источники, литература
- BHG, N 91-92e.
- ActaSS, Iul., T. 1, 659-666.
- Архангельское Евангелие 1092 г., М., 1912, л. 138.
- Latyšev, Menol., T. 2, 143-145.
- Жуковская, Л. П., Реймсское Евангелие: История его изучения и текст, М., 1978, л. 1об.
- Γεδεών, Βυζαντινὸν ἑορτολόϒιον, ̓Αθῆναι, 1890.
- Болотов, Лекции, т. 4, 279-310.
- Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 3, 251-252.
- Карташев, Соборы, 261-287.
- Γεννάδιος μητρ., ῾Ηλιουπόλεως. ῾Ιστορία τοῦ οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου, ̓Αθῆναι, 1953, 274.
- ΘΗΕ, т. 2, 642-644ю
- Meyendorff, J., Imperial Unity and Christian Divisions, N. Y., 1989.
Иконография
- Ерминия ДФ, 175, 179.
- Hammann-McLean, Hallensleben, Plan 4, N 13.
- LCI. Bd. 5. Sp. 137.
- Миjовић, Менолог., 281, 389.
Использованные материалы
- Василик, В. В., Лосева, О. В., Луковникова, Е. А., "Анатолий, патриарх Константинопольский," Православная энциклопедия, т. 2, 263-264:
[1] В Греческих Церквах также 7 июля и 20 ноября.
[2] Однако, по указанию статьи Православной энциклопедии, ныне минейные стихиры с надписанием «Анатолия» (̓Ανατολίου) приписывают либо гимнографу-студиту 2-й половины VIII века или митрополиту Фессалоникийскому конца IX века.
[3] BHG, N 91, 92.
[4] BHG, N 92е.
[5] Mateos. Typicon, 108-109.
[6] SynCP., Col. 240.
[7] Эта память имеется в Типиконе Великой церкви (X в., Mateos. Typicon, 330-331), Минологии Василия II (Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 1, 580), Синаксаре Константинопольской церкви (Х в., SynCP. Col., 795-796), Императорском Минологии 1034-1041 гг. (Latyљev, Menol, T. 2, 143-145), Петровом Прологе (XI в., Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 2, 198).
[8] Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 2, 204.
[9] Реймсское Евангелие 1-й пол. XI в. (Л. 1об.), Архангельское Евангелие 1092 г. (Л. 138) и др.
[10] Иосиф, архим., Оглавление ВМЧ, Стб. 194, 196 (1-я паг.); 296 (2-я паг.).
[11] Μηναῖον, ̓Ιούλιος, 29.
[12] § 15. № 9
[13] § 20.