Кирилл V (Каракалла), патриарх Константинопольский |
Родился в конце XVII века в Димицане (Пелопоннес), происходил из знатного греческого рода.
После захвата Пелопоннеса в 1715 году турками был вывезен в Константинополь, бежал на Афон, затем на остров Патмос, где обучался в Патмосской школе (Патмиаде) у дидаскала Макария Патмосского (Калогеры) и принял монашеский постриг. Не завершив обучения, Кирилл переехал в Константинополь, где жили его брат и сестра.
В 1737 году рукоположен во митрополита г. Меленико (ныне Мелник, Болгария).
С 22 января 1745 по сентября 1748 году занимал митрополичью кафедру Никомидии. Предшественник Кирилла на Никомидийской кафедре Гавриил при поддержке одной из партий при дворе султана на протяжении трёх лет пытался оспорить назначение Кирилла и в итоге добился своего восстановления.
28 или 29 сентября 1748 года Кирилл был поставлен патриархом Константинопольским вместо Паисия II, занимавшего патриарший престол в 1744-1748 годах в третий раз. Противники Кирилла утверждали, что его поставление связано со взятками и интригами высокопоставленных родственников, однако архивные документы свидетельствуют, что Паисий оставил патриарший престол добровольно, а Кирилл был избран общим решением Поместного Собора [1].
В июне 1751 года был низложен и удален на остров Халки, это было связано с его позицией о необходимости перекрещивания католиков при переходе в Православие.
7 сентября 1752 года был возвращён на патриаршую кафедру.
Ему активно противодействовали митрополит Каллиник и удаленные из Константинополя архиереи, находившиеся в оппозиции к Кириллу V.
15 или 16 января 1757 года Кирилл V был вновь низложен. "Низложение" собственноручно подписал Каллиник, избранный на патриарший престол. Документ резкой полемической направленности содержит многочисленные выпады и оскорбления в адрес Кирилла.
Он был сослан на Кипр (по другим сведениям, на Синай), затем получил дозволение переселиться на Афон, где подвизался в скиту св. Анны.
В 1763 году он без разрешения патриарха Константинопольского Самуила прибыл в столицу под предлогом решения долговых вопросов. В действительности его приезд объяснялся желанием вернуться на патриаршую кафедру в третий раз. Однако эти попытки не увенчались успехом: патриарх Самуил подтвердил документ о низложении 1757 года, и Кирилл вновь был сослан сначала на Синай, а затем на Афон.
Изображение Кирилла V на фреске в скиту св. Анны [2] содержит дату "27 июля 1775", однако невозможно сказать, идет ли речь о дате его кончины или о времени создания изображения.
Проблемы, которые был вынужден решать Кирилл V, взойдя на патриарший престол, заключались, во-первых, в чрезмерной концентрации в Константинополе архиереев, не желавших подолгу находиться в своих митрополиях, а во-вторых, в нестабильности финансового положения Патриархата. Патриарх Кирилл принял меры для решения этих вопросов. Январем 1751 и 1755 годом датированы распоряжения об удалении архиереев из столицы.
В сентябре 1755 года Кирилл V создал комиссию для исправления тяжелого экономического положения Патриархата, в которую вошли митрополиты Ираклийский, Никомидийский и Критский, служащие ведомства Великой церкви и представители ремесленных объединений Константинополя [3]. По инициативе патриарха Кирилла в 1752 году была основана больница в Адрианополе, в 1753 году - в Константинополе.
Особое внимание Кирилл уделял вопросам просвещения: маем 1750 года датирован патриарший сигиллий об управлении и о финансировании Афонской академии (Афониады). 7 июля 1753 года он подписал сигиллий о назначении преподавателем в Афониаду богослова Евгения (Булгариса). О просветительских трудах Кирилла V писал в 1768 году его близкий друг поэт Кесарий Дапонте в сб. «Мысленные цветы» (῎Ανθη νοητά).
