Свт. Василий Великий |
Память 1 января, 19 января (Греч. - Воспоминание чуда отверзения церковных дверей молитвою свт. Василия Великого в Никее), в Соборе Трех святителей и вместе со своей святой семьей (в Неделю по Богоявлении) (Греч.)
Родился около 330 года [1] в поселении Аннеса или Аниса [2]. Отец его, Василий, и мать Емилия принадлежали к родовитым семьям Каппадокии и Понта и дали своим многочисленным детям наилучшее воспитание.
На 18-м году св. Василий отправился в Константинополь, где слушал знаменитого в то время софиста Ливания, а потом провел несколько лет в Афинах, тогдашнем центре высшего философского образования; там он подружился с жившим для той же цели в Афинах Григорием Назианзином, а также познакомился с будущим императором Юлианом.
Вернувшись в Кесарию (ок. 357), Василий принял св. крещение и был посвящен в чтецы, после чего, проникшись аскетическим идеалом, захотел ближе познакомиться с процветавшим тогда монашеством и через Сирию и Палестину отправился в Египет. Здесь христианская жизнь произвела на него двойственное впечатление: он был поражен удивлением перед чрезвычайными подвигами св. отшельников — и вместе с тем глубоко огорчен господствовавшими в Церкви разделениями и смутами, по случаю арианской ереси и различных расколов.
По возвращении на родину Василий Великий деятельно занялся устроением монашества, основал несколько монастырей в Понтийской области и написал для них устав.
Посвященный в 362 г. в диаконы и в 364 г. в пресвитеры, Василий Великий принимал весьма влиятельное участие в церковных делах и успешно противодействовал арианам, получившим преобладание при императоре Валенте и хотевшим завладеть кесарийскою церковью. Вместе с тем Василий Великий занялся организацией христианской благотворительности, основал множество убежищ для бедных (птохотрофий) и при всяком случае бесстрашно заступался за угнетенных и гонимых. Все это, в соединении с безупречным аскетическим образом жизни, приобрело Василию огромную популярность.
Василий Великий |
В 371 году Василий Великий по случаю одного церковного празднества говорил большую проповедь богословского содержания. Не желая сразу отталкивать тех полуариан, которые были готовы признать божество Сына Божия, но не решались присвоить того же достоинства и Духу Святому, Святитель, говоря о третьем Лице Св. Троицы, ни разу не назвал его прямо Богом. Молва об этом вызвала большое негодование в разных местах. Самого Василия Великого, а также и свт. Григория Назианзина, пытавшегося защитить своего друга, стали обвинять не только в малодушии, но и прямо в вероотступничестве. Однако величайший в то время богословский авторитет, св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (вскоре после того скончавшийся), успел письменно засвидетельствовать в самых уважительных словах безупречное православие Василия Великого и правильность его образа действий.
Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: "Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь".
В 372 г. кесарийскому святителю пришлось выдержать новую бурю. Император Валент решился навязать арианство Кесарийской Церкви и сокрушить ее архиепископа. С этою целью он отправил сначала префекта Эвиппия с другим своим царедворцем, а потом явился и сам. Св. Василий отлучил от церкви вельмож-еретиков, а самого Валента допустил в храм только для принесения даров. Император не решился привести в исполнение свои угрозы и удалился, ничего не сделав.
Св. Василий, разрушивший свое здоровье аскетическими подвигами и уже с сорокалетнего возраста называвший себя в письмах стариком, скончался 1 января 379 г. [3], 49 лет от роду.
Глава Василия Великого. Великая Лавра. Афон |
Мощи и почитание
Десная рука Василия Великого. Венеция. Церковь св. Георгия Греческого (dei Greci). |
Молитвословия
Тропарь, глас 1.
Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи укра́сил еси́,/ ца́рское свяще́ние о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 4
Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве,/ подая́ всем некрадо́мое госпо́дство челове́ком,/ запечатле́я твои́ми веле́ньми,/ небоявле́нне Васи́лие преподо́бне.
Оценки жизни и трудов святителя Василия
Современник Василия Великого, епископ Амфилохий Иконийский так оценил его заслуги:
Труды
Несмотря на такую сравнительно краткую жизнь, наполненную столь разнообразными и трудными делами, св. Василий оставил после себя богатейший вклад в святоотеческую литературу, где его сочинения занимают одно из первых мест.
Вот перечень сочинений, несомненно ему принадлежащих:
- Девять бесед на шестоднев;
- шестнадцать бесед на разные псалмы;
- пять книг в защиту православного учения о Св. Троице против Евномия;
- двадцать четыре беседы о разных предметах;
- семь аскетических трактатов;
- Нравственные правила, в двух редакциях (пространной и краткой)
- устав подвижнический;
- две книги о крещении;
- книга о Духе Св.;
- несколько проповедей и 366 писем к разным лицам.
С начала XVI века сочинения св. Василия Великого печатались много раз. Главные издания суть: парижское 1526 г., гаагское 1528 г., базельское 1532 г., венецианское 1535 г., базельские 1551 и 1566 гг. и парижское 1618 г. Полный русский перевод сочинений Василия Великого издан Московскою духовной академией, в "Творениях св. Отцов".
Богослужебное творчество
Святителю Василию принадлежит составление Литургии, позже названной его именем.
Взгляд Василия Великого на церковное пение выразился в следующих словах:
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Православный календарь на сайте Православие.RU
- http://www.days.ru/Life/life6490.htm
- http://www.days.ru/Life/life135.htm - подробное житие
- Тропари и кондаки взяты с сайта Троицкого прихода в Балтиморе
- Дигтяренко Галина, "Василиада", Православный паломник:
[1] По Брокгаузу - в 329 г.
[2] Άννησα или Ἅνισα. Первая указывается поселением близ Неокесарии Понтийской, согласно http://www.saint.gr/1/saint.aspx. Вторая - на начало XXI в. курган Карахуюк близ дер. Кюлтепе Карум, Турция - близ Кесарии Каппадокийской.
[3] По Брокгаузу - в 378 г.