Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПС 1

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Библия. Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом 1

Свернуть | Скрыть русский перевод | Скрыть церковнославянский перевод

Главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151

В большинстве изданий (греч. и лат.) этот псалом не имеет надписания, может быть потому, что он считался как бы предисловием ко всей Псалтири [1]; уже в древности не все считали его собственно псалмом, а как бы введением к псалмам, и поэтому наш второй псалом называли первым [2].

Автором псалма признается Давид, хотя текст его и не содержит явных указаний на авторство и время написания.

Многие св. отцы относят этот псалом к Иисусу Христу, пищею Которого было исполнять волю - закон Своего небесного Отца (Ин. 4:34) и Которого ни диавол (Мф. 4:1 и д.), ни люди (Мф. 16:23), ни собственная природа человеческая, уклонявшаяся от смертных страданий (Мф. 26:49), не подвинули хотеть противного тому, что хочет Отец. Покорность Его воле Бога Отца достигла своей высочайшей степени в терпеливом перенесении крестных страданий и добровольной смерти; чрез такое послушание Искупитель сделался плодоносным деревом для алкавшего человечества (ст.1-3), и навсегда разрушил власть греха (4-6).

1 Псалом Давида. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,1 Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых, и на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де:

Блажен - синонимично выражению "счастлив". Муж, часть вместо целого (метонимия) - вообще человек. Нечестивый - внутренне разобщенный с Богом, имеющий и духовно живущий настроениями, несогласными с возвышенными заповедями закона: грешный - упрочивающий свое дурное внутреннее настроение в соответствующих внешних поступках, развратитель (евр. letsim, греч. loimnw - насмешник) - не только поступающий лично дурно, но и издевающийся над праведным родом жизни.

Не ходит, не стоит, не сидит - три степени уклонения ко злу, в виде ли внутреннего, хотя и главенствующего, но не постоянного влечения к нему (не ходит), или в упрочении в себе зла путем внешних поступков (не стоит), или в полном уклонении к нему, доходящем до внешней борьбы с божественным учением и до пропаганды своих воззрений.

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!2 но в зако́не Госпо́дни во́ля его́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь.

Воля - настроение, влечение праведного к закону Господа, ко всему Божественному откровению. Размышлять день и ночь - всегда согласовать свое поведение с этим откровением, для чего необходимо всегдашнее памятование о нем (см. Втор 6:6-7).

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.3 И бу́дет я́ко дре́во насажде́ное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист его́ не отпаде́т: и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет.

Следствием внутреннего усвоения праведником закона и жизни по нему будет его внешнее благополучие и успех в делах. Как дерево, растущее при воде, имеет постоянно влагу для своего развития, а потому и бывает плодоносным, так и праведник во всем, что он ни делает, успеет, так как ему покровительствует Бог.

4 Не так - нечестивые, [не так]: но они - как прах, возметаемый ветром [с лица земли].4 Не та́ко нечести́вии, не та́ко: но я́ко прах, его́же возмета́ет ветр от лица́ земли́.

Прах - χνους - λεπτά των αχύρων (Исихий) означает здесь мелкую, от молочения обратившуюся в пыль, мякину; впрочем можно по Вульгате (puluis) разуметь и пыль земную. Внешнее положение нечестивых неустойчиво и непрочно. Грешник не находится в союзе с Богом, и потому не имеет постоянной поддержки (благодати); подобно мякине он не выдержит дуновения ветра Божественного суда (Пс. 17:11).

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.5 Сего́ ра́ди не воскре́снут нечести́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных.

Мучимый угрызениями совести (Прем. 5:2 и д.), он не может прямо стоять (ανίστηναι) на суде, пред собранием праведников, свидетелей и присутствующих на этом суде (ср. 1 Кор. 6:2). "Устоят/воскреснут" - αναςήσονται - resurgent; по евр. якуму - стоять с смело поднятою головою (Лк. 21:28), с уверенностью в правоте своего дела. Св. отцы большею частью это разумеют о последнем суде и о воскресении мертвых.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.6 Я́ко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечести́вых поги́бнет.

Господь знает (в смысле печется, любит), а потому и награждает поведение (путь - деятельность, ее направление) праведных, а путь же грешников оканчивается погибелью (απολειται); ср. Притч. 5:5. В данных стихах нет точного указания, какой разумеется суд Бога - на земле ли, при жизни человека или после его смерти. Но в том и другом случае остается одинаковый смысл - Господь наградит только праведных.

История еврейского народа представляет много фактов, показывающих, что и при земной жизни, когда Господь является судьей человека, Он наказывает нечестивых. Но так как землею не ограничивается существование человека, то и конечный суд над ним будет произведен в последний день, т. е. на страшном суде (ср. Мф. 3:12; 1 Кор. 6:2).

Свернуть | Скрыть русский перевод | Скрыть церковнославянский перевод

Главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151

Использованные материалы



[1]  Так думают св. Василий Великий, бл. Иероним Стридонский и другие

[2]  ср. Деян. 13:33 по Cod. D., у Оригена, Тертуллиана и др.

Редакция текста от: 28.06.2012 18:38:14

"ПС 1" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google