Патриарх Кирилл V уделял много внимания отношениям с католиками. Он активно поддерживал патриарха Антиохийского Сильвестра в его борьбе с католическим прозелитизмом, а также занял жесткую позицию в вопросе о повторном крещении католиков и армян, переходящих в Православие. Необходимость повторного крещения отстаивал добившийся большой популярности в народе проповедник Авксентий Диакон, против его учения выступали многие иерархи, в т. ч. патриарх Паисий II и преемник Кирилла V патриарх Каллиник IV. Вопрос о принятии инославных в Православие впервые встал перед Кириллом V уже в 1748 году, однако особую остроту он приобрел во время его второго патриаршества. 28 апреля 1755 года втайне от патриарха 18 архиереев во главе с митр. Кизическим Ананией составили синодальный декрет против повторного крещения. В ответ Кирилл V в июне опубликовал послание, в котором предал анафеме всех принимавших этот декрет. Архиереи, подписавшие декрет, были удалены из столицы, а послание патриарха Кирилла прочитано с амвона во всех церквах. В июле 1755 года он издал орос о крещении приходящих в Православие, согласно которому "крещения еретиков" назывались "бесполезными водами", а приходящие в истинную веру еретики считались некрещеными. Единственным истинным крещением признавалось совершаемое согласно правилам II Вселенского и Трулльского Соборов, т. е. нагим, с троекратным погружением в купель с освященной водой и елеем, с провозглашением имени одной из Божественных Ипостасей при каждом погружении. Не имея возможности опереться на прокатолически настроенных архиереев Константинопольской Церкви, Кирилл V обратился за поддержкой к восточным патриархам. Орос Константинопольского Собора 1755-1756 был подписан патриархом Кириллом V, патриархом Александрийским Матфеем Псалтом (1746-1766) и патриархом Иерусалимским Парфением (1737-1766).
Противники Кирилла V, добившиеся его низложения, не смогли отменить орос, однако постарались очернить Кирилла в глазах паствы. В кругах, близких к Каллинику IV, было создано несколько полемических произведений, направленных против бывшего патриарха. Наиболее значительное из них, стихотворный памфлет "Разрушитель заблуждений, или Обличение Авксентия и Кирилла" [4], состоящий из 3179 пятнадцатисложников, был написан в начале 1756 года и посвящен событиям 1752-1756 годов. Негативные оценки исторической роли и личности Кирилла V доминировали в греческой научной литературе до конца XIX века, эта тенденция нашла отражение в сочинениях М. Гедеона, К. Лавриотиса и А. Комниноса-Ипсилантиса.
Литература
- Mansi. T. 38. Col. 547-548, 605-622, 633-640;
- Documente privitoare la Istoria Românilor. Bucur., 1909. T. 13: Texte Greceşti privitoare la istoria Românească / Pub. A. Papadopoulos-Kerameus. P. 311-317 [поэма Кесария Дапонте];
- Γεδεών Μ. Βραχεῖα σημείωσις περ τῶν ἐκκλησιαστικῶν ἡμῶν δικαίων. Κωνσταντινούπολις, 1909. Σ. 51-62;
- Σκουβαράς ᾿Ε. Στηλιτευτικὰ κείμενα τοῦ ΙΗ´ αἰῶνος // BNJ. 1970. Bd. 20. S. 50-227.
- Κομνηνός-῾Υψηλάντης ᾿Αθ. ᾿Εκκλησιαστικῶν κα πολιτικῶν τῶν εἰς δώδεκα βιβλίον Η´, Θ´ κα Ι´, ἤτοι Τὰ μετὰ τὴν ῞Αλωσιν (1453-1789). Κωνσταντινούπολις, 1870. Σ. 362-376;
- Γεδεών. Πίνακες. Σ. 641-647;
- Σαβράμης Εὐ. ῾Η πρώτη καθαίρεσις τοῦ οἰκουμενικοῦ πατριάρχου Κυρίλλου τοῦ Ε´ τοῦ Καρακάλου // ΕΕΒΣ. 1933. Τ. 10. Σ. 161-186;
- Papadopoullos Th. Studies and Documents Relating to the History of the Greek Church and People under Turkish Domination. Brux., 1952;
- Γριτσόπουλος Τ. ᾿Αθ. ῾Ο πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως Κύριλλος ὁ Καράκαλλος // ΕΕΒΣ. 1959. Τ. 29. Σ. 367-389;
- idem. Κύριλλος, ὁ Ε´ ὁ Καράκαλλος // ΘΗΕ. Τ. 7. Στ. 1193-1197;
- Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. Camb., 1968. P. 356-359;
- Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 13, 96;
- Podskalsky. Griechische Theologie. S. 59, 332-333;
- Сергий (Говорун), свящ. Богословские аспекты и практика приема в Православие из инославия // Православное учение о церк. таинствах: Мат-лы V Междунар. богословской конф. РПЦ. М., 2009. Т. 3. С. 349-358.
Использованные материалы
- Л. В. Луховицкий. "Кирилл V". // Православная энциклопедия, Т. 34, С. 560-562
- "On the Reception of Heretics", страница сайта "Сlassical christianity" (взята иллюстрация)
[1] Σαβράμης. 1933. Σ. 164-165
[2] опубл. в: Γριτσόπουλος. 1959. Σ. 385
[3] Mansi. T. 38. Col. 633-640
[4] Πλανοσπαράκτης, ἢ Στήλη Αὐξεντίου κα Κυρίλλου; Papadopoullos. 1952. P. 275-364